ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Мир культуры" предназначена для дополнительного образования, в первую очередь, учащихся начальной школы.
Программа "Мир культуры!" имеет образовательную направленность, так как рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки и уровня интеллектуального развития и способностей. Она педагогически целесообразна, ведь призвана развить у детей интерес к различным видам деятельности, раскрыть индивидуальные способности ребёнка
Данная программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_kultury.docx | 73.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по культурному воспитанию учащихся школы
«Мир культуры!»
Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: один год
Педагог дополнительного образования
Александра Аркадьевна Никиенко,
руководитель музея «Истоки»
Северск – 201СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Паспорт программы...................................................................................................3
- Пояснительная записка..............................................................................................5
- Направленность программы......................................................................................7
- Педагогическая целесообразность программы........................................................7
- Актуальность программы..........................................................................................7
- Цель и задачи программы..........................................................................................7
- Формы и методы работы, используемые на занятиях............................................8
- Основные формы работы......................................................................................9
- Ожидаемые результаты............................................................................................10
- Новизна программы.................................................................................................11
- Учебно-тематическое планирование......................................................................11
- Учебно-тематическое планирование для учащихся 2Б класса............................14
- Учебно-тематическое планирование для учащихся 3Б класса............................15
- Учебно-тематическое планирование для учащихся 3В класса............................17
- Условия реализации программы.............................................................................18
- Литература...............................................................................................................19
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Полное наименование программы: | дополнительная образовательная программа «Мир культуры!» |
Руководитель МБОУ "СОШ №84": | Коппалова Лариса Николаевна |
Адрес МБОУ "СОШ №84": | Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический д. 103 |
Телефон (факс), e-mail: | |
Ф. И. О. составителя программы: | Никиенко Александра Аркадьевна |
Должность составителя: | педагог дополнительного образования, руководитель школьного историко-краеведческого музея "Истоки" |
Телефон, e-mail: | 8-906-956-94-71, sandra_n@sibmail.com |
Целевые группы: | с целью охвата большего количества учащихся - 3 группы, каждая из которых сформирована из учащихся какого-либо одного класса |
Основная цель программы: | развитие эмоционально-познавательной сферы ребёнка, его творческой деятельности. |
Задачи программы: |
|
Направленность: | культурно-образовательная |
Срок реализации программы: | 1 год |
Вид программы: | самостоятельно разработанная |
Уровень реализации программы: | дополнительное образование |
Уровень освоения программы: | общекультурный |
Способы освоения программы: | объяснительно-иллюстративный, поисковый, игровой |
Ожидаемые результаты: | Дети должны знать: ▪ игры на знакомство, на внимание и другие, которые можно применять в любой компании; ▪ понятия: " анаграммы", "пиктограммы", "метаграммы", "окружающий мир", "наследие", "наследство", "культура"; "скульптура", "сказка"; ▪ виды сказок, наиболее известные сказки и их авторов; ▪ музейную терминологию, музейные профессии; ▪ основы музейного дела: грамотно написать отзыв, этикетку к экспонату, описать предмет; ▪ возникновение письменности, авторов славянской азбуки, первого книгопечатника; ▪ из истории письма и письменных принадлежностей; ▪ основные факты из истории города, имена выдающихся деятелей России. Дети должны уметь: ▪ организовать игру на знакомство в любой компании; ▪ разгадать ребус, шараду, анаграмму, метаграмму; ▪ рисовать пиктограммы: "окружающий мир", наследие", "наследство", "культура; ▪ размышлять над поставленным вопросом и высказывать свою точку зрения; ▪ грамотно написать отзыв, этикетку к экспонату, описать предмет и т. д.; ▪ сформулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с собеседником и верно записать его воспоминания; ▪ анализировать различные источники и извлекать из них информацию; ▪ участвовать в КТД, проявлять творческие и организаторские способности; ▪ уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и исторический опыт других эпох, поколений, наций. |
Контроль реализации программы: | Игры, конкурсы, викторины, тесты. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Школьные годы чудесные – самые лучшие годы в жизни любого человека, ведь именно в школе ребёнок находит своих друзей, участвует в общественной жизни школы, находит какое-нибудь для себя увлечение или хобби, а может, и дело по душе, которое станет в недалёком будущем его призванием.
