План-конспект урока по ОБЖ 7 класс.
учебно-методический материал по обж (7 класс) на тему
Цель: учащиеся должны
– познакомиться с происхождением и классификацией лесных пожаров;
-познакомиться с основными действиями в зоне пожара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7kl_lesnye_pojary.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по ОБЖ 7 класс.
Тема: Лесные пожары.
Цель: учащиеся должны
– познакомиться с происхождением и классификацией лесных пожаров;
-познакомиться с основными действиями в зоне пожара.
- Организационный момент – 3 мин.
- Проверка домашнего задания.- 7мин.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы изучали «Наводнения», давайте проверим уровень выполнения вами домашнего задания;
- Тесты:
- Дайте определение: « Наводнение- это…..» Выберите ответ:
А) затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море;
Б) постоянное затопление значительной части суши в результате поднятия земной коры;
В) стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.
2. Нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее на некоторых участках подъём уровня воды – это:
А) половодье;
Б) зажор;
В) затор;
3. Одним из последствий наводнения является:
А) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;
Б) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;
В) возникновение местных пожаров, изменение климата;
4. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
А) открыть окна и двери нижних этажей;
Б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
В) перенести на нижние этажи ценные вещи.
5. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:
А) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению или радио, при этом вывесить белое или цветное полотенце, чтобы вас обнаружили;
Б) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы;
В) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
6. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо начинать тогда, когда уровень воды:
А) достиг отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни;
Б) достиг первого этажа здания, где вы находитесь;
В) станет резко подниматься;
7. Если вы оказались в воде, что необходимо делать? Выберите ответ:
А) следует кричать и звать на помощь;
Б) следует плыть к ближайшему незатопленному участку не против течения, а под углом к нему;
В) следует плыть против течения;
2. Пазлы:
Наводнение – это
затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море;
Половодье –
периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега или обильными дождями на равнинах реках, а также весеннее-летним таянием снега и ледников на реках берущих начало в горных районах.
Затор-
Нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее на некоторых участках подъём уровня воды
Площадь затопления-
размеры прилегающей к реке местности, покрытой водой.
Продолжительность затопления-
время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.
Поражающие факторы наводнений-
1.поток воды характеризующийся высоким уровнем подъема, а также скоростью течения; 2.затопление окружающей местности;3. подтопление подвалов и канализационных сетей;
Правильные ответы с обратной стороны крыла доски.
(1-а; 2-в; 3-а; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б.)
(Учащиеся должны сами сверить свои ответы.)
Учитель: Ребята, теперь поменяйтесь своими тестами с соседом по парте и проверьте ответы у него.
( после этого тесты нужно у них собрать, пазлы и задания проверить )
3. Основное содержание урока - мин.
Учитель: 1.Вы любите загадки? Ну, тогда от меня загадки, а от вас отгадки.
Зимой и летом
одним цветом. (Ель, сосна).
В шубе – летом,
А зимой – раздетый. (Лес).
С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь).
Без рук, без ног к небу ползет. (Дым).
Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети: О лесе и о пожаре.
1.Учитель: А тема нашего сегодняшнего урока: Лесные пожары.
Цель нашего урока: – познакомиться с происхождением и классификацией лесных пожаров;
-познакомиться с основными действиями в зоне пожара.
Ребята, а когда человек научился добывать огонь?
(Ответ детей: еще первобытные люди научились добывать огонь)
Но вот какую легенду об огне расскажут нам (Калугина Лена и Сорокин Саша)
“Сказка об огне”. (Материал подготовленный учениками) Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека: - Слушай, человек, давай померимся силой. Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: - Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить. Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда! |
2.- Учитель: А какая может прийти беда?
- Пожар.
- Учитель: А что мы называем пожаром?
(Объяснение учащихся).
- Учитель: А теперь прочитаем, что такое пожар на “Раздаточных листах” (раздаточные листы розданы заранее).
3.Учитель: Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)
- брошенная горящая спичка, окурок;
- непогашенный костер;
- тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;
- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).
- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;
- выжигание сухой прошлогодней травы.
Учитель: Помните ребята! Всего этого в лесу делать нельзя.
4.Учитель: Мы с вами говорили о разных науках - зоология, биология, а еще существует наука - изучающая лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ. Посмотрите и прочитайте в своих раздаточных материалах.
5. Учитель: Когда начинается сезон лесных пожаров?
(Ответы детей.)
Учитель: Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.
Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия. (карточка крепится на доску).
Учитель: - Почему?
(Объяснения детей).
6. Учитель: Какие бывают лесные пожары?
(На доске три рисунка, дети должны самостоятельно работая с “Раздаточными листами” определить на каком рисунке, какой пожар изображен).
Учитель: По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.- Посмотрите на свои раздаточные листы.
(Учитель рассказывает, а дети читают на “Раздаточных листах”).
Учитель: Посмотрите- на блок-схеме в раздаточном листе показаны виды лесных пожаров в зависимости от того, в каких ярусах леса распространяется пожар.
Теперь откройте учебник на стр.112, а Сорокин Саша прочитает нам о низовом, верховом и подземном торфяном пожарах.
7. Учитель: Что делать, если вы попали в зону пожара?
А для этого ознакомьтесь с памяткой.
( учащиеся знакомятся с памяткой;)
Памятка
Что делать, если вы попали в зону пожара?
- Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
- Если вы видите, что своими силами пожар потушить невозможно, то нужно срочно покинуть зону огня.
- Идти надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек.
( учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны.)
- При сильном задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.
5.Особую опасность на пути представляют падающие деревья, по этому остерегайтесь их.
6. Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.
4. Закрепление нового материала- мин.
Учитель: - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Давайте проверим, как мы все это запомнили.
Тест.
1. Как называется наука о лесных пожарах
а) экология;
б) прирология;
в) геология.
2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.
3. При каком пожаре горят кроны деревьев
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.
4. Как тушат только что начавшийся пожар
а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.
5. Неконтролируемый процесс горения, что это-
а) Лесной пожар;
б) Пожар;
в) Торфяной пожар.
( правильные ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б.)
(Проверка по окончанию выполнения теста).
Учитель: Ребята, какие затруднения у вас возникли, кто не смог выполнить какое задание.
5. Домашнее задание и оценивание учащихся- мин.
1. П.7 стр.109-123.
2. оценки выставляются за проверку домашнего задания и за активное участие при объяснении нового материала.
Раздаточный лист
- Пожар – это стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека.
- Пирология – наука изучающая лесные пожары.
- Виды лесных пожаров
Виды лесных пожаров |
Низовой | Верховой | Подземный (торфяной) |
Устойчивый | Беглый | Устойчивый | Беглый |
- Характеристика различных типов лесных пожаров.
Сила пожара | Скорость распространения м\мин | Высота пламени, м | |
Сильный | Низовой Верховой Подземный | Более 3 Более 100 Более 0,5 | Более 1,5 |
Средний | Низовой Верховой Подземный | 1-3 10-100 До 0,5 | 0,5 – 1,5 |
Слабый | Низовой Верховой Подземный | До 1 3-10 До 0,25 | Не более 0,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"
Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...
План-конспект открытого урока в 9 классе с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по теме "Косвенная речь"...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».
Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова, организовать их первичную тренировку, ...
План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»
laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!» ...