Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"
рабочая программа (10, 11 класс)
Новизна программы.
Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения: деловые игры, тренинги, практические работы, разработка бизнес-планов и проектов, решение задач, создание рекламы, публичные презентации и др., которые позволят сформировать те компетенции, которые помогут обучающимся разрабатывать бизнес-проекты и реализовать их. Кроме того, в ходе обучения школьники и студенты примут участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации Всероссийской программы «Ты – предприниматель».
Цель программы: повышение финансовой грамотности и популяризация предпринимательства в молодежной среде и среде старшеклассников, образовательно-консультационная помощь учащимся 10-11 классов и студентам в области разработки бизнес-проектов через дополнительную образовательную программу «Школа предпринимательства и СМИ».
Задачи:
- образовательные: создание условий для разработки бизнес-проектов и развития навыков предпринимательства; продвижение товаров и услуг посредством СМИ;
- развивающие: формирование навыков коммуникативного общения, ответственности за реализацию бизнес-проекта; умение определять «личностные точки роста» и риски; развитие информационной компетентности;
- воспитательные: профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация старшеклассников и студентов к условиям создания собственного бизнеса и деятельности СМИ.
Характеристика программы.
Тип – дополнительная образовательно-развивающая.
Направленность – социально-трудовая.
Вид – модифицированная.
По масштабу действия – межучрежденческая.
По времени – 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_predprinimatelstva_i_smi.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. Печора
Дополнительная образовательная программа
«Школа предпринимательства и СМИ»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 16 – 19 лет
Направленность: | социально-трудовая |
Составитель программы: | Фокина Ольга Эдуардовна, |
учитель технологии |
г. Печора
2020 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Школа предпринимательства и СМИ» составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
2. Конвенцией о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. № 1559.1.
3. Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2015 - 2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 61).
4. «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (утв.Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761.
5. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р).
6.«Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства РК от 16.02.2011 № 34-р).
6. Уставом муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.Печора.
7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) // СанПин 2.4.4.1251-03.
Актуальность программы.
Сегодня, как никогда, Республика Коми нуждается в развитии и ставит задачу перед учащимися общеобразовательных школ и студентами профессиональных образовательных организации серьезно подходить к выбору будущей профессии. Учитывая социально-экономические особенности региона, Правительство Республики Коми основной задачей видит развитие малого и среднего предпринимательства среди молодежи.
Для этого необходимы образовательные программы дополнительного образования для старшеклассников и молодежи, направленные на развитие ключевых навыков и компетенций начинающего предпринимателя и разработку бизнес-проектов.
Новизна программы.
Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения: деловые игры, тренинги, практические работы, разработка бизнес-планов и проектов, решение задач, создание рекламы, публичные презентации и др., которые позволят сформировать те компетенции, которые помогут обучающимся разрабатывать бизнес-проекты и реализовать их. Кроме того, в ходе обучения школьники и студенты примут участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации Всероссийской программы «Ты – предприниматель».
Цель программы: повышение финансовой грамотности и популяризация предпринимательства в молодежной среде и среде старшеклассников, образовательно-консультационная помощь учащимся 10-11 классов и студентам в области разработки бизнес-проектов через дополнительную образовательную программу «Школа предпринимательства и СМИ».
Задачи:
- образовательные: создание условий для разработки бизнес-проектов и развития навыков предпринимательства; продвижение товаров и услуг посредством СМИ;
- развивающие: формирование навыков коммуникативного общения, ответственности за реализацию бизнес-проекта; умение определять «личностные точки роста» и риски; развитие информационной компетентности;
- воспитательные: профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация старшеклассников и студентов к условиям создания собственного бизнеса и деятельности СМИ.
Характеристика программы.
Тип – дополнительная образовательно-развивающая.
Направленность – социально-трудовая.
Вид – модифицированная.
По масштабу действия – межучрежденческая.
По времени – 1 год.
Организационно-педагогические основы обучения.
Списочный состав формируется из учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ МР «Печора» и студентов I - III курсов ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум» (не менее 15 человек).
Программа ориентирована на 4 академических часа в неделю, всего – 144 часа за год, в т.ч. теоретических занятий – 42 часа, практических занятий, тренингов и деловых игр – 102 часа.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения учащиеся будут
знать:
- основы психологии личностного роста и предпринимательства;
- нормативно-правовые документы по организации предпринимательской деятельности, поддержке предпринимательства в регионе;
- основы бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве;
- правила разработки товарного знака продукции;
- правила создания рекламы средствами медиаресурсов;
- правила оформления документов, бизнес-плана и рекламы с использованием программ MS Word, Excel, Power Point и др.
