Быть патриотом и гражданином
статья по классному руководству (10 класс) по теме

Антосюк Любовь Михайловна

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Byt_patriotom_i_grazhdaninom.doc233.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Классный час « Быть патриотом и гражданином»

Участники: учащиеся 10 класса, учителя литературы, истории, родители.

Цель:

  • выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма,
  • определить роль патриотизма в жизни современного общества;
  • сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом, 
  • формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Задачи:

  • сформировать рабочие группы для участия в классном часе,
  • привлечь к участию родителей и учителей,
  • провести предварительную подготовку к классному часу ( составить вопросы,          найти материал)  

Форма проведения классного часа:  круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор.

Предварительная работа.

 Подумать над вопросами:

  1. Что входит в понятие патриотизма и гражданственности?
  2. Какие примеры вы можете привести?
  3. Подобрать материал по теме.

Ход классного часа

Все участники круглого стола работают по группам: группа учителей, группа родителей и группа учащихся. Каждая группа за своим столом.

Вступление. Классный руководитель:

Вопросы патриотизма и гражданственности сегодня актуальны как никогда.

Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки. Изменились идеалы и ценности. На первое место и в жизненных целях, и в понимании счастья вышли проблемы индивидуалистического и материального характера. Стало меняться отношение к Родине.

Возникли серьезные духовно-нравственные проблемы в современном обществе.      

В настоящее время российское общество, включая подрастающее поколение, находится в состоянии системного духовно-нравственного кризиса. Об этом свидетельствуют такие показатели:

  • По уровню самоубийств Россия занимает второе место в мире,
  • По потреблению наиболее тяжелых наркотиков – одно из первых мест
  • В РФ самый высокий в мире  процент социальных сирот
  • С 1990 годов – на 1 месте по уровню абортов: на 100 младенцев – 120 абортов
  • Последние 10 лет нашей стране принадлежит одно из первых мест по разводам
  • Смертность от убийств в РФ – самая высокая в Европе
  • Смертность от алкогольных отравлений – самая высокая в мире

Ситуация с детьми особенно тяжелая:

  • Критическое снижение уровня общей культуры и нравственности
  • Высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних
  • На девушек до 19 лет приходится 10% всех абортов в России
  • Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 18 до 14 лет
  • Более 80% российских подростков потребляют алкоголь (с 13 лет)
  • Более 60% курят ( с 11 лет)
  • Высок уровень детской подростковой преступности
  • Среди молодежи около 55% готовы переступить через моральные нормы для того,  чтобы добиться успеха
  • Угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции.
  • Серьезной проблемой стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и др.)

                                            (Из статьи А.А.Горшеневой в кн «Образование: вчера,

                                              сегодня, завтра»)

С позиции сегодняшнего дня и сегодняшних проблем,  какова цель воспитания и образования в школе?

Слово учителям. Учитель истории Колчина Ольга Николаевна:

Смысл образования и воспитания состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Тогда понятия «патриотизм», «гражданственность» я  бы представила  таким образом:

Патриотизм

                   Гражданственность           Нравственность             Правовая культура

Классный руководитель:

Что такое гражданственность? Кого можно назвать гражданином своей страны? Как вы думаете, ребята?

Слово учащимся.

Колоколова Оксана:

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, имеет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.                                                                                                                                           Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания. К основным обязанностям гражданина относится:

  • соблюдать Конституцию и законы России.
  • Уважать права и свободы других людей.
  • Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании, образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.                                                                                                                         На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Фатхуллин Фанур:

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена  и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.                                                                                                                      Я приведу такой пример. Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года.В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.    Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.                                       Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.          Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, - говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.                                                                                                                         Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.                                                                                                                                 “Я вообще ничего не боюсь,- повторяет Леонид Рошаль.- Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика. Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”                                                                                                                                               - Как чеченских?                                                                                                                                   - Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас.                                                                                                                    Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова, Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких,  как я, сотни”.                                                                                                                       После “Норд – Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Классный руководитель:  Что такое патриотизм?

Слово родителям. Белышева Ольга Алексеевна

Патриотизм- это одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно- нравственной сфере жизни.  Оно неразрывно связано с активной деятельностью, действиями, поступками, осуществляемыми на благо Отечества.                                                                                               Патриотизм- осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. И потому, особое место в патриотическом воспитании должна занимать работа по развитию чувства гордости за славные исторические события Российского государства, утверждению и преумножению традиций и созидательных дел предшествующих поколений.