Школа не только учит, она призвана воспитывать своих учеников. Воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых целей современной идеологии общества. Цель воспитательной системы школы – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, то есть создание условий для разностороннего (духовного и физического) развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.
В рамках любого общеобразовательного учреждения одной из форм дополнительного образования является школьный музей. Определённо положительную роль в школьном творческом процессе воспитания учащихся играет и деятельность школьного историко-краеведческого музея «Истоки», целью работы которого является формирование ОБЩЕЙ Культуры Личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.
Музей «Истоки» является активным живым организмом, где идёт целенаправленная пропаганда накопленного материала. А своей деятельностью он создаёт условия для воспитания у школьников музейной культуры и освоения практических навыков поисковой и исследовательской работы.
Музейная педагогика способствует развитию познавательных интересов учащихся, пополняет их знания, прививает навыки исторического мышления, формирует коммуникативные навыки и даёт возможность ребятам успешно реализовываться.
У школьников формируются такие черты, как:
- целеустремлённость;
- любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
- образованность;
- самопризнание – наступает эмоциональная уравновешенность, появляется желание самореализоваться;
- радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
- интеллигентность;
- творческая направленность;
- человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь.
В школе имеются возможности использования музейной педагогики.
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Мир культуры" предназначена для дополнительного
образования, в первую очередь, учащихся начальной школы.
Почему педагог решил реализовывать указанную программу?
Приоритетной категорией музейного обслуживания традиционно является детская аудитория.
У ребёнка уже пробуждается интерес к окружающему миру (к культуре) ещё в том раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются домом, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.
К школьному возрасту этот интерес возрастает, и маленький человек начинает задавать вопросы: "Что такое время?", "Как появилась жизнь на Земле?", "Всегда ли человек был таким, как сегодня?", "Что заменяло человеку метро или самолёт?" и т. д.
Именно в этот период важно поддерживать возникший у ребёнка интерес к философским вопросам, продолжить их ряд, озадачивая маленького "философа": "Что такое искусство, как и почему оно возникло?" "В чём секрет красоты?" "Почему все люди и народы разные?"
На уроках в начальной школе всё же мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем, так как её цель более прагматическая – научить ребёнка читать, писать, считать. А в результате зародившийся огонёк любопытства гаснет, и неизвестно, разгорится ли он вновь, когда, по мнению взрослых и мудрых, ему настанет пора.
В разрешении данной проблемы как раз и может помочь музейная педагогика – внеурочная деятельность. Младшие школьники ещё не достаточно подготовлены к постижению скрытого смысла окружающих его вещей, к восприятию сложного символического языка музея. Познавать окружающий мир младшие школьники начинают именно с "расшифровывания" для себя этого скрытого смысла вещей.
Задача педагога дополнительного образования – помочь ребёнку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Причём, не стоит давать однозначные ответы на все вопросы, да это и невозможно, а необходимо совместно с детьми искать пути к их решению или поставить эти вопросы, чтобы решать их всю жизнь.
Музейный предмет, обладающий многими значениями и смыслами, даёт богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит "погружение" ребёнка в историческое прошлое родного города или даже всего человечества.
Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью различных ценных предметов, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира.
Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Именно поэтому принято решение претворять дополнительную образовательную программу "Мир культуры".
Известно более 100 толкований понятия "культура". Но данной программой предусмотрено понимать понятие "культура" как процесс и результат материальной и духовной деятельности многих поколений.
Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям облегчает ребёнку нелёгкий путь познания окружающего мира. Беседы о культуре призваны облегчить эту задачу. Беседы о культуре формируют у ребёнка интерес к разнообразным областям знаний, потребность во все более глубоком познании окружающего мира.