уметь:
- эффективно планировать собственную деятельность и деятельность малого предприятия;
- использовать нормативно-правовую базу для организации предприятия малого бизнеса в регионе;
- производить расчет сметы расходов в рамках бизнес-плана или проекта;
- производить расчет себестоимости произведённой продукции;
- разрабатывать бизнес-планы предприятий малого бизнеса с учетом особенностей экономики региона;
- создавать рекламу средствами медиаресурсов.
В процессе освоения программы обучающиеся должны достичь следующих результатов:
личностные результаты:
- ценностная ориентация, избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении;
- способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны;
- культура предпринимательской деятельности, стремление к совершенствованию профессиональной компетенции, инновационная потребность, владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии;
- адекватная самооценка, ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
предметные результаты:
- осознание роли малого предпринимательства для развития экономики РФ и региона;
- формирование целостного представления о предпринимательстве, сущности экономики, маркетинга и менеджмента в развитии малого бизнеса;
- развитие бизнес-планирования в малом предпринимательстве;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач курса;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с предпринимательством, их востребованность на рынке труда.
Методическое обеспечение программы.
Дополнительная образовательная программа «Школа предпринимательства и СМИ» будет реализована через различные методы обучения:
- практические методы при разработке бизнес-проектов и макета школьной газеты;
- работа с Интернет-ресурсами и электронными образовательными ресурсами;
- обмен мнениями на форуме «Ты – предприниматель» в Республике Коми» в социальных сетях [режим доступа https://vk.com/typred];
- участие в обучающих семинарах по образовательной программе «Открой своё дело», организованных при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики РК и «Республиканского центра поддержки молодежных инициатив» (Облизов А.В., бизнес-тренер Международной организации труда, г. Сыктывкар).
В программу включены модули:
- Психология личностного роста, создания и развития предприятий малого бизнеса среди молодежи. Тайм-менеджмент.
- Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Коми и МР «Печора».
- Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве.
- Маркетинг и менеджмент в малом предпринимательстве.
- Бизнес-планирование в малом предпринимательстве, планирование стартапа.
- Нормативная база предприятия.
- Определение себестоимости произведённой продукции.
- Региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса среди молодежи.
- Использование информационных технологий в малом предпринимательстве.
- Создание и размещение рекламы продукции малого предприятия посредством медиаресурсов.
- Организация делопроизводства. Проведение совещаний, ведение переговоров, работа со СМИ.
Техническое и информационное оснащение:
- ноутбуки – 15 шт.;
- мультимедийный проектор;
- сканер, принтер;
- сеть Интернет.
Формы организации педагогической деятельности.
Для реализации дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» будут использованы следующие образовательные технологии: ИКТ, технологии проблемного обучения, проектные технологии, кейс-технологии.
Теоретические занятия будут проходить в форме лекций, практическая часть программы будет реализована через деловые игры, тренинги, практические работы, разработку бизнес-планов, проектов и макета школьной газеты, решение задач, создание рекламы и др.
Основные формы контроля: собеседование, тестирование, публичная защита бизнес-проектов и макета школьной газеты, участие в конкурсах и проектах в рамках реализации Всероссийской программы «Ты – предприниматель».
Дидактические материалы.
- Нормативно-правовые документы: Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Налоговый кодекс РФ и др.
- Кейсы для решения ситуаций.
- Завгороднев А.В., Борисова Г.В., Архангельский С.В. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма». – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2014.
- Архангельский Г. Тайм-менеджмент. Полный курс. Изд-во «Альпина Диджитал», 2008.
- Айзатова М. Ф., Макарова Л. М. Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 237-240. – URL https://moluch.ru/archive/64/10226/ (дата обращения: 12.10.2017 г.).
Этапы педагогического контроля.
Вид контроля | Сроки | Цели и задачи | Содержание | Формы | Критерии |
Входной | октябрь | Определение уровня подготовки к восприятию материала, определение общих знаний и сформирован-ности УУД | Введение в предмет | Собеседование | Средний или допустимый уровень финансовой и правовой грамотности |
Текущий | ежеме-сячно | Контроль уровня усвоения разделов программы и оценка этапов бизнес-проектов | По указанным модулям | Собеседование. Тестирование | Средний или допустимый уровень усвоения |
Итоговый | май | Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов | Разработка стартапов и бизнес-проектов для малого предприни-мательства | Публичная защита бизнес-проектов | Допустимый или высокий уровень финансовой и правовой грамотности |
Учебно-тематический план.
