Программа военно-патриотического воспитания МБОУ "Мишковская СОШ"
рабочая программа по обж (9 класс) по теме

Василий Михайлович Чулов

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собирательной работы  было положено в 1972 году начинающим учителем Штуко Михаилом Ивановичем. Это был музейный уголок в классной комнате, затем одна музейная  комната, позже еще одна. И только  1 сентября 1991 г. был оборудован специальный  музей - зал с  устоявшейся  экспозицией.

         Особенность музея состоит в том, что создавался он на материалах Мишковского сельского поселения с центром его исторического формирования в селе Мишковка. На территории поселения зарегистрированы два городища Юхновской культуры. В 1985 году их посетила научно-изыскательская экспедиция  института археологии Академии наук СССР во главе с ее руководителем Кашкиным А.В..   Благодаря  музейной работе, городище  у села Тарасовка было открыто  и   зарегистрировано  впервые.  Впервые были открыты, описаны и зарегистрированы  два селища на территории поселения. Это было сделано в начале 2000-х годов старшими научными  сотрудниками Брянского государственного объединенного  краеведческого музея Ющенко Н.Е. и Чеплянской Е.А. с помощью поисковой работы музея.  В своей текущей деятельности музей руководствуется  сохранением и популяризацией этих археологических памятников, а также сбором подъемного материала. Музей поддерживает тесные связи с Институтом археологии и Брянским государственным объединенным краеведческим музеем. 

Школьная музейная экспозиция  на сегодняшний момент представляет собой  постоянно действующий комплекс, состоящий из трех залов, который претендует на звание школьного музея, в настоящий момент ведется активная работа по его паспортизации.

В настоящее время с 2005 года руководителем музея является Чулов Василий Михайлович, учитель ОБЖ и физической культуры. Начал работать в школе военным руководителем с 1974 года. В 1985 году был назначен директором Мишковской средней школы и возглавлял ее до 2002 года.  Под его руководством и создавался школьный музей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioticheskogo_vospitaniya_mishkovskaya_sosh.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

   Патриотизм является одним из самых ярких и сильных чувств человека. Закрепленный веками и тысячелетиями он всегда выступал высшим элементом национального сознания, условиям сохранения целостности государства, защиты его интересов и связи поколений. Высокоразвитые патриотические чувства наших предков, их сплоченность вокруг идеи добровольного служения отечеству явились главной причиной создания Великой России и сохранения ее для нынешних поколений. Под руководством подлинных патриотов – Минина и Пожарского, Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, Рокоссовского и Жукова – были разгромлены полчища татаро - монголов, шведов и турок, немецких рыцарей и польских ляхов, фашистских захватчиков и самураев. Россия выстояла, сохранила свою независимость и обеспечила свободу русскому и другим братским народам.

    Быть патриотом России – значит горячо любить свой народ, его культуру, обладать страстным желанием добровольно служить Отечеству, быть готовым к самопожертвованию ради сохранения и возвышения Родины. Надо не стыдиться своего национального бытия, а нести его с горделивым духом достоинства.

    Патриотизм  не противоречит интернационализму, национальное не исключает общечеловеческого. Только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может открыть для себя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув в национальной духовности, он сможет найти доступ к национальному духу других народов, понять и уважать их патриотические чувства, приверженность к национальным традициям. Человек, оторванный от национальных корней, не знающий традиций и истории своего народа, подобен перекати-полю, растению, вырванному из почвы и лишенному питательных веществ. Он не гордится принадлежностью к своей нации, у него не развиты самые яркие человеческие чувства – любви, долга, сопереживания, преданности и верности. Его не волнует судьба своего народа, для него Родина там, где платят деньги.

    Патриотизм есть чувство любви к Родине, проявляющиеся в стремлении служить ей. Речь идет о любви к Родине большой, то есть к этой стране, представителем которой является этот человек. И о любви к родине малой, то есть к тому краю, городу, поселку, селу или деревне, в которой родился и вырос этот человек.

     Но все, в том числе и патриотизм, имеет свою объективную основу, которая не так проста, как может показаться с первого взгляда. Объективной основой патриотизма выступает та естественная и общественная среда, в которой родился и сформировался данный человек, данный класс или общественный слой общества. Понятно, общественная среда является ведущим фактором в формировании патриотизма, но она представляет собой соединение разноплановых норм жизни: неоднородных,  взаимодополняющих, взаимоисключающих, воспитывающих, разлагающих и просто различных. И все они выступают в качестве факторов, взаимодействующих на каждого из нас и поэтому формирующих личность в любой промежуток истории.

    В зависимости от того, какие нормы жизни взяли верх у данной личности, проявляется ее патриотическое, антипатриотическое или просто  безразличное ( что является одним из видов антипатриотизма) отношение к судьбам Родины и к судьбе самого себя.