- Направленность программы:
Программа "Мир культуры!" имеет образовательную направленность, так как рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки и уровня интеллектуального развития и способностей. Она педагогически целесообразна, ведь призвана развить у детей интерес к различным видам деятельности, раскрыть индивидуальные способности ребёнка
Данная программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология».
Каждое занятие программы СОДЕРЖИТ:
♦ необходимый для достижения цели теоретический познавательный материал: информацию, литературные и жизненные примеры, стихи, видеоматериалы;
♦ творческие и направленные на развитие мышления задания: кроссворды, ребусы, шарады;
♦ игровой практикум: тематические ролевые, деловые и словесные игры.
- Педагогическая целесообразность программы:
На занятиях используются доступные для ребятишек формы и приёмы работы. Но какой бы формой не являлось занятие, оно планируется не быть скучным. На каждом занятии будут меняться формы работы.
Ребятам будут предлагаться творческие моменты: разгадывать кроссворды, ребусы, викторины, найти в тексте ошибки, подобрать подходящие по смыслу имена существительные, прилагательные.
- Актуальность программы:
Программа, прежде всего, направлена на оказание эмоционального воздействия на душу ребят, а также направлена на творческую деятельность учащихся, на умение анализировать, оценивать, высказывать свою собственную точку зрения, на развитие самостоятельности школьников.
- Цель программы:
развитие эмоционально-познавательной сферы ребёнка, его творческой деятельности.
- Задачи программы:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие
действительности;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Приобщение ребёнка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владения методикой музейной педагогики. Монолог учителя должен быть сведён к минимуму, он должен постоянно обращаться к детям, заставлять будить их мысль и самостоятельно находить нужный ответ. Естественно, что в беседы, в каждое занятие включены творческие задания.
- Формы, используемые на занятиях:
- информационный лекторий (рассказы);
- беседы;
- час-размышление;
- экскурсии;
- коллективные и индивидуальные обсуждения впечатлений;
- творческие конкурсы;
- викторины;
- интеллектуальные и познавательные игры;
- просмотр презентаций и видеофильмов по соответствующей теме.
- Методы, используемые для наиболее прочного усвоения знаний,
овладения умениями и навыками,
предусмотренными данной программой при обучении детей:
► объяснительно-иллюстративный метод:
• теория – объяснение, устное изложение материала;
• практика – образец, наглядность и приобретение навыков (выполнить определённое задание самостоятельно, закрепить, повторить увиденное, пройденное);
► метод демонстрации:
• для устных занятий (пополнений знаний) – использование схем, карт, фильмов, слайдовой презентации;
• для практических занятий – использование актов приёма, описания экспоната, составление этикетки, отзывов о мероприятиях;
► частично-поисковый метод:
• теория, для устных занятий – самостоятельная работа с дополнительной литературой;
• практика – самостоятельное составление вопросника, интервью;
► метод упражнения:
• теория – ответы на вопросы по пройденным темам;
• практика – выполнение заданий по пройденным темам (описание экспоната,
составление акта, изготовление паспорту, составление отзыва, проведение
экскурсии);
► метод социальных ролей;
► метод создания игровых ситуаций;
► метод практического манипулирования с предметами;
► метод использования ассоциативных связей;
► метод театрализации;
► метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Ведущим методом в работе с детьми младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия помогают ребёнку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные культурно-исторические ценности. В процессе игры ещё более развиваются память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь ребёнка.
В качестве ведущих приёмов используется запись ключевых понятий в виде знаковых рисунков (пиктограмм), манипулирование с предметами (подлинниками и копиями).
Названные выше методы реализуются в разнообразных формах работы с детьми: шарадах и ребусах, викторинах и кроссвордах, групповых формах работы и дискуссиях, творческих заданиях.
