Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"
методическая разработка на тему
Дополнительная образовательная программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской и проектной деятельности рассчитана на 1год обучения, объём программы – 36 часов, предназначена для обучающихся 7-11 лет.
Программа является экспериментальной, она разработана в рамках реализации ФГОС нового поколения. При разработке содержания и методических подходов используется собственный педагогический опыт автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_shkola_yunogo_volshebnika.zip | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской и проектной деятельности рассчитана на 1год обучения, объём программы – 36 часов, предназначена для обучающихся 7-11 лет.
Программа является экспериментальной, она разработана в рамках реализации ФГОС нового поколения. При разработке содержания и методических подходов используется собственный педагогический опыт автора.
Актуальность разработки дополнительной образовательной программы «Школа юного волшебника» связана с внедрением в современную педагогическую практику «Стандартов второго поколения». Сложившаяся ситуация в образовании уже сегодня требует глубокой и планомерной интеграции дополнительного и общего образования. Дополнительное образование способно существенно обогатить багаж знаний детей и не хуже, чем общее и развить их способности и наклонности.
В современном обществе уже сейчас требуются активность, готовность самостоятельно действовать, принимать решения, креативность. При этом основными качествами современных выпускников школ все чаще становится инертность, пассивность, инфантильность. Основная проблема современной школьной программы в излишней перегруженности детей и подростков теоретическими понятиями фундаментальных наук. Многие теоретические знания, полученные в школе, ребенок ни когда не сможет использовать в реальной взрослой жизни. При этом учение превращается в механическое, формальное «переваривание» фактов, формул, определений, правил. И чем старше становится ребенок, тем меньше у него интереса к такому образовательному процессу. При этом жестко регламентированная классно-урочная система школьного образования не предполагает развивать на занятиях индивидуальные интересы ребенка, на это у учителя просто нет времени. Креативность мышления и проявление индивидуальности ученика скорее мешает на традиционном уроке, отвлекает от усредненного и обязательного для всех усвоения материала. Введение тестовой системы оценки знаний, даже в начальной школе, приводит к формальному подходу в изучении наук и фактическому обучению по принципу «научить сдавать зачеты и экзамены».
Современная педагогическая практика показывает, что только дополнительное образование на современном этапе способно решить эти сложные проблемы. Сам формат занятий в «Школе юного волшебника» отличается от обычного урока. В данной программе изменены традиционные подходы к изучению азов фундаментальных наук в начальной школе. Первичное изучение явлений окружающего мира происходит не через понятия и определения, а через занимательные эксперименты и опыты, где теория вторична, а практический смысл первичен. Учитывая возрастные особенности младших школьников и их постепенный переход от игровой к учебной ведущей деятельности, в данной программе автор предлагает «поиграть» с детьми в научное волшебство. Постепенно через понятия о сказках и превращениях перейти в научные открытия, научиться проводить эксперименты и опыты. Сама роль ученика на уроке меняется. Из пассивного субъекта образовательного процесса он превращается в активный объект, который сам добывает знания, сам делает выводы и отрывает для себя удивительные, интересные и увлекательные явления окружающего мира. При таком подходе практически каждое занятие в «Школе юного волшебника» становиться для ребенка образовательным событием.
Таким образом, в освоении детьми 7-11 лет научно обоснованных способов деятельного взаимодействия с окружающим миром есть актуальная педагогическая потребность. При реализации содержания данной дополнительной образовательной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов естественно-научного направления. Отличительными особенностями данной программы являются: объединение в ней элементов из трех наук: физики, химии и биологии; адаптация знаний на уровень начальной школы, уклон на популяризацию «научного волшебства» в детской аудитории. Все практические навыки и теоретические знания, полученные при реализации данной программы применимы в реальной жизни, легко транслируются детьми среди ровесников. Опыты, эксперименты, фокусы дают богатый материал, который возможно использовать для научно-исследовательской проектной деятельности. Темы исследований и проектов подбираются индивидуально в процессе работы с детьми. Привлечение детей 7-11 лет к научно-исследовательской и проектной деятельности является новым и во многом экспериментальным направлением дополнительного образования и делает данную программу актуальной и педагогически целесообразной.
«Стандарты второго поколения» предполагают использование современных информационных компьютерных технологий в дополнительном образовании. Подготовка проектов и научно-исследовательских презентаций ребенком предполагает сотрудничество с родителями. Участие в работе научно-практических конференций в данной программе становится предметом совместной творческой работы руководителя объединения, обучающихся и их родителей.
