Патриот
презентация к уроку по обж (9 класс) по теме
Программа обединения "Патриот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_voenno-patrioticheskomu_vospitaniju.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Завуч по ВР Директор МБОУ-СОШ №1
Т.Н. Штыкова С.В. Пилипушка
Программа
внеклассной работы
по военно-патриотическому воспитанию
( обьеденения « Патриот» )
На 2013-2014 гг в МБОУ-СОШ №1
(.)
Искитим 2013г.
I. Введение
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения.
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Работая в этом направлении в МОУ –СОШ №1 создан военно-патриотический кружок «Патриот».
Цель военно-патриотического кружка «Патриот» - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы.
- обеспечение учащимся оптимальных условий для:
- подготовки по основам военной службы;
- физической подготовки;
- специальной подготовки;
- прикладной физической подготовки.
- огневой подготовке
При работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
По воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам
организации гражданско-патриотического воспитания, выделила для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№ п/п | Группа методов | Методы | Свойства методов |
I. | Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
II. | Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций-, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
III. | Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. | Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
II. Программа военно-патриотического кружка «Патриот».
2.1. Аннотация к программе военно-патриотического кружка «Патриот».
В основе программы лежат теоретические и практические сведения по военно-патриотической подготовке. Программа предусматривает использование следующих форм работы: лекции, практические занятия (тренировки), семинары, участие в соревнованиях.
Результатом изучения данного курса будет участие школьников в военно-патриотических соревнованиях «Зарница», « Рубеж», Военно-спортивная полоса препятствий, также результаты в конкурсах военно-патриотической направленности.
Содержание материала в программе курса плавно переходит от теории к практике. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо применять на практике.
Материал разделен на 4 взаимосвязанных раздела:
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- основы первой медицинской помощи;
- военно-историческое знание.
На каждом занятии присутствует элемент общефизической подготовки.
Программа рассчитана на __306__ часа. При изучении программы целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
После окончания курса учащиеся должны:
- уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт);
- владеть строевыми приемами, уметь двигаться строем, уметь выполнять воинское приветствие;
- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить простейшие лечебные мероприятия и обеспечивать скорейшую транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждать опасные последствия травм, кровотечений, инфекций и шока.
- знать историю родного края, помнить и чтить односельчан-участников ВОВ, знать и помнить дни воинской славы РФ, символику РФ, а также правила приема в военно-учебные заведения.
Критерием успешности прохождения данного курса является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к курсу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоционально-психологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности. Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков.
2.2 . Учебно-тематический план
Тема | Содержание | Количество часов | |||
лек- ции | семи- нары | прак-тика | ОФП | ||
Раздел 1. Огневая подготовка | |||||
Пулевая стрельба России | История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Успехи российских стрелков на международной арене. Победители и призеры чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр. | 1 | 1 | 1 | |
Назначения и боевые свойства автомата Калашникова | 2 | 6 | 6 | ||
Основные части и механизмы Автомата Калашникова | 2 | 6 | 6 | ||
Порядок неполной сборки и разборки автомата Калашникова | 2 | 10 | 4 | ||
Принадлежности к автомату | 2 | 2 | 2 | ||
Чистка , смазка, хранение автомата | 2 | 4 | 2 | ||
Приемы и правила стрельбы из автомата | 2 | 4 | 2 | ||
2. Теоретические основы стрельбы | Выстрел. Отдача винтовки. Элементы траектории полета пули. Стабилизация полета пули. Рассеивание пуль. Определение средней точки попадания. Влияние однообразия прикладывания винтовки к плечу. Углы возвышения и бросания. Диоптрический прицел. | 1 | 1 | 1 | |
3. Устройство пневматической винтовки ИЖ38 | Общие сведения. Назначение и устройство основных частей. Работа частей и механизмов. Хранение оружия. Углубленное изучение устройства винтовки и работы ее частей и механизмов. | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. Меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием | Права и обязанности стрелка. Правила выполнения стрельбы. Правила обращения с оружием. Правила проведения соревнований по стрельбе. | 1 | 1 | 1 | |
5. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе | Заряжание винтовки. Принятие положения для стрельбы сидя за столом или стоя около стойки с опорой локтями на стол или стойку. Прицеливание с открытым прицелом, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания. Проверка боя винтовки. Регулировка прицела по вертикали и по горизонтали. Контровка прицела. | 1 | 1 | 1 | |
