Программа военно-патриотического воспитания в школе
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) по теме
Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 х.Марьинского мо Новокубанский район на 2011 – 2015 годы» (далее именуется – программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 – 2015 годы». Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОБУСОШ № 14
х.Марьинского
_________ В.Ф.Голубец
Программа
«Патриотическое воспитание учащихся
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 на 2011 - 2015г.»
Введение.
Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 х.Марьинского мо Новокубанский район на 2011 – 2015 годы» (далее именуется – программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 – 2015 годы». Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся школы.
Актуальность проблемы
патриотического воспитания детей и молодежи.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Верхнекубанского сельского округа, жителей хутора в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над захоронением Барчан В.; вахта памяти - выставление почетного караула на захоронении, над которым шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на захоронении и в других памятных местах).
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница”, которая в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
III направление. Взаимосвязь школьного коллектива и военнослужащих.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Программа по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в школе.
Цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
- развитие у учащихся лучших качеств патриота России;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;
- приобщение к традициям и богатейшей культуре страны;
- совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства;
- формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
- формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
-через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности учащихся;
- вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у молодежи непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой;
-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
-способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.
ПРОЕКТЫ
1.«Память» - акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
2.«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.
3.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - коллективное творческое дело, мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание следует уделить укреплению семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции, направленные на воспитание гражданской ответственности и развитие социальной активности учащихся.
4.«Моя семья, моя земля, моя Россия»- блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками, мемориалами и другая благотворительная деятельность.
5.«Защитники Отечества»- содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.
Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Подгоренского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.
Механизм реализации Программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации программы (далее именуется – Совет). Порядок выборов данного совета, равно как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения. В состав Совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнительными мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
План мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники |
1 | Совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к годовщинам победы в Великой Отечественной войне | ||
1. | Организация ученической научно-практической конференции «Народ и армия в Великой Отечественной войне». | ежегодно | Совет старшеклассников |
2. | Проведение педагогического совета на тему «Воспитание гражданина отечества на культурно-исторических традициях нашей Родины». | ежегодно | Педагогический коллектив школы |
3. | Школьная краеведческая конференция «Край родной». | ежегодно | 5 - 11 классы |
4. | Проведение тематического лектория «Великие полководцы великой войны», «Простой солдат уже герой!» | ежегодно | Совет старшеклассников |
5. | Конкурс творческих работ «Дни далекой той войны в сердцах людей навечно будут!» | ежегодно | 5 – 11 классы |
6. | Беседы о Великой Отечественной войне, тематические классные часы «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне». | ежегодно, по планам классных руководителей | 1 – 11 классы |
7. | Традиционный конкурс плакатов «Нет войне!» | ежегодно, апрель | 5 - 11 классы |
8. | Подготовка тематических экскурсий по военной тематике (Уголок боевой славы) | ежегодно | Совет старшеклассников |
9. | Несение Вахты Памяти. | ежегодно, февраль, май | 10 – 11 классы |
10. | Подготовка концертов к памятным датам. | ежегодно, февраль,май | 5 – 8 классы |
11. | Акция «Поздравление»: «Письмо ветеранам», «Открытка ветеранам». | ежегодно | 5 – 11 классы |
2 | Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России. | ||
12. | Тематические классные часы. | 1 – 11 классы | |
13. | Участие в выставке творческих работ и других научных конкурсах, посвященных Дню космонавтики. | ежегодно, апрель | 7– 10 классы |
3 | Мероприятия по совершенствованию работы организаторов патриотического воспитания, учителей-предметников. | ||
14. | Семинары МО классных руководителей. | ежегодно, по графику | Классные руководители |