Цели программы:
1.Подготовить младших школьников к мотивированному восприятию фундаментальных наук.
2. Развить умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
Основные задачи
Обучающие:
- сформировать познавательный интерес к явлениям окружающего мира;
- помочь приобрести знания в области азов наук естественно-научного направления;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- научить оформлять результаты своих опытов и экспериментов в виде творческих проектов и научно-исследовательских презентаций;
- научить находить информацию в литературе и Интернет-источниках;
Воспитательные:
- формировать потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании;
- формировать навыки работы в группе
- формировать уважение к мнению товарищей и способность отстаивать свою позицию
Развивающие:
- развивать исследовательскую культуру ребёнка;
- развивать креативные способности личности;
- развивать коммуникативные навыки;
Программа базируется на следующих идеях:
- Необходимости развития интереса к изучению явлений окружающего мира у детей 7-11 лет.
- Развития мотивации к обучению через практическое применение явлений природы в повседневной жизни.
- Целесообразности привлечения детей начальной школы к практической, проектной и научно-исследовательской деятельности.
Отличительными особенности программы являются:
- ориентация дополнительной образовательной программы на стандарты второго поколения;
- использование постепенного перехода от игровой к учебной ведущей деятельности через игру в «научное волшебство»;
-ориентация на практический смысл и применение в жизни явлений окружающего мира.
Сроки реализации программы: 1 год (36 часов).
При реализации данной дополнительной образовательной программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для реализации программы «Школа юного волшебника» были отобраны самые интересные и безопасные эксперименты, которые дети легко могут повторить самостоятельно в домашних условиях. Занятия проводятся как индивидуальные, так и в группе (7-10 обучающихся). Состав группы постоянный.
Формы всех видов занятий разнообразны. Применяются: рассказы, беседы, дискуссии, выставки, научно-практические конференции, «Мозговые штурмы». Проводится просмотр слайдов, презентаций, видеоматериалов. Большое значение придается организации практической деятельности ребенка, его самостоятельному участию в опытах, экспериментах, изобретениях, разработках проектов.
Режим организации учебного процесса:
Продолжительность занятия: 40 мин
Периодичность в неделю: 1раз
Количество часов в неделю: 1раз
Общее количество часов: 36
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Область компетенции
Обучающиеся должны:
- знать основные термины, изучаемых явлений окружающего мира;
- уметь наблюдать за ходом эксперимента;
- уметь фиксировать результаты наблюдений;
- уметь вести дискуссию, участвовать в обсуждениях опытов и экспериментов;
- знать основных ученых, изобретателей в изученных областях науки и техники;
- знать и применять правила проведения опытов и экспериментов;
- знать и уметь работать индивидуально и в микрогруппе;
- знать основные компьютерные программы для создания презентаций;
- уметь подбирать материал для презентации, используя литературу, Интернет, собственные наблюдения;
- выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов;
- знать методы оказания первой медицинской помощи при проведении физических и химических экспериментов.
Вследствие реализации целей и задач программы у обучающихся должны сформироваться следующие качества личности:
- ответственность;
- самостоятельность;
- потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании;
- общая культура;
- активная жизненная позиция;
- инициативность;
- креативность мышления и деятельности
- уважение и толерантное отношение к точке зрения товарищей
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Формами учёта уровня знаний и умений при реализации данной программы являются:
викторины,
собеседование,
устные опросы,
конкурсы исследовательских и информационных работ,
выставка,
выступление агитбригады «Волшебные чудеса науки» в образовательных учреждениях города.
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Школа юного волшебника» создаются условия для формирования у детей 7-11 лет компетентностей, как в области наук естественно-научного направления, так и в практической научно-исследовательской деятельности. Это дает прекрасную возможность детям участвовать в городских, окружных, всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов. Успешная творческая самореализация детей - это залог их адекватной социализации в обществе.
Аттестация обучающихся проводится в форме выступления агитбригады, которая организуется после изучения всего объёма программы. Каждый обучающийся индивидуально или в составе микрогруппы представляет какое либо природное явление в виде фокуса, эксперимента, опыта.. Работа оформляется устным рассказом или презентацией о явлении, веществах и происходящих в ходе эксперимента изменениях. Работа оценивается по определённым критериям: насколько логично выстроена информация, как обучающийся владеет материалом и ведёт дискуссию, отвечая на вопросы аудитории. Степень проявления данных критериев будет свидетельствовать об уровне сформированности знаний, умений, навыков, об уровне развития способностей и личностных качеств детей и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Теоретическая подготовка.
