Обеспечение здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
статья на тему

Хижняк Елена Васильевна

Данная публикация содержит нормативно-правовую базу и примерные разделы для разработки программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение  здоровьесберегающей  деятельности  в образовательном учреждении в условиях внедрения  ФГОС.

Приоритетом школы по-прежнему является забота о сохранении здоровья обучающихся и учителей. Проблемы сохранения здоровья школьников становятся особенно актуальными  в настоящее время. Через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня, а фундамент здоровья закладывается в детстве. В последние годы в нашем обществе все очевиднее катастрофическое ухудшение здоровья детей школьного возраста.  По данным всероссийской диспансеризации, за последние 10 лет, резко возросло количество детей школьного возраста   с хронической патологией. Среди обучающихся начальной школы - в 1,4 раза, а среди детей основной школы - в 2,1 раза. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины ухудшения здоровья детей врачи и психологи называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к процессу обучения.

Анализ причин «школьных болезней» привёл к заключению о неудовлетворительной организации обучения детей в школе, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

-Не выполнение СанПиН 2.4.2.2821-10 в процессе организации воспитательно-образовательного процесса (недостаточная освещённость классов, плохой воздух школьных помещений, неправильная форма и размер школьных столов,  несоответствие площадей учебных классов нормам и т.д.);

        - интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

       - стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся;

      - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

   - недостаток физической активности обучающихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

   - недостаточная квалификация педагогов в вопросах  развития и охраны здоровья детей;

   - невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей;

   - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Вышеизложенное еще раз  доказывает, что в каждом образовательном учреждении  должны быть разработаны совокупность мероприятий (программа), направленных на обеспечение безопасности жизни и  охрану здоровья детей, на профилактику заболеваний у детей, на формирование навыков здорового образа жизни. Внедрение ФГОС нового поколения позволит обеспечить комплексную защиту здоровья школьников от некоторых негативных факторов. Новые стандарты определяют четкую структуру основной образовательной программы  начального общего, основного общего образования. Они определяют  содержание и организацию образовательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений  образовательной программы, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. В  программе каждого образовательного учреждения должны быть четко прописаны мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Данная программа поможет пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, понять, зачем надо учиться быть здоровым, даже тогда, когда « ничего не болит», а главное применять полученные знания в повседневной жизни.

Нормативно-правовой и документальной основой программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступенях начального общего, основного общего образования являются:

- ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ

  «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-ФЗ от 21.11.11 №323-ФЗ

« Об основах охраны здоровья граждан  Российской Федерации»;

- ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ

« О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и            развитию»;

-СанПиН 2.4.2.2821-10

 «Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000

  «Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы»;

 -Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999

         «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

-Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и     подростков РАМ № 199/13 от 28.03.20.

        «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе».

 Программа может содержать следующие разделы:

- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

( Разработка паспорта здоровья школы, локальных нормативных актов, регулирующих  функционирование оздоровительной программы);

-Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей

( Выполнение СанПиН в процессе организации УВП);

-Подготовка и переподготовка педагогических кадров по проблемам охраны здоровья

( Выявление и отбор оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья школьников);

- Медицинское сопровождение программы

(Мониторинг состояния здоровья и физического развития школьников, медицинское обследование учащихся);

-Организация физкультурно-спортивной деятельности в школе

(Организация в образовательном учреждении условий для самореализации детей во  внеурочной деятельности, организация школьных конкурсов, соревнований, праздников, направленных на сохранение и укрепление здоровья);

- Социально-психологическое сопровождение УВП

( Диагностика детей, учителей и родителей по вопросам здоровья, воспитания и обучения. Оказание консультативной помощи);

-  Профилактика школьного травматизма

(План работы комиссии по профилактике травматизма);

-Оздоровительная работа по укреплению здоровья участников образовательного процесса

( Проведение диспансеризации педагогического коллектива, вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, спортивных мероприятий, соревнований, походов);

-Укрепление материально-технической базы учреждения

( Приведение материально-технической базы школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10);

-Инновационная и экспериментальная работа по здоровьесбережению

(Исследовательская деятельность детей и учителей по тематике здоровьесбережения);

- Оценка эффективности реализации программы

(Мониторинговые процедуры, выявление динамики снижения заболеваний, детского травматизма, утомляемости учащихся,  рост удовлетворенности УВП);

Реализация программы поможет школьникам сформировать у них нормы поведения, которые будут обеспечивать сохранение и укрепление у них физического и психологического здоровья. Понять, что в системе жизненных ценностей на первом месте должно стоять здоровье и необходимость его сохранения, научить детей жить в ладу с самим собой и окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтения...

Публичная отчетность образовательного учреждения как условие государственно-общественного управления

Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности является информационная отчетность....

Особенности управления развитием персонала образовательного учреждения в условиях современной модели образования

Стратегия XXI века - это стратегия развития, в которой сотрудник является ведущим фактором и золотым запасом организации. Представлен материал,  который раскрывает особенности управления развития...

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС».

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»....