Рабочая программа "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8(2)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, педназначена для одного конкретного ученика. Ресурс составлен на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б. Баряевой и др. Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.obzh88-2.docx | 43.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________ (Директор школы)
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Актуальность.
Сегодня каждый человек в быту, на улице, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать и правильно действовать в случае их возникновения. Предмет ОБЖ направлен на формирование учащейся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способности сохранять жизни и здоровья в различных ситуациях.
На уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» у учащейся воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации ребенка.
В основу уроков по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» положен комплексный подход, который предполагает:
— Ознакомление учащейся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.
— Организацию предметно-развивающей среды для обучения учащейся правилам здоровье сбережения и безопасности.
— Развитие мотивационно-потребностной сферы учащейся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности.
— Формирование способности к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх.
— Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащейся в процессе игр и игровых упражнений.
— Последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности.
На уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» у учащейся воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации.
Обучение учащейся правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку привычки выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве улицы, помещения и т. д. Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой предусмотрена нагрузка 1 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 8 классе, и количество часов оставлены без изменений.
Рабочая программа по учебному предмету «Здоровье и основы безопасности и жизнедеятельности» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч. год. На основании Приложения №1 у Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 №355 и Распоряжения Комитета по образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013 «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Краткая характеристика учащегося.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель и задачи программы.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков, элементарных представлений о здоровом образе жизни и осознания личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение простейших навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных и бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся. Освоение учащейся системы жизненно-необходимых практических навыков и умений обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи:
- Познакомить с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.
- Познакомить с безопасным поведением дома, на улице, в природе.
- Познакомить с основными правилами дорожного движения.
- Ознакомление учащейся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.
- Умение и навык называть свое имя, говорить о себе от первого лица.
- Способность выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения.
- Интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека.
- Представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования.
- Умение элементарно описывать свое самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания.
Инструментарий: Предметно-образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей учащегося: дидактический, литературный материал, иллюстративный, презентации, виртуальные экскурсии с использованием ТСО.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие,информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Темы, изучаемые в 8 классе, оставлены без изменений. Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащихся. Так как учащиеся испытывают затруднения при усвоении правил безопасного поведения, количество часов в разделе «Безопасность в доме и на улице» увеличено.
Учебно-тематический план.
Тема | Кол-во часов |
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни | 10 |
Уход за жилищем | 9 |
Питание | 6 |
Безопасность в доме, на улице и в природе | 9 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса.
Формирование культурно-гигиенических навыков:
- Формирование алгоритма последовательных действий по уходу за полостью рта.
- Чтение рассказов, стихотворений, сказок о правильном питании для укрепления и сохранения зубов, о неправильном уходе за полостью рта и т. п..
- Рассматривание предметов личной гигиены для ухода за полостью рта: зубная паста, щетка, стаканчик для полоскания рта. Выбор из множества предметов гигиены тех, которые необходимы для ухода за полостью рта.
- Имитационные и речевые упражнения для формирования представлений о последовательности действий (намочил щетку, выдавил на нее пасту и т. п.), сопровождение или самостоятельное проговаривание последовательных действи.;
- Дидактические игры на выбор картинок или муляжей предметов, продуктов, полезных и вредных для зубов. Практические действия: «чистка зубов» и т. п..
- Имитационные игры и упражнения: на закрепление последовательности умывания лица, мытья рук, на выполнение правил пользования предметами личной гигиены в процессе умывания; на закрепление умений пользоваться бумажными салфетками и полотенцем.
- Уточнение знания названия частей лица, соотнесение их с пиктограммами, картинками. Название частей лица и соотнесение с пиктограммами. Упражнения: «Покажи что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку».
- Знакомство со способами ухода за глазами (правильно вытирать слезы, мыть глаза) в ходе практических упражнений и имитационных действий.
- Гимнастика для глаз, выполнение упражнений.
- Рассматривание ушей друг у друга, выделение ушной раковины, мочки. В доступной форме беседы и имитационные действия для закрепления правил ухода за ушами.
Уход за жилищем:
- Рассматривание иллюстраций по уборке помещений.
- Практические упражнения по сметанию крошек со стола, мытью стола.
- Практические действия по уборке помещений по определенному алгоритму и пиктограмм: подготовка тряпочки для влажной уборки, вытирание пыли на подоконнике, на столе.
- Практические действия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы). Рассматривание картинок, пиктограмм о труде других людей по уходу за растениями.
Питание:
- Столовые приборы. Определение пространственного расположения предметов. Упражнения со столовыми приборами.
- Ознакомление с правилами пользования вилкой, ножом. Правила безопасного использования столовых приборов.
- Разучивание правил приема пищи.
- Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Беседа о том, что ели за завтраком, обедом, полдником, ужином.
Безопасность в доме и на улице:
- Уточнение знаний правил поведения на кузне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами. Практические, игровые и имитационные действия по выполнению этих правил.
- Совместное рассматривание бытовых приборов в выключенном состоянии (утюг, чайник), правила безопасного использования их.
- Заучивание памяток о соблюдении безопасного обращения с опасными предметами и материалами (клей, краски, иголка, ножницы).
- Упражнения в определении местонахождения источника звука.
- Рассматривание кухонного прибора (газовая, электрическая плита.
- Игры, формирование представлений об элементах дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведении.
- Беседы о поведении при встрече с незнакомыми людьми на улице. Рассматривание картинок о правилах поведения с незнакомыми людьми.
- Упражнения на запоминание телефонов МЧС.
- Тренировочные упражнения на уточнение сигналов светофора.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие учебные действия:
- Узнавать предметы личной гигиены для ухода за полостью рта, выполнять алгоритм последовательных действий по уходу за полостью рта, выполнять последовательность умывания лица, мытья рук, владеть способами ухода за глазами и ушами в ходе практических упражнений и имитационных действий.