    Но, несмотря на указанную разноплановость норм жизни, они подразделяются в целом на три группы:

  1. Отживающие
  2. Господствующие
  3. Нарождающиеся в качестве новых норм жизни

 В зависимости от правильного или однобокого понимания этих норм проявление патриотизма может быть стихийным и осознанным. Стихийное проявление патриотизма ограничивается привязанностью к тем нормам жизни, которые удовлетворяют личным запросам данного человека, которые превратились в нормы его собственной жизни. На этом уровне человек не обращает внимания, насколько социально оправданными или неоправданными являются эти нормы жизни, если их рассматривать с точки зрения общего хода развития истории. Такое проявление патриотизма оказывается, как правило, неустойчивым. Патриоты быстро превращаются в антипатриотов при неожиданных поворотах событий.

    Сознательное проявление патриотизма предполагает правильное понимание взаимосвязи совершенных норм жизни с прошлыми нормами и неизбежный переход существующих норм в новые, то есть более высокие нормы жизни. В конечном счете, это означает, что мы должны правильно оценивать прошлое своей Родины, его связь с ее настоящим положением и неизбежный переход в будущее. Все эти три аспекта, то есть прошлое, настоящее и будущее Родины, надо рассматривать в неразрывном единстве, если дело заходит о сознательном проявлении патриотизма.

    Вызывает огромное беспокойство то, что в настоящее время наблюдается резкая деформация понятия патриотизма у школьников. Для того, чтобы сравнить уровень сформированности патриотизма у школьников, обратимся к исследованиям.

То есть количество школьников с достаточно высоким уровнем сформированности патриотизма уменьшилось в три раза.

Сравним выборки ответов учащихся.

60-е годы

«Я люблю свою Родину, она большая, в ней много лесов, полей, морей. Если будет война, то я сразу пойду в солдаты, защищать Родину». (3 класс)

«Патриотизм – это любовь к Родине, делать все для своей Родины». (5 класс)

«Любовь к Родине – это беречь государственное имущество, беречь природу, хорошо учиться». (7 класс)

2000 годы

«Патриотизм – никому не подчиняться».

«Патриотизм – это черты характера человека, преданного своей идее, цели, своим мыслям и делам».

«Патриотизм – верность своему делу».

Как говориться, комментарии излишни.

Очень характерным показателем сформированности патриотизма является служба в армии. Исследования в 1971 года показывают, что 71,8% призывников рассматривали этот акт как собственную потребность, лишь 8,3%  сомневались в полезности, как для Отечества, так и для себя, но долг служения Родине исполняли.

2000годы характерны массовыми уклонениями от службы в армии, исчисляемые десятками тысяч призывников.

    Наша задача – убедить каждого ребенка в том, что его малая Родина, тот клочок земли, на котором мы родились, на котором мы живем, где находятся могилы предков, где познаны первые радости и удачи, является самым дорогим, неповторимым. Долг каждого взрослого и ребенка постоянно оберегать этот клочок, беспокоиться о мире и покое на нем. К сожалению, опросы школьников показывают противоположное. Лишь только половина из опрошенных не променяет Россию ни на какую другую страну. Что касается другой половины, то тут желания связаны с выездом на постоянное место жительство в США, Францию, Канаду и другие страны.

    Естественно, что корректировать возникшие деформации патриотизма, в патриотическом воспитании в целом, предстоит в первую очередь школе. Школьная практика убеждает, что положительный патриотический опыт учащихся формируется прежде в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках. Другими действенными путями формирования патриотических качеств у школьника являются внеурочные, внешкольные занятия: работа школьного музея истории и народного быта, тимуровская работа, работа по изучению своей малой Родины.

2. Цели и задачи Программы.

         Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

    Целью программы является:

-  поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования   школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и села, возрождения традиционных нравственных ценностей;

-  создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств;

- сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.

  В качестве основных задач выступают:

         1. создание условий для формирования духовно-богатого, социально-                                       активного гражданина;

2.       снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

3.       разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

4.         обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

5.      разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;

6.        реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.

Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:

-         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-         раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;

-      повысить  престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

   В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.

   Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания  остаются:

1.     Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2.      Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов  в патриотическом  воспитании школьников.

3.       Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.

4.       Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников. 

3. Контроль за  реализацией  Программы.

Для координации  и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования  создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

   В состав  совета входят:

1.     Заместитель директора по воспитательной работе.

2.     Заместитель  директора по учебно-воспитательной работе.

3.     Руководитель МО классных руководителей.

4.     Учитель истории.

  5.      Библиотекарь

  6. Руководитель школьного музея

         4. Оценка эффективности реализации Программы:

   В результате осуществления Программы ожидается:

1.    повышение эффективности патриотической работы;

2.    повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

3.    формирование гражданской грамотности учащихся;

4.      внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;

5.      развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего края.

