Внеурочные занятия по основам безопасности жизнедеятельности
статья по обж на тему

Скляренко Антонина Николаевна

Данная работа написана для защиты диплома по профессиональной переподготовки по программе "Основы безопасности жизнедеятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внеурочные занятия по основам безопасности жизнедеятельности»

Автор: учитель ОБЖ Скляренко А.Н.

МКОУ Великоархангельская СОШ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3-5

Глава 1. Концепция развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности» …………………………………………………………6

1.1 Общие предпосылки введения ОБЖ в школьную программу ………6-9

1.2 Базовые понятия предметной области ОБЖ …………………………10-12

1.3 Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности» ………………………………………………………..13-15

Глава 2. Организация процесса повышения мотивационной активности к изучению ОБЖ во внеурочной деятельности ………………………………16

2.1. Внеурочная деятельность как средство гармонического развития школьников …………………………………………………………………16-19

2.2. Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по предмету ОБЖ    ……………………………………………………………..19-20

2.3. Формы и методы организации внеурочной деятельности ………… ..20-22

2.4.Основные показатели эффективности внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ………………………………..22

2.5.Предполагаемые результаты реализации внеурочной деятельности ...22-23

2.6.Принципы организации внеурочной деятельности в школе …………..23

2.7.Условия организации внеурочной деятельности ……………………….24

2.8. Характеристика форм внеурочной деятельности по предмету ОБЖ 24-30

Глава 3. ………………………………………………………………………..31

3.1.Значение внеурочной деятельности  ……………………………………31

3.2.Внеурочная деятельность обучающихся по ОБЖ ……………………31-45

Заключение …………………………………………………………………46-47

Список литературы …………………………………………………………48-51

Введение

           Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, - единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.

           Поэтому, формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и  развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического,  трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

           Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. Как повысить уровень мотивации школьников в изучении ОБЖ, соответственно, и качество образования?  На наш взгляд, эта проблема неоспорима для учителей ОБЖ, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у обучающихся ко многим учебным предметам, в том числе и к ОБЖ. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, теряют интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания обучающихся по предмету неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие.

Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники предмет ОБЖ по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин,  поскольку он не так востребован при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается.  А, тем не менее, в современном мире знания, получаемые на уроках ОБЖ необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Таким образом, наряду с основной целью школьного образования – становления всесторонне развитой личности, способной к активной социальной позиции в обществе – необходимо формирование культуры безопасности жизнедеятельности. А формировать культуру безопасности жизнедеятельности можно успешно через систему внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  

Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности (КБЖД) должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат – обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей, терпит крах.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным обучение школьников в области безопасного существования в современных условиях.

Успех в любой деятельности зависит от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов.

Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность. Активность и устойчивость.

Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Таким образом, развитие мотивационного компонента к изучению безопасности жизнедеятельности школьников, является актуальным.

Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи:

  • совершенствовать  преподавание ОБЖ;
  • позитивно изменять качество образования по предмету через формирование  мотивации интереса во внеурочной деятельности.

С этой целью нами была проведена экспериментальная работа в направлении развития мотивационного компонента культуры безопасности жизнедеятельности через внеурочную деятельность при реализации ФГОС второго поколения.

Цель: повышение уровня сформированности мотивационного компонента к изучению предмета ОБЖ через систему внеурочной деятельности, что, в конечном итоге, повысит культуру безопасности жизнедеятельности школьников.

Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс по ОБЖ будет эффективным, если систематически проводить внеурочную работу по предмету при реализации ФГОС второго поколения.

Глава 1. Концепция развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности»

1.1 Общие предпосылки введения ОБЖ в школьную программу

Потребность в общепризнанной концепции развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» возникла вследствие разногласий, имеющихся между методистами, преподавателями, представителями государственных ведомств и общественных организаций. Разногласия касаются не только содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, но и права учебных курсов и дисциплин из этой области на существование. Назрела острая необходимость обоснования, систематизации и развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» согласно современным условиям и насущным потребностям страны. [16, c. 25]

Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде возникла в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды и достижением масштабами этих преобразований пределов роста.

Разработка и применение всё более мощных технологий преобразования стимулируются базовой потребностью человека в безопасности. Однако, как показывает практика, преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями от взаимодействия с окружающей средой также потенциально опасна: устранение (или уменьшение) обнаруженных исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых, вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных действий. До последнего времени вопросы безопасности от собственных действий в процессе отработки новых технологий решались без проблем - вторичные опасности доводились до приемлемого уровня методом проб и ошибок. Однако в XX веке технологии были доведены индустриальной цивилизацией до такого уровня мощности, что первая же их проба или ошибка в применении стали грозить глобальной катастрофой.

