Открытый урок по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности",
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Бакина Эльмира Дердизовна

Открытый урок по географии 5 класса показан на базе МБОУ "СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь", проведен 23 октября 2018 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии 5 класса

на базе МБОУ «СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь»

23.10.2018

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

Урок «Стороны горизонта» направлен на формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности. Основной формой урока является деятельностный метод. Конечная цель урока достигается в результате выполнения тренировочных упражнений, применяются информационно-коммуникационные технологии - презентации.

Тема урока: Стороны горизонта. УМК издательства «Русское слово». География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа). География. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014

Уровень преподавания - базовый.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

 - Содержательная: формирование представлений о сторонах горизонта и направлениях на плане, карте и местности.

- Деятельностная (формирование умений новых способов действий):

-формирование практических умений определять с помощью компаса стороны горизонта на местности;

-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;

- развитие у обучающихся способности владеть основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 -применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;

 - формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

 -развивать практические навыки работы с компасом;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

 -формировать навыки самостоятельной и групповой работы; - развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

 Планируемые результаты: уметь  объяснять значение понятий: «стороны горизонта», «ориентирование»; определять направления на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса и местных предметов.

Личностные УУД:  развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные  УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование  необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий

Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование ,компас

Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы) География Земли. Раздел 1. Источники географической информации. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане.  Компас. Способы ориентирования на местности.  Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа).; География. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта».

 - необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компасы.

Ход урока:

1 этап. Организационный. Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.  

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться?   наукам разным поучиться?

- Тогда начнем наш урок.

2 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

- Сегодня у нас познавательная и интересная тема. А чтобы ее сформулировать я предлагаю вашему вниманию фрагмент  сказки-загадки.  

В мире есть четыре брата

1-ый брат друг полярной звезды

2-ой брат всегда встречает солнце

3-ий брат всегда провожает солнце

4-ый брат гуляет по экватору

Братья эти – страны света

Ну, а дом их - вся планета.

Догадались кто эти четыре брата? (ответ: С, Ю, З, В) получают звездочки

          - О каких четырех сторонах идет речь?

- Сформулируйте тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта». «Ориентирование на местности». Запишем тему урока в тетради (запись темы) получают звездочки

- Определим цели нашего урока. Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Ответ учеников: научимся определять стороны горизонта и научимся ориентироваться) получают звездочки

- Проблема: А как понять в незнакомой местности: в пустыне, в море, в глухом лесу - где мы находимся и в каком направлении надо идти или плыть? (нужно определить стороны горизонта). На столах есть картинки обсуждаем и отвечаем. Отвечает ученик под номером 1. Получает звездочку

- Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? (нужно определить стороны горизонта и уметь ориентироваться). Получают звездочку

3 этап. Изучение нового материала.

1. Понятие ГОРИЗОНТА.

 -Прежде чем рассматривать стороны горизонта, давайте выясним, что такое ГОРИЗОНТ? Попытайтесь сформулировать это понятие.

Пользуясь материалом учебника с.78-79,  найдите ответ на этот вопрос и выпишите в тетрадь термин  (работа с учебником)

(Горизонт – видимое глазом пространство.) получают звездочку

- На сколько видимое глазом? (на ровной местности 4-5 км, на высоте 100м горизонт расширяется до 36 км) – выступление учителя

- Отгадайте загадку:

Эта линия всё время

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

До неё мы не дойдем. Получают звездочку

- Что это такое? (линия горизонта)

- Что называют ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА? Запись в тетради: (Воображаемая линия соединяющая небо и землю) получают звездочку

-Если двигаться вперед, что будет происходить с линией горизонта? Почему?

Сейчас вы тоже будете двигаться, но не в сторону горизонта а к столу в центре класса и выбираем смайлики. Смотрим на обратную сторону и ищем свою группу-команду. Получились команды: 1-ая основные стороны горизонта; 2-ая промежуточные стороны горизонта; 3-ья межпромежуточные стороны горизонта. Почему вы так разделились? Рассаживаемся по рабочим столам.

2. Стороны горизонта.

- Какие вы знаете стороны горизонта?  

(Север, Юг, Запад, Восток – основные);

(СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ – промежуточные);

(ССВ, ССЗ, ЗСЗ, ВСВ, ЮЮЗ, ЮЮВ, ЗЮЗ, ВЮВ – межпромежуточные)

На столе все видим бумажный тренировочный компас. Фломастерами подписать недостающие стороны горизонта. Работаем в группе.

Потом ученики под номером 3 выходят к доске и показывают результат. Класс проверяет правильность. Получают звездочку

Ермалаев Кирилл выйдет к доске и расставит магнитные буквы по сторонам горизонта. Получает звездочку

 Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью.

Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта.

Их назвали:

Восток – сторона восхода Солнца

Юг - сторона Солнца в полдень;

Запад – закат Солнца;

Север сторона Полярной звезды.

- Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные. (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)

- Сколько основных сторон горизонта? Сколько промежуточных? Сколько всего получилось? Закрепляем знания в форме игры.

Игра в мяч: условия (я бросаю мяч одному из учеников и называю сторону горизонта, тот ловит и называет противоположную сторону, н-р, С противоположная Ю) и так по цепочке (все ученики проверятся на понятие материала).