Минимальный уровень. Обучаемый имеет представления об азах изученных явлений и понятий, знает где они применяются в реальной жизни.
Средний уровень. Обучаемый правильно понимает основные понятия изученных явлений и может применить их на практике.
Максимальный уровень. Обучаемый усвоил весь объем знаний, хорошо знает сущность изученных явлений, умеет их применять на практике и транслировать свои знания и умения.
Владение терминологией.
Минимальный уровень. Обучаемый освоил 2-3 специальных термина в соответствующей предметной области.
Средний уровень. Обучаемый владеет терминологией. В общении с преподавателем и товарищами использует их недостаточно умело.
Максимальный уровень. Обучаемый знает более 80 % терминов соответствующего изучаемого раздела. Легко их использует.
Практическая подготовка.
Минимальный уровень. Обучаемый овладел небольшим объемом навыков, предусмотренных программой.
Средний уровень. Усвоил более половины навыков, предложенных в программе. Участвует в научно-исследовательском творчестве, при помощи педагога может подготовить материал для исследовательской или информационной презентации, представить материал на конференции.
Максимальный уровень. Обучаемый владеет практически всеми, предусмотренными программой, навыками. Стремится делиться полученными навыками и умениями с товарищами. Участвует в научно-исследовательском творчестве. В помощи педагога при подготовке презентации для конференции практически не нуждается, умело выступает перед аудиторией, отстаивает своё мнение, правильно использует необходимую научную терминологию, умеет вести дискуссию.
Техника безопасности.
Минимальный уровень. Обучаемый знает только основные правила техники безопасности, предусмотренные программой.
Средний уровень. Объем усвоенных правил техники безопасности составляет более половины предложенных в программе.
Максимальный уровень. Обучаемый владеет практически всеми, предусмотренными программой правилами и навыками техники безопасности. Умеет оказывать первую медицинскую помощь товарищам.
Учебно – тематический план
программы «Школа юного волшебника»
№ п\п | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводные занятия | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Кто такие волшебники и кто такие ученые? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Физика | 10 | 5 | 5 |
2.1 | Занимательная наука-физика | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Опыты с воздушными шариками (давление, реактивное движение, статическое электричество) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Опыты с воздушными шариками (давление, реактивное движение, статическое электричество, магнитные поля) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4 | Эксперименты с самолетиками из бумаги. Конкурс «Самый летающий самолетик» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Эксперименты с рисом, макаронами и пепси-колой (плотность, давление) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6 | Эксперименты со стаканами и бумагой (площадь и давление) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.7 | Опыт с яйцом и солевым раствором (концентрация, плотность) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.8 | Фокус «Башня» (плотность) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.9 | Опыты с мыльными пузырями | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.10 | Викторина «Занимательная физика» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Химия | 11 | 5,5 | 5,5 |
3.1 | Замечательная наука - химия | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Эксперименты с кока-колой (Какой вред приносят газированные напитки?) | 1 | 1 | 0 |
3.3 | Фокус «Вулкан – своими руками» (реакция нейтрализации) | 1 | 1 | 0 |
3.4 | Где прячется крахмал? (качественная реакция с йодом) | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.5 | Фокус «Невидимые чернила» (чернила из сока лимона и молока) | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.6 | Фокус «Разбегаеющиеся зубочистки» (поверхностно-активные вещества) | 1 | 0 | 1 |
3.7 | Фокус «Превращения синей краски» (тушь адсорбируется активированным углем) | 1 | 0 | 1 |
3.8 | Фокус «Лимон надувает шарик» (получение углекислого газа) | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.9 | Эксперимент «Искусственный снег» (кристаллизация поваренной соли) | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.10 | Опыт «Волшебная вода» (изменение цвета фенолфталеина в кислой и щелочной среде) Опыт «Превращения сока цветной капусты» (измерение pH при помощи сока капусты) | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.11 | Викторина «Замечательная химия» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Биология | 11 | 4,5 | 6,5 |
4.1 | Удивительная наука - биология | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2 | Эксперименты с проращиванием семян | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Наблюдение за ростом и развитием проростков злаковых, бобовых растений и подсолнечника | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.4 | Волшебный прибор - микроскоп | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.5 | Жизнь в капле воды | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.6 | Растительный микромир | 1 | 0 | 1 |
4.7 | Ткани животных под микроскопом | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.8 | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.9 | Наблюдение за поведением животных, дрессировка животных | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.10 | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.11 | Викторина «Удивительная биология» | 1 | 0 | 1 |
5 | Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 |
5.1 | Итоговое занятие, репетиция выступления | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Показательные выступления обучающихся «Волшебные чудеса науки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 36 | 18 | 18 |
Содержание программы.
