Дополнительная общеобразовательная программа "Школа безопасности"
учебно-методический материал по обж (6 класс)
Программа дополнительного образоазания социально - гуманитарной направленности предназначена для обучающихся 11-14 лет. Ее цель - создание условий для развития и самореализации личности, готовой к действиям по спасению и самоспасению в различных чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 74.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»
МАОУ КСОШ № 2) 636160, Томская область, Кожевниковский район,
с. Кожевниково, ул. Карла Маркса 6.
Телефон 8(38244) 21153, телефон/факс 8(38244) 23398
Принята на заседании педагогического Совета от «___» ________20___ год Протокол № ___ | Утверждаю: Директор МАОУ «КСОШ №2» _______________Крайсман Н. А. «____»________20____год |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа безопасности»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 11 - 14 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень - базовый
Автор-составитель:
Забиняко Алёна Юрьевна,
учитель физической культуры и ОБЖ.
Кожевниково, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Страница | |
| 3 |
| 5 7 |
| 9 |
| 12 |
| 14 |
| 18 19 |
| 22 |
| 23 |
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
- СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
7. Учебного плана МАОУ Кожевниковская СОШ №2.
8. Годового календарного графика МАОУ Кожевниковская СОШ №2.
Актуальность программы
Социально-педагогическая программа «Школа безопасности» реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Актуальность программы ««Школа безопасности» в том, что она ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.
Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса обучающихся.
Новизна
Новизна программы «Школа безопасности» в том, что она является важным этапом обеспечения социальной защиты человека. Её реализация призвана решительно повысить информированность обучающихся в области чрезвычайных ситуаций, дать им практические рекомендации по защите. Также программа будет способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды, поможет выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде.
В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизируют знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствуют развитию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель - создание оптимальных условий для развития и самореализации личности, социально адаптированной к современным условиям жизни, готовой к действиям по спасению и самоспасению в различных чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать систему знаний и умений по безопасности жизнедеятельности;
- обучить практическим навыкам оказания само- и взаимопомощи, адекватным действиям в любой чрезвычайной ситуации;
- обучить практическим навыками умению пользоваться индивидуальными средствами защиты.
Развивающие:
- приобщать учащихся к участию в различных образовательных событиях по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- формировать ценностные основы нравственности, поведенческие нормы по отношению к правам и свободам человека;
- развивать умение работать в команде;
- для развития личности обучающихся обеспечивать условия, ведущие к успеху каждого ребёнка.
Воспитательные:
воспитывать у школьников ответственность за:
- личную безопасность,
- отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- сохранение окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
2. Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы «Школа безопасности» у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования универсальных учебных действий:
регулятивных:
- осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни;
- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- уметь оказать первую помощь пострадавшим;
- уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
познавательных:
- понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и самостоятельно;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
коммуникативных:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих предметных универсальных учебных действий:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- осуществлять практическую деятельность, проводить спортивно-тренировочные мероприятия, приобщаться к поисковой и творческой деятельности;
- находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
- осваивать знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- ответственно относиться к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;
- овладевать умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
В результате изучения курса «Школа безопасности» учащийся должен
знать/ понимать:
- правила выживания в условиях автономии;
- правила поведения в походе, вопросы туризма;
- правила выживания при ЧС;
- основы топографии и ориентирования;
- иметь представление о местности и природе Томской области;
уметь:
- рационально организовывать свою работу;
- анализировать походную информацию;
- передвигаться по местности в составе группы.
- организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для
однодневного похода;
- преодолевать естественные препятствия;
- ориентироваться по компасу и карте на местности;
- оказывать первую помощь.
- Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 1 год.
Наполняемость группы – не менее 15 человек.
Режим занятий:
- количество учебных часов за учебный год –34 часа
- количество занятий и учебных часов в неделю – 1 занятие в неделю
- продолжительность занятия – 40 мин.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторные/внеаудиторные практические занятия.
Формы аудиторных занятий:
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятие-игра, мастерская, практикум и т.д.;
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.
Форма организации деятельности:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- парная работа.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности» - социально-педагогическая.