6.      сформированность идеала жизни и идеала человека.

   Количественными результатами реализации Программы должны стать:

- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;

- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;

- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

- повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся;

- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся.

5.  Содержание Программы

Программа включает в себя следующие направления:

5. 1. Связь поколений.

Цель:

 Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

5. 2. Растим патриота и гражданина России.

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

5. 3. Мой край родной.

Цель:

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

5.4. Я и семья.

Цель:

осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и  часы общения.

6. Этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 4 года.

I этап: проектный – 2012-2016 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2012-2016 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический –2015-2016учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

Обобщить результаты работы школы.

Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

Спланировать работу на следующий период.

7. План мероприятий по реализации   программы

 гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2012 - 2016 годы»

Дата

Мероприятия

Ответственный

1

Август

Издание приказа об организации в школе работы по патриотическому воспитанию и о назначении ответственного

Директор

2

Август-сентябрь 

Изучение нормативных документов:                                              1.Администрацией школы,                                                                                      2.Классными руководителями,                                                                           3.Учащимися

Зам. директора по ВР

3

Сентябрь

Совещание при директоре, по освещению темы патриотического воспитания в школе

Директор

4

Ежегодно  в течении года.

Участие в постоянно действующих районных и  областных  конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

Директор, зам. директора по ВР

5

В течение года

Участие в акции «Вахта памяти»:                                                                           1.  Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;    

2.  Линейки, посвященные памятным датам истории;                                             3.  Общешкольные мероприятия, посвященные Дню Победы                                                                                                                                           4.  Обзор методических материалов.                                                                            5.  Работа с  родителями по гражданско-патриотическому воспитанию                  

6.  Анализ работы за год и планирование на следующий учебный год.

Заместитель директора по ВР,

  классные руководители

6.

В течение года

Выход администрации на родительские собрания с беседами о  возросшей роли патриотизма в формировании современной личности.

Зам. директора по ВР

7

В течении года

Обновление информационных материалов по гражданско-патриотическому воспитанию                  

Зам. директора по ВР,
классные руководители

8

В течении года

Оснащение ОУ учебно-методической литературой

Директор школы

9.

В течение года

Инструктаж о проведении праздничных вечеров и утренников, соблюдение правил пожарной безопасности

Зам. директора по ВР

10

В течение года

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников.

Зам. директора по ВР

11

Октябрь

Организация традиционных встреч:                                                                       1. Ветеранов с обучающимися школы,                                                                   2. С вдовами погибших на войне;                                                                          3..С воинами-интернационалистами;                                                                       4. С курсантами военных училищ                                                                           5. С призывниками

Зам. директора по ВР,

 учителя – предметники

 классные руководители

12

Октябрь

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Зам. Директора

 по воспитательной работе,

  учитель истории

13

Октябрь

Январь

Участие обучающихся  и педагогов в конкурсах проектов:                                 1. «Я – гражданин России»,                                                                                       2. «Патриотическое воспитание обучающихся» .

Зам. директора по ВР,      

учитель истории,                  

 классные руководители                                                            

14

Январь

Проведение общешкольного конкурса  «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери.

Зам. директора        по ВР,

 учителя – предметники,

 классные руководители

15

февраль

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества , военно-спортивных игр «Зарница» и «Зарничка», вечера «Преемственность поколений»

Классные руководители,

учитель ОБЖ

 

16

май

Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного  Дню Победы

Совет старшеклассников,

 учитель физкультуры

17

Февраль-Май

Проведение памятных дней:                                                                                              - День Победы                                                                                                             -День вывода войск из Афганистана                                                                            - День защитников Отечества

Зам. директора по ВР,

 классные руководители

18

Декабрь,

Февраль,Май

Участие в акциях:                                                                                   «Солдатские письма»                                                                                      «Герои живут рядом»                                                                                          «От сердца к сердцу»                                                                                       «Акция милосердия»

Зам. директора по ВР,

 классные руководители ,

руководитель музея

19

Апрель, май

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов « Прикоснись к подвигу сердцем»

Зам. директора по ВР,

 классные руководители 

20

Декабрь

Проведение  спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»

Зам. директора по ВР,

учитель физкультуры

 

21

Май

Организация экспозиции в школьном  музее ко Дню Победы

 

Руководитель школьного музея

22

Май

Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне»

 

Зам. директора по ВР,

классные руководители 

23

Октябрь

Краеведческий поиск «Живая летопись войны»

 

Зам. директора по ВР,

 руководитель школьного музея

24

Сентябрь

Классные часы на тему «Герои и подвиги»

Зам. директора по ВР,

 учитель истории,

 классные руководители

25

Февраль

Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»

 учитель ИЗО

26

Февраль

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны

учителя литературы        

27

Февраль

Акция  «Ветеран живет рядом»

Зам. директора по ВР,

классные руководители

28

Октябрь

Фотовыставка «Война и моя семья» 

Зам. директора по ВР,

учитель истории,

классные руководители

29

Сентябрь

Конкурс чтецов «Дети о войне», посвященный Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков

Зам. директора по ВР,

 учителя литературы        

классные руководители

30

В течении года.