1.Вводные занятия (2 ч.).
Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности при проведении опытов и экспериментов. Кто такие волшебники и кто такие ученые?
Практическая работа: обсуждение фильма «Травматизм». Освоение приемов первой медицинской помощи.
2.Физика (10 ч.)
Занимательная наука – физика. Основные ученые и изобретатели. Физика в повседневной жизни. Понятия об статическом электричестве, магнитных полях, давлении, плотности, площади, реактивном движении, концентрации.
Практическая работа:. опыты с воздушными шариками; эксперименты с бумажными самолетиками; эксперименты с рисом, макаронами и пепси-колой; эксперименты со стаканами и бумагой; опыты с яйцом и солевым раствором; фокус «Башня», опыты с мыльными пузырями. Викторина «Занимательная физика».
3.Химия (11 ч.)
Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Название лабораторной посуды. Основные ученые и первооткрыватели.
Практическая работа: эксперименты с кока-колой; фокус «Вулкан – своими руками» (реакция нейтрализации); опыт «Где прячется крахмал?» (качественная реакция с йодом); фокус «Невидимые чернила» (чернила из сока лимона и молока); фокус «Разбегающиеся зубочистки» (поверхностно-активные вещества); фокус «Превращения синей краски» (адсорбция туши активированным углем); фокус «Лимон надувает шарик» (получение углекислого газа); эксперимент «Искусственный снег» (кристаллизация поваренной соли»; опыт «Волшебная вода» (изменение цвета фенолфталеина в кислой и щелочной среде); опыт «Превращение сока цветной капусты» (измерение pH при помощи сока капусты). Викторина «Замечательная химия».
4. Биология (11 ч.)
Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и первооткрыватели в области биологии. Строение семян. Микроскоп, его строение.
Практическая работа: Посев семян. Эксперименты с проращиванием семян; наблюдение за ростом и развитием проростков злаковых, бобовых растений и подсолнечника; отработка навыков работы с микроскопом; микроскопия культуры простейших в капле воды; микроскопия фиксированных и свежеприготовленных микропрепаратов растений; обсуждение фильма «А.В. Левенгук»; микроскопия фиксированных и свежеприготовленных микропрепаратов животного происхождения; освоение микрофотосъемки на цифровом микроскопе; оформление фото отчета о исследовании в виде презентации; наблюдение за поведением животных, экскурсия в живой уголок «Станции юных натуралистов»; дрессировка животных, обсуждение фильма «Дрессировка и выучка»; викторина «Удивительная биология».
5.Итоговые занятия (2 ч.)
Подведение итогов. Распределение номеров выступления между детьми. Подготовка материалов для выступления. Репетиция выступления.
Практическая работа: показательные выступления агитбригады обучающихся «Волшебные чудеса науки». Рефлексия. Обсуждение и анализ выступления.
Контрольно-оценочная система.
Основными критериями оценки эффективности программы:
- степень сформированности у обучающихся основных знаний,
умений и навыков (владение терминологией, уровень и качество работ (исследовательских, творческих), уровень культуры и техники исполнения опытов, экспериментов, уровень практического применения умений и навыков; - способность детей практически применять знания в
конкретных условиях, таких как итоговое занятие, конференция; - участие в научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах;
- личностный рост обучающихся (степень сформированности коммуникативных умений и навыков, самостоятельности, инициативности в деятельности, уровень развития креативных способностей, уровень самоконтроля, уровень конфликтности, уровень нравственной воспитанности, тип сотрудничества, уровень сформированности интеллектуального потенциала).
В течение учебного года осуществляется комплексная диагностика знаний, умений и навыков, полученных обучающимися; контроль осуществляется потемно и на конец учебного года.
Инструментарием для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности являются: педагогические наблюдения; беседа с ребенком, родителями, другими педагогами; самооценка ребенка, анализ результативности представления исследовательского проекта на конкурсах различного уровня.
Одной из важнейших форм определения степени эффективности реализации данной программы является участие обучающегося в конференции исследовательских работ. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому обучающемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки. Данная форма отчётности способствует формированию у детей ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.
Определение результатов образовательной деятельности обучающихся проводится по методике Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Диагностика знаний, умений и навыков оформляется в следующем виде:
зун | Теоретич знания | Практич. умения и навыки | Навыки соблюдения правил ТБ | Умения самостоятельно организовывать исслед. деят-ть | Коммуникативные умения и навыки |
фи |
Методическое обеспечение программы
Формы всех видов занятий разнообразны.