Первой угрозой глобальной катастрофы от собственных действий была осознана возможность быстротечной, но гибельной для человечества «ядерной зимы», которая неизбежна после массированного применения атомных бомб «для преобразования социальной окружающей среды». К настоящему времени выявлен целый ряд глобальных угроз, возникших от жизнедеятельности человека. Глобальной катастрофой стало грозить даже применение прежде безопасных (при ограниченном применении) технологий промышленности и сельского хозяйства, постепенно преобразующих природную окружающую среду, но при этом повсеместно уничтожающих естественные экосистемы.

Исследования учёных и осознание мировым сообществом появления глобальных угроз от жизнедеятельности привели к тому, что в 1992 году специально созванная конференция ООН по окружающей среде и развитию провозгласила необходимость перехода цивилизации к устойчивому развитию, сохраняющему возможности выживания не только нынешнему, но и будущим поколениям.

Определяющую роль в формировании мировоззрения личности и «надличностного менталитета социума» играет образование. Сфера образования способна и обязана помочь человечеству осознать и конструктивно ответить на возникший глобальный вызов. Но в связи с наступлением новой эпохи общая направленность образования должна быть изменена. Необходим переход от противопоставления Природе и приоритета освоения наработанных обществом технологий преобразования окружающей среды (былой лозунг: «нельзя ждать милостей от Природы…») к «современному рационализму» с приоритетом освоения технологий обеспечения безопасности (новый лозунг: «от культуры полезности к культуре безопасности»).

Новое образование населения в области безопасности жизнедеятельности необходимо на всех этапах жизненного цикла людей (от дошкольного до пенсионного) и должно проводиться в различных формах, заранее предписать или ограничить ряд которых невозможно. Очевидно лишь, что общее поле этих форм должно иметь взаимосвязанный, непрерывный, многоуровневый, многомодульный характер.

Особое место в сфере образования занимает обучение молодёжи в учебных заведениях, поскольку его структура и содержание предписываются-таки официальными образовательными стандартами. Здесь уже имеется форма образования, соответствующая рассматриваемой проблеме, - образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» (ОО БЖД), которая выделяется из общего поля образования в области безопасности жизнедеятельности именно своей определённостью и ограниченностью стандартами.[14, c. 39-50]

Начало становления ОО БЖД относится к 1989-1991 г.г., когда в отечественную систему образования были введены ВУЗовская общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) и школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В их постоянно совершенствуемых стандартах и учебно-методических комплектах до настоящего времени  отражаются известные вопросы защиты, поднятые с самого начала государственными ведомствами: рациональное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях, гражданская оборона и подготовка молодёжи к военной службе (военной защите Отечества), «охрана труда» и техника безопасности. Образовательные компоненты с таким содержанием, убедительным как для субъектов, так и для объектов сферы образования с её известной инерционностью, уже выполняют очевидные всем задачи, но, как следует из общей цели образования в области безопасности жизнедеятельности, нуждаются в дальнейшем развитии.

Сегодня научно установлено, что всё более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодёжь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т.е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Необходимо формирование у учащихся мировоззренческих взглядов, которые позволят им сознательно освоить современную культуру безопасности. Без этого абсолютно невозможен переход общества (как на национальном, так и на глобальном уровнях) к устойчивому развитию. Наряду с совершенствованием тех наработок, что в настоящее время имеются в ОО БЖД, требуется её дальнейшее развитие согласно цитированным концептуальным основам и современным научным достижениям, в соответствии со следующими формулировками цели и задач.

Назначение ОО БЖД (цель учебных занятий) состоит в формировании мировоззрения и воспитании культуры безопасности учащихся, адекватных современной эпохе развития цивилизации.

Основные задачи учебных занятий:

- Ознакомление с особенностями постиндустриальной эпохи развития цивилизации;

- Изучение современного комплекса проблем безопасности и основ теории безопасности;

- Освоение знаний, умений и навыков обеспечения сбалансированной безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в современных условиях.[32]

1.2 Базовые понятия предметной области ОБЖ

Базовыми понятиями, позволяющими проводить исследование и обрисовать принципиальные идеи теории, служат (в определениях обобщены известные формулировки):

Безопасность - состояние объекта опасности, при котором отсутствуют различного рода опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Опасность - потенциальный результат взаимодействия человека с окружающей средой, способный нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Объект опасности (человек) - в разных случаях это индивид, личность, объединения (общности, сообщества) людей различного уровня вплоть до мирового сообщества;

Окружающая среда - исходная (природная, естественная) среда и среда, преобразованная человеком (социальная и техногенная).

Жизненно важные интересы человека - жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации.

