Программа военно- патриотического воспитания "ПАТРИОТ"
учебно-методический материал по теме
Программа расчитана на учащихся 1-9 классов. Программа состоит из пояснительной записки, плана мероприятий, ожидаемых результатов от данной программы. Программа разработа на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya_patriot.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СОЛЯНКА ОЗИНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 413616, с. Солянка, ул.Терешковой, д. 37 тел. 8(84576)4-38-42 |
НОМИНАЦИЯ
«ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
«ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«ПАТРИОТ»
Разработчик:
Курдутова И.М.,
учитель немецкого языка
Солянка - 2013
Пояснительная записка
Программа в области патриотического воспитания и допризывной подготовки: программа «Патриот». Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей: 6-14 лет.
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданского качества подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
Школьная воспитательная программа "Патриот" разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Нормативно – правовая основа реализации программы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ « Об охране здоровья граждан»
Закон РФ «О безопасности»
Закон РФ «О мобилизации»
Концепция национальной безопасности РФ
Концепция патриотического воспитания граждан
Положения: «О подготовке граждан к ВС»,
«О призыве на военную службу»
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»
Федеральный закон «Об обороне»
Устав МОУ «ООШ с. Солянка»
В данных документах основывается важность, необходимость создания системы гражданского образования с 1 по 9 класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников по политико- правовым вопросам и нравственно- эстетическим проблемам, усилить воспитательную направленность обучения, возродить патриотическое воспитание юных граждан.
В настоящее время государством принимаются меры по возрождению системы военно- патриотического воспитания детей и подростков.
Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по гражданско- патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них морально- психологических качеств и специальных прикладных знаний и умений, необходимых человеку, определенных понятием патриот.
Патриот- это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, должен встать на её защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счете оказаться победителем как злой стихии, так и врага. Военно- патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание чувств, волю, психику и физическое развитие учащихся.
Задачи:
- обновление содержания патриотического воспитания школьников на основе изучения и применения новых форм и методов воспитания, приобщения школьников к истории и культуре Отечества, родного края;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
Принципы построения программы
- принцип гуманизации;
- принцип комплексности (развитие у ребенка таких направлений, как познавательное, художественно- эстетическое, ознакомление с окружающим миом, развитие речи);
- принцип гражданственности.
Цель: формирование гражданского и патриотического самосознания, готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни; формирование у учащихся верности к Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Сроки реализации программы: 2013- 2016 годы.
Формы реализации программы:
- беседа;
- дискуссии;
- чтение;
- диспут;
- праздник;
- тематические классные часы;
- уроки Мужества;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн;
- встречи с группой уполномоченных п. Белоглинный;
- военно- патриотические месячники;
- военно- спортивные игры «Зарница»;
- посещение пограничной заставы.
Программа рассчитана на учащихся с 1 по 9 классы.
Программа составляется по возрастным ступеням:
I ступень- 1-4 классы
II ступень- 5-9 классы
Конечным результатом реализации программы должны стать положительная динамика роста патриотизма среди учащихся в школе, обеспечение её на основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема.
Повышение статуса патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, повышение эффективности работы школьных комнат Боевой славы, взаимодействие образовательных учреждений с внешкольными учреждениями.
Паспорт программы гражданско- патриотического воспитания "Патриот".
Наименование программы | воспитательная программа "Патриот»" (далее - Программа) |
Разработчик программы | учитель немецкого языка И. М. Курдутова |
Основная цель программы | развитие гражданско-патриотического самосознания обучающихся |
Основные задачи программы | - побуждение у обучающихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм; - реализация целевых федеральных, региональных, муниципальных программ, мероприятий в области гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Российской Федерации. - обновление содержания патриотического воспитания школьников на основе изучения и применения новых форм и методов воспитания, приобщения школьников к истории и культуре Отечества, родного края; - физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; - развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий. |
Срок реализации программы - | 2013-2016 годы |
Основные мероприятия программы - |
|
Исполнители основанных мероприятий программы | Администрация, педагогический коллектив МОУ "Основная общеобразовательная школа с. Солянка Озинского района Саратовской области, родители обучающихся, общественность, органы местного самоуправления |
Система реализации контроля за исполнением программы |
|
Ожидаемые конечные результаты программы | Уметь: • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • ведения здорового образа жизни; • оказания первой медицинской помощи; • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; • применять способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. |
Программа определяет основные пути развития гражданско-патриотического воспитания обучающихся МОУ "Основная общеобразовательная школа с. Солянка Озинского района Саратовской области»
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными средствами.