 Классный руководитель:      Что входит в понятие гражданственности и патриотизма?

Слово родителям.  Старцева Елена Александровна

В историческом опыте народно – патриотического воспитания много поучительного: крепкие семьи, уважение и почитание родителей, любовь к Земле, привычка и потребность трудиться на ней, осознание причастности к предкам.

Основой всей крестьянской жизни была семья, воспитание детей. К традициям, сложившимся на основе внутрисемейных отношений, относятся ответственность супругов друг перед другом, ответственность за детей , престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи .

Пусть наша любовь к детям поможет в нашем благородном деле, деле воспитания патриотизма, нам предстоит воспитать настоящих граждан, на плечи которых лягут заботы о Родине, о своих родителях, настоящих патриотов , которые сохранят и пронесут через года традиции своего народа, традиции своей семьи.

Об этом как раз писала в своем сочинении моя дочь Настя.

Ученица Старцева Настя: отрывок из сочинения (зачитывает)                                               Каждый человек  живет в семье.  И каждый человек - продукт воспитания своей семьи. А каждая семья имеет свои ценности. Я хочу, чтоб эти ценности были общечеловеческими, моральными. На первом месте -  ценность человеческой жизни, уважение предков и истории, преданность семье, Родине, любовь, способность защитить себя, детей, Родину.                                                                                                Есть выражение: «Все мы родом из детства».  Как проведешь детские годы, так и в жизни пойдет, с толком или без толку. Как можно иметь хорошую работу, если не получил хорошего образования?  Разве будет хорошее здоровье у взрослого человека, если в молодости он не занимался спортом, курил, пил?  Как можно быть хорошим семьянином, если в детстве его воспитывал один родитель, позволяя ему многое, и ребенок вырастает эгоистом, считающим, что все в этой жизни для него?  В нашем поселке есть детский приют «Надежда», нужно быть очень бессердечным, чтобы отказаться от ребенка. Даже во время войны и голода, когда люди жили хуже, чем сейчас, они жили для детей и редко отказывались от детей. Все государственные экономические программы не будут иметь смысла, если не будет духовного возрождения России. А духовное развитие, по большому счету,  не должно возрождаться, оно должно рождаться вместе с новым человеком, формироваться в детстве. Но кто его формирует? Это  прежде всего семья. России нужны крепкие семейные устои и крепкие традиционные многодетные семьи. Чтобы родители думали не только о своей личной жизни, а прежде всего о детях. Родил – воспитай.                                                                                             Государство должно ввести цензуру на телевидение и интернет. Потому-то сегодня культ насилия, жестокости захлестнул молодежь. Опасно, когда дети видят насилие с раннего возраста. Ценность человеческой жизни ничто, когда столько жестокости. «Детей надо воспитывать, когда они лежат поперек лавки, поздно воспитывать ребенка, когда он лежит вдоль лавки». Это говорит о том, что детей надо воспитывать с раннего детства, а не тогда, когда ребенок вырос. Сейчас все больше и больше детей воспитывает улица, со своими правилами, нередко жестокими. А если запретить ребенку посещать улицу, тогда ребенок будет считать родителей врагами номер один. А что делать родителям, если это произошло? Я пока не знаю, что делать с этим. Может, когда я вырасту, я найду методы воспитания своих детей.                                                                                                             Корни моей семьи глубоко находятся в Тюльганском районе. Мой прадед родился в селе Назаркино, которое находится недалеко от Троицкого, его отец и дед были переселенцами из Тамбовской губернии. У них была большая  крестьянская семья.  Было крепкое хозяйство, они сеяли хлеб, с весны до осени пахали землю, пасли табун лошадей, работали на своей мельнице. Всё начало рушиться с первой мировой войной, революцией, гражданской войной. Мой прапрадед служил в конной армии Буденного. После гражданской войны от полученных ранений он умер. Его жена, моя прапрабабка, у которой было четверо детей, умерла от тифа. Прадедушка был старшим сыном, ему было 17 лет, когда вся ответственность за сестру и братьев легла на него. Жизнь была тяжелой. Наступила коллективизация, семью раскулачили. Прадед получил 5 лет лагерей. Многое пришлось испытать прадеду. В 1939 году его призвали в армию. Он воевал под Ленинградом в Финскую компанию, где был ранен. Мой дед родился в Челябинске, но его родителей тянуло на родину, а ведь здесь их никто не ждал, многих родственников разбросала судьба. И не было у них никакой поддержки, но они все же приехали на хутор Тюльган, прадед устроился работать в совхоз.                                                                                                              Мой дедушка вспоминал, какое тяжелое было у него детство. Летом он пас скот, работал на сенокосе, чистил вырубки, где проходила дорога, по которой гнали скот из Башкирии в Орск. Прадед устроился в бригаду, которая строила первые красивые дома на ул. Ленина и ул. Восточной в нашем Тюльгане. Прадед считал себя счастливым человеком, он вырастил сына, построил не один дом. Ему было 90 лет, когда он умер, но он успел увидеть свою правнучку. Мой дед был единственным ребенком в семье, и  он мечтал о большой семье. Его мечта сбылась. Он вырастил троих детей, дал им высшее образование, помог устроиться в жизни. Сейчас  у него шестеро внуков.                                                                                                                       Каждая семья имеет свои ценности. Я хочу, чтоб эти ценности были общечеловеческими, моральными. На первом месте - ценность человеческой жизни, уважение предков и истории, преданность семье, Родине, любовь, способность защитить себя, детей, Родину.  