Угроза - опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Опасная ситуация - состояние объекта, при котором возникла опасность. Это понятие - самое общее, поскольку оно охватывает и отдельную личность, и все уровни человеческих сообществ от семьи до всего человечества, а неприемлемый вред в данном случае - это всё: от лишения доступа к информации до лишения жизни.

Чрезвычайная ситуация - состояние объекта, при котором возникла угроза жизни большого количества людей.

Катастрофа - событие с гибелью большого количества людей.

Глобальная катастрофа - событие с гибелью населения стран или человечества в целом.

Уровень безопасности - количественное выражение безопасности объекта.

Проблема безопасности - совокупность частных задач обеспечения безопасности.

Мера безопасности - действие субъекта безопасности по обеспечению безопасности объекта опасности.

Субъекты безопасности - в разных случаях: от индивида до систем безопасности объединений различного уровня; в отличие от индивида, который одновременно является и объектом и субъектом своей безопасности, для объединения людей субъектом безопасности может оказаться только часть этого объединения (например, министерство обороны или здравоохранения).

Защита - мера безопасности, заключающаяся в парировании выявленных угроз.

Предотвращение - мера безопасности, заключающаяся в устранении причин возникновения опасностей.

Виды безопасности - составляющие безопасности, обеспечиваемые жизнедеятельностью человека в различных сферах этой жизнедеятельности.

Жизнедеятельность - создание человеком условий для своего существования и развития с помощью преобразования вещества, энергии, информации в себе и в окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности - качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Культура безопасности - способы и результаты разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, а также степень развитости личности и общества в этой области.

Исследование теоретической модели действительности, основанной на представленном круге понятий, при использовании известных эмпирических и научных данных выявляет и объясняет важнейшие явления и закономерности, связанные с удовлетворением коренной потребности человека в безопасности, а также пути обеспечения безопасности в условиях современной эпохи, в частности:

- зависимость уровня безопасности личности не только от собственного поведения, но и от уровня безопасности, достигнутого общностью (сообществом), в которой личность живёт;

- роли типов мер безопасности в обеспечении уровней безопасности личности и сообщества;

- современную структуру сообществ как систему взаимовложенных и взаимозависимых объектов опасности;

- значение безопасности жизнедеятельности: возможные сценарии мировой динамики, в том числе катастрофные, в зависимости от характера жизнедеятельности общества;

- полный спектр современного комплекса проблем безопасности и взаимосвязь видов безопасности;

- характеристику комплекса мер безопасности, необходимых для перехода к устойчивому развитию и распределённых между видами и субъектами безопасности;

- особенности проблем безопасности личности в современных условиях;

- особенности проблем национальной безопасности в современных условиях;

Опора на результаты теоретических исследований позволяет осуществить назревшее развитие ОО БЖД и обосновать её необходимое содержание. [38, c. 8-18]

1.3 Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»

Структура и содержание ОО БЖД, определяемые потребностями общества, особенностями сферы образования, имеющимися педагогическими наработками и научной базой, распространяются на общее (начальное, основное, полное) и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование.

Стержень ОО БЖД - мировоззренческая линия, содержащая современные взгляды на человека и окружающий его мир, на причины возникновения и состав современного комплекса проблем безопасности, на магистральные пути решения этих проблем. Мировоззренческая линия реализуется на фоне освоения учащимися технологий обеспечения безопасности, необходимых им в период обучения и в будущем.

Последовательность освоения содержания и методика преподавания ОБЖ соответствуют возрастным особенностям учащихся, современным материально-техническим возможностям сферы образования и общим дидактическим принципам, в частности, «от простого к сложному», «от частного к общему».

Содержание начального общего образования в области БЖД предназначено для решения задач:

- овладение основными навыками здорового образа жизни;

- освоение правил безопасного поведения дома, на улице, в дошкольном и школьном заведениях, способов оказать или найти помощь в опасных ситуациях;

- изучение на близких примерах значения и принципов поведения, безвредного для окружающих людей, животных, растений, неживой природы;

- воспитание способности жить в коллективе и любви к природной окружающей среде.

Содержание основного общего образования в области БЖД решает следующие задачи:

- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное существование и реализацию способностей и запросов личности;

- ознакомление с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;

- освоение правил и навыков защиты и взаимопомощи, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей природной и техногенной среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях (в том числе оказания первой медицинской помощи в наиболее распространённых случаях);

- ознакомление с причинами возникновения и масштабами новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

- ознакомление с совокупностью мер безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в наступившей эпохе постиндустриального развития цивилизации;

- ознакомление с основами теории безопасности.