В национальной доктрине образования в Российской федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина и патриота: "Система образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью:
Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.
Исторический опыт становления и развития нашего отечества указывает на то, что гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость.
Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат.
Содержание Программы
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Модель гражданско-патриотического воспитания детей в образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, педагогических работников и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех - прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы образовательного процесса.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Мероприятие | Период исполнения | Ответственные |
1. | МО классных руководителей «Патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения» | Февраль 2014 г. | Руководитель МО кл. руководителей |
2. | Выставка экспозиций в школьной библиотеке, посвященной ВОВ | Январь- февраль 2014 года | Библиотекарь школы |
3. | Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты) | 1 раз в четверть 2013- 2016 гг. | Директор школы, классные руководители |
4. | Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы. | 2013-2016 гг. | Директор школы, классные руководители. |
5. | Проведение конкурса проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей- предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России» | Ежегодно | Директор школы |
6. | Обеспечение организованного участия старшеклассников в учебно- полевых сборах (совместно с группой уполномоченных п. Белоглинный | Ежегодно | Учителя ОБЖ, физкультуры |
7. | Организация работы кружка «Юный друг пограничника» | Ежегодно | |
8. | Разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно- полевых игр на местности с учащимися школы. | Ежегодно | Директор, учитель ОБЖ. |
9. | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическому воспитанию. | 2013-2016 гг. | Вожатая, классные руководители. |
10. | Проведение воспитательных мероприятий и игр:
| Ежегодно | Учитель ОБЖ, физкультуры, группа уполномоченных в п. Белоглинный |
11. | Уход за памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне | 2013-2016 гг. | Кл. руководители |
12. | Проведение Дней воинской славы России. | Ежегодно | Классные руководители, учителя- предметники. |
13. | Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам. | 2013-2016 гг. | Учителя физкультуры. |
14. | Проведение акции «Служи, солдат!» | Ежегодно | Классные руководители. |
15. | Постановка спектаклей по произведениям о Великой Отечественной войне совместно с СДК | 2013-2016 гг. | Классные руководители, работники СДК. |
16. | Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества, конкурсов чтецов «Я люблю тебя, Россия». | Ежегодно | Вожатая, классные руководители, учителя литературы. |
17. | Проведение конкурсов рисунков на темы:
| 2013-2016 гг. | Учитель изобразительного искусства. |
18. | Организация показа и обсуждение научно- популярных, документальных и художественных фильмов на военно- исторические темы. | В течение года | Учитель ОБЖ, классные руководители. |
19. | Проведение Дня юного героя антифашиста. | Ежегодно | Библиотекарь, классные руководители. |
20. | Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с солдатскими вдовами, с ветеранами локальных войн. | Ежегодно | Классные руководители. |
21. | Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне. | 2013-2016 гг. | Заведующий библиотекой, учителя литературы. |
22. | Классные часы, беседы, лекции на гражданско- патриотические темы. | Ежегодно | Классные руководители |
23. | Утренники, праздники, вечера на гражданско- патриотические темы. | Ежегодно | Классные руководители. |
24. | Проведение классных часов «В чести и силе та держава, где правит здравый ум и право» с группы уполномоченных в п. Белоглинный | Ежегодно | Классные руководители. |
25. | Проведение открытых классных часов «Славные страницы истории Отечества» | Ежегодно | Классные руководители. |
26. | Проведение уроков «Мужества». | Ежегодно | Учителя истории и обществознания. |
27. | Проведение викторины «Мы этой памяти верны». | Ежегодно | Учитель истории. |
28. | Проведение месячников военно- патриотического воспитания (по отдельному плану) | Ежегодно | Вожатая, классные руководители. |
29. | Изучение государственной системы РФ, Конституции РФ, государственной символики, символики и атрибутики Саратовской области и Озинского района. | 2013-2016 гг. | Классные руководители, учителя истории и обществознания. |
30. | Проведение мероприятий, посвященных памятным датам | 2013- 2016гг. | Вожатая, классные руководители. |
