Программа курса внеурочной деятельности: "Юный эколог".
методическая разработка на тему
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ
Программа курса внеурочной деятельности.
« Юный эколог»
Направление: общеинтеллектуальное.
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Чибисова В.Е.
2015/2016 учебный год.
Пояснительная записка.
- Нормативно-правовая база:
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.
• № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
• Закон Нижегородской области «Об образовании».
• Устав школы.
• Локальные акты школы.
- Назначение программы:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф (землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:
программа рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Объём часов, отпущенных на занятия:
Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся один раз в неделю.
Всего за год обучения – 34 часа.Продолжительность одного занятия: 1 час.
Цели:формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
- Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Кружок работает в течение учебного года, один раз в неделю, всего 34 занятия. Продолжительность одного занятия – 45 мин. План. Программа кружка разработана для обучающихся 5-7 классов.
- Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
- К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
- К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
- К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
5. Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2.Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам.
3.Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
Структура курса.
Раздел программы | Количество часов | УУД |
Вводное занятие. | Познавательные: закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | |
Экология леса | 3 | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы под руководством взрослых. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта). Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Экология рек. | 2 | Познавательные: осознанное и речевое высказывание собственного отношения к окружающему миру. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Коммуникативные: умение работать в группе; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. |
Растения и животные Нижегородской области. | 4 | Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; умение работать в паре. |
Домашние животные. | 3 | Познавательные: умение наблюдать природу, анализировать, задавать вопросы об окружающем мире. Регулятивные: выполнять учебные действия в умственной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Мой дом. | 5 | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать, осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) при выполнении заданий и подготовке проекта. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта), учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Кол-во часов | Раздел | Тема | Описание содержания | |
1 | Вводное занятие. | Что такое экология. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. | |
1 | Зеленая Россия. | Акция: «Зеленая Россия». | Посадка деревьев на территории школы. | |
1 | Веселое путешествие в природу. | Беседа, просмотр презентации. | ||
2 | Пр.зан. Творческая мастерская. | Изготовление поделок из природного материала. | ||
1 | Беседа «Экологическая ситуация в области». | Беседа, просмотр презентации. | ||
1 | Игра «Почемучки». | Экологическая викторина. | ||
1 | Экологическая безопасность. | Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа» | ||
2 | Экология леса. | Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных). | Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. | |
2 | Экология леса. | Ситуации в поведении людей в природе (обсуждение ситуаций). | ||
1 | Викторина «В мире животных» | Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». | ||
2 | Экология рек. | Экология рек (охрана). | Формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес, бережное отношение и заботу. | |
1 | Игра – путешествие «Подводное царство» | |||
1 | Животные, обитающие в реках | Просмотр видеофильмов. | ||
2 | Растения и животные Нижегородской области. | Животные нашей области. | Знакомить детей с животными нашей области. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на их жизнь.). Развивать интерес к наблюдениям за животными. | |
1 | Лекарственные растения нашей области. | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. | ||
1 | Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных. | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | ||
1 | Охрана растений и животных. Красная книга. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о растениях и животных с опорой на план, игра – имитация. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. | ||
2 | Домашние животные | Домашние животные | Рассказ о своих питомцах, фотографии. | |
1 | Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | ||
1 | Турнир всезнаек природы. | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | ||
1 | Мой дом. | Акция «Создаём уют в школе» (посадка, полив комнатных растений) | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | |
2 | Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | ||
1 | Экология нашего посёлка (экскурсия). | Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения). | ||
1 | Практическая работа | Участие в мероприятиях по уборке территории посёлка | ||
1 | Праздник друзей природы | Выставка сочинений, рисунков. | ||
1 | Итоговое. | Подведение итогов работы кружка. | ||
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в массовой внеучебной деятельности;
Информационно-методическое обеспечение.
1. Художественная и научная литература.
2. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Юные естествоиспытатели"
Главное назначение данного курса заключается в формировании навыков исследовательской деятельности у младшего школьника.Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении эк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-878971-1485846417.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"
Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/06/picture-931264-1583470724.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"
Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013840-1519054288.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»
Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широког...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/24/picture-1072117-1729765158.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...
Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"
Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"для учащихся 8-9 класса. Содержит пояснительную записку, результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование...
Программа курса внеурочной деятельности "Юные волонтеры"
Данная программа разработана для проведения внеурочных занятий с учащимися 5 класса с целью развития волонтерской деятельности класса....