В старшей школе (полное общее образование) содержание образования в области БЖД соответствует задачам:

- ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения, актуальными для юношества;

- изучение правил и освоение навыков оказания первой медицинской помощи в сложных случаях при внезапной необходимости;

- ознакомление с особенностями обеспечения национальной и глобальной безопасности при постиндустриальном развитии цивилизации;

- ознакомление с задачами, структурами и деятельностью государственных организаций в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях (включая военную защиту Отечества);

- воспитание гражданской ответственности, понимания необходимости личного участия в обеспечении безопасности на глобальном и национальном уровнях и роли общественных организаций;

- изучение правовых аспектов воинской обязанности и организации подготовки граждан к военной службе.

Школьное образование в области БЖД реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасность жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах. Например, содержание начального общего образования в области БЖД целесообразно включить в материалы предмета «Окружающий мир»; линии здорового образа жизни и первой медицинской помощи уместны как фрагменты безопасности в учебных предметах «Физическая культура» и «Биология», а ряд материалов линии безопасного поведения - как фрагменты безопасности в предметах «Физика», «Химия», «Биология». В целом, предмет ОБЖ и фрагменты безопасности в других предметах образуют общеобразовательную область «Основы безопасность жизнедеятельности» (входящую составной частью в ОО БЖД), все компоненты которой тесно взаимосвязаны как тематически, так и хронологически. Основное содержание общеобразовательной области ОБЖ утверждается стандартами федерального компонента общего образования. В дополнение к нему в региональном компоненте целесообразно представить вопросы безопасности жизнедеятельности, характерные для местных условий. [37, c.15-28]


Глава 2. Организация процесса повышения мотивационной активности к изучению ОБЖ во внеурочной деятельности

2.1. Внеурочная деятельность как средство гармонического развития школьников

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью  по предмету. Внеурочная деятельность  дает обучающимся возможность  развивать свои   интересы,    расширить   кругозор, развивать познавательную самостоятельность. 

Цели внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности

1.Создание  условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

2.Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

                         Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  6. Организация информационной поддержки обучающихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

Это задачи, решающие общую направленность внеурочных занятий по ОБЖ.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

          Так что же понимается под внеурочной деятельностью по ОБЖ? Под внеурочной деятельностью  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

2.2. Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по предмету ОБЖ

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 

1)   углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 

2)  формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК. 

Осуществляя работу,   важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно- полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
  • современность содержания и форм внеурочной деятельности; 
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; 
  • сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
  • системность, непрерывное развитие внеурочной работы. 

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы  работы, которая характеризуется следующими уровнями: 

I  уровень: использование внеурочной деятельности  для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне  формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. 

II уровень: на этом уровне главное - развить и поддержать интерес обучающихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности обучающихся. 

III уровень: самостоятельная деятельность обучающихся при решении различных проблем. 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.

          Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств. При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД, медицинскими работниками.

2.3. Формы и методы организации внеурочной деятельности

Формы  могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. 

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.

Формы внеурочной работы

Систематические формы

Эпизодические формы

 кружки

  олимпиады по ОБЖ

факультативы

  предметные недели

конкурсы, викторины

 походы экскурсии

проведение месячников по обучению населения в области ГО и ЧС

участие в различных акциях

коллективные тематические просмотры фильмов

экскурсионные поездки

недели безопасности

городские мероприятия по курсу ОБЖ

тематические классные часы

 

выставки

соревнования, дни здоровья

родительские собрания

Между систематической и эпизодической внеурочной  деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя и заинтересованности школьников. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели,  обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. 

Формы внеурочной деятельности  находятся в тесной взаимосвязи.  Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности обучающихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.

Методы организации внеурочной работы:

Работа на природе

Работа с литературой

Игровая деятельность:

экскурсии

подготовка рефератов

олимпиады

походы

подготовка докладов

деловые игры

наблюдения

выпуск газет и стендов

викторины

соревнования

выпуск буклетов, памяток, листовок

конкурсы

Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.

2.4.Основные показатели эффективности внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ: 

  • повышение качества  знаний и умений школьников; 
  • интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса    к    занятиям    в    классе    и    во    внеклассное    время,    чтение дополнительной  литературы,  активное  участие  в  общественно  полезной работе и др.;
  • рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; 
  • повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам; 
  • приобретение умений работы с различными источниками информации; 
  • повышение общего уровня культуры школьников.

2.5.Предполагаемые результаты реализации внеурочной деятельности

Прежде чем реализовать  программу по внеурочной деятельности, необходимо прописать ожидаемые  результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  •  воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  •  укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.

2.6.Принципы организации внеурочной деятельности в школе

А теперь познакомимся с принципами организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

2.7.Условия организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе подчиняется следующим условиям:

  • количество часов учебного плана;
  • форма организации занятий отличная от урочной;
  • связь с урочной деятельностью;
  • выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;
  • часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку.

