Основы безопасности жизнедеятельности программа (интегрированная) 1 – 4 класс.
календарно-тематическое планирование по обж по теме
Пояснительная записка.
Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа-Человек-Общество», о том, что такое жизнедеятельность и что любая деятельность потенциально опасна, а также привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице в школе, на природе.
Важно как можно раньше дать им общие понятия о многообразии мира и его единстве, находящем отражение в триаде «Природа - Человек - Общество», включая многочисленные опасности повседневной жизни, природного и в некоторой части - техногенного и социального характера. Необходимо прививать обучающимся чувство осторожности, но не боязни, элементарные навыки в безопасном поведении в различных условиях. Поисковая деятельность ребенка, основанная на непосредственном наблюдении за обычными сторонами жизни и использовании знакомых явлений и предметов, позволяет при обучении увязывать содержание учебного материала с собственным опытом ученика.
Обучение в начальных классах подчинено принципам системности и последовательности в изучении материала.
В соответствии с модульным принципом в начал школе наиболее полно и основательно изучается важная тема «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах», что научно обоснованно. На каждом уровне обучения, системно наращивая содержание, предусмотрено изучение основного комплекса вопросов безопасности пешехода и пассажира транспорта с приобретением навыков и практическим закреплением их в ходе практических занятий, игр, использования компьютерных пособий, основанных на современных мультимедийных технологиях.
Перечень видов деятельности младших школьников, на формирование которых направлено изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4 классах:
1. Твердо знать главные правила безопасного поведения.
2. Знать назначение номеров телефонов вызова экстренной помощи 01,02, 03, 04.
3. Знать точный адрес своего местожительства: город, административный округ, район, улица, номер дома, этаж, номер квартиры.
4. Знать внешнее очертание, названия и предназначение разных видов дорожных знаков, особенно знаков, касающихся пешеходов.
5. Знать названия героических профессий и их роль в обеспечении безопасности граждан, общества и государства.
6. Запоминать названия предметов и явлений, которые могут быть источниками опасностей: утечка газа; короткое замыкание в электросети; оставленный без наблюдения электроприбор; подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством; перекресток улиц; движущийся транспорт; пешеход, переходящий улицу в неположенном месте; неосторожное обращение с огнем; водоемы; ядовитые растения и грибы; дикие
и бездомные животные; гололед; морозная погода с ветром; ливень с градом и др., их признаки и возможные последствия.
7. Узнавать предметы и явления, которые могут быть опасными для жизни, причинять вред здоровью, их признаки, опасные воздействия и их последствия.
8. Пересказывать или описывать результаты наблюдений (ситуаций на перекрестках улиц или пешеходных переходах, нарушений правил дорожного движения пешеходами, нарушение правил пользования газовыми и электроприборами, нарушение правил пожарной безопасности и др.).
9. Сравнивать и обобщать предметы и явления по характеру и степени их вредного воздействия на человека и природу (потенциально опасные предметы в доме (квартире); опасные явления в природе; опасности криминального и техногенного характера).
10. По предложенному плану описывать предметы и явления, которые могут причинять вред человеку, природе и материальным объектам (домам, коммунальным системам, водоемам, деревьям и т.д.).
11. Уметь использовать огнетушитель и подручные средства для ликвидации очага возгорания.
12. Уметь пользоваться измерительными приборами (компас, термометр и др.).
13. Уметь под наблюдением старших включать, переключать и выключать компьютер, телевизор, видеомагнитофон, радиоприемник, газовую или электрическую плиту, микроволновую печь и пользоваться ими.
14. Уметь пользоваться под наблюдением старших хозяйственным инструментом (ножницы, игла, клей, молоток, пила, рубанок и др.).
15. Уметь под наблюдением старших изготовить ватно-марлевую повязку для защиты органов дыхания.
16. Уметь использовать ватно-марлевую повязку, респиратор, детский (школьный) противогаз для защиты органов дыхания.
17. Уметь оказывать первую медицинскую помощь (перевязка, остановка кровотечения).
18. Уметь правильно переходить улицу, дорогу на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, вне города.
19. Уметь правильно вести себя на водоемах в летний и зимний период.
20. Уметь правильно говорить по телефону.
21. Уметь правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми.
22. Уметь правильно действовать по сигналу «Внимание всем!».
23. Уметь соблюдать правила здорового образа жизни и осознавать пагубность вредных привычек: курить, употреблять наркотики и др.