Перечень необходимого оборудования
1. Помещение для занятий – школьный кабинет, комплекс ОБЖ
2. Фотоаппарат.
3. Блокноты, ручки.
4. Медицинское имущество:
- Индивидуальные средства медицинской защиты.
- Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см;
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см;
- вата медицинская компрессная;
- косынка медицинская (перевязочная);
- повязка медицинская большая стерильная;
- повязка медицинская малая стерильна.
5. Медицинские предметы расходные:
- булавка безопасная;
- шина проволочная (лестничная) для ног;
- шина проволочная (лестничная) для рук;
- шина фанерная длиной 1 метр;
- противогазы.
Учебно-методическое обеспечение
- Технические средства обучения: компьютер или ноутбук, мультимедийное оборудование.
- Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, фотографии, магнитные доски;
- демонстрационные: законченные работы педагога и обучающихся;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии;
- аудиовизуальные: слайдовые презентации, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
- Учебно-тематический план
Название раздела/темы | Общее кол-во часов | Теоретическая часть (час.) | Практическая часть (час.) | Контроль |
Вводное занятие. Инструктаж. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях. Психика человека в экстремальных ситуациях. | 1 | 1 | ||
Первая помощь | 7 | 3 | 3 | 1 |
Общий порядок оказания первой помощи. Личная гигиена. Первая помощь при ушибах, укусах, ожогах, отравлениях. | 2 | 1 | 1 | |
Кровотечение. Виды. Способы остановки | 2 | 1 | 1 | |
Перелом, виды переломов. Первая помощь при переломах. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок. | 3 | 2 | 1 | |
Пожарная безопасность | 3 | 2 | 1 | |
Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения | 1 | 1 | ||
Действия во время пожара. Действия пожарного расчета. | 2 | 1 | 1 | |
Топография | 8 | 3 | 4 | 1 |
Понятие о топографии. Значение топографии в хозяйстве и военном деле. Топографические условные знаки. Топографические карты. | 2 | 1 | 1 | |
Масштаб. Номенклатура. Рельеф местности и его изображение на картах Приборы для ориентирования на местности. | 2 | 1 | 1 | |
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Определение расстояний на местности и на карте. | 4 | 2 | 2 | |
Автономное существование | 6 | 3 | 2 | 1 |
Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия. | 1 | 1 | ||
Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы. | 1 | 1 | ||
Добыча огня. Типы костров. Убежища. | 3 | 1 | 2 | |
Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ. | 1 | 1 | ||
Туристский маршрут с элементами спасательных работ | 7 | 3 | 3 | 1 |
Виды туризма. Спас работы. Инструктаж. Этапы маршрута. Правила соревнований. Экипировка, снаряжение | 2 | 1 | ||
Узлы Страховка и самостраховка | 3 | 2 | 2 | |
Переправы (навесная, параллельная и т.д.) Обычный и спортивный способ спуска, траверс склона. Способы переправы по бревну с перилами. Способы переправы по болоту. | 2 | 1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | 1 | 1 | |
Виды ЧС природного характера. Действия при ЧС природного характера | 1 | 1 | ||
Виды ЧС техногенного характера. Действия при ЧС техногенного характера | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 16 | 13 | 5 |
- Содержание программы
Раздел 1. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях - 1час. Вводное занятие. Инструктаж. Психика человека в экстремальных ситуациях.
Раздел 2. Первая помощь - 5 часов.
Общий порядок оказания первой помощи. Личная гигиена. Первая помощь при ушибах, укусах, ожогах, отравлениях. Кровотечение. Виды. Способы остановки Перелом, виды переломов. Первая помощь при переломах. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок.
Раздел 3. Пожарная безопасность - 3 часа.
Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения. Действия во время пожара. Действия пожарного расчета.
Раздел 4. Топография - 4 часа.
Понятие о топографии. Значение топографии в хозяйстве и военном деле. Топографические условные знаки. Топографические карты. Масштаб. Номенклатура. Рельеф местности и его изображение на картах Приборы для ориентирования на местности. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Определение расстояний на местности и на карте.