 Слово родителям.  Сова Гульназ Шафкатовна

В нашем поселке живут представители самых разных национальностей. Каждый народ имеет свои традиции, обычаи. Но вы все, наверное, заметили, что в семьях эти обычаи поддерживаются, а в целом в поселке люди привыкли жить дружно и хорошо относятся друг к другу. Мне, например, запомнился праздничный сабантуй, который устроил наш лицей к своему юбилею. На праздник приехали учащиеся  из башкирской школы. И так замечательно прошел праздник.

Знание традиций своего народа, уважение традиций другого народа – очень важная составляющая патриотизма.

  Слово родителям.    Елинов Валерий Владимирович

Я бы предложил такой важный признак патриотизма, как служба в армии.

Всенародный праздник- День защитников Отечества- стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали, смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать два года в стройбате” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. И тем не менее, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…                                                                                                                       Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.   Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

  • “Армия – это напрасная трата времени”.
  • “Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).
  • “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.
  • “Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.
  • «Дедовщина» в армии.
  • “Там один беспредел”.
  • “Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

В то же время сторонники прохождения службы своими детьми мотивируют это следующим:

  • “Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.
  • “Это долг каждого мужчины”.
  • “Армия учит жизни”.
  • “Ребята должны защищать Родину”.
  • “Армия дисциплинирует”.
  • “Армия делает человека сильным”.
  • “Парню стыдно не служить!”.

 Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации. Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на альтернативную службу или службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.                                        Вы знаете, что два моих сына стали военными, и теперь третий тоже будет поступать в военной училище.

Слово учащимся. Кинетов Булат

Мы живем сейчас в условиях рыночной экономики. Я думаю, что сегодня актуальна поддержка отечественного производителя. Удивительно, но сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).     Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты ( всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничение ввоза импортных товаров.    Столь же дружно жители страны призывают государство поддерживать нашу нефтегазовую отрасль(91%) и самолетостроение (88%).     Большинство россиян, а именно 70% опрошенных, уверены: государство должно обеспечить защиту отечественного автомобильного производства и ограничить доступ на российский рынок иномарок.                                                                                                      Ратуя за государственную поддержку отечественных товаропроизводителей – будь то производство мебели, одежды или бытовой техники, – россияне в большинстве случаев готовы мириться и с ростом цен, и с не всегда высоким качеством "родной" продукции. Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций.        По его оценке, запрет ввоза иностранной продукции - это "самый простой, но самый опасный путь.  Стоит только перестараться, и цены сразу заметно поползут вверх".  Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: "Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей".  Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.                                                                                    Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильной и мощной державой.

 Ученица        Стрижак Настя

Я думаю, что в понятие патриотизма входит любовь к своей малой родине.