- Основные формы работы:
◘ коллективные занятия: анкетирование, тренинги, КТД (коллективно-творческое дело), лекции, экскурсии, практикумы, ролевые игры, викторины, конкурсы;
◘ индивидуальные занятия с педагогом: обсуждение конкретной темы, репетиции;
◘ самостоятельные занятия: работа с книгой и источниками; составление отзыва, плана, конспекта, выступления, экскурсии; работа над проектом, исследованием.
Учитывая особенности восприятия младших школьников, материал преподносится в доступной, занимательной форме с использованием музейно-педагогических методов и приёмов.
Исходным материалом для оценки эффективности деятельности служит непосредственная реакция детей на занятиях, а также продукты творческой деятельности учащихся: рисунки, сочинения, поделки, выполнение творческих заданий, использование знаний и навыков на занятиях и по другим предметам тоже.
Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребёнка основ музейной культуры. В своих работах, ответах учащиеся должны проявить следующие умения и навыки:
- видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
- выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице, у знакомых - в окружающем мире;
- иметь представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру;
- проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;
- владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
- обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.
Музейная педагогика, претворяемая в реализации данной программы "Мир культуры" направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. всё это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент для познания мира.
- Ожидаемые результаты:
После посещённых всех занятий курса
учащиеся должны ЗНАТЬ:
▪ игры на знакомство, на внимание и другие, которые можно применять в любой компании;
▪ понятия: " анаграммы", "пиктограммы", "метаграммы", "окружающий мир", "наследие", "наследство", "культура"; "скульптура", "сказка";
▪ виды сказок, наиболее известные сказки и их авторов;
▪ музейную терминологию, музейные профессии, основы музейного дела;
▪ возникновение письменности, авторов славянской азбуки, первого книгопечатника и т. д.;
▪ из истории письма и письменных принадлежностей;
▪ основные факты из истории города, имена выдающихся деятелей России.
учащиеся должны УМЕТЬ:
▪ организовать игру на знакомство в любой компании;
▪ разгадать ребус, шараду, анаграмму, метаграмму;
▪ рисовать пиктограммы: "окружающий мир", наследие", "наследство", "культура;
▪ придумывать вопросы викторин;
▪ размышлять над поставленным вопросом и высказывать свою точку зрения;
▪ грамотно написать отзыв, этикетку к экспонату, описать предмет и т. д.;
▪ сформулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с собеседником и верно записать его воспоминания;
▪ анализировать различные источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
▪ создать компьютерную презентацию по сценарию для музейного мероприятия;
▪ работать в группе, участвовать в КТД, проявлять творческие и организаторские способности;
▪ уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и трудившихся во имя Отечества; исторический опыт других эпох, поколений, наций.
учащиеся должны ОВЛАДЕТЬ:
• навыками и умениями разгадывать ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, анаграммы;
• умением рисовать пиктограммы.
учащиеся должны НАУЧИТЬСЯ:
• мыслить логически и делать самостоятельные выводы.
ВЫВОД:
1. Знания, приобретённые на занятиях по данной программе, школьники смогут успешно реализовывать и находить им практическое применение на уроках.
2. Активно участвуя в предлагаемых формах работы на занятиях: дискуссиях, выполнении заданий, коммуникативных играх, ребята учатся доброжелательному общению.
- Новизна программы:
Она предлагает более интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания.
- Учебно-тематическое планирование музейных уроков -
занятий кружка "Мир Культуры".
Всего: 33 урока - 33 занятия.
Тематическое планирование
музейных уроков - занятий кружка "Мир Культуры"
для учащихся 2Б класса.
(Классный руководитель - Ю. А. Шеремет).
► Занятия проводятся 1раз в неделю.
► I полугодие - среда в 13.00.