№ п\п | Наименование модуля/раздела | Форма проведения | Общее кол-во часов | Кол-во часов по видам заня-тий |
Психология личностного роста, создания и развития предприятий малого бизнеса среди молодежи. Тайм-менеджмент. | Проблемная лекция | 20 | 6 | |
Практическая работа | 6 | |||
Деловая игра (тренинг) | 8 | |||
Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Коми и МР «Печора». | Проблемная лекция | 12 | 4 | |
Практическая работа | 6 | |||
Тестирование | 2 | |||
Маркетинг и менеджмент в малом предпринимательстве. | Проблемная лекция | 14 | 4 | |
Практическая работа | 6 | |||
Деловая игра (тренинг) | 4 | |||
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве. | Проблемная лекция | 20 | 6 | |
Практическая работа | 14 | |||
Бизнес-планирование в малом предпринимательстве. | Проблемная лекция | 24 | 4 | |
Практическая работа | 8 | |||
Разработка бизнес-проекта | 12 | |||
Нормативная база предприятия. | Проблемная лекция | 8 | 4 | |
Деловая игра | 4 | |||
Определение себестоимости произведённой продукции. | Решение задач | 8 | 8 | |
Региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса среди молодежи. | Проблемная лекция | 8 | 4 | |
Анализ электронных Интернет-ресурсов | 4 | |||
Использование информационных технологий в малом предприниматель-стве. | Проблемная лекция | 8 | 4 | |
Практическая работа | 4 | |||
Создание и размещение рекламы продукции малого предприятия посредством медиаресурсов. | Практическая работа | 12 | 4 | |
Разработка проекта рекламы | 8 | |||
Организация делопроизводства. Проведение совещаний, ведение переговоров, работа со СМИ. | Практическая работа | 8 | 4 | |
Деловая игра | 4 | |||
Защита бизнес-проекта. | Публичная защита | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 | 144 |
Календарно-тематический план.
№ заня-тия | Наименование модуля/раздела | Тема, содержание | Часы | |
теория | практика | |||
| Что такое предпринимательство? Бизнес-идея. Стартап. | 2 | ||
Предприятия малого и среднего предпринимательства. | 2 | |||
Продвижение бизнес-идеи. Тренинг «Основы предпринимательства». | 2 | |||
Предпринимательское мышление. SWOT-анализ. SMART-анализ. | 2 | |||
Психология предпринимательства. Деловая игра «Я – лидер». | 2 | |||
Вербальные и невербальные средства общения и коммуникации. Деловая игра «Я+ТЫ=МЫ». | 2 | |||
Характерные черты и типы личности предпринимателя. | 2 | |||
Командообразование: «лидер», «руководитель», «исполнитель», «провокатор» и др. | 2 | |||
Тренинг «Эффективность команды в малом и среднем предпринима-тельстве». | 2 | |||
Типология клиентов. Тренинг «Продвижение товаров для клиентов (потребителей) различных социальных групп». | 2 | |||
в России, Республике Коми и МР «Печора». | Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в России, Республике Коми и МР «Печора» | 2 | ||
Организационно-правовые формы бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства. | 2 | |||
Трудовые отношения. | 2 | |||
Трудовые споры. | 2 | |||
Понятие бизнес-плана. Виды бизнеса. ОКВЭД. | 2 | |||
Составление бизнес-плана предприя-тия. | 2 | |||
| Понятие маркетинговой политики предприятия. Маркетинговый план. | 2 | ||
Понятие франчайзинга для развития бизнеса. Франшиза – эффективный бизнес. | 2 | |||
Составление производственного плана. | 2 | |||
Калькуляция расходов и себестоимости продукции. | 2 | |||
Практическая работа «Расчет себестоимости товаров и (или) услуг в рамках проекта» | 2 | |||
Региональные программы поддержки малого предпринимательства. Молодежные программы поддержки бизнеса. Стартовый капитал. | 2 | |||
Резюме – новая форма самопрезен-тации. | 2 | |||
в малом предприниматель-стве. | Учетная система на предприятиях малого предпринимательства. | 2 | ||
Виды налогов, применяемых в малом предпринимательстве. | 2 | |||
Классификация субъектов малого предпринимательства при формировании и представлении отчетности. | 2 | |||
Налоги, взносы, сборы. | 2 | |||
Единый налог на вмененный доход. | 2 | |||
Упрощенная система налогообложе-ния. | 2 | |||
Единый сельскохозяйственный налог. | 2 | |||
Единый налог на вмененный доход. | 2 | |||
Оформление налоговой декларации. | 2 | |||
Расчет размеров налогов в малом предпринимательстве на примере бизнес-проекта. | 2 | |||
в малом предприниматель-стве. | Проблема управления инновацион-ным проектом. | 2 | ||
Бизнес-проект – как инструмент ведения бизнеса в малом предпринимательстве. | 2 | |||
Содержание и оформление основных разделов бизнес-плана. | 2 | |||
Раздел 1. Технико-экономическое обоснование бизнес-плана. | 2 | |||