31. | Проведение родительских собраний по правовому воспитанию. | Ежегодно | Директор школы, классные руководители. |
32. | Проведение праздников: «День Знаний»; «День Пожилых»; «День Учителя»; «День народного единства» «День Матери»; «День Конституции РФ»; « Рождество Христово»; «День защитника Отечества» «Международный женский день» «День Космонавтики» «День Победы» «День начала Великой Отечественной войны» | 1 сентября 1 октября 5 октября 4 ноября ноябрь 12 декабря 07 января 23 февраля 8 марта 12 апреля 09 мая 22 июня | Зам. дир по ВР, классные руководители. |
Ожидаемый результат при реализации программы
В результате реализации программы по гражданско- патриотическому воспитанию ожидается следующий результат:
Обучающиеся должны знать/понимать:
• что такое патриотизм и формы его проявления;
• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;
• основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
• порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной;
• службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
• требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь:
• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;
• оказания первой медицинской помощи;
• развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
• применять способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Перечень используемой литературы
1.Педагогический опыт/ Под ред. А.В. Бочарова. Саратов, 2007.
2.Журнал//Воспитание школьников// №2/2003. Изд. «Школьная пресса»
3.Журнал//Воспитание школьников//№9/2006. Изд. «Школьная пресса»
4.Мозаика детского отдыха/Под ред. Г.Г. Кулинич 5-11 кл. М.: Вако, 2007.
5.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников:
Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных
руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н
Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.
6.Растить патриотов. Автор-составитель А. А. Аронов. - М.: ДОСААФ, 1988.
7.Современные образовательные технологии/ Г.К.Селевко. - М: Народное образование, 1998
Приложение №1
Вечер, посвященный Дню защитника Отечества
Ведущий: Этот праздник в разные времена имел разные названия. Сегодняшнее название – День защитника Отечества- дает повод поздравить не только всех воинов, а также и вас, ребята, будущих солдат и офицеров.
Наш народ любит русского воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь. О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем- русском солдате, который воюет отлично и при случае сварит кашу из топора. И даже среди редких в нашей стране памятников литературным героям есть памятник защитнику Отечества, солдату Василию Теркину.
А сегодня вам, ребята предоставляется возможность показать свою силу, ловкость и смекалку.
Начнем праздник с военно- исторической викторины. Для этого мальчикам нужно разделиться на 3 команды.
Вопросы военно- исторической викторины.
- Какая военная хитрость помогла завершить троянскую войну? (Царь маленького греческого острова Итака Одиссей предложил изготовить большого деревянного коня, внутри которого укрылся греческий отряд)
- Как звали неуязвимого воина, погибшего от отравленной стрелы, попавшей ему в пятку? (Ахиллом. Его называют Ахиллесом)
- Воинам какого государства, провожая в поход, желали возвращаться «со щитом или на щите»? (Это девиз воинов Спартанского государства, названного так по своему главному городу- Спарте)
- Назовите 3 древних способа ведения морского сражения. (Проплыв- бортом корабля ломали весла корабля противника; таран- проламывание борта корабля противника носовым «бивнем»; абордаж- сцепление кораблей специальными мостиками.)
- Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам- ее носили с X по XVII век, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка? (Это кольчуга- рубашка из множества железных колец)
- В какой войне участвовала царь- пушка? (Царь- пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли)
- Какой древнегреческий полководец, прочитав в трудах философа Демокрита, что на свете существуют не одна, а множество Вселенных, в отчаянии воскликнул: «А ведь я еще не завоевал эту!» (Александр Македонский. Его называли также Александром Великим)
- По легенде, причиной гибели одного из талантливых русских военоначальников стали дорогие доспехи, подаренные ему за службу царем Иваном Грозным. Кто этот военоначальник? ( Казак Ермак Тимофеевич утонул в Иртыше из –за тяжести дорогих доспехов)
- Объясните поговорку «Солдат спит, а служба идет». (С петровских времен берет начало обычай записывать дворянских сыновей на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик- его записывали в полк. Пока спит «гвардеец» в своей люльке, срок службы идет, чины растут. К десяти годам его производят в офицеры, а там и до генерала не далеко. Вот и стали говорить «солдат спит, а служба идет»)
- Когда и у каких русских воинов появилась единая военная форма? 9У стрельцов с середины XVI века.)
