Разработка урока на тему "Пожары в жилых помещениях"
план-конспект занятия по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА : Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Цель: рассмотреть наиболее распространённые причины пожаров в быту.
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока.
- Изложение программного материала.
Использовать огонь для своих нужд человек начал ещё в очень древние времена. Археологические (археология – наука, изучающая историю человеческого общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей) находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46-230 тыс. лет тому назад. Позднее, примерно более 10 тыс. лет до н. э., люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века (начало 1 тыс. лет до н. э.) человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива – железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в период 1830-1855 гг.). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы – огнём. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).
Овладение огнём дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Благодаря использованию огня человек становился всё меньше зависимым от природных условий существования.
Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнём и обеспечения своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведёт к пожару.
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожары возникали и возникают постоянно – на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.
Запомните!
Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность.
Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, - всё это приводит к наиболее трагическим последствиям.
Внимание!
Пожары возникают чаще всего там, где человек пользуется огнём для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
В период с 1860 по 1910 гг. только в европейской части России было зарегистрировано 2 млн пожаров, которыми было уничтожено свыше 6,5 млн крестьянских дворов; ущерб оценивался в несколько миллиардов рублей золотом.
В период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевский писал, что пожары в Москве были привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно. Если пожар истреблял сотню или две домов, о нём и не говорили много. Только тот пожар считался в Москве большим, в пламени которого уничтожались, по крайне мере, 7-8 тыс. домов.
Самый большой пожар в Москве был в сентябре 1812 г., когда в оставленный русскими войсками город вошла Великая армия французского императора Наполеона I. Пожар длился трое суток и уничтожил три четверти городских строений.
В 1912 г. было установлено, что деревни Российской империи почти полностью выгорали каждую четверть века.
Использование огня в производстве и в быту возрастает, увеличивается, следовательно, и вероятность возникновения пожаров. В каждом жилище в настоящее время используются различные электроприборы (холодильники, телевизоры, утюги, электронагреватели и целый ряд других приборов). В большинстве домов используется бытовой газ. Меры пожарной безопасности при пользовании бытовыми приборами соблюдаются не всегда и не всеми, что приводит к возникновению пожаров в жилых районах.
Чаще всего пожары возникают по причине так называемого «человеческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.
Это должен знать каждый
Наиболее распространённые причины пожаров в быту
Неосторожное обращение с огнём
- бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведённых местах;
- разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
- отогревание и в зимнее время замёрзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
- подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
- чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
- небрежное хранение горючих жидкостей;
- применение для освещения открытого огня.
Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:
- перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
- повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
- оставление электронагревательных приборов включёнными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
- расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
- нарушение правил эксплуатации электроприборов, определённых в инструкции предприятий-изготовителей;
- эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.
Неправильная эксплуатация печного отопления:
- неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
- своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
- установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
- оставление топящейся печи без присмотра;
- применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Шалости детей:
- игра со спичками;
- разведение костров в подвалах и на чердаках;
- поджог тополиного пуха в летнее время;
- нарушение правил обращения с пиротехникой.
Часть пожаров (особенно на дачах) возникает из-за поджогов – криминальных, умышленных действий по уничтожению или повреждению чужого имущества.
Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары – это постоянно существующие бедствия.
Статистика
В Российской Федерации за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров (в 2001 г. – 246 тыс., в 2002 г. – 260 тыс., в 2005 г. – почти 227 тыс.), в которых гибнет в среднем 18-20 тыс. человек (в 2001 г. – 18289 человек, в 2002 г. – 19906 человек, в 2005 г. – 18194 человека), а материальный ущерб от огненной стихии составляет 50-70 млрд рублей.
Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнём.
В 70-75% случаев пожары возникают в жилом секторе и общественных зданиях, а число пострадавших в этих местах составляет 85-90% от общего количества.
По данным Главного управления государственной
противопожарной службы МЧС России
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Самый крупный пожар по числу жертв в одном здании произошёл в 1845 г. в театре города Кантона (Китай). В огне погибло 1670 человек.
Трагичны по своим последствиям пожары, возникающие в гостиницах и общежитиях.
В феврале 1977 г. в московской гостинице «Россия» произошёл пожар, в результате которого погибло 42 и пострадало 52 человека. Пожару была присвоена самая высокая, пятая, категория сложности. В тушении пожара принимали участие 1500 пожарных и 162 единицы специальной техники.
Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счёт снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
- Итог урока.
Вопросы самоконтроля
- В чём заключается значение огня в жизни человека?
- Где наиболее часто возникают пожары? Объясните, почему.
- Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.
- Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнём.
- Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?
Домашнее задание
Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся за последние годы в районе вашего проживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 8 классе для учащихся коррекционной школы 8 вида. Тема: ычисление площади жилых помещений.
Урок носит практическую направленность. Учащиеся по формуле вычисляют площади помещений, класса....
Урок "Гигиенические требования к жилому помещению"(6 класс)
Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления знаний по гигиеническим требованиям в жилых помещениях, способствовать закреплению новых знаний при дальнейшем изучении темы «Жил...
конспект урока СБО на тему "Виды жилых помещений" 5 класс
урок предназначен для учащихся 5 класса...
Разработка урока по теме: "Интерьер жилого дома"
Урок технологии в 5 классе. Тема: Интерьер жилого дома. ...
Разработка урока по теме: "Интерьер жилого дома. Игрушки из сена"
Разработка урока по теме: "Интерьер жилого дома. Игрушки из сена"...
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...