Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"
рабочая программа по обж (7 класс)
Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 469.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний» для учащихся 7 классов разработана на основе положений Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
Беда может случиться где угодно: дома, на улице, на дороге, при катастрофах и стихийных бедствиях. Очень часто смерть пострадавшего при несчастных случаях наступает не из-за тяжести травмы, а из-за отсутствия элементарных знаний по вопросам оказания первой помощи у оказавшихся рядом людей. Причиной отсутствия или недостаточности таких знаний могут быть не только беспечность и равнодушие, но и мнимая уверенность в том, что беда обойдёт стороной. Увы, это глубокое заблуждение, которое убедительно подтверждает жизнь.
Ежедневно только на российских дорогах гибнут более 100 человек и свыше 600 получают ранения. При дорожно-транспортных происшествиях основными причинами смерти пострадавших являются: несовместимые с жизнью травмы – 15%, несвоевременное прибытие «скорой помощи» - 15%, безразличие, безучастность и безграмотность очевидцев – 70%. Это свидетельствует о том, что из 35 тысяч человек, ежегодно погибающих на российских дорогах, более половины могли бы остаться в живых.
Мужественные и отзывчивые люди всегда приходят на помощь. Но одних этих качеств недостаточно, чтобы спасти пострадавшего. К сожалению, из-за отсутствия медицинских знаний оказывающий помощь приносит больше вреда, чем пользы и своими неверными действиями может даже способствовать летальному исходу. А ведь очень часто в критических ситуациях, например, при остановке сердца, при поражении электрическим током, попадании инородных тел в дыхательные пути, травмах, ожогах и отравлениях для сохранения жизни достаточно в первые, самые важные минуты, выполнить элементарные и доступные каждому приёмы.
Наверно, излишне убеждать в том, что каждому человеку нужны элементарные знания правил, приёмов и способов оказания первой помощи пострадавшим при самых разнообразных несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях, которая должна осуществляться в порядке самопомощи или взаимопомощи [2].
Основы безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) — практико-ориентированный школьный курс. Специфика учебного процесса по ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. К числу таких важных практических умений относятся умения оказывать первую помощь пострадавшим.
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего (2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.) в части требований к предметным результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим. Из ФГОС основного общего образования: «Предметные результаты освоения учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности: умение оказать первую помощь пострадавшим; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей».
Рассматривая содержание раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» в 7 классе в соответствии с учебной программой, разработанной Российской академией образования (2010 г.), и прилагаемые к ней примерное тематическое планирование на изучение данного раздела предусмотрено 4 часа.
Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо уйти от формализма в учебном процессе, создать для ученика ситуацию, близкую к реальной. Обучение в школе на уроках ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий — отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем.
Активизации учебного процесса способствуют различные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения практикумов, тестов, ситуационных задач, конкурсов и соревнований. Предметно-практическая деятельность в учебном процессе помогает уяснить практическую значимость приобретаемых знаний, развивает кругозор, помогает овладеть практическими умениями, развивает сенсорно-двигательную сферу школьника [3].
Предлагаемая программа позволяет решить следующие задачи:
• изучить основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи в повседневной жизни, при несчастных случаях и травмах;
• формировать чувство необходимости знаний основ медицины и правил оказания первой помощи;
• развить необходимые качества личности для умелого и грамотного использования навыков оказания первой помощи во время неотложной ситуации;
• привить навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях;
• помочь учащимся в выборе профессии.
Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности жизнедеятельности рекомендуются
формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная; формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия, беседы, познавательные игры, проектная деятельность.
Срок реализации программы 1 год - 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Уровень результатов деятельности.
1. Результаты первого уровня - приобретение учащимися знаний в области основ медицинских знаний и оказания первой помощи, понимания необходимости использования ЗУНов в повседневной жизни;
2. Результаты второго уровня - сформировать у учащихся практические умения и навыки применения правил доврачебной помощи;
3. Результаты третьего уровня - приобретение учащимися навыков и опыта самостоятельно принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Итоги реализации программы.
Учащиеся должны знать:
• правила применения средств оказания первой помощи;
• принципы оказания первой помощи;
• принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших при переломах;
• способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных);
• правила техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны, наложения кровоостанавливающего жгута;
• способы проникновения токсинов в организм человека, причины и симптоматика отравлений (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
• болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами, источники инфекций, пути передачи, мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов, разновидность иммунитета.
Учащиеся должны владеть умениями и навыками оказания первой помощи:
• при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах, ушибах;
• при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных);
• при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных);
• при поражении электрическим током;
• при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке дыхания;
• при обморожении;
• при утоплении;
• при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
• при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке, диабетической коме.
Результаты в сфере личностных универсальных учебных действий:
• усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных ситуациях пострадавшим;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Результаты в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и неотложных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области оказания первой помощи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Результаты в сфере познавательных универсальных учебных действий:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации инфекционных заболеваний), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий при оказании первой помощи в опасных и неотложных ситуациях пострадавшим.
