открытый урок по теме Ориентирование 6 класс
план-конспект занятия по обж (6 класс) по теме

Денисенко Лариса Леонидовна

разработка открытого урока по обж в 6 классе по теме Ориентирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

по теме:

«Ориентирование на местности»

6 класс

Преподаватель- организатор обж и учитель географии

Вид урока:      1 часть с использованием  ИКТ 2 часть- практическая работа

Тип урока:    комбинированный

Цели урока: 
1. Образовательная:     создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.
2. Развивающая:          Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
3. Воспитательная:       Воспитывать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.  

Оборудование урока:
компасы,  компьютер, экран, презентация урока, памятки и карточки  

Ход урока.

1.Организация  учащихся на урок. 
2  Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку  (1сл)

Стрелка компаса на север 
Показала направленье. 
И по плану ты проверил 
Путь дальнейшего движенья.

? Учителя      Как вы думаете, какова будет  тема нашего урока?

(Ориентирование на местности).

(2сл)    ТЕМА УРОКА : Ориентирование на местности-            запись в тетрадь

?У      О чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

?У      Что такое ориентирование?  (СЛ 3)
( запишем в тетрадь)

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.-      ?У а изучая какую тему мы уже с вами встречали это понятие? (причины автономии)

  -Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

 главной задачей  нашего сегодняшнего урока будет научиться определять стороны горизонта.

?У       Что  же такое горизонт?  (сл4)  

 ( -Это часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности, линия где сходятся небо и земля.)
?У           Кто назовёт основные стороны горизонта?

 Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Главное условие безопасного пребывания человека в природных условиях- это умение ориентироваться.

Ориентироваться можно разными способами. и сейчас мы рассмотрим с вами эти способы сл -6

Запись в тетрадь          СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Сл -6     1 способ ориентирования: по небесным светилам

?учителя :    А что относится к небесным светилам?

                                                  (солнце, луна, звёзды)

К нему относится Ориентирование : по солнцу, луне, и по полярной звезде  

Сл6-    по солнцу            -(творческое задание СВ.Ив)

СЛ-7-  по звёздам –комментарий учащихся

СЛ- 8- по луне-  комментарий учителя

2 способ-  по природным признакам           СЛАЙДЫ( 9 - 14)

Комментарий учителя , помощь учащихся

3 способ- ориентирование по местным  приметам     СЛАЙД   (15)

По кресту церкви, по алтарю и колокольне.- комментарий учителя

4 способ ориентирования по звуку сл 16

Скажите пожалуйста, с помощью звука мы можем определить стороны горизонта? (нет),

А что мы определяем с помощью звуков? (выход к населённому пункту)

 5 способ – механический       Сл-17         Ориентирование по компасу и часам   Сегодня мы рассмотрим именно ориентирование по компасу.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. 

Одним из вопросов Д/З  для вас будет  как появился компас 

 :считается, что Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности - около 3000 лет назад, изобрели китайцы. Страницы древних летописей полны описаний битв, победу которых воинственные императоры одерживали благодаря «волшебным колесницам» - югоуказателям – прообразами компаса. Югоуказателями, которые устанавливались на повозках, служили резные человеческие фигурки из магнетита с вытянутой рукой, всегда показывавшей на юг…………. 

?У Св Ив         Так Что же такое компас?

Запишем в тетрадь – компас – прибор для ориентирования.

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление

 Существуют правила работы с компасом.( дети выполняют инструктаж)

ПАМЯТКА НА СТОЛ
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с красным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.

Задание.
Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь?

6 способ- это ориентирование по карте   сл - 18

Есть такое выражение: « Движение по азимуту».  А что же это такое движение по азимуту?- обратимся к учебнику с 68 и найдём это определение……

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой 
Отсчитай по солнцу градус- 
Это азимут. Он точно 
Курс тебе укажет сразу.

?У        - Что же такое азимут?  (слайд   19  )

Запишем определение в тетрадь    (Рассказ учителя)

Практическая работа: у вас на столе лежит маршрутный лист и бланк с заданием. Вам нужно распределить обязанности в вашей туристической команде, придумать название, взять необходимые принадлежности (ручка, карандаш, линейка, компас,ит.д)выбрать командира.

Практическая работа  по азимуту: работа в группе (спортивный зал) рассчитать правильный маршрут по заданным точкам, нарисовать его в маршрутном листе, с помощью компаса определить направление движения на 3 точки и отыскать послание спрятанное от Робинзона Крузо.

Итог:       Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что такое ориентирование , азимут, компас способы ориентирования)

.Закрепление :

Вопрос который звучал в начале урока: Почему мы изучаем тему ОРИЕНТИРОВАНИЕ  вместе . Что связывает обж и географию?

Что называется ориентированием?

Какая сторона горизонта находится напротив востока?(ЗАПАД)
С какой стороны на деревьях растет мох?(С СЕВЕРНОЙ)

. Сколько сторон горизонта?

 Что такое азимут?

Оценки          Д/З &9   с 62- 71 ответить на вопросы , разгадать ребус найти историю компаса.

МБОУ    ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по теме:

«Ориентирование на местности»

6 класс

Преподаватель- организатор обж Л.Л.Денисенко

 и учитель географии С.И.Мухина.

2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Ориентирование". 5 класс

Технологическая карта к  уроку  "Ориентирование" 5 класс предусматривает формирование УУД учащихся с помощью здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения,ИКТ....

План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А

План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....

Презентация к уроку Повторение темы Ориентирование на местности 6 класс длядетей с ОВЗ

Презентация расчитана на целый урок и охватавает все темы раздела Ориентирование на местности. Предназначена для обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Рекомендуется ска...

открытый урок на тему: "Ориентирование на местности"

Тема занятия: «Ориентирование на местности»Цель  занятия: формирование навыков ориентирования на местности. Задачи:- Определять понятия стороны горизонта, ориентирование.- С...

Открытый урок по теме "Основные классы неорганических веществ"

Обобщающий урок по теме "Основные классы неорганических веществ". Урок проводится в форме игры. Класс делится на несколько команд, каждая команда выполняет предложенные задания. В конце урок...

Открытый урок по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности",

Открытый урок по географии 5 класса показан на базе МБОУ "СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь", проведен 23 октября 2018 года....

Открытое занятие на тему "Ориентирование на местности"

Цель:— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным признакам;— содействовать осознанию учащимися того, ч...