2.8. Характеристика форм внеурочной деятельности по предмету ОБЖ

Кружки. 

Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются  кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы обучающихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. 

Факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеурочные.

К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеурочным - экскурсии, практические работы.  Факультативы должны способствовать решению следующих задач:

  • формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека;
  • определение способов защиты от них, а также ликвидирование негативных последствий и оказание само- и взаимопомощи в случае проявления опасности;
  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

 Олимпиады 

Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ  как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с обучающимися. 

Викторины и игры по ОБЖ

Одними из популярных и любимых у обучающихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения  курса ОБЖ.  Викторины считаются универсальной формой  работы, так как они включаются в проведение  конференций, различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

Предметная неделя по ОБЖ

Неделя ОБЖ  в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности:  конференции, смотры-конкурсы по усвоению  знаний, конкурсы газет, рефератов, открытые мероприятия и т.д.

Основная задача проведения предметной недели  - развитие интереса у обучающихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии,  связанные с безопасностью во всех областях,  воспитание любви к своей Родине. 

Школьные  издания по ОБЖ

Трудно себе представить внеклассную работу по ОБЖ  без выпуска стенных газет. 

Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных  походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

Экскурсии 

        Это форма организации учебной работы, при которой обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения. В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций:

• реализует принцип наглядности обучения;

• повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

• расширяет технологический кругозор учащихся;

• играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

• вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала;

• итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

По содержанию экскурсии по курсу ОБЖ могут подразделяться на производственные, краеведческие, естественно-научные и т.д. в зависимости от изучаемой темы.

Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация последовательной деятельности обучающихся, средства, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления обучающихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.).

Проектная деятельность

       Включение  школьников  в  проектную  деятельность по  ОБЖ  помогает

ориентировать их на  понимание проблем безопасности, рациональный отбор

информации  по  созданию  безопасных  условий  деятельности, аргументированность  принимаемых  решений  по  устранению  причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская  и  творческая  деятельность,  появляется  возможность  

во внеурочной деятельности по предмету углублять и закреплять знания,  полученные  по  другим  предметам,  выполнять  социальные  заказы общества. Проектная работа формирует у обучающихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:  

  • развивает  инициативу,  творческий  потенциал,  коммуникативные
  • способности, умение работать в команде;  
  • прививает общую информационную культуру школьника;  
  • реализует индивидуальный подход в обучении обучающихся;  
  • является платформой для реализации межпредметных связей.  

Тематика  проектов  должна  охватывать  широкий  круг  вопросов школьной  программы  "ОБЖ",  быть  актуальной  для  практической  жизни, учитывать  вопросы  безопасности,  правил  поведения  в  ЧС,  и  т.д.  В  начале учебного  года  учитель  знакомит  обучающихся  с  темами  проектов  и  предлагает их для реализации. Приведем примерный перечень проектов по ОБЖ.

  1. «Предмет  ОБЖ в сказках».
  2. «Вредные привычки».
  3. «Моя  безопасность  в условиях  автономного существования  в  природной среде».
  4. « Экологические проблемы современности».
  5. «Безопасность детей на улицах и дорогах».
  6. «Берегись бед, пока их нет!».

Особенность  курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Каждый учитель  должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

Глава 3.

3.1.Значение внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС второго поколения. Часы, отводимые на данную деятельность, используются по желанию обучающихся. Организация занятий по направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

3.2.Внеурочная деятельность учащихся по ОБЖ

Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию у обучающихся:                                                                                                                                            -сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;                                                                                                      -навыков  безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;                                          -индивидуальной системы здорового образа жизни;                                                                                                                  - антитеррористического поведения.

     Основу внеурочных занятий по курсу ОБЖ составляет подготовка и участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении  «Школа безопасности», а также работа в различных кружках, секциях, клубах по программам, которые разрабатываются в регионах проживания и учитывают специфику и особенности региона в вопросах безопасности и организации защиты населения.

        В нашей  школе внеурочная  деятельность по ОБЖ проводится, и будет продолжаться  с  ориентиром на ФГСО второго поколения.  Школа планирует проведение данной деятельности  в рамках антитеррористической   и пожарной безопасности школы. Так как вся работа по этому направлению планируется и контролируется мной, то внеурочная деятельность по ОБЖ совпадает  с выполнением задач по безопасности для всей школы. На каждый год планируется много  различных мероприятий для обучающихся всех классов.

      Постоянно проводится мероприятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма под общим девизом  «Правила движения – правила жизни». Занятия проводятся членами отряда ЮИД, сотрудниками ГИБДД, заместителем директора по безопасности, учителем ОБЖ. Работа проводится по программе  дополнительного образования  для общеобразовательных учреждений «Безопасное поведение на дорогах». На основе этой программы разработан и реализуется план    в данном направлении.

