Авторская программа
рабочая программа по обж (11 класс) по теме
Рецензия
на программу «Преподавание ОБЖ в условиях внедрения ФГОС», разработанную ХуснуллинымФагиломГумеровичем, учителем ОБЖ МБОУ «Кузайкинская средняя общеобразовательная школа»
Разработанная автором программа актуальна, нацелена на формирование у обучаемых цельного представления по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
В основу реализации программу автором заложен деятельностный подход в обучении и воспитании. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, законом РФ «Об образовании».
ХуснуллинФагилГумерович четко ставит, задачи программы, определяет пути и методы их достижения. Несомненной ценностью является методика раскрытия каждого занятия и поурочного контроля.
Автором определены знания, умения и навыки, которые должны быть выработаны у учащихся в процессе изучения предмета.
Научная новизна программы состоит в разработке методической системы практикума по предмету ОБЖ. В программе определены теоретические и обоснованы практические способы реализации, содержание, ресурсное обеспечение и образовательная технология проведения практикума. Теоретическая значимость заключается в разработке модели структуры программы, компоненты которой обеспечивают формирование практических умений и навыков как необходимого условия адаптации человека к обстоятельствам экстремальных ситуаций. Практическая значимость заключается вразработке и применении новых образовательных технологий реализации курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.
Программа интересна, содержательна, актуальна, составлена методически грамотно и может быть рекомендована к использованию в работе в других общеобразовательных учреждениях.
Преподаватель АФ ИЭУП (г. Казань),
начальник Альметьевского филиала УМЦ ГО ЧС РТ,
кандидат педагогических наук, доцент М.В. Головко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorsk_progr.doc | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузайкинская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Авторская программа
Преподавание ОБЖ в условиях внедрения ФГОС
Составитель:
Учитель ОБЖ
Хуснуллин Фагил Гумерович
МБОУ «Кузайкинская средняя
общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального
района Республики Татарстан
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Принципы и подходы к формированию программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 кл.) 3
1.3. Общая характеристика программы
1.4. Место предмета ОБЖ в учебном плане
1.5. Общие подходы к организации внеурочной деятельности
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы ОБЖ
3. Система оценки достижения планируемых результатов
4. Содержание рабочей программы
4.1. Учебно-тематический план (10 класс)
4.2. Учебно-тематический план (11 класс)
4.4 Содержание тем 11 класс 20
6. Программа учебных сборов 38
7. Учебно-методическое обеспечение 42
1. Пояснительная записка
1.1. Принципы и подходы к формированию программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 кл.)
Данная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее «ОБЖ») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Учебный предмет «ОБЖ» реализует комплексный подход в формировании у учащихся личных социальных качеств, определенных ФГОС, и способствует формированию ключевых компетенций выпускника школы с учетом потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей; повысить конкурентоспособность выпускника в выбранной профессиональной деятельности.
1.2 Цели и задачи программы
Содержание образования по «ОБЖ» в 10-11 классах устанавливает следующие задачи:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. Усвоение и закрепление учащимися знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации;
- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании;
о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Усвоение учащимися:
- содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
- нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
- знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации, видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации, о государственных военных символах РФ.
3. Формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
4. Развитие у учащихся:
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм здорового образа;
- потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально- психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
1.3. Общая характеристика программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся 10-11 классов. Ежегодно на обучение учащихся по программе отводится 34 часа плюс практические занятия 35 ч после 10 класса.
