Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"
рабочая программа (10, 11 класс)

Фокина Ольга Эдуардовна

Новизна программы.

Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения: деловые игры, тренинги, практические работы, разработка бизнес-планов и проектов, решение задач, создание рекламы, публичные презентации и др., которые позволят сформировать те компетенции, которые помогут обучающимся разрабатывать бизнес-проекты и реализовать их. Кроме того, в ходе обучения школьники и студенты примут участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации Всероссийской программы «Ты – предприниматель».

 

Цель программы: повышение финансовой грамотности и популяризация предпринимательства в молодежной среде и среде старшеклассников, образовательно-консультационная помощь учащимся 10-11 классов и студентам в области разработки бизнес-проектов через дополнительную образовательную программу «Школа предпринимательства и СМИ».

 

Задачи:

  • образовательные: создание условий для разработки бизнес-проектов и развития навыков предпринимательства;  продвижение товаров и услуг посредством СМИ;
  • развивающие: формирование навыков коммуникативного общения, ответственности за реализацию бизнес-проекта; умение определять «личностные точки роста» и риски; развитие информационной компетентности;
  • воспитательные: профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация старшеклассников и студентов к условиям создания собственного бизнеса и деятельности СМИ.

 

Характеристика программы.

Тип – дополнительная образовательно-развивающая.

Направленность – социально-трудовая.

Вид – модифицированная.

По масштабу действия – межучрежденческая.

По времени – 1 год.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_predprinimatelstva_i_smi.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

г. Печора

Дополнительная образовательная программа

«Школа предпринимательства и СМИ»

Срок реализации: 1 год

                                                       Возраст учащихся: 16 – 19 лет

Направленность:

социально-трудовая  

Составитель программы:  

Фокина Ольга Эдуардовна,

учитель технологии

       

                                                 

г. Печора

2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Школа предпринимательства и СМИ» составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с нормативными документами: 

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).

2. Конвенцией о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. № 1559.1.

3. Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2015 - 2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 61).

4. «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»  (утв.Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761.

5. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р).

6.«Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года» (утв.  Распоряжением Правительства РК от 16.02.2011 № 34-р).

6. Уставом муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.Печора.

7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) // СанПин 2.4.4.1251-03.

Актуальность программы.

Сегодня, как никогда, Республика Коми нуждается в развитии и ставит задачу перед учащимися общеобразовательных школ и студентами профессиональных образовательных организации серьезно подходить к выбору будущей профессии. Учитывая социально-экономические особенности региона, Правительство Республики Коми основной задачей видит развитие малого и среднего предпринимательства среди молодежи.

Для этого необходимы образовательные программы дополнительного образования для старшеклассников и молодежи, направленные на развитие ключевых навыков и компетенций начинающего предпринимателя и разработку бизнес-проектов.

Новизна программы.

Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения: деловые игры, тренинги, практические работы, разработка бизнес-планов и проектов, решение задач, создание рекламы, публичные презентации и др., которые позволят сформировать те компетенции, которые помогут обучающимся разрабатывать бизнес-проекты и реализовать их. Кроме того, в ходе обучения школьники и студенты примут участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации Всероссийской программы «Ты – предприниматель».

Цель программы: повышение финансовой грамотности и популяризация предпринимательства в молодежной среде и среде старшеклассников, образовательно-консультационная помощь учащимся 10-11 классов и студентам в области разработки бизнес-проектов через дополнительную образовательную программу «Школа предпринимательства и СМИ».

Задачи:

  • образовательные: создание условий для разработки бизнес-проектов и развития навыков предпринимательства;  продвижение товаров и услуг посредством СМИ;
  • развивающие: формирование навыков коммуникативного общения, ответственности за реализацию бизнес-проекта; умение определять «личностные точки роста» и риски; развитие информационной компетентности;
  • воспитательные: профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация старшеклассников и студентов к условиям создания собственного бизнеса и деятельности СМИ.

Характеристика программы.

Тип – дополнительная образовательно-развивающая.

Направленность – социально-трудовая.

Вид – модифицированная.

По масштабу действия – межучрежденческая.

По времени – 1 год.

Организационно-педагогические основы обучения.

Списочный состав формируется из учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ МР «Печора» и студентов I - III курсов ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум» (не менее 15 человек).

