Программа курса внеурочной деятельности: "Юный эколог".
методическая разработка на тему

Чибисова Валентина Евгеньевна

 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Кружок «Юный эколог»  имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2015-2016.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ

 

Программа курса внеурочной деятельности.

 Кружок

 « Юный эколог»

Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации: 1 год.

 

Составитель: Чибисова В.Е.

2015/2016 учебный год.

Пояснительная записка.

  1. Нормативно-правовая база:

•        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

•        Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.

•        № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)

•        Конвенция ООН о правах ребенка

•        Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

•        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

•        Закон Нижегородской области «Об образовании».

•        Устав школы.

•        Локальные акты школы.

  1. Назначение программы:

 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Кружок «Юный эколог»  имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф  (землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия:

 программа рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.

Объём часов, отпущенных на занятия:

Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся один раз в  неделю.

 Всего за  год обучения – 34 часа.Продолжительность одного занятия: 1 час.

Цели:формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.

 

  1. Методы, используемые для реализации работы кружка:
  1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  1. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы

      3.   Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,  дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  1. Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Кружок работает в течение учебного года, один раз в неделю, всего 34 занятия. Продолжительность одного занятия – 45 мин. План. Программа кружка разработана для обучающихся 5-7 классов.

            

  1. Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
  • К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
  • К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
  • К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

5. Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

  

1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2.Проявлять  интерес, доброту к природным явлениям и объектам.

3.Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться  к природе, проявлять  творчество.

              

Структура курса.

Раздел программы

Количество часов

УУД

Вводное занятие.

Познавательные: закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Экология леса

3

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы под руководством взрослых. Регулятивные: в    сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта). Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Экология рек.

2

Познавательные: осознанное и речевое высказывание собственного отношения к окружающему миру. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Коммуникативные: умение работать в группе; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.

Растения и животные Нижегородской области.

4

Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: участвовать  в диалоге при выполнении заданий; умение работать в паре.

Домашние животные.

3

Познавательные: умение наблюдать природу, анализировать, задавать вопросы об окружающем мире. Регулятивные: выполнять учебные действия в умственной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Мой дом.

5

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать, осуществлять поиск существенной информации  (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)  при выполнении заданий и подготовке проекта. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта), учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Тематическое планирование.

Дата

Кол-во часов

Раздел

Тема

Описание содержания

1

Вводное занятие.

Что  такое экология.   Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                              

Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

1

Зеленая Россия.

Акция: «Зеленая Россия».

Посадка деревьев на территории школы.

1

Веселое путешествие в природу.

Беседа, просмотр презентации.

2

Пр.зан. Творческая мастерская.

Изготовление поделок из природного материала.

1

Беседа «Экологическая ситуация в области».

Беседа, просмотр презентации.

1

Игра «Почемучки».

Экологическая викторина.

1

Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

2

Экология леса.

Природа  в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных).

Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2

Экология леса.

Ситуации в поведении людей в природе (обсуждение ситуаций).

1

Викторина «В мире животных»

Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?».

2

Экология рек.

Экология рек (охрана).

Формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес, бережное отношение и заботу.

1

 Игра – путешествие «Подводное царство»

1

Животные, обитающие в реках

Просмотр видеофильмов.

2

Растения и животные Нижегородской области.

Животные нашей области.

Знакомить детей с животными нашей области. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на их жизнь.). Развивать интерес к наблюдениям за животными.
Активизировать словарь детей.  Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

1

Лекарственные растения нашей области.

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.

1

Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных.

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

1

Охрана растений и животных. Красная книга.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о растениях и животных  с опорой на план, игра – имитация. Знакомство  с Красной книгой Нижегородской области.

2

Домашние животные

Домашние животные

Рассказ о своих питомцах, фотографии.

1

Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

1

Турнир всезнаек природы.

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

1

Мой дом.

Акция «Создаём уют в школе» (посадка, полив комнатных растений)

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

2

Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной»

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

1

Экология нашего посёлка (экскурсия).

Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения).

1

Практическая работа

Участие в мероприятиях по уборке территории посёлка

1

Праздник друзей природы

Выставка сочинений, рисунков.

1

Итоговое.

Подведение итогов работы кружка.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в массовой внеучебной деятельности;

Информационно-методическое обеспечение.

1. Художественная и научная литература.

2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Юные естествоиспытатели"

Главное назначение данного курса заключается в формировании навыков исследовательской деятельности у младшего школьника.Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении эк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"

Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"

Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....

Программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»

Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широког...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...

Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"

Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"для учащихся 8-9 класса. Содержит пояснительную записку, результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование...

Программа курса внеурочной деятельности "Юные волонтеры"

Данная программа разработана для проведения внеурочных занятий с учащимися 5 класса с целью развития волонтерской деятельности класса....