- Почему воины миротворческих сил ООН носят голубые каски? (Голубой- цвет мирного неба, и, кроме того, солдата в такой каске видно из далека, он не скрывается, как бы говоря: «Я пришел помочь»)
- Как звали «дедушку» русского флота? «Дедушка» русского флота - не человек, ботик (маленькое парусное судно), на котором Петр I учился морскому делу)
Ведущий: А сейчас, ребята, мы предлагаем вам продемонстрировать свою ловкость и смекалку в следующих конкурсах.
Первый конкурс «Три богатыря»
Участвуют три человека (по одному от команды). Каждый получает по одному шарику и по сигналу начинает надувать. Побеждает тот, у кого первого лопнет шарик.
Второй конкурс «На необитаемом острове»
Участвуют шесть человек (по два от команды). Каждый паре дается лист бумаги размером с газету и объясняются правила игры: «Представьте, что кругом вода, а вам надо спастись на маленьком острове». Сначала пары становятся на такой лист, затем дается команда свернуть его вдвое, затем втрое и т.д. Проигрывает пара, которая не устоит на листе или коснется ногами пола раньше остальных.
Побеждает та команда, которая выиграла в большинстве конкурсов.
Награждение команды- победительницы.
Приложение №2
«А ну-ка, парни!»
Ведущий: Здравствуйте! Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать в этом зале. Сегодня состоится спортивный праздник «А ну-ка, парни!». В празднике примут участие вежливые, любознательные, внимательные, сильные и дорбожелательные- это наши юноши.
Спортивный зал украшен разноцветными шариками, спортивными флажками, плакатами. Участвуют команды по 4 человека в каждой.
Каждая команда имеет название, Жюри оценивает представление команд.
1 конкурс «Знатоки вежливости и рыцарства»
Вопросы:
- Кого в былинах называют главным богатырем на Руси? (Илью Муромца)
- Кто был по происхождению Илья Муромец? (Крестьянский сын)
- Назовите, каких ещё вы знаете русских богатырей, защищавших землю русскую? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга и Микула, Святогор)
- Откуда пришел к нам обычай снимать шапку при входе в дом? (Рыцарь снимал шлем, как бы говорил: «Я не опасаюсь тебя».)
- Откуда к нам пришел обычай, здороваясь, снимать перчатки? И что это означало? (Подавая руку, рыцарь показывал, что в руке у него нет оружия.)
- Кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- Как называется состязание рыцарей? (Турнир)
- Из какого произведения эти строки и кто их написал:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой! («Бородино», М.Ю. Лермонтов)
2 конкурс «Подтягивание на перекладине».
Все участники команды подтягиваются, определяют общее количество
подтягиваний.
Песня учащихся 9 класса «Мы эхо»
3 конкурс «Эстафета.» Каждый участник имеет своё задание: отбивание
воздушного шарика гимнастической палкой; бег на лыжах без палок,
передвижение по двум дощечкам, перекладывая их вперед и не наступая на
пол.
4 конкурс «Приседание, кто больше.» (20с.)
«Прыжки через скакалку, кто больше.» (20с.)
«Прыжки с места – кто дальше.»
«Отжимание от пола- кто больше.»
Викторина для зрителей
- Где родились Олимпийские игры? (Греция)
- Какой флаг Олимпийских игр? (Белый с 5 кольцами)
- Где и какие игры проходят сейчас?
- С какого возраста призываются в армию?
- Сколько лет служат в армии?
- Кто является министром обороны России?
- Как называется повар на корабле?
