Дополнительная образовательная программа «Школа безопасности» (для учащихся 12-17 лет)
рабочая программа по обж на тему
Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bezopasnosti.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ЦВР Богородского района Нижегородской области
Дополнительная образовательная программа
«Школа безопасности»
(для учащихся 12-17 лет)
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Юрочкин А.Н.
С.Алешково
2012 Г.
- Пояснительная записка
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Школа выживания» один год.
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен
• знать:
- правила выживания в условиях автономии;
- правила выживания при ЧС;
• уметь:
- действовать при возникновении ЧС;
- действовать в условиях автономии;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- для избегания попадания в стрессовые ситуации;
- правильных действий при попадании в ЧС.
Время проведения занятий:
1-й час: 15.00 – 15.45
2-й час: 15.55 – 16.40
II. Учебно-тематический план
№ | Название темы | Общее кол-во часов | Теоретич. часть (час.) | Практич. часть (час.) |
1. | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | |
Автономное существование | 22 | |||
2. | Понятие об автономном существовании человека | 1 | 1 | |
3 | План действия | 1 | 1 | |
4 | Сигналы бедствия | 4 | 2 | 2 |
5 | Жилище | 2 | 1 | 1 |
6 | Добывание огня | 3 | 1 | 2 |
7 | Добывание пищи и воды | 5 | 3 | 2 |
8 | Лечение заболеваний. Лекарственные растения | 6 | 3 | 3 |
Пожарная безопасность | 5 | |||
9 | Пожар | 1 | 1 | |
10 | Средства пожаротушения | 3 | 2 | 1 |
11 | Природные пожары | 1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона | 4 | |||
12 | Действия при ЧС природного характера | 4 | 4 | |
Психология поведения людей в экстремальных ситуациях | ||||
13 | Психика человека в экстремальных ситуациях | 2 | 2 | |
14 | Саморегуляция | 3 | 2 | 1 |
Топография | 31 | |||
15 | Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле | 1 | 1 | |
16 | Топографические условные знаки | 3 | 1 | 2 |
17 | Рельеф местности и его изображение на картах | 3 | 1 | 2 |
18 | Приборы для ориентирования на местности | 3 | 1 | 2 |
19 | Топографические карты | 3 | 1 | 2 |
20 | Определение расстояний на местности и на карте | 3 | 1 | 2 |
21 | Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту | 5 | 2 | 3 |
22 | Ориентирование на местности | 5 | 1 | 4 |
23. | Изготовление картосхем маршрута | 5 | 1 | 4 |
Общая физическая подготовка | 5 | |||
24. | Бег по пересеченной местности | 2 | 2 | |
25. | Преодоление препятствий | 2 | 2 | |
26. | Силовые упражнения | 1 | 1 | |
Всего | 72 | 34 | 38 |
III. Содержание программы
Структурно программа состоит из шести разделов.
Раздел 1: Автономное существование (22 часа)
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение времени дня.
Подача сигналов бедствия.
Оборудование жилища.
Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Раздел 2: Пожарная безопасность (5 часов)
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях (4 часа)
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (5час)
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Раздел 5: Топография (31 час)
Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.
Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.
Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.
Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Раздел 6: Общая физическая подготовка
Бег по пересеченной местности.
Преодоление препятствий.
Силовые упражнения
IV. Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы и оборудование: компасы, штативы, цветные таблицы и карты.
Y. Список литературы.
- Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.
- Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
- Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
- Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
- Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
- Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
- Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
- Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
- Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
- Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
- Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...
Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"
Дополнительная образовательная программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".
Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...
дополнительная образовательная программа "Школа лидеров"
Развитие самоуправления в образовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Актуальность развития ученическог...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Мир...
Дополнительная общеобразовательная программа "Школа безопасности"
Программа дополнительного образоазания социально - гуманитарной направленности предназначена для обучающихся 11-14 лет. Ее цель - создание условий для развития и самореализации личности, готовой...
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"
Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...