6. Техника стрельбы из пневматической винтовки ИЖ38 | Стрельба по мишени № 8 из положения сидя за столом или стоя с опорой локтями на стол или стойку. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 25 (5 пробных + 20 зачетных) | 2 | 1 | ||
| Стрельба по мишени № 8 из положения стоя без упора. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 25 (5 пробных + 20 зачетных). Задание – выполнить нормативы спортивных разрядов. | – | – | 2 | 1 |
| Стрельба по мишени № 8 из положения с колена. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 13 (3 пробных + 10 зачетных). Задание – выбить не менее 70 очков. | – | – | 2 | 1 |
| Стрельба по мишени № 8 из двух положений: сидя за столом или лежа с упора, затем стоя. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 25 (5 пробных + 10 зачетных на каждое положение). Цель – подготовка к сдаче нормативов спортивных разрядов. | – | – | 2 | 1 |
| Стрельба по мишени № 8 из трех положений: сидя за столом или лежа с упора, затем с колена, затем стоя. Дистанция – 10 м. Количество выстрелов – 35 (5 пробных + 10 зачетных на каждое положение). Цель – подготовка к сдаче нормативов высших разрядов. | – | – | 1 | 2 |
| Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения стоя. Дистанция – 10 (5) м. Количество выстрелов – 8 (3 пробных по мишени № 8 или спортивной «П» для проверки боя винтовки – без ограничения времени + 5 зачетных с минимальным временем по секундомеру). И.п. – пули и разряженная винтовка с открытым стволом лежат на столе, а стрелок стоит около стола. Задание – поразить все мишени за минимальное время. Цель упражнения – выработка необходимых качеств скоростной стрельбы (смелость, решительность). Это упражнение имеет и огромное прикладное значение. | – | – | 2 | 1 |
| Скоростная дуэльная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения стоя одновременно двумя стрелками – «дуэлянтами». Дистанция – 10 (5) м. Количество выстрелов – 8 (3 пробных по мишени № 8 или спортивной «П» для проверки боя винтовки – без ограничения времени, а затем 5 зачетных по силуэтным падающим мишеням с минимальным временем, пока один из «дуэлянтов» первым не поразит все 5 мишеней). Стрельбу ведут на скорость одновременно два стрелка – каждый по своим мишеням. И.п. – пули и разряженные винтовки с открытыми стволами лежат на столах перед стрелками. Стрелки стоят около столов. Стрельба начинается по команде руководителя. Задание – за минимальное время поразить все 5 мишеней, опередив противника «дуэлянта». Цель упражнения – выработка необходимых качеств скоростной стрельбы в условиях психологического напряжения соревнований | – | – | 2 | 1 |
7. Функциональная подготовка стрелков | Всесторонняя подготовка стрелков, включающая общую и специальную физическую, теоретическую, техническую и психологическую подготовку. | 2 | 1 | ||
Итого часов: 102 часов | |||||
Раздел 2. Строевая подготовка | |||||
1. Строй и его элементы. | Понятия строй, шеренга, линия машин, колонна. Понятия элементов строя: фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя. | 1 | 1 | 1 | |
2. Строи отделения и взвода. | Развернутый строй, двухшеренговый строй, походный строй. Понятия ряда, направляющего, замыкающего. Обязанности военнослужащего перед построением в строю | 1 | 1 | 1 | |
3. Строевая стойка и выполнение команд. | Правила принятия строевой стойки. Команды: «СМИРНО!», «СТАНОВИСЬ!», «ВОЛЬНО!», «ЗАПРАВИТЬСЯ!» | 1 | 1 | 1 | |
4. Повороты на месте. | Приемы поворотов. Команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!» | 1 | 1 | 1 | |
5. Движение | Строевой шаг, походный шаг, движение бегом. | 1 | 1 | 1 | |
6. Воинское приветствие. | Понятие воинского приветствия. Обязанности военнослужащего при выполнении воинского приветствия. Выполнение воинского приветствия на месте: без головного убора, при надетом головном уборе. Выполнение воинского приветствия в движении: без головного убора, при надетом головном уборе, при обгоне начальника. | 1 | 0 | 2 | |
7. Выход из строя и возвращение в строй. | Команды, выполняемы при выходе из строя и возвращении в строй. Правила выхода и возвращения в строй. Правила подхода и отхода от начальника. | 1 | 2 | ||
8 ОФП: | 2 | 10 | |||
Раздел 3. Основы первой медицинской помощи. | |||||
1. Общие принципы оказания первой помощи. | Понятие и сущность первой медицинской помощи. Правила и принципы оказания медицинской помощи. Осмотр пострадавшего | 1 | 1 | ||
2. Обращение с пострадавшим. | Правила снятия одежды с пострадавшего. Особенности снятия одежды при повреждении конечностей, кровотечениях, ожогах. | 1 | 2 | 1 | |
3. Средства первой помощи. | Стандартные средства медицинской помощи: аптечки, перевязочный материал, шкафчики, санитарные сумки. Импровизированные средства медицинской помощи: платки, простыни, палки, доски, зонты и т.д. | 1 | 2 | 1 | |
4. Кровотечение. | Понятие кровотечений. Виды кровотечений. | 1 | 1 | ||
5. Остановка внешнего кровотечения |
Остановка капиллярного, венозного и артериального кровотечений. Использование средств медицинской помощи при остановке кровотечений. | 1 | 2 | 1 | |
6. Остановка иных наружных кровотечений. | Правила остановки кровотечений из уха, из легких, из пищеварительного тракта, из носа и после удаления зуба. Правила использования средств медицинской помощи. Правила обращения с пострадавшим при наружных кровотечениях. | 1 | 1 | 2 | 1 |
