Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид
методическая разработка по обж (5 класс) на тему
Рабочая программа разработанная на учебный год по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, с перспективным планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №_от «_»_20_г. Руководитель МО____ | Принято на педагогическом совете Протокол № __ от «__» ___20_г. «Утверждаю» Директор _____Сорокина Е.В. «__» ____20___г. |
Рабочая программа
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
(ОБЖ)
5 «Е» класс
VIII вид
Составила: Скобенкова Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир», 5 класса разработана на основе Примерной программы коррекционно-развивающей направленности:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
соответствующей Федеральному компоненту ГОС здоровье и основы безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ №439 на 2013-2014 учебный год рассчитана на 34 часа 1 час в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы:
В классе обучаются 7 детей, 2 учащихся на надомном обучении (Иванов Михаил – УУО, врожденный порок головного мозга. Гидроцефалия. Эпилепсия. Слепота.
Унтевский Никита – УУО, Аутистический синдром. Синдром психомоторной расторможенности.).
2 детей УУО, ДЦП, 2 детей УУО с синдромом Дауна, 1 учащийся с диагнозом Детский аутизм, СНР тяжелой ст.
Дети имеют сложные дефекты развития: тяжелые нарушения речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы. Для этой категории детей характерно неустойчивое внимание, замедленный темп восприятия, специфические особенности памяти. У многих детей выражена недостаточность развития моторных функций, что тесно связано с развитием речи, имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение всех видов деятельности. Также наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние.
Цель:
1.Освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических
навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной
жизни.
2.Формирование у детей основ безопасности собственной
жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.
3. Воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Конкретные задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни, с правилами поведения в различных ситуациях и необходимостью их соблюдения, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и символизации с использованием игровых аналогов реальных предметов, предметов-заместителей, картинок и пиктограмм в обучающих предметно-практических, игровых упражнениях, в играх;
- обучение основам здорового образа жизни и правилам безопасности жизнедеятельности.
Форма организации учебного процесса:
- Форма обучения:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления пройденного материала;
- урок повторения и обобщения знаний.
- Методы и приёмы обучения:
-игра;
- беседа;
- демонстрация;
- наблюдение;
- практическое занятие.
- Виды деятельности учащихся на уроке:
- практические упражнения;
- дидактические игры;
- работа с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями, пиктограммами;
- игровые упражнения, игры-имитации.
Коррекционные задачи:
-развитие всех психических функций;
- формирование навыка самоконтроля;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание мотивации к обучению и общению;
- воспитание базовых эмоций личности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса.
Обучающиеся должны знать:
- части собственного тела и правила ухода за ними;
- предметы личной гигиены;
- предметы по уходу за чистотой жилища;
- правила поведения во время еды;
- определять и узнавать пожароопасные предметы и средства пожаротушения.
Обучающиеся должны уметь:
- по словесной инструкции находить нужное изображение на картинке, пиктограмме;
- соотносить предмет с его изображением на картинке, пиктограмме
- ухаживать за собственным телом, волосами;
- пользоваться бытовой техникой и уборочным инвентарем;
- пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи;
- пользоваться простейшими замками.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Формирование культурно-гигиенических навыков | 10 |
2. | Уход за жилищем | 10 |
3. | Питание | 4 |
4. | Безопасность в доме, на улице | 10 |
Содержание программы
(всего 34 часа, кол-во часов в неделю 1 час)
Формирование культурно-гигиенических навыков - 10 часов.
Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены (различные виды мыла и полотенец).
Упражнения в открывании и закрывании кранов по словесной просьбе учителя. «Проговаривание» последовательности действий по пиктограммам.
Обучение детей сопряженному проговариванию собственных действий (Я возьму мыло, буду мыть руки, вытру руки, закрою кран и др.).
Уход за волосами. Определение, называние или нахождение на картинках предметов ухода за волосами (расческа, массажная щетка). Практические занятия по усвоению навыка самостоятельного ухода за волосами. Составление по пиктограммам последовательности действий при расчесывании или рассказ о ней. Обучение учеников практическим действиям: завязывать «хвост», делить волосы пробором. Упражнения в выборе моющих средств для мытья рук и головы.