Проводятся  мероприятия по формированию законопослушного поведения на дорогах у обучающихся посредством  различных видов мероприятий по ОБЖ, встреч с сотрудниками ГИБДД. Проводятся и запланированы  конкурсы детских рисунков и плакатов, посвященных правилам безопасности дорожного движения, викторины («Водитель, пешеход, пассажир»; «Правильно ли ты ведешь себя на дороге?».), игры («Безопасное колесо», «Угадай дорожные знаки» и т.д.), организованы экскурсии по изучению знаков дорожного движения и разметки в пределах села Великоархангельское.  В начале учебного года обучающиеся школы вместе с родителями и педагогами создали безопасные маршруты «Дом-школа-дом», прошли по этим маршрутам, уделяя особое внимание опасным участкам дороги. Участвуем в разнообразных тематических месячниках, неделях, олимпиадах.  Постоянно принимаем участие в  районном конкурсе ЮИД.

Обучающиеся школы  с удовольствием изучают Правила дорожного движения на специальных классных часах по тематике «Учись быть пешеходом». Все ребята понимают, как это нужно и важно знать.  На занятиях они  не только изучают, какими знаками дорога «разговаривает» с пешеходами и водителями, но и решаем задачи, отвечая на вопрос: «Почему это случилось?» или «Как избежать такой ситуации?». На каждом занятии играем, соревнуемся. Уже в I классе они твердо усвоили, что каждый человек, вышедший на улицу, становится участником дорожного движения. Он должен быть внимательным и грамотно оценивать положение, складывающееся на дороге, знать и соблюдать правила.

Будет продолжена работа  по изучению  ПДД и предотвращению дорожно-транспортного травматизма школьников в рамках внеурочной деятельности по ОБЖ.

Мною разработана программа внеурочной деятельности в 5 классе по курсу основы безопасности жизнедеятельности. Программа называется «Светофор», рассчитана на 0, 5 часов, проводится во  втором полугодии учебного года.

Пояснительная записка

к программе «Светофор»

          Рабочая программа  по безопасности дорожного движения «Светофор»  разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслова (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., Л.И Тошева Москва «ВАКО» 2011г. Рабочая программа составлена  в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.

В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Основная цель программы:                                     

  • формирование знаний у обучающихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге;
  • предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма. 

Основные задачи программы:

Образовательными задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:

  • повышение у учащихся уровня знаний по ПДД РФ;
  • формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • формирование культуры поведения в общественном транспорте;
  • формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
  • помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Общая характеристика курса

Автомобилизация страны, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная..

 Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются  недисциплинированность учащихся, незнание ими  Правил дорожного движения Российской Федерации.

 Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков. ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной  предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований  ПДД создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

 Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

Программа по безопасности дорожного движения «Светофор»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

 Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться школьнику в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Место курса в учебном плане

Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Срок реализации программы 1 год. Группа комплектуется из учащихся: первый год обучения: 5 класс. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы: 12 -15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

В результате освоения программы факультатива «Безопасность дорожного движения» формируются следующие предметные умения: 

           Личностные результаты:                                

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака;
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.                              

Регулятивные результаты:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;                    

 Познавательные универсальные учебные действия:

  • научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в познавательную  деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  задавать вопросы;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Светофор» 5 класс

Проводится 1 час в неделю второе полугодие, всего 18 часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

      Дата

План

Факт

Раздел 1

Вводные занятия.

2 часа

 

 

1

Цели, задачи курса ПДД.

1 час

 

 

2

Дорога, транспорт, пешеход (практическое занятие, оформление уголка)

1 час

 

 

Раздел 2

История правил дорожного движения.

1час

 

 

3

История ПДД.  Развитие ПДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

1час

 

 

Раздел 3.

Изучение правил дорожного движения.

9 часов

 

 

4

ПДД в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов, пассажиров.

1час

 

 

5

Проблемы безопасности движения и причины ДТП.

1час

 

 

6

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

1 час

 

 

7

ПДД для пассажиров. Виды общественного транспорта. Правила поведения в салоне транспорта.

1 час

 

 

8

ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов.

1 час

 

 

9

Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

1 час

 

 

10

Дорожные знаки и их группы.

1 час

 

 

11

Памятка пешеходу. (Решение задач карточек по ПДД).

1 час

 

 

12

Переход дороги. (Практические занятия на  площадке).

1 час

 

 

Раздел 4.

Основы оказания первой доврачебной помощи.

4 часа

 

 

13

Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП.

1 час

 

 

14

Оказание первой помощи. Практическое занятие.

1 час

15

Раны, их виды. (Выполнение практического задания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП).