7. Внутреннее кровотечение. | Кровотечение в брюшную полость. Кровотечение в плевральную область. Причины возникновения внутренних кровотечений. Признаки внутренних кровотечений. Правила обращения с пострадавшим при внутренних кровотечениях. | 1 | 1 | 1 | |
8. Кровотечение из головы. | Правила использования средств медицинской помощи, правила обращения с пострадавшим, когда необходимо звонить врачу. | 1 | 2 | 1 | |
9. Повреждение связочно-сумочного аппарата | Понятие повреждения связочно-сумочного аппарата, признаки повреждения, первая медицинская помощи при повреждении связочно-сумочного аппарата. | 1 | 1 | 1 | |
10 Переломы нижних и верхних конечностей | Понятие-перелом, признаки перелома, первая медицинская помощь | 1 | 4 | ||
1 | |||||
11. перелом позвоночника | Признаки , первая помощь пострадавшему | 1 | 4 | 1 | |
12Перелом таза , ребер | Перелом таза , ребер грудной клетки, признаки, первая помощь,транспортировка | 1 | 4 | 1 | |
13.Ранение груди и живота | Виды ранений , первая медицинская помощь | 2 | 2 | 1 | |
14.Остановка сердца | Признаки клинической смерти, реанимационные действия | 2 | 6 | 1 | |
15.Ожоги- термические и химические | Признаки, причины ,ПМП | 2 | 2 | ||
16 Общая физическая подготовка | 10 | ||||
Итого часов: | |||||
Раздел 4. Военно-исторические знания. | |||||
1. История родного края. | 1.История названия г. Искитима. Дата основания.. История возникновения объектов соцкультбыта. 2.Участники ВОВ из числа жителей города История жизни города Искитима в войну и его восстановления в послевоенное время. | 2 | |||
2. Дни воинской славы РФ. | История возникновения дней воинской славы. Ф.З. «О днях воинской славы». | 2 | |||
3. Правила приема в военно-учебные заведения. | Военно-учебные заведения РФ. Кандидаты для зачисления в военно-учебные заведения. Профотбор в военно-учебные заведения. Нормативы физической подготовки. Общеобразовательная подготовка при поступлении. | 3 | |||
4. Обшая физическая подготовка: | 10 | ||||
Всего часов: 306 часов |
2.3. Содержание программы.
Раздел 1. Огневая подготовка.
Стрельба из пневматической винтовки.
Подготовительные упражнения при обучении стрельбе по круглым мишеням.
Упражнение 1. Это упражнение является тренировочным и используется на начальном этапе обучения. Изготовка к стрельбе из винтовки сидя за столом с опорой локтями о стол. Рекомендуется как начинающим, так и опытным стрелкам для выработки и поддержания автоматизма и постоянства усилия и мест удержания оружия.
Упражнение выполняется в заданном для стрельбы положении. Стрелок принимает изготовку без прицеливания, обращая внимание на постоянство мест удержания винтовки и постоянство усилия удержания.
После освоения правильной изготовки надо тренироваться в длительности изготовки, постепенно увеличивая время удержания винтовки до утомления (но не переутомления). Это упражнение будет способствовать увеличению статической выносливости позы для стрельбы, а значит, повышению мастерства стрельбы. Затем следует изготовка с прицеливанием.
Рекомендуется применение удлинителя прицельной линии.
Изготовка для стрельбы из винтовки, сидя за столом или около стойки с опорой локтями на стол или стойку. Эта изготовка является самой простой и удобной для начального обучения пулевой стрельбе из винтовки. Положение тела стрелка наиболее привычное, не требуется никакого напряжения, устойчивость винтовки и рук наибольшая, а заряжание оружия самое удобное.
Стрелок садится за стол или становится около стойки, выбирая наиболее удобную для себя позу. Все тело несколько повернуто вправо от линии прицеливания. Рекомендуется при стрельбе слегка прислоняться грудью к ребру стола или стойки, но при этом сохранять свободную позу с минимальным напряжением грудных мышц.
Винтовку надо взять правой рукой за шейку ложа так, чтобы большой палец обхватил шейку ложа слева - сверху, а остальные три пальца – слева - снизу. Левой рукой взять цевье ложа снизу так, чтобы большой палец обхватывал левый бок цевья, а остальные четыре пальца обхватывали цевье с правого бока. Винтовка должна лежать не на пальцах, а на ладони, ближе к большому пальцу. Затем надо наклониться над столом и опереться на него локтями. При этом левые локоть и плечо должны быть выдвинуты вперед как можно дальше. Левый локоть должен находиться под винтовкой или несколько левее – в зависимости от телосложения стрелка. Правый локоть располагается сбоку, ближе к себе. Винтовку надо вставить затыльником в выемку правого плеча и прижать к нему. Голову опустить на приклад так, чтобы она всем весом опиралась на гребень приклада, а мышцы шеи не напрягались. Глаза по возможности смотрят прямо в прицел.
Ноги стрелок располагает так, как ему удобно, примерно на ширине плеч.
Учебный удлинитель прицельной линии оружия. Учебный удлинитель предназначен для выработки навыков лучшей устойчивости оружия во время тренировки в стрельбе. Он представляет собой деревянный стержень длиной 300 мм с высокой и широкой мушкой на дальнем конце. Ближний конец – направляющая – изготавливается диаметром 4,3 мм, чтобы она вставлялась в канал ствола с дульной части. При этом длина прицельной линии увеличивается на 300 мм. Поэтому при неточностях прицеливания мушка удлинителя даст отклонение на 70% больше, чем мушка оружия, что будет заметно самому стрелку. Устойчивость оружия будет быстро расти. Высоту мушки удлинителя надо сделать примерно 20 мм, чтобы мушка оружия не загораживала мушку удлинителя. Ширину мушки удлинителя следует сделать около 5 мм, чтобы она занимала ширину прорези прицела. Окрасить ее нужно в черный цвет.