Программа ориентирована на 4 академических часа в неделю, всего – 144 часа за год, в т.ч. теоретических занятий – 42 часа, практических занятий, тренингов и деловых игр – 102 часа.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения учащиеся будут

знать:

  • основы психологии личностного роста и предпринимательства;
  • нормативно-правовые документы по организации предпринимательской деятельности, поддержке предпринимательства в регионе;
  • основы бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве;
  • правила разработки товарного знака продукции;
  • правила создания рекламы средствами медиаресурсов;
  • правила оформления документов, бизнес-плана и рекламы с использованием программ MS Word, Excel, Power Point и др.

уметь:

  • эффективно планировать собственную деятельность и деятельность малого предприятия;
  • использовать нормативно-правовую базу для организации предприятия малого бизнеса в регионе;
  • производить расчет сметы расходов в рамках бизнес-плана или проекта;
  • производить расчет себестоимости произведённой продукции;
  • разрабатывать бизнес-планы предприятий малого бизнеса с учетом особенностей экономики региона;
  • создавать рекламу средствами медиаресурсов.

В процессе освоения программы обучающиеся должны достичь следующих результатов:

личностные результаты:

  • ценностная ориентация, избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении;
  • способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны;
  • культура предпринимательской деятельности, стремление к совершенствованию профессиональной компетенции, инновационная потребность, владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии;
  • адекватная самооценка, ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

предметные результаты:

  • осознание роли малого предпринимательства для развития экономики РФ и региона;
  • формирование целостного представления о предпринимательстве, сущности экономики, маркетинга и менеджмента в развитии малого бизнеса;
  • развитие бизнес-планирования в малом предпринимательстве;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач курса;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с предпринимательством, их востребованность на рынке труда.

Методическое обеспечение программы.

Дополнительная образовательная программа «Школа предпринимательства и СМИ» будет реализована через различные методы обучения:

  • практические методы при разработке бизнес-проектов и макета школьной газеты;
  • работа с Интернет-ресурсами и электронными образовательными ресурсами;
  • обмен мнениями на форуме «Ты – предприниматель» в Республике Коми» в социальных сетях [режим доступа https://vk.com/typred];
  • участие в обучающих семинарах по образовательной программе «Открой своё дело», организованных при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики РК и «Республиканского центра поддержки молодежных инициатив» (Облизов А.В., бизнес-тренер Международной организации труда, г. Сыктывкар).

В программу включены модули:

  • Психология личностного роста, создания и развития предприятий малого бизнеса среди молодежи. Тайм-менеджмент. 
  • Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Коми и МР «Печора».
  • Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве. 
  • Маркетинг и менеджмент в малом предпринимательстве. 
  • Бизнес-планирование в малом предпринимательстве, планирование стартапа. 
  • Нормативная база предприятия. 
  • Определение себестоимости произведённой продукции. 
  • Региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса среди молодежи. 
  • Использование информационных технологий в малом предпринимательстве. 
  • Создание и размещение рекламы продукции малого предприятия посредством медиаресурсов. 
  • Организация делопроизводства. Проведение совещаний, ведение переговоров, работа со СМИ. 

Техническое и информационное оснащение:

  • ноутбуки – 15 шт.;
  • мультимедийный проектор;
  • сканер, принтер;
  • сеть Интернет.

Формы организации педагогической деятельности.

Для реализации дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» будут использованы следующие образовательные технологии: ИКТ, технологии проблемного обучения, проектные технологии, кейс-технологии.

Теоретические занятия будут проходить в форме лекций, практическая часть программы будет реализована через деловые игры, тренинги, практические работы, разработку бизнес-планов, проектов и макета школьной газеты, решение задач, создание рекламы и др.

Основные формы контроля: собеседование, тестирование, публичная защита бизнес-проектов и макета школьной газеты, участие в конкурсах и проектах в рамках реализации Всероссийской программы «Ты – предприниматель».

Дидактические материалы.

  • Нормативно-правовые документы: Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Налоговый кодекс РФ и др.
  • Кейсы для решения ситуаций.
  • Завгороднев А.В., Борисова Г.В., Архангельский С.В. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма». – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2014.
  • Архангельский Г. Тайм-менеджмент. Полный курс. Изд-во «Альпина Диджитал», 2008.
  • Айзатова М. Ф., Макарова Л. М. Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства // Молодой ученый.  2014.  №5.  С. 237-240.  URL https://moluch.ru/archive/64/10226/ (дата обращения: 12.10.2017 г.).

Этапы педагогического контроля.

Вид контроля

Сроки

Цели и задачи

Содержание

Формы

Критерии

Входной

октябрь

Определение уровня  подготовки к восприятию материала, определение общих знаний и сформирован-ности УУД

Введение

в предмет

Собеседование

Средний или допустимый уровень финансовой и правовой грамотности

Текущий

ежеме-сячно

Контроль уровня усвоения разделов программы и оценка этапов бизнес-проектов

По указанным модулям

Собеседование.