1 час

 

 

16

Виды повязок и способы их наложения. (Практическое занятие).

1 час

 

 

Раздел 5.

Традиционно-массовые мероприятия.

2часа

 

 

17

«Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения.

1 час

 

 

18

Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте.

Подведение итогов работы кружка.

1 час

Планируемые результаты изучения учебного курса

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  1. Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания  первой доврачебной помощи, самостоятельности в принятии правильных решений.
  2. Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  3. Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
  4. Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ;
  5. Формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  6. Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения;
  7. Здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.
  8. Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;  
  9. Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Формы и виды контроля

  • Соревнования
  • Выступление агитбригады
  • Конкурсы

        На уроках ОБЖ  темы по правилам дорожного движения изучаются в 8 классе. Занятия внеурочной деятельности в 5 классе  расширяют, дополняют знания по ПДД.

Помимо внеурочной деятельности по ФГОС в 5 классе в школе осуществляется внеурочная  деятельность по ОБЖ в старших классах.

           Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, - единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.

Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной модифицированной образовательной программы «Сыны Отечества», имеющей военно-патриотическую направленность

Рабочая программа рассматривает внеурочную деятельность обучающихся в рамках комплексной программы улучшения военно-патриотического воспитания «Отечество», направленная на воспитание детей в духе патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.

        Дети, обучаясь по данной программе, приобретают опыт прохождения туристических маршрутов, навыки основ выживания в экстремальных условиях; изучают основы строевой и огневой подготовки, приобретают умения в  преодолении полосы препятствий. На занятиях прививаются такие качества, как дисциплина, организованность, сила воли в преодолении трудностей и достижении результатов.

        Ознакомление с героическим прошлым родного края, посещение музеев, выставок, участие в краеведческой работе по сбору материалов для музея боевой славы – неотъемлемая часть образовательного процесса,   позволяющая совершенствовать духовно- нравственное воспитание обучающихся.

Рабочая программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органическое существование человека в окружающем мире.

Цель программы: формирование  и развитие у обучающихся специальных знаний и навыков, морально-психологических способностей, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Задачи программы:

1.Формировать   у обучающихся профессиональные умения и навыки  по основам военной службы.

2.Формировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности, в том числе, сознательного отношения к военной службе и военной профессии.

3.Развивать физические и морально-психологические качества для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности.

4.Прививать уважение к славным традициям Вооруженных Сил и МЧС России.

5.Воспитывать понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

6.Создавать условия для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся   с целью адаптации к жизни в обществе.

Данная программа рассчитана на 144 часа, из них на теоретическую подготовку отводится 46 часов, на практическую- 98 часов. Возраст участников данной программы 12-14 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа

Формы проведения занятий: теоретические (лекции, беседы, показы)  и  практические (соревнования, конкурсы, экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий, уроки мужества; спортивно- массовые мероприятия).

Ознакомление с героическим прошлым родного края, посещение музеев, выставок, участие в краеведческой работе по сбору материалов для музея Боевой Славы - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1.Знать основные положения начальной военной подготовки.

2.Уметь самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности

3.Овладеть навыками огневой, строевой подготовки, элементами военной топографии и ориентирования.

4.Знать историю создания Вооруженных Сил, её боевые традиции.

5.Уметь самостоятельно готовиться к туристическим походам различной сложности.

6.Выполнять нормативы комплекса БГТО, участвовать в военно-спортивных соревнованиях и военно-патриотической игре «Зарница»

7.Принимать участие в поисковой  работе музея Боевой Славы, подготовить экспозиционный материал о земляках-участниках ВОВ.

Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования, походы.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы: соревнования, военно-спортивные игры,  смотры строевой и физической подготовки.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде растёт в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды и достижением масштабами этих преобразований пределов роста.

Разработка и применение всё более мощных технологий преобразования стимулируются базовой потребностью человека в безопасности. Однако, как показывает практика, преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями от взаимодействия с окружающей средой также потенциально опасна: устранение (или уменьшение) обнаруженных исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых, вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных действий. Поэтому молодёжь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т.е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Необходимо формирование у обучающихся мировоззренческих взглядов, которые позволят им сознательно освоить современную культуру безопасности. Без этого абсолютно невозможен переход общества  к устойчивому развитию.

Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области преподавания ОБЖ состоит в том, чтобы направить разум обучающихся на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.

Изучение данной темы  подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что внеурочная деятельность школьников по предмету ОБЖ способствует повышению мотивационной активности школьников к изучению предмета ОБЖ и повышает общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности школьников.


