Проект учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в 10 Б классе по теме: «Ядерное оружие»
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему
Данный урок является вторым в рамках изучения 2-ого раздела «Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchebnogo_zanyatiya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности
в 10 Б классе по теме: «Ядерное оружие»
Данный урок является вторым в рамках изучения 2-ого раздела «Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны». На данную тему, согласно рабочей программы по ОБЖ отводится 1 час. На предыдущем уроке были рассмотрены вопросы об «Организации, структуре и управлении гражданской обороны». Содержание темы огромный и минимальный час по данной теме, но она является очень важной и актуальной. Разрешить эту проблему, призван метод проектов, как одно из средств компетентностного подхода в преподавании, способного реализовать следующие задачи обучения в целом:
- информация используется как средство организации деятельности на уроке;
- обучаемый выступает как субъект деятельности взяв на себя ответственность за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Характеристика класса
В данном классе я работаю второй год. В классе обучается 26 человек. Ребят я знаю достаточно хорошо, между мной и классом существуют доброжелательные взаимоотношения, позволяющие добиваться хороших результатов в обучении.
В классе есть учащиеся, проявляющие к предмету ОБЖ повышенный интерес. Эти ребята участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
На уроках, как правило, большая часть класса проявляет достаточный уровень активности, но есть ученики, которые предпочитают отмалчиваться, оставаться в тени. Поэтому, я стараюсь использовать различные формы обучения, проверки знаний учащихся, стараюсь заинтересовать этих ребят, дать возможность проявить себя. С начала учебного года я внедряю в данном классе метод проектов. Учащиеся активно участвуют в проектной деятельности.
Изучение эмоционально-волевой сферы показало, что при обучении в данном классе, ученики чувствуют себя комфортно, без проявления тревожности. В классе высокий уровень групповой сплоченности.
Исходя из данных, сложности и объема изучаемого материала, особенностей данного класса, в рамках образовательной программы школы, цель, сформулировал следующим образом:
восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.
Задачи:
- обучающие – рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам;
- развивающие – обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;
- воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своe и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Содержание учебного материала соответствует требованиям программы. Для достижения данных целей и задач применяю метод проектов.
Использование метода проектов способствует оптимизации процесса обучения (т.е. выбора наиболее эффективных условий обучения с учетом индивидуальных возможностей учеников и учителя).
Внутрипредметные и межпредметные связи обеспечиваются методом проекта и самой тематикой урока. Среди них связь с информатикой, физикой, историей.
Используемые методы - словесный и наглядно-демонстрационный.
Формы организации учебной деятельности учащихся - индивидуальная, групповая.
Выбор перечисленных форм работы позволит вовлечь в работу каждого ученика класса, должен способствовать снятию утомляемости учащихся и активизации восприятия новой информации. Методы работы позволят воздействовать на зрительное и слуховое восприятие школьников, благодаря чему будет достигнут максимальный результат в обучении.
Мои уроки представляют собой уроки проектной деятельности, значит, и учитель, и ученик будут полноправными субъектами образовательного процесса.
На учебном занятии будет использовано следующее оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Планируемые результаты
По итогам урока учащиеся должны:
знать
- Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
- Ядерное оружие и его поражающие факторы
- Представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.
уметь
- Распознавать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
- Чётко действовать в мероприятиях по обеспечению и защите населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Ход урока
Построение сдача рапорта
Все вы знаете из уроков физики и из жизни о применении человечеством ядерной энергии. Что это не управляемая цепная реакция, с высвобождением огромного кол-ва энергии. Применяется как в мирных целях, так и в военной сфере.
Целью данного урока является: ознакомление с ядерным оружием и его поражающими факторами.
Немного истории:
В начале 40-х гг. XX в. группой ученых в США были разработаны физические принципы осуществления ядерного взрыва. Первый взрыв произведен на испытательном полигоне в Аламогордо 16 июля 1945 г. В августе 1945, 2 атомные бомбы мощностью около 20 кт каждая были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки. Взрывы бомб вызвали огромные жертвы, а также причинили колоссальные разрушения.
Применение ядерного оружия тогда не вызывалось военной необходимостью.
6 августа 1945 года город Хиросима,
сожжен дотла…9 августа 1945 года город Нагасаки
превратился в руины.
Что же это за оружие?
Ядерное оружие взрывного действия состоит из ядерных боеприпасов, средств доставки их к цели (носителей) и средств управления. Ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, ядерные бомбы, артснаряды, мины, относятся к самым мощным средствам массового поражения. Действия их основаны на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер — изотопов водорода.
Средства доставки: ракеты, авиация, артиллерия.
Кто может сказать какими бывают взрывы -----------
В зависимости от решаемых задач ядерный взрыв может быть: Наземный, Надводный, Воздушный, Подземный, Подводный, Высотный.
Любой взрыв сопровождается разрушительными действиями. Сейчас мы рассмотрим Поражающее факторы ядерного взрыва: может кто-то знает?
- ударная волна
- световое излучение
- проникающая радиация
- электромагнитный импульс
- ионизирующее излучение
Действие ударной волны.
Через долю секунды после взрыва от огненного шара распространяется ударная волна — представляющая собой область резкого сжатия среды, распространяющуюся во все стороны от места взрыва со скоростью до 330 м/сек.. Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны..
Гарантированная защита людей от ударной волны обеспечивается при укрытии их в убежищах. При отсутствии убежищ используются противорадиационные укрытия, подземные выработки, естественные укрытия и рельеф местности.
Потребляет 50% энергии взрыва.
Действие светового излучения..
