Программа военно-патриотического воспитания "Патриот"
рабочая программа по обж по теме
Программа «Патриот» срок реализации: 2 года возраст: 15-17 лет тип программы - модифицированная. Автор - составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» Бурыгин Ришат Миркатович, первая квалификационная категория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burygin_programma_dop._obraz._patriot1.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании НМС Протокол № ____ от «31» августа 2012 года | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР _________ Камильянова Т.Я. от «1» сентября 2012 года | «Утверждаю» Директор Гимназии ___________Л.Н. Крылова от «1» сентября 2012 года |
ПРОГРАММА
«Патриот»
срок реализации: 2 года
возраст: 15-17 лет
тип программы - модифицированная
Автор - составитель:
педагог дополнительного
образования МБОУ «Гимназия №1»
Бурыгин Ришат Миркатович
первая квалификационная категория
г.Ноябрьск, 2012
Пояснительная записка
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание как одно из звеньев в системе патриотического воспитания в образовательном учреждении направлено на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы., высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы, убежденности в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
К числу наиболее актуальных проблем относится резкое снижение воспитательного потенциала российской культуры и искусства как важнейших факторов формирования патриотизма, а также сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе, которая характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:
• снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;
• недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается и в результате общая доля граждан, годных к военной службе без каких-либо ограничений, составила в 2009 году 51 процент, а годных к военной службе с незначительными ограничениями - 49 процентов.
В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.
Анализ основных причин травматизма и гибели личного состава, аварийности и катастроф техники свидетельствует, что наибольшее их количество приходится именно на начальный период военной службы и во многом связано с неподготовленностью граждан, призванных на военную службу, к действиям в сложных ситуациях.
Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.
В образовательных учреждениях .проводится подготовка обучающихся основам военной службы в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", но переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки к военной службе.
Актуальность данной программы определяется тем, что создаются условия способствующие формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении.
Программа разработана в соответствии с Законом об Образовании от 10.07.1992 N 3266-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», комплексной программой «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2014 годы» утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2011 года № 965-П.
Цель программы: профилактика асоциального поведения обучающихся, формирование у учеников гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
Достижение цели непосредственно связано с решением следующих задач:
• формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
• улучшение состояния здоровья учеников подлежащих призыву на военную службу;
• повышение уровня физической подготовленности учеников к военной и других, связанных с ней, видов государственной службы;
• совершенствование военно-патриотического воспитания учеников формирование психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования;
• закрепления и совершенствования учениками необходимых знаний и умений в области обороны и по основам военной службы в объемах, необходимых для военной службы;
• пропаганда здорового образа жизни, противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
• воспитание необходимых черт личности: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.
Особенности организации учебного процесса
Программа предназначена на учеников 14-16 лет и рассчитана на два года обучения. Занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Занятия проходят 3 раза в неделю. На каждую учебно-тренировочную группу отводится 6 часов в неделю и 216 часов в год.
Реализация программы рассчитана на период с 2011 по 2013 годы.
Форма организации и проведения занятий обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Основная форма организации образовательного процесса – групповая.
Основные виды занятий: лекции, беседы, практические занятия.
Содержание курса объединено в четыре тематических модуля (основы военной службы, общая и прикладная физическая подготовка, огневая подготовка и основы медицинских знаний).
Программный материал состоит из теоретического и практического разделов. Занятия по теоретическому разделу проводятся в течение всего учебного года в виде лекций, бесед и в процессе практических занятий. Теоретический раздел включает изучение правовых основ военной службы, структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, воинской обязанности, правил поведения человека в чрезвычайных ситуациях, современных средств поражения, государственной символики Российской Федерации, правил оказания первой помощи. В этом же разделе обучающиеся получают необходимые сведения об основах огневой, строевой и тактической подготовки.
Практический раздел программы включает общую, прикладную физическую, подготовку, тактическую подготовку, строевую подготовку и участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки. На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по разборке и сборке автомата Калашникова и стрельбы из пневматического оружия.
Общая физическая подготовка обеспечивается упражнениями общеразвивающего характера и упражнениями из других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики и др. С помощью этих упражнений достигается всестороннее развитие двигательных и скоростно-силовых качеств, укрепляется мышечный аппарат, повышается выносливость и общая тренированность.
Прикладная подготовка строится с учетом особенностей военной службы и включает занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, и др.), формирующие качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, укачиванию, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.).
Курс огневой подготовки предусматривает изучение устройства пневматического оружия, техники безопасности при пользовании пневматическим оружием; основ производства меткого выстрела; методикой обучения технике стрельбы; специальными стрелковыми упражнениями; организацией соревнований по стрельбе и их проведение, приобретения умений и навыков по разборке и сборке автомата Калашникова.
Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и прикладной физической подготовки определяется возрастными особенностями учеников и уровнем их подготовки.
Диагностика проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физической и прикладной подготовке аналогичных требованиям к военнослужащим первого года службы по призыву, а также тестирования и анкетирования.
Анализ показателей позволяет получить объективную картину уровня физической подготовки обучающихся и уровня освоения ими программы обучения.
Эффективным и наилучшим средством диагностики результативности учебного процесса является участие команды секции в соревнованиях различного уровня.
