Открытый урок по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности",
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Открытый урок по географии 5 класса показан на базе МБОУ "СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь", проведен 23 октября 2018 года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии 5 класса
на базе МБОУ «СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь»
23.10.2018
Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
Урок «Стороны горизонта» направлен на формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности. Основной формой урока является деятельностный метод. Конечная цель урока достигается в результате выполнения тренировочных упражнений, применяются информационно-коммуникационные технологии - презентации.
Тема урока: Стороны горизонта. УМК издательства «Русское слово». География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа). География. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014
Уровень преподавания - базовый.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
- Содержательная: формирование представлений о сторонах горизонта и направлениях на плане, карте и местности.
- Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
-формирование практических умений определять с помощью компаса стороны горизонта на местности;
-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
- развитие у обучающихся способности владеть основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки работы с компасом;
- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы; - развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «стороны горизонта», «ориентирование»; определять направления на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса и местных предметов.
Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий
Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование ,компас
Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы) География Земли. Раздел 1. Источники географической информации. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Компас. Способы ориентирования на местности. Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):
- дидактическое сопровождение урока: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа).; География. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта».
- необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компасы.
Ход урока:
1 этап. Организационный. Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
- Готовы потрудиться? наукам разным поучиться?
- Тогда начнем наш урок.
2 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
- Сегодня у нас познавательная и интересная тема. А чтобы ее сформулировать я предлагаю вашему вниманию фрагмент сказки-загадки.
В мире есть четыре брата
1-ый брат друг полярной звезды
2-ой брат всегда встречает солнце
3-ий брат всегда провожает солнце
4-ый брат гуляет по экватору
Братья эти – страны света
Ну, а дом их - вся планета.
Догадались кто эти четыре брата? (ответ: С, Ю, З, В) получают звездочки
- О каких четырех сторонах идет речь?
- Сформулируйте тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта». «Ориентирование на местности». Запишем тему урока в тетради (запись темы) получают звездочки
- Определим цели нашего урока. Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Ответ учеников: научимся определять стороны горизонта и научимся ориентироваться) получают звездочки
- Проблема: А как понять в незнакомой местности: в пустыне, в море, в глухом лесу - где мы находимся и в каком направлении надо идти или плыть? (нужно определить стороны горизонта). На столах есть картинки обсуждаем и отвечаем. Отвечает ученик под номером 1. Получает звездочку
- Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? (нужно определить стороны горизонта и уметь ориентироваться). Получают звездочку
3 этап. Изучение нового материала.
1. Понятие ГОРИЗОНТА.
-Прежде чем рассматривать стороны горизонта, давайте выясним, что такое ГОРИЗОНТ? Попытайтесь сформулировать это понятие.
Пользуясь материалом учебника с.78-79, найдите ответ на этот вопрос и выпишите в тетрадь термин (работа с учебником)
(Горизонт – видимое глазом пространство.) получают звездочку
- На сколько видимое глазом? (на ровной местности 4-5 км, на высоте 100м горизонт расширяется до 36 км) – выступление учителя
- Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
До неё мы не дойдем. Получают звездочку
- Что это такое? (линия горизонта)
- Что называют ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА? Запись в тетради: (Воображаемая линия соединяющая небо и землю) получают звездочку
-Если двигаться вперед, что будет происходить с линией горизонта? Почему?
Сейчас вы тоже будете двигаться, но не в сторону горизонта а к столу в центре класса и выбираем смайлики. Смотрим на обратную сторону и ищем свою группу-команду. Получились команды: 1-ая основные стороны горизонта; 2-ая промежуточные стороны горизонта; 3-ья межпромежуточные стороны горизонта. Почему вы так разделились? Рассаживаемся по рабочим столам.
2. Стороны горизонта.
- Какие вы знаете стороны горизонта?
(Север, Юг, Запад, Восток – основные);
(СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ – промежуточные);
(ССВ, ССЗ, ЗСЗ, ВСВ, ЮЮЗ, ЮЮВ, ЗЮЗ, ВЮВ – межпромежуточные)
На столе все видим бумажный тренировочный компас. Фломастерами подписать недостающие стороны горизонта. Работаем в группе.
Потом ученики под номером 3 выходят к доске и показывают результат. Класс проверяет правильность. Получают звездочку
Ермалаев Кирилл выйдет к доске и расставит магнитные буквы по сторонам горизонта. Получает звездочку
Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью.
Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта.
Их назвали:
Восток – сторона восхода Солнца
Юг - сторона Солнца в полдень;
Запад – закат Солнца;
Север – сторона Полярной звезды.
- Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные. (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)
- Сколько основных сторон горизонта? Сколько промежуточных? Сколько всего получилось? Закрепляем знания в форме игры.
Игра в мяч: условия (я бросаю мяч одному из учеников и называю сторону горизонта, тот ловит и называет противоположную сторону, н-р, С противоположная Ю) и так по цепочке (все ученики проверятся на понятие материала).