Проведение классных  часов  по темам:                                                                                         1. «Крепка семья традициями».                                                                                 2. «Родительский дом...»            

Зам. директора по ВР,

классные руководители

31

Ноябрь

Проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства

Зам. директора по ВР,

 учитель истории,

 классные руководители

32

Октябрь

Совещаний для классных руководителей   «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования».

Зам. директора по ВР

33

Январь

 Семинар-практикум для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

Зам. директора по ВР

34

Ноябрь

Обобщение -  «Патриотизм XXI века:                                                                     1. «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; из опыта работы педагогов на темы:                                                                

 2. «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии».                                        

Зам. директора по ВР,

 классные руководители,

 учителя - предметники

35

ежегодно

Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся

Зам. директора по ВР,

 классные руководители,

 учителя - предметники

36

Ежегодно

Обновление и создание музейных экспозиций патриотической  направленности

Руководитель школьного музея

37

Сентябрь.

Конкурс рисунков  «Война глазами детей»

учитель ИЗО

38

Май

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом  «Мы помним, мы гордимся»

Зам. директора по ВР,

классные руководители,

 учителя - предметники

39

Апрель

Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся  «Президентские соревнования»

Учитель физкультуры и ОБЖ

40

февраль

 Проведение мероприятий, посвященных:

70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

классные руководители,

 учитель истории,

руководитель школьного музея

41

декабрь-Февраль

70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

классные руководители,

 учитель истории,

руководитель школьного музея

42

Апрель Май

70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
(1943 год)

классные руководители,

учитель истории ,

 руководитель школьного музея                    

8. Заключение

Патриотизм – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов поведения. Он находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, самому себе, труду и его результатам.

   Школьная практика убеждает, что положительный патриотический опыт учащихся формируется, прежде всего, в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках истории, литературы, географии, ОБЖ, физкультуры и других предметов. Важно отметить, что история – коллективная память человечества, и без нее общество не может идти вперед. Следовательно, история не только наука о прошлом, но и мост к пониманию настоящего и будущего, так как перспектива строится на опыте прошлого. Местный опыт истории – краеведение, это зримое око в жизнь своей малой Родины, это то, что каждый человек несет в своем сердце как память души.

    Краеведению юные патриоты уделяют большое внимание. Краеведческая работа осуществляется ими, как в период обучения, - поисковая работа в рамках коллективно-творческих дел, так и во время летних походов по родному краю.

    Другими действенными путями формирования патриотического самосознания у юных патриотов внеурочные, клубные, внешкольные занятия. Например, работа школьного музея истории и народного быта, который зримо демонстрирует общественный опыт и мудрость уроков прошлого. В условиях школьного музея так же ведется поисковая работа, которая включает в себя сбор определенной информации, сведений, экспонатов, что немаловажно в патриотическом воспитании. Используются и новые формы работы. Так уже стало традицией проводить историко-краеведческие, фольклорные вечера и программы, которые на народном материале закладывают зерна любви к своей малой Родине.    Организовываются комплексные экскурсии, где совместно с учителями истории, географии присутствуют учителя искусства, музыки, мировой художественной культуры.

    Важной формой воспитания патриотизма являются экологические рейды, выставки поделок «Умелые руки», экспонатов «Праздник урожая», которые отражают красоту и особенности родного края. Широко используются и наиболее традиционные и распространенные формы патриотического воспитания: лекции, доклады, рефераты, беседы, уроки Мужества, устные журналы, коллективно-творческие дела.

    В целом, можно сказать, что патриотическое воспитание набирает силу и способствует реализации очень важных общественных задач.

Литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.

МБОУ «Мишковская средняя общеобразовательная школа»

Программа

гражданско – патриотического воспитания

детей и молодежи

Автор программы: руководитель школьного музея

МБОУ «Мишковская СОШ»

Стародубского района

Брянской области

Чулов Василий Михайлович

с. Мишковка 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Программа военно-патриотического воспитания

Программа разработана для школьных Музеев Боевой Славы, предназначена для общеобразовательных школ....

Программа военно-патриотического воспитания "Патриот"

Программа «Патриот» срок реализации: 2 года возраст: 15-17 лет тип программы - модифицированная. Автор - составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» Бурыгин Ришат Миркатович, п...

Программа военно- патриотического воспитания "ПАТРИОТ"

Программа расчитана на учащихся 1-9 классов. Программа состоит из пояснительной записки, плана мероприятий, ожидаемых результатов от данной программы. Программа разработа на 3 года....

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...