   Я родилась на Урале и являюсь гражданкой России. Как патриот свой страны, я хочу сделать так, чтобы люди ценили и берегли ту жизнь, которой они живут! Чтобы они радовались каждому наступившему дню и проживали свою жизнь достойно. Мне нравится мой край, в котором я родилась, край Оренбургский. Он славится своим Уральским хребтом, и в то же время степными просторами. Край, где суровые зимы закаляют в наших сердцах  прямоту, честность и справедливость, а тёплое, доброе лето делает нас более мягкими, добрыми и отзывчивыми людьми. Наш посёлок Тюльган красив по-своему! Тюльганский угольный разрез являлся центром внимания всего посёлка. Большинство населения было занято на производстве угольного разреза. Посёлок рос и развивался. Но после перестройки 1990-х годов угольная промышленность не только в нашем посёлке, но и по всей России стала менее востребована. Рабочие места были сокращены, и люди были вынуждены менять профессию, искать себя в другой сфере отраслей. Кто-то уезжал работать в Москву в строительные организации, а кто-то покорять Крайний север и тундру.

     Жизнь не стоит на месте, но как бы там ни было, жители посёлка в праздничные дни все вместе собираются на центральной площади. Каждый верит, что производство наладится и люди вернутся с далёких краёв работать туда, где они живут, а именно в наш Тюльган. Местная управленческая власть много тратит сил и времени для того, чтобы наш родной край был на высоте. Подъездные пути радуют всех автомобилистов, приезжавших к нам или проходящих транзитом, ведь им есть с чем сравнить. Дороги у нас в хорошем состоянии и продолжают строиться и обслуживаться. Большой вклад в это непростое и тяжёлое дело вносят работники Тюльганского ДУ. Что касается чистоты и порядка в посёлке, это даёт отличную характеристику коммунальной службе. Правоохранительные органы обеспечивают порядок на улицах нашего Тюльгана. Подтверждение тому:  много молодых семей связывают свою жизнь брачными узами и проживают в Тюльгане. Посёлок имеет четыре светлых, уютных, тёплых, сказочно оформленных детских садика.  Мы имеем две общеобразовательные школы, в которых работают очень хорошие и квалифицированные учителя. Некоторые из них являются заслуженными учителями России. Одна из школ имеет статус лицея. Выпускники наших школ  получают отличные знания, некоторые из них заканчивают школу с золотой медалью. В дальнейшем поступают в высшие учебные заведения.

      Страна получает хороших специалистов в разных сферах  деятельности. Мы имеем большой  красивый стадион, ледовый дворец, где проходят различные областные соревнования.  Люди, приехавшие из других районов, испытывают радость и восхищение от нашего посёлка. У нас есть горный ландшафт, лес, да и вся природа соответствует красоте нашего Тюльгана!

  Ученица   Колчина Анна.                                                                                                                                                         Каждая страна имеет свое прошлое. Каким бы оно ни было, жители страны должны его уважать. Уважение к прошлому своей страны – очень важная составляющая патриотизма.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.                                                                                                             Кому не известны эти пушкинские строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.    Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".   Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.                                                       Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

  Ученица   Макшанова Таня

Учеба во благо себе и страны.

Я думаю, что немаловажное значение имеет наша учеба в школе. Для чего нам хочется отлично закончить школу? Ведь не только для того, чтобы приобрести потом хорошую работу. Хочется не зря прожить на этой земле. Внести какой-то вклад в развитие страны, поселка. Быть полезным – это замечательное чувство для всякого человека.

Классный руководитель.  Предлагаю коллегам продолжить размышление о том, что входит в понятие патриотизма.

Слово учителям.

Учитель истории Сидорова Снежана Александровна:

   Толерантность в национальном вопросе.                                                               Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения России, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы — многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно, не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.                                           Мигранты — не единое целое, они подразделяются на три группы: беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Беженцы — это в основном граждане иностранных государств, которые вследствие целого ряда причин — политических, техногенных, может быть, даже климатических — вынуждены были покинуть территорию своей страны.                                                                                                                       Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: “Кто мы? Откуда?”, но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Иначе будет непонятно, во имя чего нужно беречь и сохранять это единство, а если надо — какую цену за него платить, и если потребуется, то на какие жертвы идти. Без грамотно построенной и осмысленной национальной политики не понять, что собрало воедино на такой огромной территории представителей разных национальностей.                                                                                                                      Много проблем сейчас и у наших сограждан за рубежом. Представителями российской гражданской нации, проживающими за пределами Российской Федерации, являются граждане России и соотечественники. Соотечественник — лицо, имеющее гражданство другой страны, но сохраняющее лояльность.                                                                               Из письма:      “Я родилась и живу в Латвии, но всей душой люблю Россию. С замиранием сердца читаю новости, голосую за русских артистов и так далее. Я патриотка России. Я не виню эту страну за то, что она не смогла меня "пригреть", как Россия, я виню политику. Я никогда не смогу считать "домом" страну, в которой меня считают оккупанткой, не смогу любить ту часть населения, которая ненавидит русских. Я не говорю от имени всех русских живущих в Латвии, я говорю за себя. Я просто очень несчастна тут, это не то место на Земле, которое хочется назвать Родиной, домом.” 

 Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. Власть должна немало сделать для того, чтобы в России окончательно сложилась новая политическая гражданская общность, объединяющая все народы страны. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине – Рошаль, Лео Бакерия; в науке – Гинзбург, Ландау. Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

Учитель истории Колчина Ольга Николаевна

Каждый гражданин страны должен знать свои права и обязанности. В частности, такое право, как  участие граждан в голосовании.                                                                                                      Во многих иностранных школах дети еще со школьной скамьи изучают политический процесс, осознают, что они граждане и должны принимать активное участие в жизни общества. Для этого проводится целенаправленная работа по политическому просвещению учащихся. Это очень правильно, потому что люди начинают осознавать себя гражданами своей страны, чего нет, к сожалению, у нас. И только чувство личной ответственности, глубокого патриотизма и осознание непосредственной причастности к общественной жизни страны заставляют сознательных граждан идти на выборы.                                                                                                                                                                                            В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах - это именно право, а не обязанность гражданина.  Для того чтобы сделать участие граждан в выборах обязательным, потребуется изменение Конституции. В некоторых странах предусмотрено обязательное голосование. В частности, в Австралии неучастие в выборах влечет административную ответственность в виде штрафа. Однако большинство демократических государств признают, что участие в выборах является исключительно правом граждан. В России и старшее, и молодое поколение часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью. Для нас это актуальный вопрос, потому что скоро будут выборы главы районной администрации и депутатов районного совета.

Учитель литературы.   Антосюк Любовь Михайловна

Художественная мысль России всегда была ориентирована на воспитание гражданских качеств человека. Писатели и поэты всегда верили в Россию, в ее возрождение.

Два чувства с детства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам.
На их основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
Залог величия его
Животворящая святыня
Без них нам целый мир – пустыня,
Душа- алтарь без божества.

Так  таинственную связь с прошлыми поколениями  подметил великий патриот, великий поэт, гражданин,  наш мудрый А.С.Пушкин. Из прочных кирпичиков - любви к Родине, уважении к женщине, безмерной любви и почитания матери, сохранении семейных уз, уважении к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма.

«Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее выстрелит в нас из пушки», - писал Расул Гамзатов.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - утверждал Н.А.Некрасов.

Размышляя о воспитании гражданина, В.Г Белинский различал функции родителей и школы, показывая тем не менее их тесную взаимосвязь. На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства.

По мнению Н.А.Добролюбова, патриотизм – одно их видовых проявлений любви к человечеству. Поэтому важны мысли, как воспитать патриота, а не националиста.

Писатель Н.М.Карамзин выделил такие разновидности любви к Отечеству:                                          -физическая любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине,                                             -нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается,                    -политическую, т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Классный руководитель.

С каждым из вас я хочу согласиться. Суммируя все наши размышления, можно показать понятия патриотизма и гражданственности в такой схеме:

Семья, род          Прошлое страны,         Традиции и обычаи                Малая родина

                           память о прошлом             народа, семьи    

                                                        ПАТРИОТИЗМ И                             Служба в армии

 Конституционные

      права                                   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Поддержка                    Учеба во            Толерантность                       Вера в

отечественного               благо                в национальных             в будущее России                                    

 производителя          себе и страны             вопросах                

И еще я предлагаю вам всем блицопрос, который тоже покажет ваше отношение к такому понятию, как патриотизм.

Если бы вас попросили выбрать самую патриотическую песню, какую бы выбрали?

Слово ученикам:

«Солнечный круг»

Слово родителям:

«С чего начинается Родина»

Слово учителям:

«Я люблю тебя, Россия»

Если бы вас попросили выбрать самую патриотическую картину, какую бы выбрали?

Слово ученикам:

В.Васнецов «Богатыри»

Слово родителям:

И.И.Шишкин «Рожь»

Слово учителям:

Илья Глазунов «Вечная Россия»

Если бы вас попросили выбрать самое патриотическое стихотворение, какое бы выбрали?