Для развития индивидуальности ученика в обучении «ОБЖ» применяется деятельностный метод обучения, большое значение следует уделять практической направленности занятий. В системе урока меняется функция, форма организации. Акцентируется внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Обучение направлено на формирование таких качеств, как мобильность, конкурентоспособность, умение применять свои знания и навыки в постоянно изменяющихся условиях, способность к самообразованию, креативность, ответственность и решительность. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы обучаемые не просто были заинтересованы в получении знаний, умений и навыков, то есть компетенций, но и в том, чтобы те послужили базой для дальнейшего изучения и превратились в ключевые компетенции.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Типология ключевых компетенций | Формирование ключевых компетенций |
Учебно-познавательные | организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности. |
Информационные | получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.; умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач. |
Коммуникативные | Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). |
Ценностно-смысловые | Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.). Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. |
Общекультурные | Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, |
Социально-трудовые | Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа). |
Личностное самосовершенствование | Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. |
За основу построения структуры и содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» принят модульный принцип.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Структура предмета ОБЖ включает в себя 3 модуля и 6 разделов.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебные модули | |||||
М-1 | М-2 | М-3 | |||
Основы безопасности личности, общества и государства | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | Обеспечение военной безопасности государства. | |||
Разделы | |||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности | Р-1 | Основы здорового образа жизни | Р-1 | Основы обороны государства |
Р-2 | Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | Р-2 | Основы медицинских знаний | Р-2 | Основы военной службы (в том числе учебные сборы 10 кл.) |
1.4. Место предмета ОБЖ в учебном плане
Реализация учебных целей и задач по основам безопасности жизнедеятельности осуществляется на базовом уровне. Для изучения предмета ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования на базовом уровне предусмотрено по 1 часу в каждом классе, кроме того, после окончании занятий в 10 классе с юношами (не имеющими освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов в течение 5 дней (35 часов).
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе (Положение о подготовке граждан РФ к военной службе (в редакции постановления Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 481) раздел 9 «Основы военной службы» программы изучается в обязательном порядке только с учащимися – гражданами мужского пола.
Подготовка учащихся – граждан женского пола по «Основам военной службы» может осуществляться только в добровольном порядке. Программа для девушек предусматривает углубленное изучение «Основ медицинских знаний».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях, систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в разделах «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
1.5. Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Внеклассная и внешкольная работа включает в себя участие в следующих мероприятиях
- проведение Дня защиты детей;
- эстафеты и викторины по ОБЖ;
- встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины;
- тематические выставки и выставки творческих работ учащихся;
- походы по местам боевой славы;
- участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности».
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы ОБЖ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен:
Знать:
– основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
- организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации;
Уметь:
– предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
– грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
– оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
– выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
– пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств;
- самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
- вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий;
- формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения.
Иметь следующие навыки:
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа; ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
3. Система оценки достижения планируемых результатов
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля знаний, умений, навыков: предварительный, текущий, рубежный (тематический), итоговый.
Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам.
Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. В конце изучения каждого модуля предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.
К видам оценки и контроля также относятся: контрольная работа, самостоятельная работа, устный опрос, фронтальный опрос,….
Оценивая знания учащихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте
Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
4. Содержание рабочей программы
4.1. Учебно-тематический план (10 класс)
№ модуля | № раздела, темы | Наименование тем | Количество часов | Примечание |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |||
Р-1 | Основы комплексной безопасности | |||
Тема 1 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях | 2 | ||
Тема 2 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 | ||
Р-2 | Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | |||
Тема 3 | Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 2 | ||
Тема 4 | Обеспечение безопасности человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера | 2 | ||
Тема 5 | Обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях | 2 | ||
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | |||
Р-1 | Основы здорового образа жизни | |||
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 | ||
