Программа курса внеурочной деятельности "Юные естествоиспытатели"
элективный курс по естествознанию (6 класс) на тему
Главное назначение данного курса заключается в формировании навыков исследовательской деятельности у младшего школьника.
Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении экспериментов и наблюдений и перевод этой потребности в навык исследовательской деятельности.
Цель курса – расширить и систематизировать знания учащихся о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_khimii_6_klass.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова»
Дзержинского района г.Волгограда
Программа внеурочной деятельности
«Юные естествоиспытатели»
для обучающихся 6-х классов
Разработала:
Матвеева Людмила
Владимировна,
учитель химии
высшая квалификационная категория
Волгоград 2015
Пояснительная запискаВ настоящее время приоритетным направлением в методике является деятельностный подход, на его основе выстраиваться отношения с современными школьниками. Это напрямую связано с изменениями в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности школьника, создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, то есть качеств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде путем адекватного отражения и активного воздействия. Младший школьник становится в позицию субъекта собственной деятельности. И это позволяет ему развивать свои личностные компетенции.
Младший школьник, как и все дети, исследователь, однако эта деятельность не должна проходить стихийно и бесконтрольно. Необходимо соблюдение техники безопасности при любых исследованиях, а это возможно при наличии организационной деятельности учителя.
Исследовательская деятельность школьника складывается из умений проводить ими наблюдения и эксперименты, и делать выводы.
На первоначальном этапе обучения любой эксперимент ставится школьником только под руководством преподавателя.
Главное назначение данного курса заключается в формировании исследовательской деятельности у младшего школьника.
Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении экспериментов и наблюдений и перевод этой потребности в навык исследовательской деятельности.
Цель курса – расширить и систематизировать знания учащихся о природе.
Изучение курса способствует решению следующих задач:
- формирование интереса к изучению естественных наук;
- знакомство с понятиями о веществах живой и неживой природы;
- выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами;
- формирование навыков работы в коллективе;
- формирование навыков проводить микроисследования и фиксировать их результаты.
Данный курс предназначен для обучающихся 6-х классов.
Продолжительность курса – 34 часа (1 час в неделю).
Условия реализации программы:
Организация занятий по исследовательской тематике предполагает создание развивающей исследовательской среды, которая содержит специальную литературу по ученическим темам исследований, необходимые оборудование и реактивы.
Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
Обучающиеся должны:
1. Научиться работать.
2. Приобрести опыт планирования работы.
3. Приобрести опыт работы в коллективе.
4. Научиться работать с информацией, проводить простейший эксперимент.
5.Расширить свой кругозор.
6.Развивать мышление, эмоциональную сферу.
7.Получить опыт публичного выступления.
Программа внеурочной деятельности «Юные естествоиспытатели».
Содержание программы.
Тема 1. Введение (2 часа)
Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Практическая работа:
- Лабораторная посуда и оборудование.
Тема 2. Тела и вещества (7 часов).
Свойства тел. Свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Вещества кристаллические и аморфные.
Практические работы:
- Сравнение свойств различных тел (форма, размер, масса).
- Сравнение свойств различных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).
- Выращивание кристаллов.
Тема 3. Химия на кухне (14 часов).
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.
Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.
Жиры. Виды жиров. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».
Углеводы. Углеводы простые и сложные. Сахар – еще не значит «сладкий». Сорбит – тоже сахар.
Соли: поваренная соль, пищевая сода, мел (карбонат кальция). Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.
Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности. Витамин «С», его значение в нашей жизни.
Пищевые добавки. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
Соки. Виды соков. Состав соков. Роль железа для живых организмов.
Практические работы:
- Определение наличия белка в различных «видах» молока.
- Определение содержания жиров в различных видах продуктов питания (крупы, орехи, чипсы, семена подсолнечника и тыквы).
- Определение содержания крахмала в различных продуктах питания.
- Определение содержания карбоната кальция в скорлупе куриного яйца.
- Определение содержания витамина «С» в овощах и фруктах.
- Определение рН среды растворов различных соков.
Тема 4. Химия в ванной комнате (5 часов).
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Моющая способность мыла. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Шампуни и гели.
Практические работы:
- Определение содержания щелочи в различных видах мыла.
- Определение рН среды растворов стиральных порошков, шампуней и гелей для душа.
Тема 5. Наша домашняя аптечка (6 часов).
Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода. Значение иода для организма человека. «Марганцовка»
Аспирин, его свойства. Зачем необходимо строго соблюдать сроки хранения лекарств.
Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.
Практические работы:
- Приготовление растворов иода и «марганцовки».
- Исследование различных видов аспирина на наличие фенола.
- Исследование адсорбирующих свойств активированного угля.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теорет. занятия | Практ. занятия |
Введение. | 2 | 1 | 1 | |
Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. | 1 | 1 | ||
Лабораторная посуда и оборудование | 1 | 1 | ||
Тела с вещества. | 7 | 4 | 3 | |
Свойства тел. | 2 | 1 | 1 | |
Свойства веществ. | 5 | 3 | 2 | |
Химия на кухне. | 14 | 8 | 6 | |
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. | 1 | 1 | ||
Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков. | 2 | 1 | 1 | |
Жиры. Виды жиров. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». | 2 | 1 | 1 | |
Углеводы. Углеводы простые и сложные. Сахар – еще не значит «сладкий». Сорбит – тоже сахар. | 2 | 1 | 1 | |
Соли: поваренная соль, пищевая сода, мел (карбонат кальция). Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. | 2 | 1 | 1 | |
Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности. Витамин «С», его значение в нашей жизни. | 2 | 1 | 1 | |
Пищевые добавки. Душистые вещества и приправы. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки. | 1 | 1 | ||
Соки. Виды соков. Состав соков. Роль железа для живых организмов. | 2 | 1 | 1 | |
Химия в ванной комнате | 5 | 3 | 2 | |
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Моющая способность мыла. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». | 2 | 1 | 1 | |
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. | 2 | 1 | 1 | |
Шампуни и гели. | 1 | 1 | ||
Наша домашняя аптечка | 6 | 3 | 3 | |
Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода. Значение иода для организма человека. «Марганцовка». | 2 | 1 | 1 | |
Аспирин, его свойства. Зачем необходимо строго соблюдать сроки хранения лекарств. | 2 | 1 | 1 | |
Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые. | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 19 | 15 | |
Литература для учителя.
- Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
- Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
- Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
- Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
- Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
- Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
- Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
Интернет-ресурсы
1. http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
2. http://www.alhimik.ru/ - Алхимик - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....