Тестирование

Средний или допустимый уровень усвоения

Итоговый

май

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Разработка стартапов и бизнес-проектов для малого предприни-мательства

Публичная защита бизнес-проектов

Допустимый или высокий уровень финансовой и правовой грамотности

Учебно-тематический план.

№ п\п

Наименование модуля/раздела

Форма проведения

Общее кол-во

часов

Кол-во

часов

 по видам заня-тий

Психология личностного роста, создания и развития предприятий малого бизнеса среди молодежи. Тайм-менеджмент.

Проблемная лекция

20

6

Практическая работа

6

Деловая игра (тренинг)

8

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Коми и МР «Печора».

Проблемная лекция

12

4

Практическая работа

6

Тестирование

2

Маркетинг и менеджмент в малом предпринимательстве.

Проблемная лекция

14

4

Практическая работа

6

Деловая игра (тренинг)

4

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в малом предпринимательстве.

Проблемная лекция

20

6

Практическая работа

14

Бизнес-планирование в малом предпринимательстве.

Проблемная лекция

24

4

Практическая работа

8

Разработка

 бизнес-проекта

12

Нормативная база предприятия.

Проблемная лекция

8

4

Деловая игра

4

Определение себестоимости произведённой продукции.

Решение задач

8

8

Региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса среди молодежи.

Проблемная лекция

8

4

Анализ электронных Интернет-ресурсов

4

Использование информационных технологий в малом предприниматель-стве.

Проблемная лекция

8

4

Практическая работа

4

Создание и размещение рекламы продукции малого предприятия посредством медиаресурсов.

Практическая работа

12

4

Разработка

 проекта рекламы

8

Организация делопроизводства. Проведение совещаний, ведение переговоров, работа со СМИ.

Практическая работа

8

4

Деловая игра

4

Защита бизнес-проекта.

Публичная защита

2

2

ИТОГО:

144

144

Календарно-тематический план.

№ заня-тия

Наименование модуля/раздела

Тема, содержание

Часы

теория

практика

  1. Психология личностного роста, создания и развития предприятий малого бизнеса среди молодежи. Тайм-менеджмент.

Что такое предпринимательство? Бизнес-идея. Стартап.

2

Предприятия малого и среднего предпринимательства.

2

Продвижение бизнес-идеи. Тренинг «Основы предпринимательства».

2

Предпринимательское мышление. SWOT-анализ. SMART-анализ.

2

Психология предпринимательства. Деловая игра «Я – лидер».

2

Вербальные и невербальные средства общения и коммуникации. Деловая игра «Я+ТЫ=МЫ».

2

Характерные черты и типы личности предпринимателя.

2

Командообразование: «лидер», «руководитель», «исполнитель», «провокатор» и др.

2

Тренинг «Эффективность команды в малом и среднем предпринима-тельстве».

2

Типология клиентов. Тренинг «Продвижение товаров для клиентов (потребителей) различных социальных групп».

2

  1. Нормативно-правовое регулирование предприниматель-ской деятельности

в России,

Республике Коми и МР «Печора».

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

в России, Республике Коми и МР «Печора»

2

Организационно-правовые формы бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

2

Трудовые отношения.

2

Трудовые споры.

2

Понятие бизнес-плана. Виды бизнеса. ОКВЭД.

2

Составление бизнес-плана предприя-тия.

2

  1. Маркетинг и менеджмент в малом предприниматель-стве.

Понятие маркетинговой политики предприятия. Маркетинговый план.

2

Понятие франчайзинга для развития бизнеса. Франшиза – эффективный бизнес.

2

Составление производственного плана.

2

Калькуляция расходов и себестоимости продукции.

2

Практическая работа «Расчет себестоимости товаров и (или) услуг в рамках проекта»

2

Региональные программы поддержки малого предпринимательства. Молодежные программы поддержки бизнеса. Стартовый капитал.

2

Резюме – новая форма самопрезен-тации.

2

  1. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения

в малом предприниматель-стве.

Учетная система на предприятиях малого предпринимательства.

2

Виды налогов, применяемых в малом предпринимательстве.

2

Классификация субъектов малого предпринимательства при формировании и представлении отчетности.

2

Налоги, взносы, сборы.

2

Единый налог на вмененный доход.

2

Упрощенная система налогообложе-ния.

2

Единый сельскохозяйственный налог.

2

Единый налог на вмененный доход.