Раздел 5. Автономное существование - 4 часа.
Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия. Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы. Добыча огня. Типы костров. Убежища. Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ.
Раздел 6. Туристский маршрут с элементами спасательных работ - 5 часов.
Виды туризма. Спас работы. Инструктаж. Этапы маршрута. Правила соревнований. Экипировка, снаряжение. Узлы. Страховка и самостраховка. Переправы (навесная, параллельная и т.д.). Обычный и спортивный способ спуска, траверс склона. Способы переправы по бревну с перилами. Способы переправы по болоту.
Раздел 7. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера - 2 часа.
Виды ЧС природного характера. Действия при ЧС природного характера. Виды ЧС техногенного характера. Действия при ЧС техногенного характера
- Календарно-таматическое планирование
№ занятия | Название темы | количество часов | Форма контроля | Дата | |||||||
всего | теория | практи-ка | |||||||||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях Психика человека в экстремальных ситуациях | 1 | 1 | Входящий контроль, беседа | 2.09 | 3.04 | 4.04 | 2.09 | 3.04 | 4.04 | |
Первая помощь | 7 | 4 | 3 | ||||||||
2-3 | Общий порядок оказания первой помощи. Личная гигиена. Первая помощь при ушибах, укусах, ожогах, отравлениях. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль, опрос | 9.09 16.09 | 10.09 17.09 | 11.09 18.09 | 9.09 16.09 | 10.09 17.09 | 11.09 18.09 |
4-5 | Кровотечение. Виды. Способы остановки. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль, опрос | 23.09 30.09 | 24.09 1.10 | 25.09 2.10 | 23.09 30.09 | 24.09 1.10 | 25.09 2.10 |
6-8 | Перелом, виды переломов. Первая помощь при переломах. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок. | 3 | 2 | 1 | Текущий контроль, самостоятельная работа. | 7.10 14.10 21.10 | 8.10 15.10 22.10 | 9.10 16.10 23.10 | 7.10 14.10 21.10 | 8.10 15.10 22.10 | 9.10 16.10 23.10 |
Пожарная безопасность | 3 | 2 | 1 | ||||||||
9 | Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения | 1 | 1 | Текущий контроль, опрос | 4.11 | 5.11 | 6.11 | 4.11 | 5.11 | 6.11 | |
10-11 | Действия во время пожара. Действия пожарного расчета. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль, тестирование | 11.11 18.11 | 12.11 19.11 | 13.11 20.11 | 11.11 18.11 | 12.11 19.11 | 13.11 20.11 |
Топография | 8 | 4 | 4 | ||||||||
12-13 | Понятие о топографии. Значение топографии в хозяйстве и военном деле. Топографические условные знаки. Топографические карты. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль , опрос | 25.11 2.12 | 26.11 3.12 | 27.11 4.12 | 25.11 2.12 | 26.11 3.12 | 27.11 4.12 |
14-15 | Масштаб. Номенклатура. Рельеф местности и его изображение на картах Приборы для ориентирования на местности. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль, беседа | 9.12 16.12 | 10.12 17.12 | 11.12 18.12 | 9.12 16.12 | 10.12 17.12 | 11.12 18.12 |
16-19 | Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Определение расстояний на местности и на карте. | 4 | 2 | 2 | Промежуточ-ный контроль, контрольное занятие | 23.12 13.01 20.01 27.01 | 24.12 14.01 21.01 28.01 | 25.12 15.01 22.01 29.01 | 23.1213.01 20.01 27.01 | 24.1214.01 21.01 28.01 | 25.1215.01 22.01 29.01 |
Автономное существование | 6 | 4 | 2 | ||||||||
20 | Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия. | 1 | 1 | Текущий контроль, опрос | 3.02 | 4.02 | 5.02 | 3.02 | 4.02 | 5.02 | |
21 | Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы. | 1 | 1 | Текущий контроль, опрос | 10.02 | 11.02 | 12.02 | 10.02 | 11.02 | 12.02 | |
22-24 | Добыча огня. Типы костров. Убежища. | 3 | 1 | 2 | Промежуточ-ный контроль, самостоятельная работа | 17.02 24.02 2.03 | 18.02 25.02 3.03 | 19.02 26.02 4.03 | 17.02 24.02 2.03 | 18.02 25.02 3.03 | 19.02 26.02 4.03 |
25 | Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ. | 1 | 1 | Текущий контроль, опрос | 10.03 | 11.03 | 12.03 | ||||
Туристский маршрут с элементами спасательных работ | 7 | 4 | 3 | ||||||||
26-27 | Виды туризма. Спас работы. Инструктаж. Этапы маршрута. Правила соревнований. Экипировка, снаряжение | 2 | 1 | Текущий контроль, опрос | 17.03 31.03 | 18.03 1.04 | 19.03 2.04 | ||||
28-30 | Узлы. Страховка и самостраховка. | 3 | 2 | 2 | Текущий контроль, самостоятельная работа | 7.04 14.04 21.04 | 8.04 15.04 22.04 | 9.04 16.04 23.04 | |||
31-32 | Переправы (навесная, параллельная и т.д.) Обычный и спортивный способ спуска. Способы переправы по болоту. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль, зачёт | 28.04 5.05 | 29.04 6.05 | 30.04 7.05 | |||
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | 2 | |||||||||
33 | Виды ЧС природного характера. Действия при ЧС природного характера | 1 | 1 | Текущий контроль, анкетирова-ние | 12.05 | 13.05 | 14.05 | ||||
34 | Виды ЧС техногенного характера. Действия при ЧС техногенного характера | 1 | 1 | Итоговый контроль, тестирование | 19.05 | 20.05 | 21.05 | ||||