Слово ученикам:

М.Ю.Лермонтов «Родина»

Слово родителям:

К.Симонов «Родина»

Слово учителям:

С.Есенин «Гой ты, Русь моя родная»

Если бы вас попросили выбрать самый патриотический лозунг, какой  бы вы выбрали?

Слово ученикам:

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» 

Слово родителям:

«Родина-мать зовет!»

Слово учителям:

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Классный руководитель:

Ну что ж, можно подвести итоги.

Учитель литературы.   Антосюк Любовь Михайловна                                                                                                                     Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она останется нетленной,
Все это ток. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи не редки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш продолжает жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.                                                                                                                        Г.И.Кабаев.

 Учитель истории Колчина Ольга Николаевна

С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя  заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное  отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Слово родителям.  Старцева Елена Александровна

Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.

 В. Розанов утверждает: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Рефлексия

На доске ствол дерева с ветками. У каждого участника зеленый листочек. Напишите на листочке, что вы хотели бы или можете в своей жизни сделать для Родины. Прикрепите листочек к дереву.

     Заявка на участие в конкурсе «Лучший час общения 2010 года»

1.Антосюк Любовь Михайловна                                                                                                      2. МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Оренбургской области.                                                                                    3. Классный руководитель 10а класса МОУ «Лицей №1» п.Тюльган                                                                                                                                       4. Классный час « Быть патриотом и гражданином»                                                                                                                     5. Аннотация.  Классный час проводится  в форме «круглого стола». Участники: учащиеся 10 класса, родители (5человек), учителя (4 человека). Каждой группе предложены вопросы для размышления. Свой материал участники могут сопровождать презентациями.                                                                                                                                          В ходе «круглого стола» освещаются составляющие понятий «патриотизм» и «гражданственность». Заполняется схема:

Семья, род          Прошлое страны,         Традиции и обычаи                Малая родина

                           память о прошлом             народа, семьи    

                                                        ПАТРИОТИЗМ И                             Служба в армии

 Конституционные

      права                                   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Поддержка                    Учеба во            Толерантность                       Вера в

отечественного               благо                в национальных             в будущее России                                    

 производителя          себе и страны             вопросах                

6. Цель: выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества; сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом, формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.                                                                                                                                                                                              Задачи: сформировать рабочие группы для участия в классном часе, привлечь к участию родителей и учителей, провести предварительную подготовку к классному часу

 ( составить вопросы,  найти материал)

Методы и методические приемы: Удачна групповая работа, т.к. тема серьезная, и родители и взрослые, используя свой опыт, расширяют понятие «патриотизма» и «гражданственности». Классному руководителю нужно вовремя переключаться с ответов учащихся на ответы родителей и учителей, чтобы представить все составляющие понятий. Схему можно приготовить заранее и с каждым ответом прикреплять составляющие патриотизма и гражданственности. Или это можно сделать на экране.                                                       7. Возможные сложности. Хорошо, если бы родители с позиции своей профессии участвовали в классном часе. Тогда примеры будут интересными.                                                    8. Список литературы.

Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность», М.: 5 за знания, 2007.

Газета «Прогресс-Т» №3 2010г.

На районный конкурс «Лучший час общения 2010 года»

Классный час в 10А классе

« Быть патриотом и гражданином»

Классный руководитель

Антосюк Любовь Михайловна

МОУ «Лицей №1»

п.Тюльган

Тюльган

2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через декоративно-прикладное творчество"

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...

Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через обучение декоративно-прикладному искусству"

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...

Проект по воспитательной работе "Я - патриот и гражданин России".

В проекте (в виде презентации) представлены блоки, реализация которых позволит разобраться 5-7 классникам в своих чувствах к Родине....

Урок патриота и гражданина

Данное воспитательне мероприятие призвано способствовать формированию патриотических чувств к малой родине,  развивать толерантное отношение к людям иной национальности, вероисповедания,  сп...

Классный час: "Быть патриотами своего Отечества - долг и обязанность гражданина РФ" .

Использование различных методик для формирования чувства гражданственности и патриотизма....

Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"

Пояснительная запискаВ представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ ...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...


 

Комментарии

Грязнова Валентина Сергеевна

Любовь Михайловна, такая актуальная тема для классного часа для подростков. Представляю, как замечательно прошёл этот час! Дети будут помнить его, потому что он прошёл необычно - с родителями. Только лучшие учителя России способны готовить и проводить  такие мероприятия!