5 конкурс «Отбивание воздушного шарика над головой.»
Все команды стоят маленьким кругом. Участники отбивают шарик головой в течение 1 мин. Судья считает каждой команде количество ударов. При падении шарика счёт прекращают.
Стихотворение - 5 класс «Война»
6 конкурс «Набрасывание обруча.»
Используя стойку для прыжков в высоту, с расстояния 5 м каждый участник набрасывает обруч на стойку.
Акробатический номер-9 класс
7 конкурс «Собирание мячей.»
По одному участнику от каждой команды с завязанными глазами собирают мячи. Побеждает тот, кто собрал больше.
8 конкурс «Богатырская сила»
Кто больше поднимет гирю над головой.
9 конкурс «Метание дротиков»
На месте волейбольной сетки висят воздушные шары. Все участники метают в них дротики. Считают количество лопнувших шариков.
Песня -6 класс «Мальчишки»
10 конкурс «Строевая песня»
Команда строевым шагом передвигается по залу, исполняя военную песню.
Танец -7 класс
11 конкурс «Сборка и разборка автомата»
В каждой команде один участник команды разбирает, другой собирает на время автомат.
Сценка-8 класс
12 конкурс «Сбивание кеглей»
Каждый участник бьёт по кеглям шаром. Считают количество сбитых кеглей.
Конкурс капитанов.
Подъем гири 16 кг (на количество раз) и завязывание мужского галстука (на правильность и быстроту).
13 конкурс «Перетягивание каната»
Песня- 9 класс «Синий платочек»
В заключение праздника победившие команды, их капитанов и победителей в подтягивании на перекладине награждают грамотами.
Приложение №3
Сценарий военно-патриотической праздничной игры
«Юные защитники Отечества»
День защитника Отечества – это праздник не только профессиональных военных, но и всех мужчин. Поэтому в этот день принято поздравлять и тех, кто прошёл службу в армии, и тех, кто находится на службе в данный момент, и тех, кому это предстоит в будущем.
Хорошим подарком для мальчишек будет спортивный праздник. Как лучше организовать его для детей, чтобы они не только соревновались, но и узнавали много интересного о службе в армии? Как вовлечь в него девочек?
Правила игры и участники:
В военно- спортивной игре принимают участие учащиеся 8-9-х классов (мальчики) по 8 человек, разделенные на 2 команды и команда группы уполномоченных п. Белоглинный. Девушки выступают в роли болельщиц и показывают номера художественной самодеятельности в перерывах игры.
Программа соревнований
Программа праздника включает:
- торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”;
- прохождение станций-заданий участниками игры;
- номера художественной самодеятельности от болельщиц;
- подведение итогов игры, награждение победителей и призеров;
Организация игры
Судейство осуществляют:
- Директор школы;
- Глава администрации;
- Заведующая ФАПом;
- Председатель родительского комитета.
Начало игры
Раздаются фанфары, звучит команда «Парад равняйсь! Смирно». Команды построены на свои заранее обозначенные места. Командиры отрядов сдают рапорт судье при участниках.
Рапорт командира: Товарищ судья, команда (название команды), наш девиз (говорят девиз), на военно-патриотическую игру посвященную празднику Дню защитника отечества, построен. Командир команды (Ф.И.О.). После сдачи рапорта командиров, судья при участниках направляется к главнокомандующему военно-патриотической игры (директору школы А.Т. Кужентаевой) и сдают рапорт ему.
Приветствие главнокомандующего:
23 февраля – День защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра. Сейчас, как и в былые времена, наша армия гордится своими победами. У нее славное прошлое и, надеемся достойное будущее. А будущее нашей армии - это вы, наши сегодняшние мальчишки и девчонки. От того, какими вы вырастете, зависит мощь нашей армии. Поздравляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем защитника Отечества.
Равнение на флаг (Звучит гимн России)
Военно-патриотическая игра “Юные защитники Отечества” объявляется открытой.
Ведущая знакомит с программой праздника.
Станция 1 - «На плацу»
Место проведения: спортзал (помещение с разметкой на полу).