Упражнение 2. Контроль однообразия прицеливания из винтовки. Контроль однообразия прицеливания с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания. Это упражнение можно проводить с ожидающей сменой в другом помещении.
Винтовка жестко закрепляется в прицельном станке. На дистанции 5 (10) м вывешивается белый лист бумаги размером приблизительно 400-300 мм или более. Около него находится помощник – один из учащихся с ручной указкой контроля прицеливания и карандашом.
Преподаватель без учеников наводит винтовку со станком в лист бумаги (но не в середину), а затем прицеливается и дает команды помощнику двигать указку по листу бумаги: «Выше», «Ниже», «Правее», «Левее». Когда указка расположится рядом с нижним краем черного круга – «яблочком» точно на линии прицеливания «с просветом», руководитель дает команду: «Отмечай!», и помощник через центральное отверстие в указке ставит карандашом точку на бумаге. Эта точка будет контрольной для обучаемых стрелков.
После того как помощник уберет указку, учащиеся по одному подходят к прицельному станку с винтовкой, смотрят в прицел и дают необходимые команды помощнику о перемещении указки. После команды: «Отмечай!» помощник делает отметку карандашом. Затем первый стрелок еще два раза наводит указку. Поставив три точки наводки указки, помощник соединяет их прямыми линиями. Получается треугольник рассеивания наводки указки стрелком. Чем меньше этот треугольник, тем точнее умеет прицеливаться стрелок.
Для оценки этого упражнения на указке надо вырезать оценочные отверстия диаметрами 1,5, 3,0 и 10,0 мм.
Помощник накладывает указку на треугольник рассеивания наводки указки стрелка, подбирая наименьшее оценочное отверстие, в которое умещается весь треугольник. При этом треугольник рассеивания стрелка должен примерно совмещаться с контрольной точкой наводки преподавателя, хотя в отдельных случаях этого может и не быть. Самое главное – выработать у начинающих стрелков однообразие прицеливания.
Упражнение 3. Прицеливание из винтовки по фигурным мишеням М.А. Иткиса. Данное упражнение развивает и закрепляет координацию движений стрелка. Он принимает заданную изготовку к стрельбе, прицеливается в прямую крестообразную мишень. Затем медленно и плавно передвигает ровную мушку по мишени вверх – вниз и слева направо, останавливаясь посредине. Преподаватель контролирует точность наводки оружия по ортоскопу . То же самое надо проделать по диагональной крестообразной мишени, а затем по кольцеобразной. Задание – удержание ровной мушки с наименьшими колебаниями. Данные размеры мишеней рекомендуются для дистанции 5 м для начинающих стрелков. Чем выше мастерство стрельбы, тем меньше должны быть размеры мишеней.
Фигурные мишени М.А. Иткиса. Нарисовать данные мишени на листе бумаги согласно рисунку и закрепить на стене около основных мишеней. Для начинающих стрелков размеры увеличенные, для разрядников – уменьшенные.
Упражнение 4. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки, стоя без опоры длительностью до 5 мин. и более; самоконтроль изготовки. Принять заданную изготовку для стрельбы с винтовкой или ее макетом, прицелиться в мишень, задержать дыхание и закрыть глаза примерно на 10 сек. Затем открыть глаза и проверить точность совпадения точки наводки винтовки и точки прицеливания. Как правило, эти точки не совпадают. Надо постараться выяснить, из-за каких групп мышц и суставов произошло отклонение винтовки.
После этого найти такое изменение положения частей тела, чтобы изготовка была более устойчивой, т.е. с минимальным мышечным напряжением. Повторить это упражнение несколько раз, увеличивая время закрывания глаз примерно до 20 сек. и добиваясь большей точности положения частей тела без визуального корректирования.
Изготовка для стрельбы из винтовки, стоя без опоры. Это положение является самым трудным, так как у стрелка имеются только две точки опоры – они весьма удалены от центра тяжести системы «стрелок – оружие». Поэтому надо предварительно хорошо усвоить приемы стрельбы сидя за столом. Сначала надо отработать приемы изготовки в положении стоя без прицеливания, а затем уже приступить к отработке всех элементов стрельбы. Только после этого можно приступать к практической стрельбе. Начинать стрелять рекомендуется по белому листу бумаги, чтобы не выработалась вредная привычка дергать спусковой крючок.
Зарядив винтовку, стрелок производит ее прикладку. Для этого, удерживая винтовку правой рукой за шейку приклада, надо взять левой рукой за цевье под прицелом и вставить затыльник приклада в выемку правого плеча. В зависимости от телосложения или прижать локоть левой руки к грудной клетке и животу, или опереться локтем на тазобедренный сустав.
Поднять правый локоть до положения ниже горизонтального примерно на 30 см и удерживать его во время стрельбы без напряжения. Затем кистью левой руки поддержать винтовку внизу.
Применяются четыре способа поддержки винтовки снизу кистью левой руки.
Первый способ – винтовка поддерживается на всех выпрямленных пальцах ногтевыми фалангами. Большой палец поддерживает винтовку под спусковой скобой, а остальные четыре пальца, собранные вместе, противостоят большому и поддерживают спереди и снизу цевье ложи.
Второй способ – большой палец также находится под спусковой скобой, а остальные четыре пальца, собранные вместе, прижаты к ладони так, что цевье ложи будет лежать на средних фалангах.
