«Создание модели организации работы по духовно-нравственному и творческому развитию учащихся» в ходе занятий по основам безопасности жизнедеятельности
учебно-методический материал по обж (11 класс) на тему
В своей работе поделюсь практикой , как на уроке ОБЖ сформировать у обучающихся старших классов духовно-нравственные понятия, и на их основе воспитывать высоконравственных, ответственных, творческих и инициативных граждан России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sayt_v_ramkah_predmetnoy_nedeli_13-17_aprelya_2015_g.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени И.А.Флерова»
«Создание модели организации работы по духовно-нравственному и творческому развитию учащихся»
в ходе занятий по основам безопасности жизнедеятельности
Подготовил учитель ОБЖ А.В.Бахарев
г. Балашиха
2015 г.
В своей работе мне хочется поделиться практикой о том, как на уроке ОБЖ сформировать у обучающихся старших классов духовно-нравственные понятия, и на их основе воспитывать высоконравственных, ответственных, творческих и инициативных граждан России.
Давайте вспомним основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечивать готовность и способность к духовному развитию; нравственному самосовершенствованию; самооценке; пониманию смысла своей жизни; индивидуально-ответственному поведению; готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм; непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки быть лучшим; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать по совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.
При подготовке к урокам ОБЖ мною подбирается фото и видео материал, использование которого в ходе занятий не может оставить учащихся без внимания. Как правило, он несет в себе национальный воспитательный идеал. В ходе его доведения учащиеся проникаются чувством гордости за свою Родину, ее Вооруженные силы, проникаются ответственностью за настоящее и будущее своей страны, познают духовные и нравственные традиции своего народа.
Обобщая опыт работы учителя, прихожу к мнению, что одним из эффективных путей по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся на уроках ОБЖ, является путь формирования патриотических ценностей, таких как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине.
Объединяя в одно целое патриотизм и духовно-нравственное воспитание, мною было проведено анкетирование «Патриотические ценности молодежи»
Анкетирование проводилось с учащимися 9-11 классов. В анкетирование приняли участие более 150 учащихся. Основной целью анкетирования являлось установление личностных, в том числе духовно-нравственных отношений к наиболее важным вопросам, которые характеризуют нравственно-патриотическое состояние.
Говоря о таком понятии как патриотизм, я считаю необходимым упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. В стране стремительно распространяется пьянство, что является для нас бедствием национального масштаба. Россия по потреблению алкоголя на душу населения уже давно вышло на лидирующее место в мире, опередив - Францию. Ныне и в России стремительно увеличивается число молодых людей, употребляющих наркотики, Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян.
Что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического и духовно-нравственного воспитания является осознание себя гражданином России.
На первый блок анкеты от 85 до 95 % учащихся ответили, что они ощущают себя Гражданином России.
На вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?» - более 70 % ответили утвердительно.
Очень важным результатом является тот факт, что более 80 % учащихся гордятся победой в Великой Отечественной войне.
Более 50 % учащихся считают, что патриот должен и любить Родину, и гордиться ею.
Особое внимание необходимо уделить результатам анкетирования таких вопросов как:
Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм в школе? Воспитывается – 42,0 %; не воспитывается – 44 %; не знаю – 16,0 %.
Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм в семье? Воспитывается – 35,0; не воспитывается – 29,0; не знаю - 36,0.
Быть патриотом, защищать свою Родину высказались утвердительно более 85 %.
Все вышеприведенное свидетельствует о том, что учащиеся 9-11 классов имеют высокие показатели быть и оставаться патриотом, высоконравственным гражданином своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности
Тема: Поведение в условиях вынужденной автономии в природе.Цель урока: 1) Продолжить формирование знаний на тему автономное существование в природе.2) Познакомить учащихся с различными способами ориен...
Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме: «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов учащихся. Учебная программа пр...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...
Внеурочные занятия по основам безопасности жизнедеятельности
Данная работа написана для защиты диплома по профессиональной переподготовки по программе "Основы безопасности жизнедеятельности"...
Проект учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в 10 Б классе по теме: «Ядерное оружие»
Данный урок является вторым в рамках изучения 2-ого раздела «Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны»....
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего и среднего школьного возраста.
В рамках данного занятия дети получат необходимые знания о сущности тероризма. А так же познакомятся с правилами безопасности и способами поведения в чрезвычайной ситуации....
открытое занятие по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе
Урок-обобщение. Занятие построено в форме телевизионной викторины "Своя игра"...