15. | «Гумманизация и активизация патриотического воспитания учащихся школы», «Новые технологии патриотического и гражданского воспитания». | ежегодно | Педагогический совет школы |
16. | Проведение семинара «Особенности патриотического воспитания учащихся». | ежегодно | Педагогический совет школы |
17. | Цикл практических семинаров по патриотическому воспитанию в рамках различных образовательных областей. | ежегодно | Классные руководители |
18. | Использование государственной символики на всех мероприятиях, изучение государственной символики. | ежегодно | Педагогический коллектив школы |
4 | Проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад | ||
19. | Конкурс «Знатоки истории». | ежегодно | 3 – 4 классы |
20. | Викторины «Великие люди России», «История государства Российского», тематические «Что? Где? Когда?» | ежегодно | 5 – 11 классы |
21. | Викторина «Ратные страницы истории». | ежегодно | Учителя истории |
5. | Историко-патриотические мероприятия | ||
22. | Шефство над захоронением Барчан В. | ежегодно | 1 -11 классы |
23. | Экскурсии по местам боевой славы. | ежегодно | 2 – 11 классы |
24. | Дни боевой славы. | ноябрь, февраль, май | Совет музея, совет старшеклассников, 5 -11 классы |
25. | Традиционный урок гражданственности и патриотизма. | сентябрь | 1 – 11 классы |
26. | Участие во Всероссийских акциях . | январь, февраль | 5 – 11 классы |
27. | Проведение традиционного месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы: - соревнования по военно-прикладным видам спорта; - конкурс песни и строя; - конкурс боевых листков; - конкурс патриотической, солдатской инсценированной песни; - вечер для старшеклассников «Я служить должен»; - соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка, парни!»; «Меткий стрелок»; - спортивно-краеведческая игра; - уроки мужества, посвященные памятным датам в истории нашего края; - торжественные линейки открытия и закрытия месячника; -утренник-игра | 1 – 11 классы | |
6. | Забота о ветеранах | ||
28. | Работа объединений «Поиск», «Память» . | ежегодно | Совет старшеклассников |
29. | Проведение операций «Поздравление», «Открытка», сбор гуманитарной помощи ветеранам. | ежегодно | 1 – 11 классы |
7. | Подготовка и проведение спартакиад, спортивных игр и соревнований | ||
30. | Участие школы в спартакиаде по игровым видам спорта. | ежегодно | 3 – 11 классы |
31. | Участие в соревнованиях допризывной молодежи. | ежегодно | 9 – 11 классы |
32. | Проведение первенства школы по различным видам спорта. | по плану физвоспитания | 3 – 11 классы |
33. | Участие в спортивных играх | ежегодно | 5 -11 классы |
34. | Смотр-конкурс «Самый спортивный класс». | ежегодно | 5 -11 классы |
35. | Спортивная викторина «Россия олимпийская». | ежегодно | 6 – 8 классы |
8. | Реализация программы правового воспитания учащихся | ||
36. | Проведение традиционной недели правовых знаний: - уроки «Знай и соблюдай законы»; - смотр-конкурс «Самый знающий правовед»; - викторины правовых знаний; - встречи, беседы с инспектором и другими специалистами; - уроки-игры «Мир демократии: путешествие во времени»; - тематические классные часы и др. | ежегодно | 1 -11 классы |
37. | Игры на правовые темы. | ежегодно | 5 -11 классы |
9. | Организационные мероприятия. Управление и контроль. | ||
38. | Корректирование плана реализации программы патриотического воспитания учащихся школы. | ежегодно, сентябрь, январь | Администрация школы |
39. | Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся школы. | ежегодно, май | Администрация школы |
40. | Проведение мониторинга воспитанности учащихся, в том числе развития патриотического и гражданского самосознания. | ежегодно, март | 9 -11 классы |
41. | Привлечение к проведению мероприятий по патриотическому воспитанию представителей ведомственных структур. | ежегодно | Администрация школы |
42. | Подготовка распоряжений, приказов по проведению мероприятий патриотического воспитания. | ежегодно | Администрация школы |
43. | Анализ работы школьного музея «Патриотическое воспитание учащихся через систему поисковой историко-краеведческой деятельности». | ежегодно | Администрация школы |
44. | Контроль вопроса «Патриотическое воспитание в курсе ОБЖ» | ежегодно | Администрация школы |
45. 46. | Подготовка к инспектированию «Патриотическое воспитание учащихся в системе гуманитарного образования». Разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр на местности с учащимися школы. | ежегодно ежегодно | Администрация школы Администрация школы |
Преподаватель-организатор ОБЖ Беликова Екатерина Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Программа военно - патриотического воспитания
Программа ВПВ...
Программа военно-патриотического воспитания
Программа разработана для школьных Музеев Боевой Славы, предназначена для общеобразовательных школ....
Программа военно-патриотического воспитания "Патриот"
Программа «Патриот» срок реализации: 2 года возраст: 15-17 лет тип программы - модифицированная. Автор - составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» Бурыгин Ришат Миркатович, п...
Программа военно- патриотического воспитания "ПАТРИОТ"
Программа расчитана на учащихся 1-9 классов. Программа состоит из пояснительной записки, плана мероприятий, ожидаемых результатов от данной программы. Программа разработа на 3 года....
Программа военно-патриотического воспитания МБОУ "Мишковская СОШ"
В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический. Начало поисково-собир...
Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»
Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...