Третий способ – пальцы левой руки сжаты, но ладонь раскрыта. Средние фаланги поддерживают цевье ложи, а ладонь – спусковую скобу.
Четвертый способ – пальцы левой руки сжимаются в кулак, и цевье винтовки лежит на основных фалангах пальцев.
Каждый стрелок должен выбрать для себя наиболее удобный для него способ поддержки винтовки при стрельбе стоя без опоры и отрабатывать его.
Упражнение 5. Тренировка в стрельбе без пуль из винтовки. Задание – координация всех подготовительных действий стрелка: удержание винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания, координация всех действий при стрельбе.
Изготовиться для стрельбы и прицеливаться в мишень. Удерживать наводку винтовки в течение 2–10 мин. в зависимости от подготовки стрелка. При этом приклад винтовки все время находится в выемке плеча, руки устойчиво держат винтовку, положение ведущего глаза относительно прицела фиксируется прижатой к прикладу щекой.
Дыхание ровное и неглубокое. Через равные промежутки времени дыхание надо задерживать на полувдохе на 7–10 сек. для выработки полного автоматизма однообразного и плавного нажатия на спусковой крючок.
Повторить то же самое с прицеливанием с помощью учебного удлинителя прицельной линии.
Это упражнение повышает специальную физическую выносливость стрелка и дает значительное улучшение результатов стрельбы.
Раздел 2. Строевая подготовка
Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации.
Строевая подготовка включает: одиночные строевые приемы без оружия и с оружием; слаживание подразделений при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений.
Строевая подготовка воинов совершенствуется на занятиях по тактической, огневой, физической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.
Строй и его элементы.
Строй — установленное Строевым уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Строй имеет следующие элементы:
Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя — расстояние между флангами.
Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Строи отделения и взвода. В зависимости от назначения строи бывают развернутые и походные.
Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношеренговом или днухшеренговом строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Развернутый строй применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
Двухшеренговый строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте названия шеренг не изменяются.
Два военнослужащих, стоящих в двухшеренговом строю в затылок один другому, составляют ряд. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте двухшеренгового строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
Развернутый строй применяется для проведения поверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
Походный строй — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Развернутый строй отделения (взвода) может быть одношереножный или двухшереножный. Отделение численностью четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.
Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Отделение численностью четыре человека и менее строится в колонну по одному. Походный строй взвода может быть в колонну по три (во взводе из четырех отделений — в колонну по четыре), в колонну по два или в колонну по одному.
Обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Военнослужащий обязан:
- проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
- аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
- знать свое место в строю, уметь быстро без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (из машины) без разрешения;
- в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
- передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Строевая стойка и выполнение команд. Строевая стойка является основным элементом строевой выучки. Она принимается по команде «СТАНОВИСЬ!» или «СМИРНО!».
По этой команде необходимо стать прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
По команде «ВОЛЬНО!» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ!», не оставляя своего места в строю, можно поправить оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя за разрешением обращаются к непосредственному начальнику. Перед командой заправиться подается команда «ВОЛЬНО!».
Повороты на месте. Повороты на месте выполняются по командам «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!». Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо — в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.
Повороты выполняются в два приема:
- первый прием — повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
- второй прием — кратчайшим путем приставить другую ногу. При этом необходимо сочетать перенос тяжести тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным резким поворотом корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок другой ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. Повороты выполняются с соблюдением всех правил строевой стойки.
Движение. Движение совершается шагом или бегом. Скорость движения шагом 110-120 шагов в мин. (размер шага 70-80 см). Скорость движения бегом 165-180 шагов в мин. (размер шага 85-90 см).
Шаг бывает строевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке. Походный шаг применяется во всех остальных случаях.
Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом — МАРШ!» (в движении — «Строевым — МАРШ!»). По предварительной команде следует подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
При движении строевым шагом ногу оттянутым вперед носком выносят на высоту 15-20 см от земли и ставят твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед — сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук при этом полусогнуты, голову необходимо держать прямо, смотреть перед собой.
Движение походным шагом начинается по команде «Шагом — МАРШ!».
При движении походным шагом ногу следует выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производятся свободные движения около тела. При движении походным шагом по команде «СМИРНО!» переходят на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде «ВОЛЬНО!» следует идти походным шагом.
Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ!».
Воинское приветствие. Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры.
Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга, строго соблюдая правила, установленные Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.
Воинское приветствие выполняется на месте и в движении, с надетым головным убором и без него.
Выполнение воинского приветствия на месте. Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) следует повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.
Если головной убор надет, то, кроме того, необходимо приложить кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь — прямой, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча.
При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения. Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.
Выполнение воинского приветствия в движении. Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги следует прекратить движение
руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать движение руками.
При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову в сторону начальника и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра. Пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.
Выход и возвращение в строй. Для выхода военнослужащего из строя подается команда, например: «Рядовой Иванов! ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА ПЯТЬ ШАГОВ!». Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде о выходе из строя отвечает: «Есть»; строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю.
При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впередистоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место. При выходе военнослужащего из первой стоящей шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.
При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительный поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на свое место.
Для возвращения военнослужащего в строй подается команда, например: «Рядовой Петров! СТАТЬ В СТРОЙ!» или только «СТАТЬ В СТРОЙ!».