Задание: выполнение строевых упражнений и команд:
- Построение в одну шеренгу;
- название команды;
- девиз команды;
-равнение;
- строевой шаг на месте, выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Класс, стой!»;
- повороты на месте.
«Смотр военно-патриотической песни»
Команды передвигаются по залу и поют песню: 1 команда - « Катюша», 2 команда – «Идет солдат по городу»
Оцениваются правильное и четкое выполнение заданий команд, внешний вид, правильная осанка.
За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов.
Станция 2 - «Лабиринт »
Место проведения: полоса препятствий на стадионе.
Задание: команде пройти лабиринт, кто быстрее.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 3 – «Лыжи»
Инвентарь: самодельные лыжи.
Место проведения: стадион.
Задание: вся команда становится на специально сделанные лыжи и одновременно начинают движение.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 4 - «Перетягивание каната»
Инвентарь: канат.
Место проведения: спортзал.
Задание: соревнование проводится по олимпийской системе согласно жеребьевке.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Выступление болельщиков.
Станция 5 – «Силачи»
Инвентарь: Перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал
Задание: подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до того момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполняется плавно, без рывков, ноги прямые. Результаты суммируются и заносятся в итоговый протокол. Время выполнения задания – 3-4 мин.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 6 – «Эстафета с прыжками»
Инвентарь: канат, кегли, маты, бревно.
Место проведения: спортзал.
Задание: По свистку участники делают длинный кувырок, переползают через препятствие, проползают под канатом, делают кувырок и оббегают кеглю.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 7 – «Эстафета «Веер»
Инвентарь: кегли.
Место проведения: спортзал.
Задание: один из участников бежит, оббегает кеглю, возвращается на старт, берет за руку следующего участника, и так проходит вся команда, пока все участники команды не пройдут участок.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 8 - «Эстафета со скакалкой»
Инвентарь: скакалка.
Место проведения: спортзал.
Задание: двое участников крутят скакалку, семеро прыгают одновременно, пока кто- то не ошибется (на время)
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Выступление болельщиков.
Станция 9 – «На привале»
Место проведения: спортзал.
Викторина
1.Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)
2.Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)
3.Как называется наплечные знаки военного? (Погоны)
4. Что означает слово таран? (Прямой удар самолета, танка, корабля.)
5. Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля.)
6. Какой год считается годом рожденья Красной Армии? (1918- й).
7. Какое лекарственное растение используют при ушибах и ссадинах?
(Подорожник)
8. Какие лесные растения или их часть применяют для заварки чая?
(Листья земляники, малины, брусники.)
9. Как называется подросток – самый младший матрос на корабле? (Юнга)
10. Что общего между деревом и винтовкой? (ствол.)
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 10 – «Перетягивание гимнастической палки»
Инвентарь:
Инвентарь: гимнастическая палка.
Место проведения: спортзал.
Задание: капитаны команд берутся за концы палки, команда берется за своих капитанов. Кто кого перетянет.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 11 – «Саперы на учениях»
Место проведения: спортзал.
Инвентарь: кегли, обручи, свисток, два баскетбольных мяча.
Задание: Первый участник держит два баскетбольных мяча. По сигналу он бежит, оббегая обруч, опускает два мяча в обручи, возвращается по прямой назад и передает эстафету второму участнику. Тот бежит по прямой до обручей. Берет из них два мяча, возвращается, оббегая кегли, передает их третьему участнику и так далее, пока не пройдут все участники.
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Станция 12 – «Тачки»
Место проведения: спортзал.
Задание: один из участников берет за ноги другого, они идут до определенного участка, затем меняются местами (пока не пройдет вся команда).
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Выступление болельщиков.
Станция 13 – «Медсанчасть»
Инвентарь: бинты и вата.
Место проведения: медицинский кабинет.
Задание: за определенное время команда должна наложить ватно-марлевую повязку на руку, ногу, голову. Оценивается правильность и аккуратность выполнения задания по пятибалльной шкале. За неправильное или неаккуратное выполнение задания снимается один балл.
Станция 14– «Кто быстрее к кеглям»
Инвентарь: кегли.
Место проведения: спортивный зал.