Тема 7 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. | 2 | ||
Р-2 | Основы медицинских знаний | |||
Тема 8 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 | ||
Тема 9 | Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим | 2 | ||
М-3 | Обеспечение военной безопасности государства | |||
Р-1 | Основы обороны государства | |||
Тема 10 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | 2 | ||
Тема 11 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | 2 | ||
Тема 12 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 2 | ||
Тема 13 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 2 | ||
Тема 14 | Средства индивидуальной защиты | 2 | ||
Р-2 | Основы военной службы (в том числе учебные сборы 10 кл.) | Учебные сборы проводятся для юношей | ||
Юноши: | ||||
Тема15(1) | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. | 2 | Занятия по темам 15,16,17 проводятся отдельно для девушек (2) и юношей(1) | |
Тема16(1) | Символы воинской чести | 1 | ||
Тема17(1) | Размещение и быт военнослужащих | 2 | ||
Девушки: | ||||
Тема15(2) | Виды и классификация ран | 2 | ||
Тема16(2) | Виды кровотечений и способы их остановки | 2 | ||
Тема17(2) | Травмы, переломы, способы иммобилизации | 1 | ||
Итоговое занятие: | 1 | |||
Всего часов: | 34 |
4.2. Учебно-тематический план (11 класс)
№ модуля | № раздела, темы | Наименование тем | Количество часов | |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |||
Р-1 | Основы комплексной безопасности | |||
Тема 1 | Обеспечение пожарной безопасности | 2 | ||
Тема 2 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 2 | ||
Р-2 | Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | |||
Тема 3 | Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи и структура | 2 | ||
Тема 4 | Порядок проведения АСДНР | 2 | ||
Тема 5 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 2 | ||
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | |||
Р-1 | Основы здорового образа жизни | |||
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 4 | ||
Тема 7 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 2 | ||
Р-2 | Основы медицинских знаний | |||
Тема 8 | Оказание первой помощи при поражении АХОВ, ОВ | 2 | ||
Тема 9 | Проведение реанимационных мероприятий | 2 | ||
М-3 | Обеспечение военной безопасности государства | |||
Р-1 | Основы обороны государства | |||
Тема 10 | Вооруженные силы РФ – основа обороны государства | 4 | ||
Тема 11 | Международная (миротворческая) деятельность вооруженных сил РФ | 2 | ||
Р-2 | Основы военной службы | |||
Юноши: | ||||
Тема12(1) | Особенности военной службы | 2 | Занятия по темам 12,13, 14,15 проводятся отдельно для девушек (2) и юношей(1) | |
Тема13(1) | Прохождение военной службы по призыву | 2 | ||
Тема14(1) | Прохождение военной службы по контракту | 1 | ||
Тема15(1) | Ритуалы Вооруженных сил РФ | 2 | ||
Девушки: | ||||
Тема12(2) | Правила наложения повязок | 2 | ||
Тема 13(2) | Реанимационные мероприятия | 2 | ||
Тема14((2) | Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях | 2 | ||
Тема15(2) | Первая помощь при неотложных состояниях | 1 | ||
Итоговое занятие: | 1 | |||
Всего часов: | 34 |
4.3 Содержание тем
10 класс
Тема 1 Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.
Тема 2 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
Тема 3 Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства
Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Тема 4 Обеспечение безопасности человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Действия населения в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в РТ.
Тема 5 Обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Тема 6 Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к профессиональной деятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
Тема 7 Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека.
Тема 8 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Основы медицинских знаний. Инфекционные заболевания, их классификация. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. Болезни, передаваемые половым путём, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией
Тема 9 Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим
Сведения о строении и функциях организма. Основные сведения о кровообращении, составе крови, функции кровеносной системы. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Юридическая и правовая основа оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Тема 10 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Тема 11 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Тема 12 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях. Система «ОКСИОН».
Тема 13 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Тема 14 Средства индивидуальной защиты
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Тема 15(1) (юноши) Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации.
Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Отдельные рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, их состав и предназначение.
Тема 16(1) (юноши) Символы воинской чести
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить своё воинское звание — защитник Отечества; любовь к Родине, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Тема 17(1) (юноши) Размещение и быт военнослужащих
Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.
Распределение служебного времени и повседневный порядок.
Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
Организация караульной службы, обязанности часового. Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
Тема 15(2) (девушки) Виды и классификация ран
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Правила осмотра пострадавшего. Средства для оказания первой медицинской помощи, медицинская сумка. Правила асептики и антисептики.
Тема 16(2) (девушки) Виды кровотечений и способы их остановки
Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия). Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. Критерии выбора оптимальных способов временной остановки различных видов кровотечений. Последовательность действий при остановке кровотечений. Основные признаки внутреннего кровотечения.
Тема 17(2) (девушки) Травмы, переломы, способы иммобилизации
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия). Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах груди, живота, позвоночника.