Как только возникает огненный шар, он начинает испускать световое излучение, это поток лучистой энергии, включающий видимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Его источник—светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом. Происходят две вспышки светового излучения: интенсивная, но малой длительности, при взрыве, обычно слишком короткая, чтобы вызвать значительные людские потери, а затем вторая, менее интенсивная, но более длительная. Вторая вспышка оказывается причиной почти всех людских потерь, обусловленных световым излучением. Потребляет 30-35% энергии взрыва.
Защита от светового излучения- любая непрозрачная преграда, ямы, канавы, бугры, насыпи, простенки между окнами, различные виды техники, кроны деревьев
Проникающая радиация.
Проникающая радиация действует почти исключительно на людей и другие живые организмы. Это поток гамма-лучей и нейтронов. Она длится 10—15 с.. Под влиянием ионизации в организме возникают необратимые биологические процессы приводящие к нарушению жизненных функций отдельных органов.
Результат воздействия- Лучевая болезнь
Ее поражающее действие можно уменьшить, если, заметив первую взрывную вспышку, сразу спрятаться в укрытие.
Защита: сталь толщиной 2,8 см, бетон — 10 см, грунт — 14 см, древесина — 30 см- ослабляют интенсивность гамма-лучей в два раза.
Результат воздействия- Лучевая болезнь
Электромагнитный импульс.
Кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве с атомами окружающей среды. Они повреждают, на короткое время или окончательно, электронные и электрические устройства, что может иметь самые серьезные последствия для многих систем управления, контроля, связи и наблюдения
Потребляет 1% энергии взрыва.
Ионизирующее излучение.
Поток элементарных частиц и электромагнитных лучей.
Различаются:
- Альфа излучения- высокая степень ионизации, слабая проникающая способность
- Бета- излучения- слабая ионизации, высокая проникающая способность.
- Гамма- излучения - высокая проникающая способность.
Вызывает нарушение биохимических и физических процессов в тканях организма.
Зоны радиoактивного заражения
Основными его источниками являются продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы. При наземном ядерном взрыве светящаяся область касается земли. Внутрь ее затягиваются массы испаряющегося грунта, которые поднимаются вверх. Охлаждаясь, пары продуктов деления и грунта конденсируются на твердых частицах. Образуется радиоактивное облако. Оно поднимается на многокилометровую высоту, а затем со скоростью 25—100 км/ч движется по ветру. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения.
Очаг ядерного поражения
Под очагом ядерного поражения понимается территория с населенными пунктами, промышленными, сельскохозяйственными и другими объектами, подвергшаяся непосредственному воздействию ядерного оружия противника.
Очаг ядерного поражения делится на:
Зоны разрушений это-
Зона полных разрушений- 50 кПа,здания.и укрытия и часть убежищ разрушаются полностью
Зона сильных разрушений- 50-30 кПа,наземные здания разрушены, образуются завалы и пожары
Зона средних разрушений-30-20 кПа отдельные пожары и завалы
Зона слабых разрушений незначительные разрушения и отдельные очаги пожаров.
В зоне полных и сильных разрушений человек теряет сознание, испытывает повреждения слуха и зрения, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей.
Зоны радиoактивного заражения
ПОМНИТЕ:
- защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.
- от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень.
- от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия, а открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.
- очень важно первое время после ядерного взрыва, особенно первые сутки, пересидеть в убежищах, противорадиационных укрытиях или в подвалах.
Из всего этого можно заключить: что данное оружие является очень опасным оружием массового поражения и при не правильном использовании может привести к необратимым последствиям ,в масштабах всей планеты.
Рассмотрим теперь наличие запасов ядерного оружия в мире (боеголовки)
таблица
В «ядерный клуб» — группу стран, располагающих ядерным оружием, входят США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и КНДР.
Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, однако, по мнению некоторых экспертов, обладает арсеналом порядка 200 зарядов.
Небольшой ядерный арсенал был у ЮАР, но все шесть ядерных зарядов были добровольно уничтожены. ЮАР — единственная страна, которая самостоятельно разработала ядерное оружие и при этом добровольно от него отказалась.
При этом Белоруссия и Казахстан передали ядерное оружие безвозмездно, а Украина передала его при условии признания Россией границ Украины на момент распада СССР.
Близко подошедшим к созданию ядерной бомбы считается Иран.
В разные годы в наличии военных ядерных программ также подозревались Бразилия, Ливия, Ирак и Республика Корея.
Какие вопросы имеются по данной теме
Что не понятно
Назовите…
1.Поражающее факторы ядерного взрыва
2.Каковы действие ударной волны.
3.Очаг ядерного поражения делится на:
Подведение итогов.
Домашнее задание. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема "Ядерное оружие" урок для учащихся 10-11 классов
Ядерное оружие - оружие массового поражения. Его поражающие факторы. Виды ядерных взрывов....
Интерактивный тест по теме "Ядерное оружие и его поражающие факторы", 10 класс
Интерактивный тест состоит из восьми вопросов. Ответы к тесту: 1, 3, 4, 1, 2, 2, 4, 3....
Тест по теме "Ядерное оружие и его поражающие факторы"
Тест состоит из 15-ти вопросов по 4 варианта ответов в каждом. Правильные ответы выделены жирным шрифтом....
презентация к уроку ОБЖ 10 кл. тема "Ядерное оружие и его поражающие факторы"
В презентации дано определение ядерного оружия и его поражающих факторов....
Вопросы по теме "Ядерное оружие" по программе 10 класса и для дополнительного образования
50 вопросов по теме "Ядерное оружие" для самоподготовки учащихся, контрольной работы и внеклассных мероприятий. Состоит из трёх частей разной сложности. Первая (чёрный текст) часть - вопросы по истори...
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...
Методическая разработка урока по теме «Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва».
Данная методическая разработка адресована преподавателям Основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся 1 курса учреждений среднего профессионального образования (для учащихся 10 класса)Пр...