► II полугодие -
Месяц | № | Тема музейного занятия | Дата | Отметка о проведении |
Сентябрь | №1. | Урок-знакомство. (Игровой). | 16.09.15 | |
№2. | Знакомимся и учимся разгадывать: ребусы, шарады, перевёртыши, анаграммы, метаграммы, пиктограммы. | 23.09.15 | ||
№3. | Мастерская общения. | 30.09.15 | ||
Октябрь | №4 | Наше наследие. | 07.10.15 | |
№5. | Культурное наследие. Культура. | 14.10.15 | ||
№6. | Культурное наследие всех народов Земли равноценно. | 21.10.15 | ||
№7. | Интеллектуальная игра "Эрудит". | 28.10.15 | ||
Ноябрь | №8. | Древние люди. Какими они были? Как они жили? | 11.11.15 | |
№9. | Человек - венец творения или ошибка природы? Как человек стал создавать Культуру? | 18.11.15 | ||
№10. | Зарождение искусства. В мастерской первобытного художника. В мастерской первобытного скульптора. | 25.11.15 | ||
Декабрь | №11. | "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве..." Как рождаются сказки. | 02.12.15 | |
№12. | Сказочная викторина. Показываем сказку. | 09.12.15 | ||
№13. | История новогодней игрушки. | 16.12.15 | ||
№14. | Изготовление новогодней игрушки. | 23.12.15 | ||
Январь | №15. | Что такое музей? (Музей - "машина времени"). | 13.01.16 | |
№16. | Музейные профессии. Типы и профили музеев. | 20.01.16 | ||
№17. | Тематическая игра "Музейная мозаика". | 27.01.16 | ||
Февраль | №18. | Возникновение письменности. Конкурс на быстрое и верное написание нашего алфавита. | 03.02.16 | |
№19. | История возникновения книги. Книги в древности. | 10.02.16 | ||
№20. | Книгопечатание на Руси. И. Фёдоров. | 17.02.16 | ||
№21. | Участвуем в викторине: "Что мы знаем о книгах и как мы знаем книги?" Изготовление книжки-малышки. | 24.02.16 | ||
Март | №22. | "Аптека души". Различные библиотеки. | 02.03.16 | |
№23. | Центральная детская библиотека нашего города. Изготовление закладок. | 09.03.16 | ||
№24. | Труд целой жизни. В. И. Даль. | 16.03.16 | ||
№25. | Конкурс-игра "Дай толкование слову". | 30.03.16 | ||
Апрель | №26. | О чём могла рассказать старая авторучка? Из истории письма и письменных принадлежностей. Кроссворд "Получи пятёрку!" | 06.04.16 | |
№27. | Поделки из сломанных ручек. | 13.04.16 | ||
№28. | Религия. Мировые религии. Легенда об Иисусе. | 20.04.16 | ||
№29. | Как князь Владимир веру выбирал. Конкурс на знание любой молитвы. | 27.04.16 | ||
Май | №30. | Музыка - искусство звука. Загадки о музыкальных инструментах. | 04.05.16 | |
№31. | Кто "изобрёл" музыку и кто "делает" музыку. Конкурс рисунков "В душе музыка звучит!" | 11.05.16 | ||
№32. | Игра "Угадай мелодию!" | 18.05.16 | ||
№33. | Завершение курса. Различные конкурсы: "Интересен мир культуры!" | 25.05.16 |
- Тематическое планирование
музейных уроков - занятий кружка "Мир Культуры"
для учащихся 3Б класса.
(Классный руководитель - Н. В. Макаревич).
► Занятия проводятся 1раз в неделю.
► I полугодие - понедельник в 15.00 или среда - в 14.00.