4.4 Содержание тем
11 класс
Тема 1 Обеспечение пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности. Применение средств пожаротушения. Понятие о локализации и ликвидации пожаров. Краткие сведении о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: торфа, горючих жидкостей. Особенности спасения людей из задымленных помещений. Назначение, классификация и устройство огнетушителей.
Тема 2 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.
Тема 3 Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи и структура
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
Тема 4 Порядок проведения АСДНР
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения
Тема 5 Международный терроризм – угроза национальной безопасности России
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.3.3. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности
Тема 6 Здоровый образ жизни и его составляющие
Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Тема 7 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Тема 8 Оказание первой помощи при поражении АХОВ, ОВ
Воздействие ОВ, АХОВ на организм человека, признаки поражения. Оказание первой медицинской помощи при поражении хлором, аммиаком, ртутью. Понятие о демеркуризации.
Тема 9 Проведение реанимационных мероприятий
Первая медицинская помощь при остановке сердца (практические занятия). Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации
Тема 10 Вооруженные силы РФ – основа обороны государства
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема 11 Международная (миротворческая) деятельность вооруженных сил РФ
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.
Тема 12(1) (юноши) Особенности военной службы
Правовые основы военной службы. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - закон воинской жизни. Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Альтернативная гражданская служба. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Тема 13(1) (юноши) Прохождение военной службы по призыву
Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Профессионально-психологический отбор в вооруженных силах РФ. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.). Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования.
Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. Общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды
Тема 14(1) (юноши) Прохождение военной службы по контракту
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы. Права и льготы, представляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Тема 15(1) (юноши) Ритуалы Вооруженных сил РФ
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Тема 12(2) (девушки) Правила наложения повязок
Асептическая обработка ран, повреждений, участков кожи. Правила наложения повязок. Виды и способы наложения повязок.
Тема 13(2) (девушки) Реанимационные мероприятия
Первая медицинская помощь при остановке сердца (практические занятия). Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации
Тема 14(2) (девушки) Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях
Виды и степени тяжести ожогов и обморожений. Особенности поражений при пожарах, ожог верхних дыхательных путей. Первая медицинская помощь при термическом и химическом ожогах.
Тема 15(2) (девушки) Первая помощь при неотложных состояниях
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте (практические занятия). Сердечная недостаточность. Основные понятия и определения. Инфаркт. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте.
5. Поурочное планирование
№ модуля, раздела, темы | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля |
М-1 Р-1 | Основы комплексной безопасности | 4 | ||
Тема 1 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях | 2 | ||
1.1 | Автономное пребывание человека в природе | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
1.2 | Подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования | 1 | практическое занятие | решение ситуационных задач |
Тема 2 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 | ||
2.1 | Обеспечение личной безопасности на дорогах | 1 | урок формирования умений и навыков | дискуссия |
2.2 | Классификация опасных ситуаций социального характера | 1 | занятие с элементами моделирования опасных ситуаций | индивидуальный опрос |
Р-2 | Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 6 | ||
Тема 3 | Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 2 | ||
3.1 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности человека | 1 | изучение нового учебного материала | работа по карточкам |
3.2 | Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм | 1 | круглый стол | устный опрос |
Тема 4 | Обеспечение безопасности человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера | 2 | ||
4.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера, возможные на территории РТ. Действия населения в ЧС природного характера | 1 | занятие с элементами моделирования опасных ситуаций | решение ситуационных задач |
4.2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возможные на территории РТ. Действия населения в ЧС техногенного характера | 1 | занятие с элементами моделирования опасных ситуаций | решение ситуационных задач |
Тема 5 | Обеспечения личной безопасности в криминогенных ситуациях | 2 | ||
5.1 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1 | занятие с элементами моделирования опасных ситуаций | |