Физкультминутка

Где у нас восходит Солнце? (на Востоке) – поворачиваемся на В - привет солнце (машем рукой)

Где солнце уходит и наступает ночь? (на Западе) – поворачиваемся на З - пока солнце (машем рукой)

Птичкам холодно и они улетают куда? (на Юг) – поворачиваемся на юг - (машем руками как крыльями)

Скоро наступит зима и она приходит к нам откуда? (с Севера) – поворачиваемся на север - зовем зиму (машем рукой)

Молодцы, мы отдохнули, а теперь снова возьмемся за работу.

  Зная стороны горизонта можно определить свое местонахождение.

- Так как же называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов?

(Умение определять стороны горизонта – ОРИЕНТИРОВАНИЕ).

- Выполните задание с помощью атласа, открываем тетради и составляем кластер «Способы ориентирования».

- Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из атласа с.9. Учащиеся самостоятельно выделяют основные способы ориентирования.

- Какие способы ориентирования вы уже знали? Составление на доске кластера.

                                                                                             

Педагог подводит детей к решению проблемы вопросом: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?

Обучающиеся делают вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта. Но для этого нужно уметь определять стороны горизонта и ориентироваться в пространстве.

- Кому могут быть важны умения ориентироваться на местности? Какие профессии вы можете назвать, связанные с этими понятиями? (ответ: инженерам, агрономам, лесникам, летчикам, военным, путешественникам, турист, геологам, археологам и т.д.) получают звездочку

Работа в группе у вас на столах кроссворды, каждый ученик запоминает, сколько слов он угадал. Выходят к доске стол №1 записывают 2 разгадавших слова, потом стол №2, стол №3, получают звездочки.

C:\Users\Эльвира\Desktop\slide_15.jpg

Загадка

По стране в поход идем

Друга мы с собой берем

Он не даст нам заблудиться

От маршрута уклониться

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг. (Компас)

Работа по учебнику: стр. 31 в тетрадь переписываем определение что такое компас?

-Какой прибор поможет ориентироваться в пространстве? (Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора –  компаса). Видео «Фиксики»

- Рассказ о компасе.

- Где и когда впервые был изобретен компас?    

 - Знакомство с устройством компаса  и принципом работы компаса.

После просмотра «Фиксиков» пробуем изготовить самодельный компас (используем блюдце с водой, магниты, иголки, лист бумаги 4 на 5 см)

Работа с компасами. На партах лежат компасы.

- Посмотрите на странице 81 учебника правила работы с компасом  и настройте его по заданному алгоритму действий.

Правила работы с компасом.        

  1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
  2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
  3.  Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Сравниваем показания самодельного компаса и настоящего компаса.

 - Определите, в каком направлении находится  север, дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?

- Работа с планом местности в атласе на стр.6. Объяснение учителем, как определять стороны горизонта по плану и карте, если нет стрелки с обозначением направления север-юг. В этом помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя - юг. А какие направления обозначают боковые рамки?

- Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на слайде.                                        

- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

- Выполните задание 3 в маршрутных листах. Проверьте  по эталону друг друга.

4 этап. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

  1. Какие географические термины мы сегодня узнали?
  2. Назовите основные стороны горизонта, перечислите промежуточные стороны.
  3. Что называют горизонтом, линией горизонта, ориентированием?
  4. Для чего служит компас?
  5. Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?
  6. Назовите способы ориентирования на местности
  7. Какую проблему мы сегодня решили? Научились ориентироваться?

- Выполните задание 4 в маршрутных листах. Проверьте их друг у друга в соответствии с эталоном ответов.

Учитель предлагает ребятам  в маршрутном листе  посчитать общий балл  (добавив баллы за компасы- бонусы) за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные листы.

5 этап Д/З: п.16,17

Творческая часть задания:

Подобрать загадки о сторонах горизонта.

Выполнить проект «Древнекитайский компас своими руками»

6 этап. Рефлексия

Обучающиеся  анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку. Обсуждают результаты урока.

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

теперь я могу…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

- Как Вы считаете, достигли ли вы в ходе урока поставленной в начале цели?

Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.

(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием)

Выполнение теста:

1. Видимое глазом пространство называется:

А) горизонт

Б) линия горизонта

2. Назовите основные стороны горизонта:

а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ

3. Ориентирование   это-

а) это линия соединяющая небо с землёй

б) умение определять стороны горизонта

4. Найди ошибку.

К промежуточным сторонам горизонта относятся:

а) С-В, С-З, Ю-В

б) Ю-В, В, С-В

в)  С-В, Ю-З, Ю-В

ОТВЕТЫ:

1. а

2. б

3. б

4. б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

География 6 класс. Проверка знаний по теме «Изображение местности» , «Стороны горизонта. Ориентирование».

Проверка знаний представлена в виде двух вариантов. Представлены задания на знание терминов и пракические умения по теме "Масштаб", "Ориентированние"....

Урок-презентация на тему: "Ориентирование на местности"

В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств....

открытый урок в 6 классе "Ориентирование в городе"

Данный открытый урок был показан в рамках РМО учителей английского языка в 2017 году....

Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"

Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности" Цель:  Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по...