Программа "Патриоты России"
рабочая программа по теме
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty_rossii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Патриоты России»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и предназначена для учащихся 1-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения « Основной общеобразовательной школы села Матвеевка». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель и задачи программы
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, музыки и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. В этом плане надо отметить работу классных руководителей по организации классного самоуправления.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «ООШ с Матвеевка», а также тесное сотрудничество с СДК, библиотекой , музеем, со спортивными школами города.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать
- умение принимать и защищать свои решения
- готовность к участию в общественных делах
- готовность к образованию
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- Занятость детей с девиантным поведением;
- Деятельность ДШО «Юность»
- Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы
№ | Мероприятия | Период исполнения | Ответственные |
1 | Привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.) | Ежегодно
| Директор школы |
2 | Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы |
2011-2015 | Директор школы. Зам. директора по УВР; |
3 | Разработка положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр. | 2011 | Зам. директора по УВР;
|
4 | Обобщение и представление опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию | 2013 | Зам. директора по ВР. |
5 | Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» и «Самая классная классная» | 2012 | Зам. директора по ВР; классные руководители;
|
6 | Проведение научно – практической конференции «Российский патриотизм: истоки и современность» | 2014 | Зам. директора по УВР. |
7 | Обеспечение организационного участия старшеклассников в военно-спортивных играх | Ежегодно | Зам. директора по ВР; учителя ОБЖ и физкультуры. |
8 | Проведение - Уроков мужества, - классных часов, посвященных Дням воинской славы России; - Вахты Памяти, - военно-патриотического месячника, - военно-спортивных игр « Зарничка», «Зарница», - Дня защиты детей - дней призывника, - встреч с военнослужащими, ветеранами войны, - экскурсий в музеи города, АЭС, ГЭС | Ежегодно | Зам. директора по УВР; Учителя истории учитель ОБЖ. Классные руководители |
9 | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам | Ежегодно | Зам. директора по ВР; учителя русского языка и литературы; классные руководители. |
10 | Проведение викторины по краеведению | Ежегодно | учителя истории и обществознания. |
11 | Участие в конкурсе «Самый спортивный класс» | Ежегодно | Зам. директора по ВР; Учителя физкультуры и ОБЖ |
12 | Участие в туристическом слете | Ежегодно | Зам. директора по ВР; учителя физкультуры |
13 | Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных Дням воинской славы, юбилейным и историческим датам. | Ежегодно | Зам. директора по ВР; учителя физкультуры; учителя истории; классные руководители. |
14 | Участие в : - Самом добром детском фестивале - фестивале патриотической песни - конкурсе исторических бюллетеней, буклетов | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
15 | Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов | Ежегодно | Зам. директора по ВР; вожатые;классные руководители. |
16 | Проведение месячника патриотического воспитания | Ежегодно | Зам. директора по ВР; учителя физкультуры и ОБЖ |
17 | Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» | Ежегодно | Зам. директора по ВР; старшие вожатые; классные руководители. |
18 | Участие в Муниципальных и областных конкурсах | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
19 | Проведение выставок поделок учащихся | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
20 | Участие в операциях «Мусорина», « Чистые берега» | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
21 | Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы. | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
22 | Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн. | Ежегодно | Зам. директора по ВР; старшие вожатые; классные руководители. |
23 | Проведение викторины «Мы этой памяти верны» | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
24 | Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители; библиотекарь школы. |
25 | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему. | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители. |
26 | Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников | Ежегодно | Зам. директора по ВР; классные руководители; Учителя истории, ОБЖ. |
27 | Организации и проведение традиционного Часа знаний по изучению государственной символике РФ | Ежегодно | Зам. директора по ВР;
|
28 | Организация походов по родному краю | Ежегодно | классные руководители; учителя физкультуры, ОБЖ. |
29 | Организация в школе литературных вечеров, конференций с участием местных поэтов, писателей, исследователей-краеведов. | 2006 – 2010 гг. | Зам. директора по ВР; классные руководители; |
30 | Посещение выставок художественных работ в городском Выставочном зале, спектаклей в ДТ им. Лебедева, концертов в ГДК | Ежегодно | Зам. директора по ВР;
|
31 | Оказание шефской помощи ветеранам войны, вдовам, труженикам тыла. | Ежегодно | Администрация школы. |
32 | Преподавание элективного курса для девятиклассников «Дни воинской славы России» | Ежегодно | Учитель истории |
33 | Организация деятельности кружков краеведческой направленности | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
Итоги реализации программы.
В рамках реализации программы проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся, а также обобщен опыт работы школы по теме «Воспитание патриотизма, гражданственности, общественной активности школьников во внеклассной работе», который был представлен на Муниципальном Фестивале
методического творчества в августе 2008 года. (Приложение №)
Используемая литература:
1. www.patriot-rf.ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
2. http://www.polit.ru/dossie/2005/07/20/patria.html Приложение №3 "Растим патриотов России"к правительственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".
3. www.patriot-rf.ru/met/pokolenie/013.html «Патриоты России»
4. www.patriot-rf.ru/met/unarm/017.html «Патриотическое воспитание»
5. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00039517.html Использование геральдики в патриотическом воспитании
6. Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...