5.2 | Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью | 1 | учебно-тренировочное занятие | рубежный контроль |
М-2 Р-1 | Основы здорового образа жизни | 4 | ||
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 | ||
6.1 | Здоровье человека, общие понятия и определения. | 1 | урок-консультация | индивидуальный опрос |
6.2 | Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности | 1 | круглый стол | реферат |
Тема 7 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. | 2 | ||
7.1 | Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
7.2 | Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. | 1 | урок формирования умений и навыков | рубежный контроль |
Р-2 | Основы медицинских знаний | 4 | ||
Тема 8 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 | ||
8.1 | Основные инфекционные заболевания, способы передачи | 1 | изучение нового учебного материала | индивидуальный опрос |
8.2 | Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. | 1 | урок обобщения и систематизации | контрольная работа |
Тема 9 | Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим | 2 | ||
9.1 | Сведения о строении и функциях организма. Основные сведения о кровообращении, составе крови, функции кровеносной системы. | 1 | изучение нового учебного материала | работа по карточкам |
9.2 | Юридическая и правовая основа оказания первой медицинской помощи пострадавшим. | 1 | семинар | дискуссия |
М-3 Р-1 | Основы обороны государства | 10 | ||
Тема 10 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 2 | ||
10.1 | Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
10.2 | Военные угрозы национальной безопасности России. | 1 | семинар-собеседование | индивидуальный опрос |
Тема 11 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | 2 | ||
11.1 | Основные виды оружия и их поражающие факторы | 1 | изучение нового учебного материала | работа по карточкам |
11.2 | Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. | 1 | урок-консультация | проверочная работа |
Тема 12 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 2 | ||
12.1 | Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
12.2 | Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» | 1 | практическое занятие | самостоятельная работа |
Тема 13 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 2 | ||
13.1 | Организация инженерной защиты населения в ЧС мирного и военного времени | 1 | изучение нового учебного материала | индивидуальный опрос |
13.2 | Правила поведения в защитных сооружениях. | 1 | учебно-тренировочное занятие | проверочная работа |
Тема 14 | Средства индивидуальной защиты | 2 | ||
14.1 | Классификация СИЗ | 1 | изучение нового учебного материала | самостоятельная работа |
14.2 | Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. | 1 | практическое занятие | тест |
Р-2 | Основы военной службы | 5 | ||
Юноши: | ||||
Тема 15(1) | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. | 2 | ||
15.1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | семинар | индивидуальный опрос |
15.2 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. | 1 | встреча с представителем военкомата | |
Тема16(1) | Символы воинской чести | 1 | ||
16.1 | Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевые ордена. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
Тема17(1) | Размещение и быт военносужащих | 2 | ||
17.1 | Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений | 1 | изучение нового учебного материала | индивидуальный опрос |
17.2 | Распределение служебного времени и повседневный порядок. | 1 | учебное занятие | рубежный контроль |
Девушки: | ||||
Тема15(2) | Виды и классификация ран | 2 | ||
15.1 | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. | 1 | изучение нового учебного материала | работа по карточкам |
15.2 | Средства для оказания первой медицинской помощи, медицинская сумка | 1 | практическое занятие | решение ситуационных задач |
Тема16(2) | Виды кровотечений и способы их остановки | 2 | ||
16.1 | Виды кровотечении, их опасность для человека. | 1 | учебно-тренировочное занятие | индивидуальный опрос |
16.2 | Последовательность действий при остановке кровотечений | практическое занятие | решение ситуационных задач | |
Тема17(2) | Травмы, переломы, способы иммобилизации | 1 | ||
17.1 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах груди, живота, позвоночника. | 1 | практическое занятие | рубежный контроль |
Итоговый урок | 1 | тест | ||
Всего часов: | 34 |
11 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля |
М-1 Р-1 | Основы комплексной безопасности | 4 | ||
Тема 1 | Обеспечение пожарной безопасности | 2 | ||
1.1 | Меры пожарной безопасности | 1 | изучение нового учебного материала | индивидуальный опрос |
1.2 | Назначение, классификация и устройство огнетушителей. | 1 | практическое занятие | самостоятельная работа |
Тема 2 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. | 2 | ||
2.1 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. | 1 | урок формирования умений и навыков | устный опрос |
2.2 | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. | 1 | занятие с элементами модели-рования опасных ситуаций | решение ситуационных задач |
Р-2 | Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 6 | ||
Тема 3 | Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи и структура | 2 | индивидуальный опрос | |