Раздел 2. Описание конкурентных преимуществ объекта малого предпринимательства. | 2 | |||
Раздел 3. Маркетинговая политика объекта малого предпринима-тельства. | 2 | |||
Раздел 4. Расчет основных технико-экономических показателей (харак-теристика планируемых затрат). | 2 | |||
Раздел 5. Планируемые показатели реализации продукции (работ, услуг). | 2 | |||
Раздел 6. Параметры потребности в собственных, заемных и средствах субсидии для начинающих. | 2 | |||
Раздел 7. Обоснование расчетной части показателей реализации продукции (работ, услуг). Плани-руемые показатели поступления доходов. | 2 | |||
Раздел 8. План персонала. Планируемые денежные выплаты. | 2 | |||
Раздел 9. План движения денежных средств. Оценка бюджетного эффекта от реализации проекта. | 2 | |||
| Устав предприятия. | 2 | ||
Коллективный договор. Трудовой договор. Гражданско-правовой договор. | 2 | |||
Локальные нормативные акты. Приказы, распоряжения. | 2 | |||
Деловая игра «Товарный знак продукции». | 2 | |||
| Решение задач «Определение себестоимости товаров широкого потребления и сувенирной продукции». | 2 | ||
Решение задач «Определение себестоимости услуг общественного питания». | 2 | |||
Решение задач «Определение себестоимости услуг по продаже товаров». | 2 | |||
Решение задач «Определение себестоимости товаров/услуг, реализуемых в рамках бизнес-проекта». | 2 | |||
| Участие во Всероссийской программе «Ты – предприниматель» в рамках образовательной программы «Открой своё дело», организованной при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики РК и «Республиканского центра поддержки молодежных инициатив». | 2 | ||
Участие обучающих в региональных программах УМНИК и СТАРТ (отделение фонда содействия развития инновациям: отбор и финансирование молодежных проектов). | 2 | |||
Участие обучающих в муниципальной программе поддержки и сопровождения талантливой молодежи «Одаренные дети», их профессиональная ориентация. | 2 | |||
Участие обучающих в региональных и федеральных программах поддержки молодежной проектной деятельности и молодежного предпринимательства (инновационный конвент, StartupTour, StartupVillage и др.). | 2 | |||
| Поддержка малого предпринимательства среди молодежи через информационный продукт «Бизнес-навигатор МСП» | 2 | ||
Участие в работе форума «Ты – предприниматель» в Республике Коми» в социальных сетях [режим доступа https://vk.com/typred]. | 2 | |||
Изучение приложения MS Windows (Excel) для разработки расчетной части бизнес-плана. | 1 | 1 | ||
Изучение приложения MS Windows (Power Point) для разработки презентации бизнес-плана. | 1 | 1 | ||
10.Создание и размещение рекламы продукции малого предприятия посредством медиаресурсов. | Жизненный цикл товара (услуги). Реклама. | 2 | ||
Разработка рекламной продукции малого предприятия. | 2 | |||
Размещение рекламы на Интернет-ресурсах, автореклама, баннеры, стойки, штандарты и др. | 2 | |||
Организация промоакции товаров (услуг) в рамках бизнес-проекта. | 2 | |||
Подготовка макета печатной продукции. | 2 | |||
Разработка макета газеты (буклета). | 2 | |||
11.Организация делопроизводства. Проведение совещаний, ведение переговоров, работа со СМИ. | Правила ведения переговоров, совещаний, конференция и др. | 2 | ||
Правила ведения телефонных разговоров, переписки в социальных сетях или посредством электронной почты.. | 2 | |||
Разработка повестки дня, плана выступления, резолюции или решения. | 2 | |||
Разработка пресс-релизов. Разме-щение материалов на официальном сайте компании или в группе в социальных сетях. | 2 | |||
12.Защита бизнес-проекта. | Публичная защита бизнес-проекта. | 2 | ||
ИТОГО: | 42 | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Программа внеурочной деятельности, дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности по баскетболу
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации в...
Рабочие программы внеурочной деятельности, дополнительного образования
Внеурочная деятельность-целенаправленный процесс воспитания...
Программа внеурочной деятельности "Календарь образовательных событий"
Программа внеурочной деятельности "Календарь образовательных событий". Направленность общекультурная. Уровнь базовый. Срок реализации 2 года....
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"
Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...
Рабочая программа внеурочной деятельности дополнительного образования "Ботаника,зоология"
Программа в соответствии с новыми ФГОС . 1 час в неделю...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности / дополнительного образования
Программа предназначена для людей пожилого возраста....