Задание: один из участников бежит к своей кегле, принимает положение «упор лежа», бежит следующий участник, пока вся команда не примет положение «упор лежа».
За четкое выполнение задания команда получает 5 баллов.
Подведение итогов и награждение победителей.
Итоги подводятся по каждому этапу.
Победители этапа определяются жюри на основании критериев, указанных в условиях проведения. Комплексный зачет команды проводится суммированием нормированных баллов, полученных на всех этапах.
Команды, занявшие 1,2,3 места будут награждены дипломами. Команда, занявшая I место получает сладкий приз (торт), команда, занявшая II место получает фрукты.
По окончании соревновательных этапов все учащиеся школы приглашаются на праздничный обед.
Приложение №4
Сценарий проведения конкурса инсценированной песни
Сегодняшнее наше музыкальное мероприятие проходит в рамках месячника по военно- патриотическому воспитанию.
Победа нашего народа заложила прочный фундамент мира. Но память о войне жива, она переходит из поколения в поколение. Она живет в монументах и книгах, в воспоминаниях людей. Она живет в песнях. Тема нашей сегодняшней встречи «Музыкальные памятники военных лет»
Древняя поговорка «Когда гремят пушки, музы молчат», мне кажется, не может быть употреблена, если речь идет о борьбе за свободу, о народе, ведущем войну справедливую и благородную. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
От песни сердцу было тесно?
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Песни были необходимы солдатами на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.
Судьба многих песен удивительна и волнующа. Всего несколько четверостиший, предельно простая мелодия. Но если в песне запечатлено большое чувство, искреннее переживание и отражено время, эта поэтическо- музыкальная миниатюра становилась значительным произведением искусства.
На фронте песни нужны были как воздух. «Без песен на войне труднее вдвойне», - подчеркивает фронтовая пословица. Об этом говорят другие поговорки и присловья: «Идешь в поход – запасайся песнями»; «С песней в бой идешь - не пропадешь»; «Песня и частушки нужны, как снаряд и пушка», «Песня – солдатские крылья».
Со штыком и пулей вместе
Песня жалит, песня бьет.
Подпевают нашей песне
Пулемет и самолет.
Есть много мелодий у этой песни: от вальса до марша. Ее пели на мотив старой польской песни «Стрела» под баян, на мотив, сочиненный краснофлотцем Никитенко, были и другие импровизации. Существовало более 20 вариантов этой песни, написанных самодеятельными поэтами- фронтовиками. У нее оказалось столько авторов, что пришлось создавать авторитетную комиссию, чтобы внести ясность в этот вопрос. Тщательное изучение показало, что это одна из самых популярных песен Великой Отечественной войны, ставшая народной. Песня «Огонек» восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовой подвиг.
Звучит песня «Огонек» в исполнении учащихся 5 класса.
А вот песня «На поле танки грохотали» сложена в начале Великой Отечественной войны. Представляет собой переделку старой шахтёрской песни «Коногон», прозвучавшей в фильме «Большая жизнь». Видимо, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны. В фильме её исполняет отрицательный герой-вредитель Макар Лаготин.
Звучит песня «На поле танки грохотали» в исполнении учащихся начальной школы.
Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. «Я познакомился с ним в Оренбурге..., - писал позже В. П. Соловьев-Седой, - Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом... Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь...
Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Не разделяя восторгов композитора, советская цензура произведение «забраковала». На фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрестанных кровопролитных боев, стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. А после были Сталинград и Курск. В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке». Первоначально музыка «Тальяночки», так называли песню в период Войны, звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался не доволен: «Было в ней что-то, с чем я не вполне был согласен, — рассказывал он. — Мелодия казалась мне расслабленной, нечеткой и самое главное — не сливалась в единый образ с текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим. Помните этот озорной плясовой припев?
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума...
Долгое время песня не находила «своего» исполнителя. «Только после того, как ее спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс (в басовом варианте, хотя писал я ее первоначально для тенора), она зазвучала широко»,- признался позже В. Соловьев-Седой. Интересно отметить, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.
Звучит песня «Тальяночка» в исполнении учащихся 8 класса.