3.1 | РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
3.2 | Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. | 1 | круглый стол | реферат |
Тема 4 | Порядок проведения АСДНР | 2 | ||
4.1 | Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
4.2 | Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения | 1 | комбинированный урок | контрольная работа |
Тема 5 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 2 | ||
5.1 | Виды террористических актов и способы их осуществления | 1 | комбинированный урок | устный опрос |
5.2 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 | урок обобщения и систематизации | решение ситуационных задач |
М-2 Р-1 | Основы здорового образа жизни | 6 | ||
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 4 | ||
6.1 | Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
6.2 | Правила личной гигиены и здоровье | 1 | урок-консультация | работа по карточкам |
6.3 | Нравственность и здоровье | 1 | семинар | доклады |
6.4 | Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. | 1 | урок формирования умений и навыков | самостоятельная работа |
Тема 7 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 2 | ||
7.1 | Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. | 1 | круглый стол | устный опрос |
7.2 | Социальные последствия пристрастия к наркотикам. | 1 | урок формирования умений и навыков | проверочная работа |
Р-2 | Основы медицинских знаний | 4 | ||
Тема 8 | Оказание первой помощи при поражении АХОВ, ОВ | 2 | ||
8.1 | Воздействие ОВ, АХОВ на организм человека, признаки поражения. Оказание первой медицинской помощи при поражении хлором, аммиаком, ртутью. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
8.2 | Понятие о демеркуризации. | 1 | урок обобщения и систематизации | тест |
Тема 9 | Проведение реанимационных мероприятий | 2 | ||
9.1 | Понятия клинической смерти и реанимации. | 1 | учебно-тренировочное занятие | решение ситуационных задач |
9.2 | Правила сердечно-лёгочной реанимации | 1 | практическое занятие | решение ситуационных задач |
М-3 Р-1 | Основы обороны государства | 6 | ||
Тема 10 | Вооруженные силы РФ – основа обороны государства | 4 | ||
10.1 | Виды воинской деятельности и их особенности. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
10.2 | Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива | 1 | комбинированный урок | дискуссия |
10.3 | Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | ролевая игра | устный опрос |
10.4 | Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | семинар-собеседование | доклады |
Тема 11 | Международная (миротворческая) деятельность вооруженных сил РФ | 2 | ||
11.1 | Международная деятельность Вооруженных Сил РФ | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
11.2 | Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. | 1 | урок обобщения и систематизации | индивидуальный опрос |
Р-2 | Основы военной службы | 7 | ||
Юноши: | ||||
Тема12(1) | Особенности военной службы | 2 | ||
12.1 | Правовые основы военной службы. | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
12.2 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ - закон воинской жизни. | 1 | урок-встреча с уволенными в запас выпускникам школы | |
Тема13(1) | Прохождение военной службы по призыву | 2 | ||
13.1 | Основные понятия о воинской обязанности | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
13.2 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет | 1 | урок-консультация | самостоятельная работа |
Тема14(1) | Прохождение военной службы по контракту | 1 | ||
14.1 | Основные условия прохождения военной службы по контракту. | 1 | изучение нового учебного материала | тест |
Тема15(1) | Ритуалы Вооруженных сил РФ | 2 | ||
15.1 | Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания | 1 | изучение нового учебного материала | устный опрос |
15.2 | Ритуал приведения к военной присяге. | 1 | урок формирования умений и навыков | рубежный контроль |
Девушки: | ||||
Тема12(2) | Правила наложения повязок | 2 | изучение нового учебного материала | |
12.1 | Асептическая обработка ран, повреждений, участков кожи. | 1 | практическое занятие | устный опрос |
12.2 | Правила наложения повязок. | 1 | практическое занятие | решение ситуационных задач |
Тема13(2) | Реанимационные мероприятия | 2 | ||
13.1 | Правила сердечно-лёгочной реанимации | 1 | изучение нового учебного материала | самостоятельная работа |
13.2 | Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких | 1 | практическое занятие | решение ситуационных задач |
Тема14(2) | Оказание первой помощи при ожогах и отморожениях | 2 | ||
14.1 | Виды и степени тяжести ожогов и обморожений. | 1 | изучение нового учебного материала | работа по карточкам |
14.2 | Первая медицинская помощь при термическом и химическом ожогах. | практическое занятие | решение ситуационных задач | |
Тема15(2) | Первая помощь при неотложных состояниях | 1 | ||
15.1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте. | 1 | урок-консультация | рубежный контроль |
Итоговый урок | 1 | тест | ||
Всего часов: | 34 |
6. Программа учебных сборов
Пятидневные учебные сборы
Пятидневные сборы с юношами образовательных учреждений предпоследнего года обучения проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязательного минимума содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по ОВС № 203/1936 от 3 мая 2001 г.