По итогам реализации предполагается:
• сформировать у подростков потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
• снизить количество учеников, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы;
• обеспечить занятость учеников во внеурочное время;
• компенсировать отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | 1-й год, кол-во часов | 2-й год, кол-во часов | ||||
Всего | Теорети ческие | практ. | Всего | Теорети ческие | практ. | ||
Организационное занятие | 2 | 2 | ― | 2 | 2 | ― | |
Основы военной службы | 19 | 19 | ― | 28 | 28 | ― | |
Основы медицинских знаний | 13 | 5 | 8 | 21 | 9 | 12 | |
Общая и прикладная физическая подготовка | 21 | ― | 21 | 21 | ― | 21 | |
Основы строевой подготовки | 64 | 6 | 58 | 46 | ― | 46 | |
Огневая подготовка | 89 | 9 | 80 | 86 | 6 | 80 | |
Участие в соревнованиях. | 8 | ― | 8 | 12 | ― | 12 | |
Итого | 216 | 39 | 177 | 216 | 43 | 173 |
Содержание программы
Организационное занятие
Организация работы секции. Расписание. Планы на год. Техника безопасности и травматизм. Техника безопасности на занятии, техника безопасности на соревнованиях. Предупреждение травм. Последствие травм.
Автономное существование человека в природе
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временных жилищ (укрытий). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
Современные средства поражения
Ядерное оружие и его боевые свойства. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва. Очаг ядерного поражения. Зоны разрушений, пожаров, радиоактивного заражения местности. Общее понятие о дозе облучения. Действие населения при оповещении о радиоактивном заражении. Частичная санитарная обработка. Дезактивация одежды и обуви.
Химическое оружие, способы и признаки его применения. Классификация отравляющих веществ по предназначению и воздействию на организм. Бинарные химические боеприпасы. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения. Способы защиты от отравляющих веществ. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения. Частичная санитарная обработка. Дегазация одежды и обуви.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Способы и признаки его применения. Краткая характеристика основных видов бактериологических средств. Очаг бактериологического поражения. Правила поведения и действия населения в очаге инфекционного заболевания. Понятие о карантине и обсервации.
Современные обычные средства поражения. Осколочные, шариковые, фугасные боеприпасы и высокоточное оружие. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие.
Организационная структура Вооруженных Сил
История создания Вооруженных Сил России.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.
Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-
психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Общие права и обязанности военнослужащих.
Размещение и быт военнослужащих.
Соблюдение норм международного гуманитарного права.
Боевые традиции Вооруженных Сил и символы воинской чести
Дни воинской славы России — дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Основы военно-профессиональной ориентации
Военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Классы сходных воинских должностей. Командные воинские должности.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Формирование психологической готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Формирование психологической готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Государственные символы Российской Федерации
Государственный герб, государственный флаг, гимн России.
Основы строевой подготовки
Строи и их элементы. Строевая стойка, повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Отдание воинской чести на месте и в движении. Выход из строя. Подход и отход от начальника. Ответ на приветствие. Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроения отделения.
Основы огневой подготовки
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова. Последовательность неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
Теоретические основы стрельбы.
Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Меры безопасности при обращении с пневматическим оружием.
Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.
Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. Настройка пневматических винтовок. Выверка открытого прицела.
Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения сидя за столом с опорой на локоть. Совершенствование техники и навыков стрельбы.
Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения лёжа с опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки.
Основы тактической подготовки
Понятие общевойскового боя. Обязанности солдата в бою. Виды огня и маневра. Основы ведения разведки.
Боевые характеристики основных танков, бронемашин, боевых самолетов и вертолетов иностранных армий.
Передвижение на поле боя. Выбор огневой позиции. Ориентирование на местности.
Основы медицинских знаний
Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током.
Общефизическая и прикладная физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, туловища, ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах. Упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, упражнения с гантелями, штангой. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты. Подвижные игры и эстафеты. Легкоатлетические упражнения: бег на 30, 60, 100 и более метров. Прыжки в длину с места. Гимнастические упражнения со снарядами: с гимнастической стенкой, канатом, скамейкой, перекладиной, брусьями.
Упражнения для развития силы: приседания с отягощением, подскоки и выпрыгивания, приседание на одной ноге, упражнения для укрепления мышц пресса. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты.
Упражнения для развития быстроты: пробегание повторное отрезков 10-30 м. из различных исходных положений, бег с изменением направления, бег прыжками, бег с изменением скорости, челночный бег, бег «змейкой», бег с изменением способа передвижения.
Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, марш-броски, спортивное ориентирование и др.), формирующие качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, укачиванию, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.).
Список используемых источников информации для преподавателя
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
2. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2010 г. №134-Р.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.
4. Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 года (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 313-ФЗ).
5. Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 223-ФЗ).
6. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.03.2010 №28-ФЗ).
7. Федеральный закон " О днях воинской славы России" от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 170-ФЗ).
8. Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ).
9. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 313-ФЗ).
10. Положение о порядке прохождения военной службы утверждено Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
11. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / А.Т.Смирнов, М.А.Шахраманьян, Н.А. Крючек и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
12. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ Под общей редакцией А.Т.Смирнова.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.
14. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев.-5-е изд., перераб.-М.: Просвещение,2007.
15. Хромов,Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях:метод. пособие/ Н.И.Хромов. - М.:Айрис-пресс,2008-288с. - (Методика).
Интернет-ресурсы:
1. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mil.ru/;
2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;
3. Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;
4. Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://0bj.ru/;
Список используемых источников информации для учеников
1. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ Под общей редакцией А.Т.Смирнова.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.
3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев.-5-е изд., перераб.-М.: Просвещение,2007.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mil.ru/;
2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;
3. Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://0bj.ru/;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа военно-патриотического клуба
Внеурочная деятельность...
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...
Рабочая программа Военно-патриотического кружка «Я и моя семья»
- изучение истории семьи, своей родословной;- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных кн...
Программа военно - патриотического воспитания
Программа ВПВ...
программа военно-патриотического кружка
программа военно-патриотического кружка...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...