В основу песни "На безымянной высоте" положена действительная история. Безымянных высот много, песня об одной из них - память о многих. В песне речь шла об одной - о высоте, которая находится у поселка Рубежанка Калужской области.
В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы смельчаков была "Луна". "Луна" сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать приняли бой против двухсот!
Вылазка удалась, и задача была выполнена, однако следовавшую за смельчаками роту фашисты отсекли, подтянули дополнительные силы и окружили наших воинов. Восемнадцати бойцам пришлось принять бой с двумя сотнями гитлеровских солдат.
Они дрались отчаянно (не зря немецкие радиостанции называли сибирские полки «русскими медведями»). Н.Голенкин, получив ранение сначала в руку, а потом в живот, поднялся во весь рост и пошел на врага, стреляя из автомата, пока не упал замертво, уже поравнявшись с рядами фашистов.
Командир Е.Порошин, видя, что силы боевой группы на исходе, стал подавать ракетой сигналы, вызывая на себя огонь советской артиллерии и миномётов.
Выжить удалось лишь двоим, получившим и ранения, и контузию: К.Власов попал в плен, из которого сбежал к партизанам; Г.Лапину удалось доползти до своих. А затем началось наступление советских войск, Безымянная вновь была взята.
139-ая стрелковая дошла до Берлина, в атаку её бойцы бросались с криком: «За порошинцев!». Этот призыв слышали Рославль, Могилёв, Кёнигсберг, Гданьск, эти слова были начертаны на рейхстаге...
Поэт Михаил Матусовский воевал на том же участке фронта и тогда же, в 1943-м написал поэму «Безымянная высота». Во время съемок фильма «Тишина» он рассказал эту историю режиссёру Владимиру Басову, и тот попросил его вместе композитором В.Баснером написать песню к этому фильму. Трижды пришлось переписывать мелодию Вениамину Баснеру, трижды отклонял варианты песни В.Басов, но потом музыка пришла сама собой - в поезде. У него не оказалось даже клочка бумаги, и пришлось всю дорогу напевать, чтобы не забыть мелодию.
Так родилась эта песня, сразу получившая всенародное признание, и вскоре авторам пришлось даже доказывать, что написана она не в годы войны, почти через 20 лет после Победы. А Михаил Матусовский позднее дописал ещё несколько строк к ней.
«На склонах обагренной Волги,
На берегах Москвы-реки
В своих дубленых полушубках
Стояли вы, сибиряки.
Да будет не забыт ваш подвиг,
Как не забыты будут те -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте».
Звучит песня «На безымянной высоте» в исполнении учащихся 6 класса.
Однако не всем повезло в той жестокой битве в ВОВ. Десятки миллионов советских людей отдали свои жизни за то, чтобы мы могли жить в мире и радости, растить детей, совершать открытия, летать в Космос…
У грубого простого обелиска
Остановилась и склонилась низко.
Волной тяжелой волосы седые
Упали ей на плечи молодые.
Могилу неизвестного солдата
Цветами убрана она богато:
Гвоздикой красной,
Медоносной кашкой,
Шиповником
Да белою ромашкой.
Потом она присела в изголовье
И пела песни
Горестные, вдовьи.
Она, наверно, потому их пела,
Чтоб сердце от тоски не онемело.
Вдовы России… Какими словами перескажешь то, вынесли, какой мерой измерить то, что вы пережили? Как прошли через горе и смертную усталость?
Звучит песня «Если б не было войны» в исполнении учащихся 7 класса.
На войне звучало много песен, которые исполняли и сами солдаты. Послушайте военное папурри в исполнении учащихся 9 класса.
Российские солдаты, вернувшиеся с Чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой- то мере вернули нам высокие понятия патриотизма, мужества, военного долга. Пройдут года. Многое, конечно со временем забудется. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве российского солдата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа военно-патриотического клуба
Внеурочная деятельность...
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...
Рабочая программа Военно-патриотического кружка «Я и моя семья»
- изучение истории семьи, своей родословной;- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных кн...
Программа военно - патриотического воспитания
Программа ВПВ...
программа военно-патриотического кружка
программа военно-патриотического кружка...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...