Целями сборов являются:
- подготовка юношей к службе в ВС РФ;
- закрепление теоретических знаний, полученных на уроках ОБЖ, приобретение практических навыков, необходимых для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
- воспитание у юношей гордости за российские ВС, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
Учебные сборы проводятся на базе воинский частей, а при их отсутствии, на базе одной из школ, имеющей хорошую базу.
Сборы следует проводить по 40 часовой программе в течение 5 дней из расчета 8 учебных часов в день при продолжительности учебного часа 45 минут. К проведению занятий можно привлечь военнослужащих воинских частей, специалистов военных комиссариатов.
Накануне сборов, за 7-10 дней до их начала с руководящим составом сборов и привлеченными специалистами провести инструкторско-методические занятия. На них довести план подготовки и проведения сборов, программу сборов, расписание занятий, распорядок дня и другие документы.
По результатам сборов учащимся выставляются общие оценки. При отсутствии юношей без уважительных причин на сборах ему выставляется неудовлетворительная оценка.
Годовая оценка по «ОБЖ» выставляется на основании итоговой оценки, полученной в образовательных учреждениях и общей оценки за усвоение программы сборов.
Строевая подготовка
Занятие 1. Строевые приёмы и движение без оружия. Строй и его элементы. Обязанности солдат при построении и в строю. Выполнение команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно!", "Вольно", "Разойдись", повороты на месте.
Занятие 2. Выход из одно - и двух шеренгового строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Перестроение из одно-шеренгового строя в две шеренги и обратно.
Занятие 3. Строевые приёмы и движение с оружием. Выполнение строевых приёмов "На грудь", "На ремень", "За спину". Положить оружие в одно - и двух шеренговом строю. "Ремень отпустить", "Ремень подтянуть".
Занятие 4. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Воинское приветствие.
Занятие 5. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй, смыкание и размыкание.
Занятие 6. Способы передвижения на поле боя (перебежка, переползание).
Огневая подготовка
Занятие 1. Знакомство с оружием и боевой техникой. Назначение, устройство, тактико-технические данные. Показное занятие.
Занятие 2. Меры безопасности при обращении с оружием. Изготовка к стрельбе лёжа. Изучение условий выполнения упражнений стрельбы из АК, MB, ПВ. Прекращение стрельбы
Занятие 3. Неполная разборка автомата. Работа частей механизмов при стрельбе, причины раздутия ствола. Пробивное действие пуль и от чего оно зависит.
Занятие 4. Сведения из внешней и внутренней баллистики. Назначение и устройство ручных гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.
Занятие 5. Меры безопасности при проведении стрельб. Снаряжение магазина. Выдвижение на огневой рубеж. Изготовка, к стрельбе лёжа, прицеливание, спуск, прекращение огня, разряжение оружия. Выполнение команды "Оружие к осмотру".
Занятие 6. Разборка автомата и сборка после неполной разборки. Порядок чистки автомата. Снаряжение магазина. Выезд на стрельбище.
Тактическая подготовка
Занятие 1. Обязанности солдата в бою. Личное оружие и экипировка солдата. Общевойсковой бой, виды боя. Понятие об огневой позиции и обороне. Порядок выбора позиции, её занятия, оборудования и маскировки.
Занятие 2. Выполнение способов передвижения в бою. Наступление, его виды. Предбоевой и боевой порядок. Действия по команде "Приготовиться к атаке".