Уход за жилищем – 10 часов.
Знакомство учащихся или уточнение их представлений о предметах ухода за чистотой жилища (веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства). Работа с иллюстративным материалом: выбор изображений предметов на картинках и пиктограммах.
Сюжетно-дидактические игры по отработке алгоритма покупок предметов гигиены и предметов ухода за жильем: игра «Хозяйственный магазин».
Дидактические упражнения, в которых учащимся по заданию учителя необходимо выбрать предметы или найти их на картинках (Будем вытирать пыль. Найди чем.).
Практические действия по применению уборочного инвентаря (Вытри доску. Протри пыль на подоконниках.). Упражнения с картинками, на которых изображены чистая и грязная комната. Элементарные беседы с учащимися о том, чем различаются чистое и грязное помещения, почему так важно содержать жилище и класс в чистоте. (Войти в класс до влажной уборки, затем войти после влажной уборки и проветривания.)
Практические действия по использованию уборочного инвентаря (вытереть доску, протереть пыль на подоконниках, подмести пол). Составление последовательности действий по пиктограммам или речевое сопровождение своих действий (беру тряпку, иду в ванную комнату, открываю кран, намочил тряпку, отжал тряпку, закрыл кран, вытер пыль на столе и т. д.).
Питание - 4 часа.
Практические упражнения и жестово-образные игры, уточняющие алгоритм поведения учащихся во время еды. Отработка действий во время еды с использованием картинного плана и пиктограмм.
Формирование правильного поведения учащихся во время еды. Обучение учащихся последовательности приема пищи (алгоритм отрабатывается по пиктограммам): ложкой берем столько еды, сколько можем сразу поместить в рот, едим аккуратно, жуем пищу медленно. Обучение способам пользования салфеткой во время еды и после приема пищи.
Безопасность в доме, на улице – 10 часов.
Практические действия и жестово-образные игры, уточняющие алгоритм действий учащихся при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности. Обучение учащихся по цвету кнопок на кране определять, в каком из них холодная вода, а в каком горячая.
Игры и игровые упражнения на определение транспортных средств, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни, с последующим выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения ситуаций.
Игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр («Машины на дороге», «Красный, зеленый свет» и т. п.) с использованием отдельных элементов игры «Азбука дорожного движения» (рули, светофор, знаки дорожного движения).
Формирование умений учащихся открывать и закрывать двери в комнаты. Практические действия по обучению правильному пользованию простейшими замками.
Проигрывание ситуации «В дверь позвонил незнакомый человек». (Сначала учащиеся проигрывают ситуацию в сюжетно-ролевой игре, затем определяют последовательность действий при помощи пиктограмм.)
Обучение учащихся определять и узнавать пожароопасные предметы и средства пожаротушения. Игры по ознакомлению со способами информации о пожаре, с трудом пожарных, с запрещающими знаками пожарной безопасности.
Учебно-методические комплект, обеспечивающий реализацию программы
Список литературы (основной)(учебник, программа)
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
- Авдеева Н.Н., Князева Н,Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности.-СПб: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2009.
- Авдеева Н.Н., Князева Н,Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Рабочая тетрадь-СПб: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2009.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я- ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и явления природы: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
1.Игровые комплекты «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья и гигиены» и другой дидактический, игровой и литературный материал.
2. Набор картинок и пиктограмм по темам.
3. Слайды по основным темам.
4.Видеофильмы (личная гигиена, домашний труд).
5. Аудиомагнитофон.