Физкультминутка
Где у нас восходит Солнце? (на Востоке) – поворачиваемся на В - привет солнце (машем рукой)
Где солнце уходит и наступает ночь? (на Западе) – поворачиваемся на З - пока солнце (машем рукой)
Птичкам холодно и они улетают куда? (на Юг) – поворачиваемся на юг - (машем руками как крыльями)
Скоро наступит зима и она приходит к нам откуда? (с Севера) – поворачиваемся на север - зовем зиму (машем рукой)
Молодцы, мы отдохнули, а теперь снова возьмемся за работу.
Зная стороны горизонта можно определить свое местонахождение.
- Так как же называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов?
(Умение определять стороны горизонта – ОРИЕНТИРОВАНИЕ).
- Выполните задание с помощью атласа, открываем тетради и составляем кластер «Способы ориентирования».
- Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из атласа с.9. Учащиеся самостоятельно выделяют основные способы ориентирования.
- Какие способы ориентирования вы уже знали? Составление на доске кластера.
Педагог подводит детей к решению проблемы вопросом: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?
Обучающиеся делают вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта. Но для этого нужно уметь определять стороны горизонта и ориентироваться в пространстве.
- Кому могут быть важны умения ориентироваться на местности? Какие профессии вы можете назвать, связанные с этими понятиями? (ответ: инженерам, агрономам, лесникам, летчикам, военным, путешественникам, турист, геологам, археологам и т.д.) получают звездочку
Работа в группе у вас на столах кроссворды, каждый ученик запоминает, сколько слов он угадал. Выходят к доске стол №1 записывают 2 разгадавших слова, потом стол №2, стол №3, получают звездочки.
Загадка
По стране в поход идем
Друга мы с собой берем
Он не даст нам заблудиться
От маршрута уклониться
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (Компас)
Работа по учебнику: стр. 31 в тетрадь переписываем определение что такое компас?
-Какой прибор поможет ориентироваться в пространстве? (Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора – компаса). Видео «Фиксики»
- Рассказ о компасе.
- Где и когда впервые был изобретен компас?
- Знакомство с устройством компаса и принципом работы компаса.
После просмотра «Фиксиков» пробуем изготовить самодельный компас (используем блюдце с водой, магниты, иголки, лист бумаги 4 на 5 см)
Работа с компасами. На партах лежат компасы.
- Посмотрите на странице 81 учебника правила работы с компасом и настройте его по заданному алгоритму действий.
Правила работы с компасом.
- Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
- Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
- Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Сравниваем показания самодельного компаса и настоящего компаса.
- Определите, в каком направлении находится север, дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?
- Работа с планом местности в атласе на стр.6. Объяснение учителем, как определять стороны горизонта по плану и карте, если нет стрелки с обозначением направления север-юг. В этом помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя - юг. А какие направления обозначают боковые рамки?
- Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на слайде.
- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).
- Выполните задание 3 в маршрутных листах. Проверьте по эталону друг друга.
4 этап. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
- Какие географические термины мы сегодня узнали?
- Назовите основные стороны горизонта, перечислите промежуточные стороны.
- Что называют горизонтом, линией горизонта, ориентированием?
- Для чего служит компас?
- Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?
- Назовите способы ориентирования на местности
- Какую проблему мы сегодня решили? Научились ориентироваться?
- Выполните задание 4 в маршрутных листах. Проверьте их друг у друга в соответствии с эталоном ответов.
Учитель предлагает ребятам в маршрутном листе посчитать общий балл (добавив баллы за компасы- бонусы) за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные листы.
5 этап Д/З: п.16,17
Творческая часть задания:
Подобрать загадки о сторонах горизонта.
Выполнить проект «Древнекитайский компас своими руками»
6 этап. Рефлексия
Обучающиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку. Обсуждают результаты урока.
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
- Как Вы считаете, достигли ли вы в ходе урока поставленной в начале цели?
Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.
(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием)
Выполнение теста:
1. Видимое глазом пространство называется:
А) горизонт
Б) линия горизонта
2. Назовите основные стороны горизонта:
а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ
3. Ориентирование это-
а) это линия соединяющая небо с землёй
б) умение определять стороны горизонта
4. Найди ошибку.
К промежуточным сторонам горизонта относятся:
а) С-В, С-З, Ю-В
б) Ю-В, В, С-В
в) С-В, Ю-З, Ю-В
ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. б
4. б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"
Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....
География 6 класс. Проверка знаний по теме «Изображение местности» , «Стороны горизонта. Ориентирование».
Проверка знаний представлена в виде двух вариантов. Представлены задания на знание терминов и пракические умения по теме "Масштаб", "Ориентированние"....
Урок-презентация на тему: "Ориентирование на местности"
В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств....
открытый урок в 6 классе "Ориентирование в городе"
Данный открытый урок был показан в рамках РМО учителей английского языка в 2017 году....
Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"
Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности" Цель: Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по...