Занятие 3. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Обнаружение противника в заданном секторе, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до обнаруженных целей и ориентиров с помощью угловых величин (по формуле тысячной).
Занятие 4. Оборона. Вид боя. Переход к обороне. Порядок построения обороны. Особенности оборудования окопа на отделение. Отрывка окопа лёжа (зачёт)
Занятие 5. Ориентирование на местности. Определение своего место нахождения и доклад командиру. Азимут и движение по азимуту.
Примерный почасовой план проведения сборов
Уч. часы | Название раздела | Мероприятия |
1-ый день | ||
1. | Общее построение | Митинг, посвященный открытию сборов |
2. | Мероприятия военно-патриотической направленности | Встреча с ветеранами ВОВ и воинами в/ч |
3. | Тактическая подготовка | Просмотр кинофильма по боевой подготовке |
4. | Устав внутренней службы ВС РФ | Знакомство с бытом и размещением военнослужащих |
5. | Стрелковая подготовка | Знакомство со стрелковым оружием |
6. | Тактическая подготовка | Знакомство с боевой техникой |
7. | Физическая подготовка | Подтягивание на перекладине |
8. | подготовка | Одевание ОЗК |
2-й день | ||
1. | Строевая подготовка | Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Повороты на месте |
2. | Физическая подготовка | Бег на 100 м. Зачет |
3. | Гражданская оборона | Удаление отравляющих и радиоактивных веществ из кожи и одежды |
4. | Военная топография | Определение азимута на ориентир |
5. | Физическая подготовка | Кросс на 1000 м |
6. | Тактическая подготовка | Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности |
7. | Тактическая подготовка | Способы изучения местности и обнаружение противника |
8. | Физическая подготовка | Метание гранаты на дальность |
3-й день | ||
1. | Строевая подготовка | Воинское приветствие Движение строевым и походным шагом. Повороты движении |
2. | Строевая подготовка | Строевые приёмы |
3. | Физическая подготовка | Показное занятие по преодолению полосы препятствий |
4. | Физическая подготовка | Преодоление полосы препятствий |
5. | Устав внутренней службы ВС РФ | Организация несения службы суточным нарядом роты |
6. | Тактическая подготовка | Изучение и практическое выполнение обязанностей дневального по роте |
7. | Тактическая подготовка | Засада и ее организация |
8. | Тактическая подготовка | Определение расстояний до целей |
4-й день | ||
1. | Строевая подготовка | Построение в одну и две шеренги. Выход из строя и подход к начальнику |
2. | Стрелковая подготовка | Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата |
3. | Стрелковая подготовка | Неполная разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. |
4. | Физическая | Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях |
5. | Тактическая подготовка | Отделение в наступлении. Передвижение на четвереньках, на боку |
6. | Тактическая подготовка | Передвижение перебежками, по-пластунски |
7. | Устав внутренней службы ВС РФ | Организация несения караульной службы |
8. | Физическая подготовка | Бег 3000 м |
5-й день | ||
1. | Строевая подготовка | Перестроение в движении |
2. | Стрелковая подготовка | Изучение правил и приемов стрельбы |
3. | Стрелковая подготовка | Отработка способов и приемов передвижения в бою |
4. | Тактическая подготовка | Отрывка окопа для стрельбы лежа |
5. | Тактическая подготовка | Ориентирование на местности. |
6. | Физическая подготовка | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа по 10-12 раз в 2 подхода. Челночный бег 4х100 м |
7. | Военная топография | Ориентирование на местности Определение своего местонахождения |
8. | Общее построение | Подведение итогов сборов |
7. Учебно-методическое обеспечение
1. В.И Андреев Педагогика./ Учебный курс для творческого саморазвития. Казань., Центр инновационных технологий. 2003 г.
2. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.:М. Дрофа,2010 г.
3. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В. Н. Латчук [и др.]. - М.: Дрофа, 2011
4. Презентации по темам занятий
5. Смирнов А.Т «Основы безопасности жизнедеятельности»», Москва, издательство «Просвещение» 2008 год.
6. Федеральные законы «О воинской обязанности и о военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»
7. Общевойсковой Устав
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...