Программа по внеурочной деятельности «Юные командиры»
рабочая программа по обж (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Юные командиры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_yunye_komandiry.docx | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г.Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
От «30» августа 2015 года
Председатель педсовета
____________И.В. Тлехас
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению «Юные командиры»
Ступень обучения (класс) среднее общее образование, 5, 6 класс
Количество часов 34 часа, в неделю 1 час
Учитель Пфеффер Ирена Викторовна
Программа разработана на основе авторской программы по внеурочной деятельности военно-патриотической направленности. Авторы В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Е.И.Коротеева, под редакцией В.А.Горского. Москва, «Просвещение» 2010.
Пояснительная записка
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из главных целей стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Военно-патриотическое воспитание становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Перспективы его развития были определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 год» (программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422).
Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования и военно-патриотического воспитания начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены Закон РФ «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», проекты новых Государственных образовательных стандартов, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «Об обороне», материалы с интернет-сайта www.OBG33.narod.ru
Программа строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей школьников.
Программа предусматривает 2 года обучения. Предусмотрено 68 учебных часов.
Цель программы:
- Развитие способности школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
- Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
- Формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
- Героико-патриотическое воспитание и формирование чувства гражданского долга.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни;
- Социализация и воспитание творческой личности.
- Наполнение детского досуга социально значимым смыслом;
- Расширение кругозора.
Задачи:
- Утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа военной службы.
- Создание новой эффективной системы воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государственному выполнению долга и служебных обязанностей.
- Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы воспитания у учащихся нравственности, честности, бескорыстия, справедливости, физического развития.
- Способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.
Виды деятельности:
- учебные занятия;
- секции по военно-прикладным видам спорта;
- месячники работы по военно-патриотическому воспитанию;
- вахта памяти;
- поисковая работа;
- военно-спортивные состязания;
- походы в музей;
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
- совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения;
- физическое воспитание через развитие системы дополнительного образования.
Организационно-методические условия:
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
- системность;
- единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
- стимулирование познавательной активности школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
- постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- Вооружённые Силы Российской Федерации: Понятие о протяжённости границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Воинские профессии, должности, звания и знаки различия в Российской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов.
- Краткая история Вооружённых Сил России: Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Великие полководцы России. Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
- Строевая подготовка: Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевой шаг.
- Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений.
- Первая медицинская помощь. Виды травм, классификация. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
- Общечеловеческие ценности;
- Правила дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- Выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям. Оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
- Составлять словарь воинских терминов, рисовать боевую технику различного типа. Рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги; собирание коллекций оловянных солдатиков, образцов различной боевой техники разных времён, почтовых марок, открыток по военной тематике.
- Выполнять строевые приемы на месте и в движении. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте.
- Оказывать первую медицинскую помощь при легких ранениях и травмах. Останавливать кровотечение, накладывать повязки, обеззараживать рану.
Итоговая работа курса:
- Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России (представление и защита подготовленных компьютерных презентаций с помощью учителя. Допускается как индивидуальная работа, так и коллективная).
- Итоговая конференция по истории Российской армии.
- Выпуск стенгазеты ко Дню защитников Отечества, Дню победы.
- Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности.
Учебно-тематический план 5 класс
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вооружённые Силы Российской Федерации | 2 | 2 | ||
История Вооружённых Сил России | 3 | 2 | 1 | |
Строевая подготовка | 6 | - | 6 | |
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы | 2 | 2 | - | |
Физическая подготовка | 6 | - | 6 | |
Огневая подготовка | 6 | 1 | 5 | |
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности | 3 | - | 3 | |
Первая медицинская помощь | 4 | 4 | ||
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооружённых Сил России | 2 | 2 | - | |
Итоговая конференция по истории Российской армии | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 34 |
Содержание курса
- Вводное занятие. Вооружённые Силы Российской Федерации
Понятие о протяжённости границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Воинские профессии, должности, звания и знаки различия в Российской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов.
Практическая работа: составление словаря воинских терминов; рисование боевой техники различного типа.
- Краткая история Вооружённых Сил России
Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Великие полководцы России. Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
Практическая работа: рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги; собирание коллекций оловянных солдатиков, образцов различной боевой техники разных времён, почтовых марок по военной тематике.
- Военные училища и спортивно-технические клубы
Ознакомление с системой военного образования в России, условиями поступления в военные училища.
- Строевая подготовка
Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте.
Практическая работа: Выполнение строевых упражнений. Подготовка и участие в «Смотре строя и песни».
- Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы.
Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений. Посещение музеев, мемориалов боевой славы русского воинства.
Практическая работа: рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги, картона; макетирование эпизодов сражений Великой Отечественной войны.