Теоретические занятия включают беседы, лекции, рассказы, обсуждения тем, инструктажи, демонстрацию видео и фото материалов, выставки литературы.
Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний: практическая работа по постановке опытов и экспериментов, подготовка исследовательских и информационных проектов, сообщений, выполнение занимательных заданий: викторин, кроссвордов, разгадывание загадок, обсуждение фильмов и видеоматериалов.
Индивидуальные занятия включают консультативную деятельность, как с детьми, так и с родителями, проектную работу, а также самостоятельную работу с литературой и Интернет-источниками.
Экскурсионные занятия включают посещение учреждений по профилю программы.
Основные методы организации образовательного процесса:
При реализации данной программы используются как классические педагогические методы (обьяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-сообщающий), так и современные (мультимедийный, дистанционный).
Применяются следующие технологии:
- проектные;
- здоровьесберегающие;
- развивающего обучения;
- проблемно-диалогового обучения (Е.Л. Мельникова);
- личностно-ориентированного обучения (И. С.Якиманская).
Особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей.
Используемые дидактические материалы:
- Инструкционные карты опытов и экспериментов.
- Викторины, кроссворды с разбивкой по тематике
- Коллекция презентаций.
Материально-технические средства
- Оформленный наглядными пособиями кабинет.
- Видеоматериал: ВВС «Эволюция», «А.В. Левенгук», «Изобретения природы», «Природоведение для самых маленьких», «Дрессировка и выучка»
- Лабораторная посуда
- Цифровые микроскопы.
- Набор фиксированных микропрепаратов
- Набор предметных и покровных стекол
- Набор для биологических исследований «Корнельсон-эксперимент»
- Набор «Юный биолог»
- Набор «Юный химик»
- Наборы для проведения экспериментов по физике
- Прибор для проведения исследований «Архимед»
- Фотоаппарат цифровой.
- DVD-проигрыватель.
- Видеомагнитофон.
- Телевизор.
- Мильтимедийное оборудование.
- Компьютер, доспуп в Интернет.
- Интерактивная доска.
- Аптечка первой медицинской помощи
- Программы для работы с видео и фото файлами.
- Животные живого уголка
Рекомендуемая литература для педагога:
1.Акимушкин И.И. Занимательная биология./И.И.Акимушкин - М.: Просвещение,1985
2. Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии/ Н.А.Блукет - М., 1975.
3. Джим Уиз Занимательная физика, химия, биолоия –М.: Астрель, 2007
4. Колпакова О.В. Занимательная биология/ О.В.Клопакова –М.:
5. Рюмин В.В. Занимательная химия/ В.В. Рюмин, М.: 2010
6.Сикорук Л.Л. Физика для малышей/ Л.Л.Сикорук –М.:Просвещение, 2009
Рекомендуемые источники для обучающихся и родителей:
http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty
http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php
http://www.babylessons.ru/category/zanimatelnye-opyty/
http://crazymama.ru/razvitie2.php?a=4&id_article=80
http://www.danilova.ru/publication/fizika.htm
http://alhimikov.net/op/Page-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная образовательная программа «Радость»
Цель:1.организация отдыха и оздоровления воспитанников в период летних каникул;2.планирование досуга школьников летом с целью создания условий для разностороннего развития личности и воспитанник...
Авторская дополнительная образовательная программа по композиции
Предлагаемая Программа является авторской учебной образовательной программой по композиции, где расширяется практика преподавания сочинения музыки в качестве предмета, дополняющего учебный план школ....
Авторская дополнительная образовательная программа общеэстетического отделения (изобразительное искусство)
Программа для детей 6-11 лет эстетического отделения ДШИ курса изобразительного искусства.Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения: интегрированный подход, с испо...
Авторская дополнительная образовательная программа "Праздник в нашем доме"
Особенностью содержания современного образования являются не только знания, но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способно...
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...
Авторская дополнительная образовательная программа
В программу включён теоретический материал расширяющий и углубляющий программу общеобразовательной школы. Предусматривается расширение экспериментальных и расчётных звдач, открывается возможность пока...
Авторская дополнительная образовательная программа Бабяк.Д.С. «Студия Перкуссии»
Авторская рабочая программаДополнительная образовательная программа«Студия Перкуссии» Автор программы:учитель музыки высшей квалификационной категорииМБОУ «Лицей №3» г.о....