По команде «Рядовой Петров!» военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается к начальнику и отвечает: «Я», а по команде «СТАТЬ В СТРОЙ!», приложив руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю. Если подается только команда «СТАТЬ В СТРОЙ!», военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.
Подход к начальнику и отход от него. Подход к начальнику может осуществляться из строя и вне строя по команде, например: «Рядовой Иванов! КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)!». Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде «КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)!» отвечает: «Есть».
Если военнослужащий находится в строю, он выходит из строя, делая один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, прикладывает правую руку к головному убору и докладывает о прибытии. Например: «Товарищ лейтенант! Рядовой Иванов по вашему приказанию прибыл!». По окончании доклада руку опускает.
При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг. Затем действует, как и при подходе к начальнику при вызове из строя.
При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «Есть». Затем поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом. При отходе от начальника для возвращения в строй военнослужащий действует, как и при команде «СТАТЬ В СТРОЙ!».
Раздел 3. Основы первой медицинской помощи
Первая помощь – это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы пли внезапно возникшего заболевания. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.
Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.
Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.
При оказании первой помощи необходимо:
1) вынести пострадавшего с места происшествия;
2) обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение;
3) иммобилизовать переломы и предотвратить возможные осложнения (травматический шок, западение языка, аспирацию и т.п.);
4) доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами: 1) правильность и целесообразность; 2) быстрота; 3) обдуманность, решительность и спокойствие.
При осмотре пострадавшего устанавливают:1) вид и тяжесть травмы; 2) способ обработки раны, места повреждения; 3) необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.
При оказании первой помощи необходимо установить:1) обстоятельства, при которых произошла травма; 2) время возникновения травмы; 3) место возникновения травмы.
Обращение с пострадавшим. При оказании первой помощи необходимо уметь обращаться с пострадавшим, в частности уметь правильно снять одежду. Это особенно важно при переломах, сильных кровотечениях, при потере сознания. Переворачивать и тащить за вывихнутые и сломанные конечности – это значит усилить боль, вызвать серьезные осложнения и даже шок.
Пострадавшего необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости и перенести на другое место.
Приподнимать раненого следует осторожно, поддерживая снизу. Для этого нередко требуется участие двух или трех человек.
При повреждении верхней конечности одежду сначала снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стягивают рукав, поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образам снимают с нижних конечностей брюки.
Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее распарывают по швам. Для снятия с пострадавшего одежды и обуви необходимо участие двух человек.
При кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше места кровотечения. При ожогах, когда одежда прилипает или даже припекается к коже, материю следует обрезать вокруг места ожога; ни в коем случае ее нельзя отрывать. Повязка накладывается поверх обожженных участков.
Средства первой помощи. При оказании первой помощи нельзя обойтись без перевязочного материала. В соответствии с требованиями оказания первой помощи налажено производство средств первой помощи: аптечек, шкафчиков, санитарных сумок, которые должны быть в каждой семье, в школах, в мастерских, в автомашинах.
Аптечки (шкафчики) первой помощи оснащены стандартными фабричного производства средствами первой помощи: перевязочным материалом, лекарственными препаратами, дезинфицирующими средствами и несложными инструментами.
Однако бывают случаи, когда вместо стандартных средств приходится применять то, что имеется в распоряжении оказывающего помощь в данный момент. Речь идет о так называемых подручных средствах.
При срочном оказании первой помощи в быту, в поле, на автострадах приходится применять подручные средства. К ним можно отнести чистый носовой платок, простыню, полотенце и различное белье. Для иммобилизации переломанных конечностей могут служить палки, доски, зонтики, линейки и т.д. Из лыж, санок и веток деревьев можно изготовить импровизированные носилки.
Виды кровотечений. Кровотечения, при которых кровь вытекает из ран или же естественных отверстий тела наружу, принято называть наружными кровотечениями. Кровотечения, при которых кровь скапливается в полостях тела, называются внутренними кровотечениями.
Среди наружных кровотечений чаще всего наблюдаются кровотечения из ран, а именно:
1) капиллярное – возникает при поверхностных травмах; кровь из раны вытекает по каплям;
2) венозное – возникает при более глубоких ранах (например, резаных, колотых): при этом виде кровотечения наблюдается обильное вытекание крови темно-красного цвета.
3) артериальное – возникает при глубоких рубленых, колотых ранах; артериальная кровь ярко-красного цвета, бьет струей из поврежденных артерий, в которых она находится под большим давлением;
4) смешанное – возникает в тех случаях, когда в ране кровоточат одновременно вены и артерии: чаще всего такое кровотечение наблюдается при достаточно глубоких ранах.
Остановка кровотечения. Первой задачей при обработке любой значительно кровоточащей раны является остановка кровотечения. Действовать при этом следует быстро и целенаправленно, так как значительная потеря крови при травме обессиливает пострадавшего и даже представляет собой угрозу для его жизни. Если удастся предотвратить большую кровопотерю, это намного облегчит стационарное лечение пострадавшего, уменьшит последствия травмы и ранения.
1. Остановка капиллярного кровотечения. При капиллярном кровотечении нет выраженных признаков пульсации в ране, а потеря крови сравнительно небольшая. Такое кровотечение можно быстро остановить, наложив на кровоточащий участок чистую марлю (покровная повязка). Поверх марли кладут слой ваты и рану перевязывают. Если в распоряжении нет ни марли, ни бинта, то кровоточащее место можно перевязать чистым носовым платком. Накладывать прямо на рану мохнатую ткань нельзя, так как на ее ворсинках находится большое количество бактерий, которые вызывают заражение раны. По этой же причине непосредственно на открытую рану нецелесообразно накладывать и вату.