- Физическая подготовка
Тренинг на выработку силы рук. Упражнения на перекладине. Соревнования по подтягиванию. Подвижные игры. Комплексная военизированная эстафета.
- Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности
Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества, Дню Победы. Подготовка и участие в конкурсе военно-патриотических песен. Участие в мероприятиях посвящённых Дню защитника Отечества, Дню победы, Дню пограничника
- Первая медицинская помощь
Виды травм, классификация. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
Практическая работа: Правила наложения повязок. Оказание помощи при ранениях и травмах.
- Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России
Работа в сети Интернет, сбор и анализ информации по военной тематике. Оформление собранных материалов.
Практическая работа: представление и защита подготовленных компьютерных презентаций.
- Итоговая конференция по истории Российской армии
Подведение итогов занятий по курсу. Подготовка итоговой конференции, посвящённой истории Российской армии.
Практическая работа: проведение конференции.
Учебно-методическое обеспечение для учителя
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон «Об обороне».
- Интернет-сайт www.OBG33.narod.ru
- Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов на/Д.: Феникс, 2006.
- Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422.
- Закон «Об образовании».
- Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.
- Подборка журналов «Воспитание школьников».
- Строевой устав
- Плакаты.
- Видеофильмы.
Календарно-тематическое планирование «Юные командиры» 5 класс
№ п/п | Название раздела, тема занятий | Количество часов | Дата проведения | Оборудование занятия | ||
теория | практика | По плану | По факту | |||
Вооружённые Силы Российской Федерации 2 часа | ||||||
1. | Понятие о протяжённости границ России. Флаги родов войск Вооружённых Сил РФ. | 1 | - | Компьютер, проектор, плакаты | ||
2. | Воинские профессии | 1 | - | Компьютер, проектор, плакаты | ||
История Вооружённых Сил России 3 часа | ||||||
3. | Основание русской регулярной армии при Петре I. | 1 | - | Мультимедийное оборудование | ||
4. | Освободительные войны России Великие полководцы России. | 1 | - | |||
5. | Собирание коллекций военной тематики | - | 1 | |||
Строевая подготовка 6 часов | ||||||
6. | Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. | - | 1 | Мультимедийное оборудование Строевой устав | ||
7. | Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. | - | 1 | Строевой устав | ||
8. | Повороты, перестроения на месте. Движение строевым шагом. | - | 1 | Строевой устав | ||
9. | Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание. | - | 1 | Строевой устав | ||
10. | Управление строем. Повороты в движении | - | 1 | Строевой устав | ||
11. | Строевые приёмы. | - | 1 | Строевой устав | ||
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре 2 часа | ||||||
12. | Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений | 1 | - | Библиотечный фонд | ||
13. | Произведения о подвигах российских воинов на полях сражений. | 1 | - | Библиотечный фонд | ||
Физическая подготовка 4 часа | ||||||
14. | Упражнения на перекладине. | - | 1 | Спортивная форма, зал, перекладина | ||
15. | Элементы военизированной полосы препятствий | - | 1 | Спортивная форма, с/зал | ||
16. | Соревнования по подтягиванию. | - | 1 | Спортивная форма, с/зал, перекладина | ||
17. | Комплексная военизированная эстафета. | - | 1 | Санитарные носилки, противогазы | ||
Огневая подготовка 6 часов | ||||||
18. | Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. | 1 | Плакаты, макет автомата | |||
19. | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | - | 1 | Плакаты, макет автомата | ||
20. | Неполная разборка и сборка АКМ | - | 1 | Плакаты, макет автомата | ||
21. | Неполная разборка и сборка АКМ | - | 1 | Плакаты, макет автомата | ||
22. | Чистка, уход за оружием | - | 1 | Плакаты | ||
23. | Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия | - | 1 | Инструкции по ТБ | ||
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности 3 часа | ||||||
24. | Участие в спортивных мероприятиях посвящённых Дню защитника Отечества. Выпуск стенгазеты. | - | 1 | Ватман, карандаши, краски | ||
25. | Участие в вахте памяти выпуск стенгазеты ко Дню Победы | - | 1 | Георгиевские ленты Ватман, краски, карандаши | ||
26. | Участие в мероприятии посвящённом Дню пограничника | - | 1 | Ватман, краски, карандаши | ||
Первая медицинская помощь 4 часа | ||||||
27. | Виды травм, классификация | 1 | - | Плакаты | ||
28. | Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах. | 1 | - | Аптечка медицинская | ||
29. | Правила наложения повязок. Оказание помощи при ранениях и травмах | - | 1 | Медицинские средства: бинты, косыночные повязки | ||
30. | Остановка кровотечения | - | 1 | Кровоостанавливающие жгуты, бинты | ||
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России 2 часов | ||||||
31. | Сбор, анализ, оформление информации по военной тематике. | - | 1 | Компьютерный класс | ||
32. | Представление и защита подготовленных компьютерных презентаций. | - | 1 | Мультимедийное оборудование | ||
Итоговая конференция по истории Российской армии 2 часа | ||||||
33. | Подведение итогов занятий по курсу. Подготовка конференции, посвящённой истории Российской армии. | 1 | - | Мультимедийное оборудование | ||