Список литературы

  1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука// «Безопасность жизнедеятельности»- 2003. - № 2. - С. 11-18.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: М., Педагогика, 1999.
  3. Беспалько В.П., Образование и обучение с помощью компьютера.(педагогика третьего тысячелетия): М. Просвещение, 2002.
  4. Бубнов В. Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. Пособие для учащихся 9 - 11 классов: М., АСТ-ЛТД, 2007.
  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера (сборник произведений): М., 2002.
  6. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. М., Наука, 2004.
  7. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). М.: Деловой экспресс, 2005. 376 с.
  8. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: М., 1997.
  9. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: М., ЭКОМ, 2001.
  10. Декларация по окружающей среде и развитию. Повестка дня на XXI век. Материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992).
  11. Демкин В.П. Дидактические модели проведения уроков с применением интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. - 2004. - N3 (15). - С. 5-8.
  12. Демкин В.П., Можаева Г.В., Яковлева А.Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // Телематика-2003. Труды Х Всероссийской научно-методической конференции. Т. 2. С.400-401.
  13. Доброва Л.В. Формирование информационной компетенции студентов технического вуза в процессе активного обучения/Л.В.Доброва: Автореф…дис.к.п.н.13.00.08:Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2009.-23с.)
  14. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации /Т.Д.Дубовицкая//Психологическая наука и образование.-2002.-№ 2.-С.42-45.
  15. Дурнев Р.А. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем // Военные знания. 2005.- Вып. 4.
  16. Жуйков Е.И. Школьник за компьютером: Здоровьесберегающие технологии: М., Чистые пруды, 2007.
  17. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002. -209 с.
  18. Зиновьев А. Русская трагедия. М., 2002.
  19. Ивахненко П.Р. Дети и безопасность: Хабаровск, УЧИТЕЛЬ, 2006.
  20. Ильичев А.В. Начала системной безопасности: М., 2003.
  21. Кинг А. Первая глобальная революция: М., «Прогресс», 2001.
  22. Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности //Право и безопасность - 2005 №4 - С.12-17.
  23. Козубовский В.М. Общая психология: личность: Учебное пособие /В.М.Козубовский.- Минск: Амалфея, 2005.-448 с.
  24. Кравчук Е.П. Выживание в зоне вооруженного конфликта: М., Астрель, 2006.
  25. Латчук В.Н. (составитель). Безопасность жизнедеятельности (сборник документов): М., 1998.
  26. Леонтьев Ю.А. Региональная программа курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов: Краснодар, 2000.
  27. Маслоу А. Мотивация и личность (1954): СПб., Изд. дом «Питер», 2003.
  28. Материалы Международной конференции «Безопасность и культура». М., 2-4 февраля 2005.
  29. Медоуз Д.Х. Пределы роста. Доклады Римскому клубу: М., Иностранная Литература, 2006.
  30. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество: М., 2001.
  31. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности . - 2000. - № 8. - С. 13-16.
  32. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002 .- 318 с.
  33. Овчинников В.В. Методы и технологии транснационального регулирования качества образовательных услуг // Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества образования в условиях реформирования социальной сферы (сборник материалов), изд. Совета Федерации, 2006.
  34. Пенкина И.Н. Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <#"justify">37.Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника: Краснодар, 2005.
  35. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.; Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Волковой, В.Н.Козлова. М.: Высшая школа, 2004. 616 с.
  36. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М.: Прометей, 1997.-201 с.
  37. Шершнёв Л.И. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: М., Просвещение, 1994.
  38. Ярочкин В.И. Секьюритология: М., Высшая Школа, 2000.
  39. Ярочкин В.И. Теория безопасности: М., Высшая Школа, 2005.
  40. Ясенев В.Н. Общая теория национальной безопасности. М., Воениздат, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности

Тема: Поведение в условиях вынужденной автономии в природе.Цель урока: 1) Продолжить формирование знаний на тему автономное существование в природе.2) Познакомить учащихся с различными способами ориен...

«Создание модели организации работы по духовно-нравственному и творческому развитию учащихся» в ходе занятий по основам безопасности жизнедеятельности

В своей работе  поделюсь практикой , как на уроке ОБЖ сформировать у обучающихся старших классов духовно-нравственные понятия, и на их основе воспитывать высоконравственных, ответственных, творче...

Проект учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в 10 Б классе по теме: «Ядерное оружие»

Данный урок является вторым в рамках изучения 2-ого раздела «Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны»....

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего и среднего школьного возраста.

В рамках данного занятия дети получат необходимые знания о сущности тероризма. А так же познакомятся с правилами безопасности и способами поведения в чрезвычайной ситуации....

Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"

Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"...

Внеурочная работа по основам безопасности жизнедеятельности

Метапредметные результаты ОБЖ - научить детей жить в сложных условиях современного мира, беречь свою жизнь, жизнь окружающих людей, активизации личностной позиции учащегося. Особое  место з...