Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"
статья на тему
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sirotinskoy_a.a.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении одно из условий достижения качественного здоровья.»
1. Здоровьесберегающая система образовательного учреждения. Мониторинг здоровья.
Система медико-псиолого-педагогического сопровождения учащихся
применяется во многих инновационных школах как основной способ своевременной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей и подростков.
Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.
Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
1. Наследственность — определяет здоровье на 20%.
2. Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.
3. Деятельность системы здравоохранения — на 10%.
4. Образ жизни человека — на 50%.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
Школы ряда регионов России работают над этой проблемой уже около 10 лет. Создаются региональные модели образования в области здоровья, оформляется новый тип образовательного учреждения «Школа здоровья», призванных сберегать здоровье детей, т.е. создавать такое окружение, в котором детям будет комфортно во всех отношениях. В Европе существует сеть школ содействующих здоровью, членами которых являются 40 стран, главным критерием оценки в школе должно стать здоровье детей.
Школы «укрепления здоровья» призваны обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. Однако эффективность работы этих школ не проанализирована и не обобщена, что не позволяет дать только положительную оценку их работы при безусловной важности создания сети таких школ.
Во многих образовательных учреждениях создаются и апробируются скрининг-программы «Здоровье», задачей которых является обеспечение педагогического коллектива информацией о состоянии здоровья учащихся, что помогает определить «зоны тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных. Эффективность и экономичность программ обеспечиваются наличием компьютерной версии накопления и обработки результатов проводимых исследований. Собранный банк данных и анализ результатов исследования позволяют выделять проблемные области и разрабатывать педагогические технологии их решения.
Компьютерные информационно-диагностические программы, психофизиологические тесты, индивидуальные карты здоровья детей, скрининг тесты применяют в своей практике и многие другие инновационные школы, а также муниципальные Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам (ЦППМСП). На основании индивидуальных «паспортов здоровья и развития» учащихся разрабатывается тактика оздоровительных и профилактических мероприятий.
Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.
Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит как от насыщения образовательной среды информацией в виде знания о здоровье человека, так и от воспитательной работы, направленной на развитие познавательной активности детей и подростков и формирование у них потребности и умений в сохранении и развитии здоровья. В программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов — алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Основу других программ составляют специализированные курсы, которые учат заботе о духовном и физическом здоровье как фундаменте будущей профессиональной и жизненной карьеры.
Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что существующая модель включает следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами):
1. систему коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
2. различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
3. контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
4. систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
5. разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек;
6. службу психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе;
7. организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе;
8. мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития.
Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Однако, более корректной была бы формулировка «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников» или «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения», т.к. собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет (за исключением медицинских технологий оздоровления, реализация которых не является функцией образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что системно и комплексно (используя 3—4 компонента модели) ведут лишь около 20% школ.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? — отбор и структура содержания,
Как? — оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии(САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
На основе вышесказанного определим схему экспертной оценки форм и методов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, проводящих эту работу комплексно и системно.
Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях (соответственно и базовая модель мониторинга) состоит из следующих блоков:
I блок — здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.
Блок включает:
• состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
• оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
• наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
• организация качественного питания;
• необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока должны быть возложены на администрацию школы.
II блок — рациональная организация учебного процесса.
Блок включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
• рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;
• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах. Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации обучения. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением ряда предметов.
III блок — организация физкультурно-оздоровительной работы.
Блок включает:
• полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
• организацию занятия по ЛФК;
• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе;
•организацию динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• создание условий и организацию работы спортивных секций;
•регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
IV блок — просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Блок включает:
• включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркомании), «Приключения в стране здоровья» и т.п.). Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;
• лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
• проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;
• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающего и реализующего школьную программу «Образование и здоровье».
V блок — организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.
Блок включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
• приобретение необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п. Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей.
VI блок — профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Блок включает:
• использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
• регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
• регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост забо-леваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;
• создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
2. Ещё один способ работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении это создание «Кабинета здоровья»
Привычка определённым образом относиться к своему здоровью, равно как и другие жизненные установки, формируется именно в школьный период, и остаётся она, к счастью или, к сожалению, на всю жизнь. В последнее время проблема здоровьесбережения становится всё более актуальной. Сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Валеологическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности — это система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Система взаимодействия включает:
- Оптимизацию учебной среды, выражающуюся в соблюдении педагогами валеологических требований и нормативов к учебным помещениям;
- Реализацию валеологического компонента учебного содержания;
- Организацию диагностической работы в области исследования здоровья учащихся и выработку профилактических и коррекционных мероприятий с целью устранения отклонений от норм поведения и здоровья.
- Использование идеи развивающего обучения и воспитания, совершенствование педагогических технологий, адекватных возрасту и социальному статусу ребенка, его индивидуальным особенностям;
- Коррекцию воспитательного процесса относительно особенностей состояния здоровья учащихся, воспитание и развитие каждого ребенка в зависимости от его физического и психического здоровья; единство оздоровительного и учебных процессов;
- Систематическое и комплексное изучение состояния здоровья учащихся и педагогов, создание "банка здоровья";
- Включение учащихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья на основе формирования мотивации навыков здорового образа жизни.
Большую роль в системе здоровьесберегающей работы школы играет кабинет здоровья, который является координационным центром формирования здорового образа жизни школьников. Координирующая функция кабинета здоровья не только внутренняя, состоящая в том, чтобы направлять в нужное русло действия участников образовательного процесса внутри школы – учащихся, педагогов, родителей, но и внешняя, предполагающая вовлекать в процесс центры медико-педагогической службы, учреждения дополнительного образования.
Целью работы кабинета является:
- обеспечение функционирования целостной системы образовательной, просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи:
- формирование у детей ключевых знаний, умений и навыков об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения здоровья, привычки вести здоровый образ жизни, ориентируясь на возраст школьника;
- создание условий для развития профессионального мастерства педагога в области здоровьесбережения;
- создание условий для взаимодействия учитель - ученик - родитель,
- обеспечение методическими материалами по здоровьесбережению;
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска.
Выполняя поставленные задачи кабинет здоровья школы координирует деятельность м.о. учителей – предметников, классных руководителей, психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника и родителей в формировании у обучающихся основ здорового образа жизни.
Школьные психологи изучают состояние адаптации учащихся 1,5 и 10 классов к обучению на новой ступени, выработывают рекомендации для педагогов по работе с учениками с высоким уровнем тревожности, участвуют в проведении родительского лектория по изучению психологических особенностей учащихся различных возрастных групп, составляют индивидуальные профориентационные карты для обучающихся 9-11 классов.
Логопеды уделяют внимание работе с младшими школьниками по коррекции произношения звуков, т.к. это помогает достижению состояния психологического комфорта ребенка и, тем самым способствует сохранению здоровья.
Социальный педагог при работе с детьми из группы риска и их родителями большое внимание уделяет пропаганде здорового образа жизни.
Школьные медсестры выступают на классных родительских собраниях с информацией о роли профилактических прививок в сохранении здоровья школьников. Ученики в этом кабинете всегда могут получить совет и помощь.
Кабинет здоровья работает в следующих направлениях:
1. Образовательный модуль
2. Методический модуль
3. Профилактический модуль
4. Исследовательский модуль
Кабинет здоровья поможет созданию здоровьесберегающей среды в школе, что позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей. Очень важно заинтересовать каждого ученика, ввести его в мир оздоровительной культуры и показать ее значимость. Чем раньше у школьников сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
3.Заключение
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...
Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"
В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...
«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...