ИТОГО | 34 | 21 | 13 |
- Формы аттестации
Для оценки результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Школа безопасности» применяется входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
- Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
- Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по темам.
- Промежуточный и итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также сформированности личностных качеств.
Оценочные материалы
Для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа безопасности» используются следующие группы методов диагностики:
- Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты, анализ документов).
- Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей), тесты.
- Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.
- Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, тесты, участие в конкурсах и личные достижения учащихся.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной программе
«Школа безопасности»»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
I. Теоретическая подготовка учащихся. 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. | 1-3 балла - обучающийся не овладел знаниями, предусмотренных программой, и не знает терминологии; 4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой, и избегает употреблять специальные термины; 7-9 баллов - объем усвоенных знаний составляет более 1/2 и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов - обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой, и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов - обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии. |
1.2. Владение специальной терминологией. | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. | |
II. Практическая подготовка учащихся. 2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. | 1-3 балла - обучающийся не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; 7-9 баллов - объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов - обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов - обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. | |
2.3. Творческие навыки. | Креативность в выполнении практических заданий | |
III. Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | 1-3 балла - обучающийся не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место, не аккуратен в работе. 4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов - обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более 1/2, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 10-12 баллов - обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов - обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратно и ответственно выполняет задания. |
3.2. Умение организовать свое рабочее место. | Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой. | |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат. | Аккуратность и ответственность в работе. |
1-3 балла – низкий уровень
4-6 баллов – ниже среднего уровня
7-9 баллов – средний уровень
10-12 баллов – выше среднего уровня
13-15 баллов – высокий уровень.
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 № 41
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р (раздел IV)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
- Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
- Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
- Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова. – 6-е издание, стереотипное. – М.: Высшая школа, 2008. – 423 с.
2. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ФОРУМ, 2009. – 496 с.: ил. (Профессиональное образование).33
3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. – М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 420 с.
5. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. – 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.
7. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2009. – 320 с.
8. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Академия, 2008. – 334 с.
В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях. В процессе подготовки к Олимпиаде идет поиск и Интернет-ресурсов поддерживающих вопросы методической работы учителя по основам безопасности жизнедеятельности, разработки содержания и степени сложности теоретических и практических олимпиадных заданий.
Интернет-ресурсы
1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
4. http://www.school-obz.org/ – информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности. 34
5. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий».
6. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях.
7. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности.
8. www.rosolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"
Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»
Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»
Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...