Результаты в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при оказании первой помощи в ситуациях различного характера.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Количество часов: | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Общие принципы первой помощи | 1 | 1 | |
2 | Первая помощь при травмах | 10 | 4 | 6 |
3 | Первая помощь при ожогах | 6 | 4 | 2 |
4 | Первая помощь при отравлениях | 6 | 4 | 2 |
5 | Первая помощь при инфекционных заболеваниях | 9 | 1 | 8 |
6 | Первая помощь при внезапных заболеваниях | 4 | 3 | 1 |
Всего: 34 часа |
Содержание программы
№ урока | Название занятия, практических работ, экскурсий, проектов (формы организации). | Краткое содержание занятий |
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 час). | ||
1 | Общие принципы первой помощи (лекция). | Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. Последовательность действий, обращение с пострадавшим. Средства первой помощи. |
Раздел 2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ (10 часов). | ||
2 | Травмы (лекция). | Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая помощь. |
3 | Первая помощь при ранениях (практические занятия). | Повязка на палец, кисть, локтевой сустав. Повязка на плечевой сустав, грудь. Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка. Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп. |
7 | Первая помощь при кровотечениях (лекция). | Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении. |
8 | Первая помощь при кровотечениях (практическое занятие). | Примеры остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности. Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута. |
9 | Переломы (лекция). | Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах. |
10 | Способы иммобилизации и транспортировки при переломах | Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины |
11 | Травматический шок (лекция). | Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии. |
Раздел 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ (6 часов). | ||
12 | Ожог (лекция). | Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи пострадавшим. Первая помощь. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог. |
13 | Электротравма (лекция). | Причины электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу. Первая помощь при электротравме: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. |
14 | Отморожение (лекция). | Признаки отморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях. |
15 | Утопление (лекция). | Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. |
16 17 | Первая помощь при травматических повреждениях, термических поражениях и несчастных случаях (познавательная игра). | Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях». |
Раздел 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ (6 часов). | ||
18 | Отравления. Пищевые отравления (проектная деятельность). | Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь. |
19 | Отравления алкоголем, никотином (проектная деятельность семинар). | Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином. |
20 | Отравление угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой (проектная деятельность). | Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой. |
21 | Отравления медицинскими лекарствами, ртутью (проектная деятельность). | Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью. |
21 22 | Первая помощь при отравления (проектная деятельность). | Подготовка и защита проектов. |
Раздел 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (9часов). | ||
22 | Инфекционные заболевания (лекция). | Инфекционные болезни – болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, классификация, пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета. |
23 | Кишечные инфекции (проектная деятельность). | Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк, гепатит А, пищевые токсикоинфекции - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. |
25 | Инфекции дыхательных путей (проектная деятельность). | Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. |
27 | Кровяные инфекции (проектная деятельность). | Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
|
28 | Гильминтозы (проектная деятельность). | Аскаридоз - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. |
29 | Контактно-бытовые инфекции (проектная деятельность). | ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. |
30 | Зоонозные и природно-очаговые инфекции (семинар). | Бешенство, ГЛПС - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. |
31 | Первая помощь при инфекционных заболеваниях | Подготовка и защита проектов. |
Раздел 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (4часа). | ||
32 | Инфаркт. Гипертонический криз. Инсульт (лекция). | Правила оказания первой помощи при инфаркте. Проявления гипертонического криза, первая помощь. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи». |
33 | Обморок. Диабетическая кома (лекция). | Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь. |
34 | Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи (познавательная игра). | Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи». |
Всего: 34 часа |
Методическое обеспечение программы
Список литературы при составлении рабочей программы
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 г..
- Виноградов А.В., Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в ЧС. 2-е издание, исправленное, дополненное. Учебное пособие. // Библиотечка журналов «военные знания». – 2000 г..
- Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 932-934.
Оборудование
- Компьютер с выходом в Интернет.
- Проектор.
- Плакаты и презентации по темам «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи».
- Аптечка индивидуальная.
- Индивидуальный перевязочный пакет.
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7x14.
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5x10.
- Вата медицинская компрессная.
- Косынка медицинская (перевязочная).
- Булавка безопасная.
- Шина проволочная (лестничная) для ног.
- Шина проволочная (лестничная) для рук.
- Жгут кровоостанавливающий эластичный.
Электронные ресурсы.
- Министерство здравоохранения РФ - http://www.minzdrav-rf.ru
- Сайт для учителей. Презентации по основам медицинских знаний и правил оказания первой помощи - https://kopilkaurokov.ru/obzh/presentacii/osnovy-mieditsinskikh-znanii-i-pravila-okazaniia-piervoi-pomoshchi
- Проект «Инфоурок» - ведущий образовательный портал России, который создан специально для учителей -
https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-obzh-542469.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194818-1359894336.jpg)
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 6 «Основы медицинских знаний и оказание ПМП», урок 27 «ПМП при травмах».
Данная презентация иллюстрирует двадцать седьмой урок ОБЖ в 6 классе «ПМП при травмах» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учреждени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194818-1359894336.jpg)
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 6 «Основы медицинских знаний и оказание ПМП», урок 28 «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и
Данная презентация иллюстрирует двадцать восьмой урок ОБЖ в 6 классе «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550363-1418536549.jpg)
рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118382-1550428374.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры" в 7 классах (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Духовно-нравственные ценности и основы православной культуры России», имеющая духовно-нравственную направленность, составлена на основе ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-486331-1411549817.jpg)
открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания"
Презентация...
Программа курса внеурочной деятельности "Групповые занятия по восполнению пробелов в знаниях по предмету физика" для учащихся 9 класса
Рабочая программа учебного курса «» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияПри составлении рабочей пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/30/picture-1339175-1625081175.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...