2. Остановка венозного кровотечения. Опасным моментом венозного кровотечения наряду со значительным объемом потерянной крови является то, что при ранениях крупных вен, особенно шейных, может произойти засасывание воздуха в сосуды через поврежденные места. Проникший в сосуды воздух может затем попасть в сердце. В таких случаях возникает смертельное состояние – воздушная эмболия.
Венозное кровотечение лучше всего останавливается давящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают чистую марлю, поверх нее – неразвернутый бинт или сложенную несколько раз марлю, в крайнем случае – сложенный чистый носовой платок. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие концы поврежденных сосудов. При прижатии бинтом такого давящего предмета к ране просвет сосудов сдавливается и кровотечение прекращается.
В случае, если у оказывающего помощь нет под рукой давящей повязки, а у пострадавшего сильно кровоточит поврежденная вена, то кровоточащее место надо сразу же прижать пальцами ниже места повреждения, а затем туго перебинтовать. Наиболее удобными для этих целей являются карманная давящая повязка или индивидуальный пакет, которые продаются в аптеках.
3. Остановка артериального кровотечения. Артериальное кровотечение является самым опасным из всех видов кровотечений, так как при нем может быстро наступить полное обескровливание пострадавшего. При кровотечениях из сонной, бедренной или подмышечной артерии пострадавший может погибнуть через три или даже две с половиной минуты.
Артериальное кровотечение можно остановить при помощи давящей повязки, но при кровотечении из крупной артерии следует немедленно остановить приток крови к раненому участку, придавив артерию пальцем выше места ранения. Однако эта мера является временной. Артерию прижимают пальцем до тех пор, пока не подготовят и не наложат давящую повязку. При кровотечении из крупных артерий (например, из бедренной артерии) наложение одной только давящей повязки иногда оказывается недостаточным. В таких случаях приходится накладывать петлю, жгут или же импровизированный жгут. Если у оказывающего помощь под рукой нет ни стандартного жгута, ни петли, то вместо них можно применить косынку, носовой платок, галстук, подтяжки. Жгут или петлю на конечность накладывают сразу же выше места кровотечения. Для этих целей очень удобна карманная повязка (индивидуальный пакет), исполняющая одновременно роль как покровной, так и давящей повязки. Место наложения жгута или петли покрывают слоем марли, для того чтобы не повредить кожу и нервы. Наложенный жгут полностью прекращает приток крови в конечность, но если петлю или жгут на конечности оставить на длительное время, то может даже произойти ее отмирание. Поэтому для остановки кровотечений их применяют только в исключительных случаях, а именно на плече и бедре (при отрыве конечности при ампутации). Сразу же после наложения жгута его следует замаркировать: число, месяц, год, часы, минуты! Время безопасного действия жгута – не более двух часов летом ,а зимой не более часа, после чего его на 3–5 мин. нужно снять иди ослабить во избежание некроза нижерасположенных тканей.
Кровотечение верхней конечности можно остановить при помощи пакетика бинта, вложенного в локтевой сгиб или в подмышечную впадину, при одновременном стягивании конечности жгутом. Подобным образом поступают при кровотечениях из нижней конечности, вкладывая в подколенную ямку клин. Правда, такой метод остановки кровотечения в последнее время применяется лишь изредка.
При кровотечении из главной шейной артерии – сонной – следует немедленно сдавить рану пальцами или же кулаком: после этого рану «набивают» большим количеством чистой марли. Этот способ остановки кровотечения называется тампонированием.
Иные внешние кровотечения. Первую помощь приходится оказывать не только при кровотечениях из ран, но и при иных видах наружных кровотечений, среди которых некоторые также относятся к числу травматических.
Кровотечение из носа. Такое кровотечение возникает при ударе в нос, при сильном сморкании или же чихании, при тяжелых травмах черепа, а также при некоторых заболеваниях, например, гриппе, повышенном артериальном давлении. Пострадавшего укладывают на спину с несколько приподнятой головой, на переносицу кладут холодные компрессы или же лед. При носовом кровотечении нельзя сморкаться и промывать нос водой. Кровь, стекающую в носоглотку, пострадавший должен выплевывать. Если кровь выделяется преимущественно через носовые ходы, их можно затампонировать ватными тампонами, смочив их физиологическим раствором (минеральной водой) или сосудосуживающими каплями (адреналин, галазолин и т.п.).
Кровотечение из легких. При сильных ударах в грудную клетку, при переломах ребер, при туберкулезе, когда очаг заболевания разъедает какой-либо легочный сосуд, возникает легочное кровотечение. Пострадавшие откашливают ярко-красную вспененную кровь; дыхание затруднено. Пострадавшего укладывают в полусидящем положении, под спину ему подкладывают валик, на который он может опереться. На открытую грудь кладут холодный компресс. Больному запрещают говорить и двигаться.