34. | Проведение конференции. Оформление выставки рисунков и работ по курсу. | - | 1 | Мультимедийное оборудование, рисунки | ||
Итого | 34 |
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вооружённые Силы Российской Федерации | 2 | 2 | - | |
История Вооружённых Сил России | 3 | 2 | 1 | |
Военные училища и спортивно-технические клубы | 1 | 1 | - | |
Строевая подготовка | 6 | - | 6 | |
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. | 2 | 1 | 1 | |
Физическая подготовка | 4 | - | 4 | |
Огневая подготовка | 5 | - | 5 | |
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности | 3 | - | 3 | |
Первая медицинская помощь | 4 | 2 | 2 | |
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооружённых Сил России | 2 | - | 2 | |
Итоговая конференция по истории Российской армии | 2 | - | 2 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс Юные командиры
№ п/п | Название раздела, тема занятий | Количество часов | Дата проведения | Оборудование занятия | ||
теория | практика | По плану | По факту | |||
Вооружённые Силы Российской Федерации 2 часа | ||||||
1. | Гимн, герб России. Воинские профессии, должности, звания, знаки различия в Российской армии. | 1 | Компьютер, проектор, большая энциклопедия | |||
2. | Ордена и медали. | 1 | Компьютер, проектор, | |||
История Вооружённых Сил России 3 часов | ||||||
3. | Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
4. | Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
5. | Собирание образцов различной боевой техники разных времён | 1 | Конструктор | |||
Военные училища 1 час | ||||||
6. | Ознакомление с системой военного образования в России, условиями поступления в военные училища | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
Строевая подготовка 5 часов | ||||||
7. | Строй и его элементы. Управление строем. | 1 | Плакаты | |||
8. | Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. | 1 | Плакаты | |||
9. | Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание. | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
10. | Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание. | 1 | ||||
11. | Подготовка и участие в «Смотре строя и песни». | 1 | ||||
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи. Музеи боевой славы 2 часа | ||||||
12. | Действия русских воинов на полях сражений. Произведения о подвигах | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
13. | Музеи, мемориалы боевой славы русского воинства | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
Физическая подготовка 4 часа | ||||||
14. | Упражнения на перекладине. | 1 | Спорт.площадка | |||
15. | ОФП (Общая физическая подготовка) | 1 | ||||
16. | Элементы военизированной полосы препятствий | 1 | Спорт.площадка | |||
17. | Соревнования по подтягиванию. | 1 | Перекладина | |||
Огневая подготовка 6 часов | ||||||
18. | Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
19. | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | 1 | Плакаты | |||
20. | Неполная разборка и сборка АКМ | 1 | Плакаты | |||
21. | Неполная разборка и сборка АКМ. Чистка, уход за оружием | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
22. | Порядок и правила стрельбы из автомата. | 1 | Плакаты | |||
23. | Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия | 1 | Плакаты. Инструкции | |||
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности 3 часа | ||||||
24. | Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества. Дню победы | 1 | Бумага, краски | |||
25. | Подготовка и участие в конкурсе военно-патриотических песен. | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
26. | Посещение воинской части | 1 | ||||
Первая медицинская помощь 4 часа | ||||||
27. | Первая помощь при ранениях и травмах. | 1 | ||||
28. | Правила наложения повязок, наложения повязок | 1 | Медицинская аптечка | |||
29. | Первая помощь при кровотечении | 1 | Медицинская аптечка | |||
30. | Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах. | 1 | Медицинская аптечка | |||
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России 2 часа | ||||||
31. | Работа в сети Интернет, сбор и анализ информации по военной тематике. | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
32. | Оформление собранных материалов. Представление и защита компьютерных презентаций. | 1 | Мультимедийное оборудование | |||
Итоговая конференция по истории Российской армии 2 часа | ||||||
33. | Подведение итогов занятий по курсу. | 1 | ||||
34. | Проведение конференции. Оформление выставки рисунков и работ по курсу. | 1 | ||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Юный рыболов"
Программа по внеурочной деятельности для 5-9 класса....
Программа курса внеурочной деятельности "Юные естествоиспытатели"
Главное назначение данного курса заключается в формировании навыков исследовательской деятельности у младшего школьника.Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении эк...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный программист»
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и инф...
Программа курса внеурочной деятельности: "Юный эколог".
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В. СухомлинскийКружок «Ю...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Планирование внеурочной деятельности...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный кинолог"
внеурочная деятельность для 5-6 классов...