Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
статья по обж по теме
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Укрепление здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; это направление включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Что же относится к основным направлениям работы школы?
Профилактика и оздоровление:
- Регулярное прохождение диспансеризации.
- Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
- Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
- Сбалансированное питание.
- Физкультурно-оздоровительная работа.
Образовательный процесс:
- Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
- Рациональное расписание.
Информационно-консультативная работа:
- Дополнительные диагностические мероприятия.
- Информационные стенды.
- Консультации врачей-специалистов и психологов.
Участие в создании внутришкольной среды:
- Самоуправление.
- Проведение мониторинга.
- Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Психотерапевтическая программа:
- Психологические тренинги.
- Индивидуальные консультации.
- Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
- Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.
Информационно-консультативная работа:
- Тематические семинары и педагогические советы.
- Курсы повышения квалификации.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. В нашем учреждении гармонично сосуществуют образовательный и воспитательный процесс.
Цели нашего образовательного учреждения:
- формирование целостной системы, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, развитие физической культуры участников образовательного процесса;
- формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности;
- забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление;
Задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья и развития физической культуры участников образовательного процесса;
- сократить уровень заболеваемости и травматизма;
- формировать навыки здорового образа жизни у участников образовательного процесса.
Направления реализации целей:
- дальнейшее развитие материально-технической базы в целях создания оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а также безопасных условий образовательного процесса;
- формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья и физической культуры, осознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия;
- повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности;
- создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально-нравственной установки на ценность здоровья как на национальную черту, как на личную ответственность перед самим собой, семьей, государством в индивидуальном и коллективном сознании;
- профилактика злоупотребления психоактивными веществами, формирование здорового восприятия окружающего мира у обучающихся без деформирующих психику вредных пристрастий и зависимостей;
- пропаганда здорового образа жизни, проведение массовых оздоровительных мероприятий;
- организация и проведение просветительской работы с семьей.
Основные мероприятия:
- Обеспечение безопасности образовательного процесса (установка видеонаблюдения)
- Приобретение комплектов школьной мебели с возможностью регулирования высоты в зависимости от роста учащихся.
- Косметический ремонт школы и ледового катка.
- Приобретение оборудования для занятий спортом.
- Проведение массовых спортивных мероприятий.
- Переподготовка и повышение квалификации педагогов, руководителей.
- Прохождение процедуры лицензирования медицинского кабинета
Ожидаемые результаты:
- Создание безопасных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
- овладение участниками образовательного процесса формами, методами и навыками ведения здорового образа жизни (курсовая подготовка учителей, обучение родителей и пр.)
- создание и публикация методических пособий по формированию установки на здоровье как высшую ценность;
- снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития
- проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся, включающего следующие параметры: риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов здоровья (соматического, биоэнергетического, психологического), степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья и другое.
Оценка эффективности мероприятий, осуществляется посредством:
- мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса
- результатами проверок контролирующих органов
Учитель ОБЖ
ГБОУ Школа-интернат №576
Василеостровского района
г.Санкт-Петербурга.
Крупнова.Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...
Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл...
Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"
В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-творцом и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В. Ф. Комиссаржевская...