2

Оформление налоговой декларации.

2

Расчет размеров налогов в малом предпринимательстве на примере бизнес-проекта.

2

  1. Бизнес-планирование

в малом предприниматель-стве.

Проблема управления инновацион-ным проектом.

2

Бизнес-проект – как инструмент ведения бизнеса в малом предпринимательстве.

2

Содержание и оформление основных разделов бизнес-плана.

2

Раздел 1. Технико-экономическое обоснование бизнес-плана.

2

Раздел 2. Описание конкурентных преимуществ объекта малого предпринимательства.

2

Раздел 3. Маркетинговая политика объекта малого предпринима-тельства.

2

Раздел 4. Расчет основных технико-экономических показателей (харак-теристика планируемых затрат).

2

Раздел 5. Планируемые показатели реализации продукции (работ, услуг).

2

Раздел 6. Параметры потребности в собственных, заемных и средствах субсидии для начинающих.

2

Раздел 7. Обоснование расчетной части показателей реализации продукции (работ, услуг). Плани-руемые показатели поступления доходов.

2

Раздел 8. План персонала. Планируемые денежные выплаты.

2

Раздел 9. План движения денежных средств. Оценка бюджетного эффекта от реализации проекта.

2

  1. Нормативная база предприятия.

Устав предприятия.

2

Коллективный договор. Трудовой договор. Гражданско-правовой договор.

2

Локальные нормативные акты. Приказы, распоряжения.

2

Деловая игра «Товарный знак продукции».

2

  1. Определение себестоимости произведённой продукции.

Решение задач «Определение себестоимости товаров широкого потребления и сувенирной продукции».

2

Решение задач «Определение себестоимости услуг общественного питания».

2

Решение задач «Определение себестоимости услуг по продаже товаров».

2

Решение задач «Определение себестоимости товаров/услуг, реализуемых в рамках бизнес-проекта».

2

  1. Региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса среди молодежи.

Участие во Всероссийской программе «Ты – предприниматель» в рамках образовательной программы «Открой своё дело», организованной при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики РК и «Республиканского центра поддержки молодежных инициатив».

2

Участие обучающих в региональных программах УМНИК и СТАРТ (отделение фонда содействия развития инновациям: отбор и финансирование молодежных проектов).

2

Участие обучающих в муниципальной программе поддержки и сопровождения талантливой молодежи «Одаренные дети», их профессиональная ориентация.

2

Участие обучающих в региональных и федеральных программах поддержки молодежной проектной деятельности и молодежного предпринимательства (инновационный конвент, StartupTour, StartupVillage и др.).

2

  1. Использование информационных технологий в малом предприниматель-стве.

Поддержка малого предпринимательства среди молодежи через информационный продукт «Бизнес-навигатор МСП» 

(https://smbn.ru).

2

Участие в работе форума «Ты – предприниматель» в Республике Коми» в социальных сетях [режим доступа https://vk.com/typred].

2

Изучение приложения MS Windows (Excel) для разработки расчетной части бизнес-плана.

1

1

Изучение приложения MS Windows (Power Point) для разработки презентации бизнес-плана.

1

1

10.Создание и размещение рекламы продукции малого предприятия посредством медиаресурсов.

Жизненный цикл товара (услуги). Реклама.

2

Разработка рекламной продукции малого предприятия.

2

Размещение рекламы на Интернет-ресурсах, автореклама, баннеры, стойки, штандарты и др.

2

Организация промоакции товаров (услуг) в рамках бизнес-проекта.

2

Подготовка макета печатной продукции.

2

Разработка макета газеты (буклета).

2

11.Организация делопроизводства. Проведение совещаний, ведение переговоров, работа со СМИ.

Правила ведения переговоров, совещаний, конференция и др.

2

Правила ведения телефонных разговоров, переписки в социальных сетях или посредством электронной почты..

2

Разработка повестки дня, плана выступления, резолюции или решения.

2

Разработка пресс-релизов. Разме-щение материалов на официальном сайте компании или в группе в социальных сетях.

2

12.Защита бизнес-проекта.

Публичная защита бизнес-проекта.

2

ИТОГО:

42

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Программа внеурочной деятельности, дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности по баскетболу

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации в...

Рабочие программы внеурочной деятельности, дополнительного образования

Внеурочная деятельность-целенаправленный процесс воспитания...

Программа внеурочной деятельности "Календарь образовательных событий"

Программа внеурочной деятельности  "Календарь образовательных событий". Направленность общекультурная. Уровнь базовый. Срок реализации 2 года....

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...