5 класс I четверть (9 часов)
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Отрабатываемые умения и навыки |
Раздел 1. 2. 3. 4. 5. Раздел 6. 7. 8. 9. | Формирование культурно-гигиенических навыков Последовательность процесса умывания в имитационных упражнениях и т.д. Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены Упражнения в открывании и закрывании кранов по словесной просьбе учителя «Проговаривание» последовательности действий по пиктограммам Закрепление пройденного материала по теме: «Формирование культурно-гигиенических навыков» Уход за жилищем Знакомство представлений о предметах уборки в жилище Выбор изображений предметов на картинках и пиктограммах С.р. игра «Хозяйственный магазин» Уборочный инвентарь | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Умывание, использование бумажного полотенца: отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину Называние и показ различных видов мыла, полотенца Проговаривание собственных действий: я возьму мыло, буду мыть руки, вытираю руки, закрою кран Проговаривание собственных действий: я возьму мыло, буду мыть руки, вытираю руки, закрою кран Отработка алгоритмов культурно-гигиенических навыков Проговаривание и показ: веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства Работа с иллюстративным материалом Отработка алгоритма покупок предметов гигиены и предметов ухода за жильем Практические упр-ния: Вытри доску. Протри пыль на подоконниках. |
5 класс II четверть (7 часов)
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Отрабатываемые умения и навыки |
Раздел 1. 2. 3. Раздел 4. 5. Раздел 6. 7. | Уход за жилищем Д/упражнения на выбор необходимых предметов на картинках Чистая и грязная комната Закрепление пройденного материала по теме: «Уход за жилищем». Питание Алгоритм поведения во время еды Закрепление пройденного материала по теме: «Питание». Безопасность в доме, на улице. Транспортные средства. Сюжетно подвижные игры «Машины на дороге», «Красный, зеленый свет» Закрепление пройденного материала по теме: Безопасность в доме, на улице. | 1 1 1 1 1 1 1 | Будем вытирать пыль. Найди чем. Покажи на картинке. И т.д. Упр-ния с картинками, на которых изображены чистая и грязная комната Отработка полученных знаний Отработка действий во время еды с использованием картинного плана и пиктограмм Алгоритм поведения за столом во время еды Правила дорожного движения ситуаций и объектов (показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей и т.д.) Отработка элементарных правил поведения на улице, на дороге |
5 класс III четверть (10 часов)
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Отрабатываемые умения и навыки |
Раздел 1. 2. 3. 4. 5. Раздел 6. 7. 8. Раздел 9. 10. | Формирование культурно-гигиенических навыков Уход за волосами Предметы ухода за волосами Последовательность действий при расчесывании Моющие средства Закрепление пройденного материала по теме: «Формирование культурно-гигиенических навыков» Уход за жилищем Уборочный инвентарь Работа с пиктограммами, последовательность действий по уходу за жилищем Закрепление пройденного материала по теме: «Уход за жилищем». Питание Последовательность приема пищи Закрепление пройденного материала по теме: Питание | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Практические действия по уходу за волосами Называние и нахождение на картинках (расческа, массажная щетка) Практические действия: завязывать «хвост», делить волосы на пробор Упражнения в выборе моющих средств для мытья головы и рук. Беседа и практические действия Практические упр-ния по использованию уборочного инвентаря Рассказ о последовательности действий: беру тряпку, иду в ванную комнату, открываю кран и т.д. Алгоритм использования уборочного инвентаря Отрабатывание алгоритма по пиктограмамм Пользование салфеткой во время еды и после приема пищи |
5 класс IV четверть ( 8 часов)
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Отрабатываемые умения и навыки |
Раздел 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Безопасность в доме, на улице. Формирование умений открывать и закрывать двери в комнаты, в подсобные помещения Незнакомый человек С/ролевая игра «В дверь позвонил незнакомый человек» Пожароопасные предметы Средства пожаротушения Запрещающие знаки пожарной безопасности Закрепление пройденного материала по теме: Безопасность в доме, на улице. | 2 2 1 1 1 1 | Практические действия по обучению правильному пользованию простейшими замками Определение последовательности действий при помощи пиктограмм Умение определять и узнавать пожароопасные предметы Умение определять и узнавать средства пожаротушения Способы информации о пожаре, труд пожарных Тренировочные упражнения на уточнение знаний о безопасности в доме, на улице. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...
Рабочая программа "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8(2)
Рабочая программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...