интегрированный урок "биоритмы", ОБЖ - 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме
интегрированный урок по ОБЖ 10 класс "биоритмы человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.rar | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
урок ОБЖ
"Биоритмы и их влияние на работоспособность человека"
Цели урока:
- Образовательная: формирование представлений о биоритмах, теории “трех циклов”; овладение навыками здорового образа жизни и умениями рассчитывать свои биоритмы;
- Воспитательная: воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
- Развивающая: развивать познавательный интерес к изучению возможностей своего организма.
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания: презентации
Выводы:
II. Вводная часть.
Внимание! В1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…
? О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?
(Если для растения неважны внешние воздействия, значит причина скрыта в нем самом. Бобы сами знают, когда вставать и когда ложиться спать, значит внутри растения есть свои часы. Оно подчиняется своему какому-то собственному ритму.)
И это правильный ответ. К тому же было произнесено ключевое слово нашего урока – ритм. Запишем тему урока…
Цель нашего урока:
- найти ответ на вопрос «Что такое о биологические ритмы, их виды»;
- доказать, что биоритмы оказывают влияние на работоспособность человека;
- научиться рассчитывать свои биоритмы.
III. Изучение нового материала.
1. Итак, мы выяснили, что ритм – это универсальное свойство живых систем. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.
? Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма.
(– ритмично сокращается наше сердце;
– происходит ритмичная смена вдоха и выдоха;
– сон и бодрствование;
– труд и отдых;
– покой и движение).
Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желчный пузырь, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел. Гораздо меньшая доза препарата, принятая в то время, когда это действительно нужно, принесет большую пользу.
– Мы много раз повторили слово биоритм, настала пора дать определение этому слову.
(Работа с раздаточным материалом)Работа со словарем?
2. Ритм – это основа жизни. Жить – значит чувствовать ритм, приспосабливаться к нему и использовать его для благих целей. Обратите внимание на ключевые слова этой фразы: ритм– жизнь, жить – ритм.
Фрагмент танца 2 ученика: 1 – ритмично, 2 – не ритмично
Примерно то же самое происходит в живой природе. Организм, который по какой-либо причине не хочет или не может вписаться в природный ритм, уходит из жизни. Иногда этот уход длится десятки лет.
3. Каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. В зависимости от характера биоритмов людей можно разделить на три хронотипа: жаворонки, голуби, совы.
Сейчас вы попробуйте определить свой хронотип, для этого откройте на рабочем столе папку “ОБЖ, 10 класс”, тест.
Тест “Определение своего хронотипа” выполните в тетради. Это сокращенный вариант теста Остберга.
Здесь же в папке есть рекомендации для каждого хронотипа, познакомьтесь с ними, для того чтобы понять, живете ли вы согласно биоритмам вашего хронотипа или нет. К этой теме мы вернемся на последующих уроках. Сегодня вводный урок раздела “Здоровый образ жизни”.
4. Рабочий день в большинстве стран мира, в том числе и нашей стране, создан для жаворонков, то есть начало работы приходится на 8–9 часов.
А) Испытывают ли трудности при пробуждении в 6–7 часов жаворонки?
– Нет.
– Голуби, а вы испытываете трудности?
– Легко и трудно в 6–7 часов.
– Совы, а вы?
– Да (в 10–12 часов должны просыпаться).
Б) Совы и голуби, я обращаюсь к вам: что нужно сделать вам, чтобы облегчить процесс раннего пробуждения?
С – мягкий будильник;
– магнитофон;
– сразу встать;
– контрастный или горячий душ;
– кофе;
– энергетический напиток (зеленый чай с половинкой лимона);
Г – контрастный душ;
– кофе.
В) Каким должен быть завтрак, чтобы начать трудовой день с высокой работоспособностью?
Ж – полноценный завтрак, их желудки требуют пищи;
– А как вы завтракаете?
С – стакан минеральной воды, чтобы пробудить желудок или сок, желудок не может переваривать пищу с утра, поэтому совам можно есть кисломолочные продукты, фрукты;
– А как вы завтракаете?
Г овощи, бутерброды, каша, нежирный творог.
– А как вы завтракаете?
– Вы теперь знаете, как правильно вставать утром, и зарядить себя энергией на весь день. Вам необходимо придерживаться распорядка дня для своего хронотипа, так как сбивание биоритмов приводит к депрессии, в результате организм дает сбой в самый неожиданный момент.
– Мы не случайно затронули этот вопрос. Многие компании, фирмы обращают внимание на хронотип. Например, для работы в ночные часы стараются подобрать персонал исключительно из сов. Почему?
(Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака.)
5. В жизни каждого человека есть творческие и бесплодные дни, счастливые и несчастные дни, дни, когда он пребывает в приподнятом или подавленном состоянии. И эти дни легко вычислить, пользуясь теорией “трех циклов”.
Согласно этой теории, человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:
– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения;
– эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение;
– интеллектуальный ( с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.
А теперь слово учителю, которая научит вас использовать теорию “трех циклов” во благо себе, рассчитывать свои благоприятные и критические дни.
6. Учитель
- на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
- Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная x – количество прожитых человеком дней:
Физический цикл ФИЗ(х) = sin(2пи x/23)
Эмоциональный цикл ЭМО(х) =sin(2пи x/28)
Интеллектуальный цикл ИНТ (х) =sin(2пи x/33)
Составим компьютерную модель
Компьютерная модель.
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы.
Ячейка Формула
A9 =$B$5 (1)
A10 =A9+1 (2)
B9 =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23) (3)
C9 =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28) (4)
D9 =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33) (5)
Построение графика.
– По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2 цикла, или все 3, эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней.
– Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.
Нам с вами ничего не страшно, потому что мы научились высчитывать свои биоритмы. Это умение поможет вам добиться преимуществ в различных областях профессиональной и личной жизни.
7. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.
III. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу, и мне очень хочется узнать, понравился ли он вам. Если вам урок понравился и вы узнали что-то новое, синего цвета, а если урок не понравился и вы ничего нового не открыли, желтого цвета.
Я знал
Я узнал
Что хочу УЗНАТЬ
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности программа (интегрированная) 1 – 4 класс.
Пояснительная записка. Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа-Человек-Общество», о том, что такое жизнедеятельност...
интегрированный урок 10 класс (биология, география)
интегрированный урок 10 класс (биология, география) Лес- наш дом...
География и математика -интегрированный урок 6 класс
урок 6класс "География и математика "...
интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья
интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...
Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"
Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...