Кровотечение из пищеварительного тракта. Кровотечение из пищевода возникает при его ранении или же при повреждении его вен, при некоторых заболеваниях печени. Кровотечение из желудка наблюдается при желудочной язве или опухоли, которые разъедают сосуды, проходящие в стенках желудка, а также при травмах желудка. Признаком является рвота, при которой рвотные массы представляют собой темнокрасную и даже свернувшуюся кровь. Пострадавшего укладывают в полусидящем положении с согнутыми в коленях ногами. На брюшную область кладут холодный компресс. Необходим полный покой. Пострадавшему нельзя давать ни пить, ни есть. Оба вида кровотечений требуют немедленного хирургического вмешательства (срочная госпитализация).
Внутренние кровотечения:
Кровотечение в брюшную полость. Такое кровотечение возникает при ударе в живот; в ряде случаев при этом наблюдается разрыв печени. У женщин внутрибрюшное кровотечение бывает при внематочной беременности. Внутрибрюшное кровотечение характеризуется сильными болями в области живота. Пострадавший впадает в шоковое состояние или же теряет сознание; живот напряжен, мало участвует в дыхании, болезнен, может быть вздутым. Влажные, холодные кожные покровы. Слабый и частый пульс. Больного укладывают на носилки без подушки, можно дать немного воды, затем транспортировать в больницу.
Кровотечение в плевральную полость. Кровотечение такого типа возникает при ударе, повреждении грудной клетки. Кровь скапливается в плевральной полости и в пораженной половине сдавливает легкое, тем самым препятствуя его нормальной деятельности. Пострадавший дышит с трудом, при значительном кровотечении даже задыхается. Его укладывают на носилки на поврежденную сторону. Если есть нарушение целости кожных покровов, накладывается циркулярная окклюзионная повязка. Необходимо обеспечить немедленную транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.
Кровотечения из головы:
Прижмите рану куском чистой сухой ткани. Плотно, но осторожно в течение 5–10 мин. прижимайте ткань к ране, пока кровотечение не остановится. Если кровь просочилась через ткань, не убирайте ее с раны, чтобы не помешать формированию кровяного сгустка. На первый кусок ткани наложите другой. Если рана неглубокая, промойте ее теплой водой с мылом и просушите. Не нужно промывать глубокие и сильно кровоточащие раны. Если кровотечение приостановилось, пусть даже и не остановилось совсем, перевяжите рану чистой тканью.
Носовое кровотечение:
Успокоить пострадавшего. Если пострадавший успокаивается, кровотечение уменьшается. Попросите пострадавшего наклониться вперед и, по крайней мере, на 10 мин. зажать нос, чтобы образовался кровяной сгусток. Не разрешайте пострадавшему сморкаться и втягивать носом воздух в течение нескольких часов. Если кровотечение не прекращается или возобновляется, попросите повторить прием, описанный выше. Наложите холодный компресс на переносицу. Если кровотечение прекратилось, аккуратно смажьте нос внутри вазелином с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания.
Если через 15–20 мин. после начала оказания первой помощи кровотечение не останавливается или возобновляется, если кровь, не переставая, стекает в горло, вызовите врача.
Повреждение связочно-сумочного аппарата. Повреждения связочно-сумочного аппарата – растяжение связок, надрывы и разрывы.
Признаки: боль, отек в области травмы, припухлость сустава, нарушение функции сустава. При полном разрыве связок, кроме перечисленного, наблюдается изменение оси конечности.
Первая помощь: воздействовать холодом на место травмы, наложить давящую повязку, надежно фиксирующую сустав. При необходимости сустав иммобилизовать шиной! Боль можно притупить аэрозолем (хлорэтил и т.п.). Обязательна консультация травматолога.
Повреждения мышц и сухожилий. Повреждения мышц и сухожилий – растяжение, надрывы, разрывы.
Признаки: боль, кровоизлияние разной степени выраженности, затруднение движения в суставах из-за боли в мышцах, повышенная плотность тканей или углубления под кожей в сочетании с валиком по краям.
Устроить пострадавшего поудобнее, поднять травмированную конечность выше уровня сердца: это уменьшит отек. Наложить на болезненную область холодный компресс на 10–15 мин.: это уменьшит боль и отек. Если конечность продолжает отекать, меняйте холодные компрессы каждые 20–30 мин., пока отек не начнет уменьшаться. При необходимости дайте болеутоляющее средство, используйте дозы препарата, указанные в инструкции по его применению. Если травмирована область голеностопного сустава или коленного сустава, наложите плотную (но не тугую) повязку. Если травмировано плечо, локоть или запястье, фиксируйте руку с помощью косыночной повязки и привяжите повязку к туловищу. Через 48 ч, если боль не утихнет, а отек спадет, попросите подвигать травмированной конечностью в разные стороны. Не позволяйте нагружать травмированную конечность, пока боль при нагрузке не пройдет полностью. При легких растяжениях это занимает 7–10 дней, при тяжелых – 4–6 недель.
выводы:
Работа по военно-патриотическому воспитанию с детьми должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей совместными усилиями органов государственного управления, а также образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных сил РФ, других силовых структур.
Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.
Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся школы рано.
Программа по военно-патриотическому воспитанию в МБОУ –СОШ №1 разработана сентябрь м-ц 2013 г.., призвана решать проблемы данного направления.
IV. Литература:
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:
Дрофа, 2001. – 192 с.
14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быть патриотом и гражданином
Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....
статья "Легко ли быть патриотом"
"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...
Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы
Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...
Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь
Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...
Программа "Патриоты России"
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...