- Выполнять практические действия по уборке помещения с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде картинок и пиктограмм; выполнять практические действия с пылесосом, выполнять практические действия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы).
- Выполнять упражнения в сервировке стола для чая или обеда, выполнять упражнения в использовании вилки, ножа во время обеда, знать правила безопасного использования столовых приборов.
- Знать правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами, безопасного использования бытовых приборов, кухонных приборов.
- Иметь представление о знаках пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаках, знаках дорожного движения, сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о цвете и форме знаков дорожного движения, знать телефоны МЧС.
Скорректированное календарно - тематическое планирование «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс 34 часа (1 раз в неделю)
№ п.п. | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание | |
1 четверть | ||||||
1. | 1 | Правила ухода за волосами. Средства по уходу за волосами (расческа, щетка для волос, шампунь, фен). | Знать правила ухода за волосами, средствах по уходу за волосами; о необходимости ухода за одеждой и способах ухода за ней; правильно выбирать средства для стирки белья; выполнять практические действия. | |||
2. | 1 | Уход за одеждой. Способы ухода за одеждой (ручная стирка, машинная стирка). | ||||
3. | 1 | Способы ухода за одеждой (ремонт одежды). | ||||
4. | 1 | Выбор средства для стирки белья (стиральный порошок, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья. | ||||
5. | 1 | Вызов врача на дом. | Знать алгоритм действий при вызове врача на дом; правила ухода за больным; правила поведения при открывании и закрывании окон; выполнять практические действия. | |||
6. | 1 | Проветривание жилых помещений. | ||||
7. | 1 | Правила ухода за больными. | ||||
8. 9. | 2 | Поведение в квартире, где есть больной гриппом (кашель, насморк). | ||||
2 четверть | ||||||
10. | 1 | Здоровое питание. Овощи, фрукты, ягоды и их польза. | Иметь представление о здоровом питании; знать овощи, фрукты и ягоды; польза для человека; правила безопасной работы с ножом; соблюдение гигиенических навыков при приготовлении салата. | |||
11. | 1 | Правила личной гигиены при приготовлении пищи (тщательное мытье рук, мытье овощей и сушка их на чистом полотенце, разделка овощей на специальной доске). | ||||
12. | 1 | Правила безопасности при работе с ножом. Приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур и правил безопасности. | ||||
13. | 1 | Электроприборы. Правила безопасности при работе с электроприборами. | Знать электроприборы; правила безопасности при использовании их; назначение микроволновой печи; правила разогрева продуктов в микроволновой печи; выполнять практические действия. | |||
14. | 1 | Назначение микроволновой печи. | ||||
15. | 1 | Правила безопасности при использовании микроволновой печи. | ||||
16. | 1 | Обучение правилам разогрева продуктов в микроволновой печи. | ||||
3 четверть | ||||||
Знать способы ухода за обувью (мытье и чистка обуви); признаки простудных заболеваний; о необходимости домашней аптечки; О пользе дыхательных упражнений и способах оказания первой помощи; о способах оказания первой помощи; выполнять практические действия. | ||||||
17. | 1 | Простуда и ее признаки. | ||||
18. | 1 | Домашняя аптечка. | ||||
19. | 1 | Дыхательные упражнения. Гимнастика для глаз. | ||||
20. 21. | 2 | Экскурсия в аптеку. | ||||
22. | 1 | Профилактика простудных заболеваний. Первая помощь (измерение температуры, обработка ран). | ||||
23. | 1 | Повторение. Проветривание жилых помещений. | Знать алгоритм действий вызова врача; о правилах ухода за больным; о необходимости проветривания помещений; о правилах открывания, закрывания окон; о значении уборки помещения для сохранения здоровья; выполнять практические действия. | |||
24. | 1 | Повторение. Правила ухода за больными. | ||||
25. | 1 | Повторение. Правила поведения при открывании, закрывании окон. | ||||
26. | 1 | Значение уборки помещений для сохранения здоровья (сухая) – практическое занятие. | ||||
27. | 1 | Значение уборки помещений для сохранения здоровья (влажная) - практическое занятие. | ||||
4 четверть | ||||||
28. | 1 | Здоровое питание. Правила личной гигиены при приготовлении пищи. | Знать о здоровом питании; о правилах личной гигиены; о правилах безопасности при работе с ножом; о вредных и полезных продуктах; о бутербродах и их месте в рационе питания; выполнять практические действия. | |||
29. | 1 | Бутерброды, их место в рационе здорового питания. Бутерброды, их место в рационе здорового питания. | ||||
30. | 1 | Правила безопасности при работе с ножом. | ||||
31. | 1 | Продукты - полезные и вредные. | ||||
32. | 1 | Если дома нет воды – ролевая игра. Лифт сломался – ролевая игра. | Знать о соблюдении правил дорожного движения; о действиях при неполадках в системе водоснабжения; владеть навыком вызова экстренной помощи; выполнять практические действия. | |||
33. | 1 | Правила поведения на улице. Правила перехода через дорогу. Предупреждающие и запрещающие знаки. | ||||
34. | 1 | Правила обращения с огнеопасными предметами. |
Источники:
- Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011год.
- Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю! Упражнения с пиктограммами», Дрофа, 2012 год.
- И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, «Владос», 2013год.
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 год.
- Баряева Л. Б. «Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста», М., ДРОФА, 2013 год.
- «Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.». Пособие для учащихся под ред. П. В. Ижевского, М., Просвещение, 2012 год.
- «Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях» под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Предмет:ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Класс 5 – 8 классы.
образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Класс 10 – 11 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего о...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...