► II полугодие -
Месяц | № | Тема музейного занятия | Дата | Отметка о проведении |
Сентябрь | №1. | Урок-знакомство. (Игровой). | 14.09.15 | |
№2. | Знакомимся и учимся разгадывать: ребусы, шарады, перевёртыши, анаграммы, метаграммы, пиктограммы. | 21.09.15 | ||
№3. | Мастерская общения. | 28.09.15 | ||
Октябрь Октябрь | №4 | Наше наследие. | 05.10.15 | |
№5. | Культурное наследие. Культура. | 12.10.15 | ||
№6. | Культурное наследие всех народов Земли равноценно. | 19.10.15 | ||
№7. | Интеллектуальная игра "Эрудит". | 26.10.15 | ||
Ноябрь | №8. | Древние люди. Какими они были? Как они жили? | 11.11.15 | |
№9. | Человек - венец творения или ошибка природы? Как человек стал создавать Культуру? | 18.11.15 | ||
№10. | Зарождение искусства. В мастерской первобытного художника. В мастерской первобытного скульптора. | 25.11.15 | ||
Декабрь | №11. | "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве..." Как рождаются сказки. | 02.12.15 | |
№12. | Сказочная викторина. Показываем сказку. | 09.12.15 | ||
№13. | История ёлочной игрушки. | 16.12.15 | ||
№14. | Изготовление ёлочной игрушки. | 23.12.15 | ||
Январь | №15. | Что такое музей? (Музей - "машина времени"). | 13.01.16 | |
№16. | Музейные профессии. Типы и профили музеев. | 20.01.16 | ||
№17. | Тематическая игра "Музейная мозаика". | 27.01.16 | ||
Февраль | №18. | Возникновение письменности. Конкурс на быстрое и верное написание нашего алфавита. | 03.02.16 | |
№19. | История возникновения книги. Книги в древности. | 10.02.16 | ||
№20. | Книгопечатание на Руси. И. Фёдоров. | 17.02.16 | ||
№21. | Участвуем в викторине: "Что мы знаем о книгах и как мы знаем книги?" Изготовление книжки-малышки. | 24.02.16 | ||
Март | №22. | "Аптека души". Различные библиотеки. | 02.03.16 | |
№23. | Центральная детская библиотека нашего города. Изготовление закладок. | 09.03.16 | ||
№24. | Труд целой жизни. В. И. Даль. | 16.03.16 | ||
№25. | Конкурс-игра "Дай толкование слову". | 30.03.16 | ||
Апрель | №26. | История шариковой ручки. | 06.04.16 | |
№27. | Поделки из сломанных ручек. | 13.04.16 | ||
№28. | Религия. Мировые религии. Легенда об Иисусе. | 20.04.16 | ||
№29. | Как князь Владимир веру выбирал. Конкурс на знание любой молитвы. | 27.04.16 | ||
Май Май | №30. | Музыка - искусство звука. Загадки о музыкальных инструментах. | 04.05.16 | |
№31. | Кто "изобрёл" музыку и кто "делает" музыку. Конкурс рисунков "В душе музыка звучит!" | 11.05.16 | ||
№32. | Игра "Угадай мелодию!" | 18.05.16 | ||
№33. | Завершение курса. Различные конкурсы: "Интересен мир культуры!" | 25.05.16 |
- Тематическое планирование
музейных уроков - занятий кружка "Мир Культуры"
для учащихся 3В класса.
(Классный руководитель - Н. Ю. Сафронова).
► Занятия проводятся 1раз в неделю.
► I полугодие - четверг - в 14.15.
► II полугодие -
Месяц | № | Тема музейного занятия | Дата | Отметка о проведении |
Сентябрь | №1. | Урок-знакомство. (Игровой). | 17.09.15 | |
№2. | Знакомимся и учимся разгадывать: ребусы, шарады, перевёртыши, анаграммы, метаграммы, пиктограммы. | 24.09.15 | ||
Октябрь | №3. | Мастерская общения. | 01.10.15 | |
№4. | Наше наследие. | 08.10.15 | ||
№5. | Культурное наследие. Культура. | 15.10.15 | ||
№6. | Культурное наследие всех народов Земли равноценно. | 22.10.15 | ||
№7. | Интеллектуальная игра "Эрудит". | 29.10.15 | ||
Ноябрь | №8. | Древние люди. Какими они были? Как они жили? | 12.11.15 | |
№9. | Человек - венец творения или ошибка природы? Как человек стал создавать Культуру? | 19.11.15 | ||
№10. | Зарождение искусства. В мастерской первобытного художника. В мастерской первобытного скульптора. | 26.11.15 | ||
Декабрь | №11. | "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве..." Как рождаются сказки. | 03.12.15 | |
№12. | Сказочная викторина. Показываем сказку. | 10.12.15 | ||
№13. | История ёлочной игрушки. | 17.12.15 | ||
№14. | Изготовление ёлочной игрушки. | 24.12.15 | ||
Январь | №15. | Что такое музей? (Музей - "машина времени"). | 14.01.16 | |
№16. | Музейные профессии. Типы и профили музеев. | 21.01.16 | ||
№17. | Тематическая игра "Музейная мозаика". | 28.01.16 | ||
Февраль Февраль | №18. | Возникновение письменности. Конкурс на быстрое и верное написание нашего алфавита. | 04.02.16 | |
№19. | История возникновения книги. Книги в древности. | 11.02.16 | ||
№20. | Книгопечатание на Руси. И. Фёдоров. | 18.02.16 | ||
№21. | Участвуем в викторине: "Что мы знаем о книгах и как мы знаем книги?" Изготовление книжки-малышки. | 25.02.16 | ||
Март | №22. | "Аптека души". Различные библиотеки. | 03.03.16 | |
№23. | Центральная детская библиотека нашего города. Изготовление закладок. | 10.03.16 | ||
№24. | Труд целой жизни. В. И. Даль. | 17.03.16 | ||
№25. | Конкурс-игра "Дай толкование слову". | 31.03.16 | ||
Апрель | №26. | История шариковой ручки. | 07.04.16 | |
№27. | Поделки из сломанных ручек. | 14.04.16 | ||
№28. | Религия. Мировые религии. Легенда об Иисусе. | 21.04.16 | ||
№29. | Как князь Владимир веру выбирал. Конкурс на знание любой молитвы. | 28.04.16 | ||
Май | №30. | Музыка - искусство звука. Загадки о музыкальных инструментах. | 05.05.16 | |
№31. | Кто "изобрёл" музыку и кто "делает" музыку. Конкурс рисунков "В душе музыка звучит!" | 12.05.16 | ||
№32. | Игра "Угадай мелодию!" | 19.05.16 | ||
№33. | Завершение курса. Различные конкурсы: "Интересен мир культуры!" | 26.05.16 |
- Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
- Наличие материалов для проведения музейных уроков (разработки музейных уроков, видеофрагменты и видеоролики соответствующих тем, разработки тематических игр, составленные карточки, тесты, стихи).
- Наличие разработок ролевых игр, творческих заданий, ситуаций.
Ресурсное обеспечение:
- Телевизор и видеомагнитофон.
- Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
- Музыкальный центр, аудио и видео записи, СD-DVD диски.
- Фотоаппарат.
- Диктофон.
- ЛИТЕРАТУРА:
Для педагогов:
1. Введение в культурологию. - М., 1996.
2. Культурно-образовательная деятельность музеев. - М., 1997 .
3. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя. - М., 1988.
4. Медведева Е.Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина:
5. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Воспитание и дополнительное образование детей.
6. Шлыкович А. После уроков. - М.:Детгиз, 1958 г.
Для детей:
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся школы искусств младшего возраста"
Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей учащихся младшего возраста, посредством фольклора, анализ внешних условий протекания педагогического процесса, проблемы и противо...
Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...
Этно- культурное воспитание в школе
Помощь учащимся на уроках музыки знакомиться с музыкой Хакасии и других стран....
Программа нравственного развития и воспитания учащихся СКОШ среднего школьного возраста
Проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время, т.к. подрастающее поколение наблюдает в современном мире проявление бездуховности, безверии, агрессивности. А многообразие различны...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ школы VIII ВИДА
В данной статье рассказывается об основных нормативно - правовых документах Международного уровня при работе с детьми ОВЗ. Описаны специальные образовательные условия для детей данной категории. Метод...
Историко-краеведческие экспедиции как форма патриотического воспитания учащихся школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С.Харченко Санкт-Петербурга
Проведение военно-исторических экспедиций в Партизанский край, по местам боев 2 ЛПБ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....