Все виды деятельности младших школьников направлены на формирование у них элементов культуры безопасности жизнедеятельности, воспитание личности, безопасной для себя, для окружающих и для природной среды.
Программа разработана на основе авторских программ по ОБЖ:
кандидата педагогических наук А.Т. Смирнова и кандидата педагогических наук В.Я. Сюнькова.
1 класс.
Модуль, раздел. |
Тема. | Часы. |
Вопросы.
| Часы. |
М – IОсновы безопасности личности, общества и государства. Р – IОсновы комплексной безопасности.
| 1. Опасности в доме. | 6 | 1. Дом, квартира в системе обеспечения жизни. | 1 |
2. Источники пожара в доме. | 1 | |||
3. Чем опасно электричество и как избежать беды. | 1 | |||
4. Газ – особо опасный фактор в быту. | 1 | |||
5. Домашняя аптечка. | 1 | |||
6. Какую опасность может принести телефон. | 1 | |||
2.Опасности на улице. | 9 | 1. Транспорт и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | |
2. Город, район, в котором мы живем, и опасности, которые несет транспорт человеку. | 1 | |||
3. Как правильно перейти улицу или дорогу, по которой движется транспорт. | 1 | |||
4. Наземный пешеходный переход. | 1 | |||
5. Что такое перекресток. | 1 | |||
6. Наиболее безопасный путь домой и в школу. | 1 | |||
7. Неожиданности улицы без интенсивного движения; двор и внутриквартальные проезды. | 1 | |||
8. Незнакомый человек на улице. | 1 | |||
9. Как не заблудится в городе. | 1 | |||
3. Опасности на водоемах. | 2 | 1. Почему нельзя ходить купаться без родителей или старших. | 1 | |
2. Главное условие безопасности на воде - умение плавать. | 1 | |||
|
| 17 |
| 17 |
2 класс. | ||||
Модуль, раздел. |
Тема. | Часы. |
Вопросы.
| Часы. |
М – IОсновы безопасности личности, общества и государства. Р – IОсновы комплексной безопасности. 1. Опасности в различных условиях. | 1. Опасности в доме. | 3 | 1. Отчего может возникнуть пожар в квартире, школе? | 1 |
2. Пожар у соседей. | 1 | |||
3. Средства защиты органов дыхания. | 1 | |||
2.Опасности на улице. | 8 | 1. Движение транспорта и опасности на улицах и дорогах. | 1 | |
2. Дорожные знаки и сигналы для регулирования движения. | 1 | |||
3. Предупреждающие знаки. | 1 | |||
4. Город (микрорайон), в котором мы живем. | 1 | |||
5. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. | 1 | |||
6. Незнакомый человек на улице. | 1 | |||
7. Как не заблудится в городе – кем он может оказаться? | 1 | |||
8. Домашние животные. Правила «вежливости» с собаками и кошками. | 1 | |||
3. Опасности в условиях природы. | 3 | 1. Опасность заблудится в лесу. | 1 | |
2. Ядовитые растения, грибы, опасность отравится, способы избежания и оказания помощи. | 1 | |||
3. Лесной пожар. | 1 | |||
4. Опасности на водоемах. | 1 | 1. Водоемы. Чем они опасны зимой. | 1 | |
М – IIОсновы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Р – IIIОсновы здорового образа жизни. | 5. Охрана здоровья детей. | 2 | 1. Забота о коже. | 1 |
2. Здоровый образ жизни и что под ним понимать. | 1 | |||
|
| 17 |
| 17 |
3 класс.
Модуль, раздел. |
Тема. | Часы. |
Вопросы.
| Часы. |
М – IОсновы безопасности личности, общества и государства. Р – IОсновы комплексной безопасности.
| 2. Опасности на улице. | 9 | 1. Дорожные знаки и сигналы для регулирования движения. | 1 |
2. Информационно – указательные знаки. | 1 | |||
3. Знаки сервиса. | 1 | |||
4. Элементы улиц и дорог, безопасное поведение. | 1 | |||
5. Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 | |||
6. Световые сигналы на регулируемом и нерегулируемом переходе. | 1 | |||
7. Безопасность пассажиров. | 1 | |||
8. Правила безопасного перехода ж/д переезда. | 1 | |||
9. Что мешает вовремя увидеть опасность на улице? | 1 | |||
3. Экстремальные и чрезвычайные ситуации в городе | 3 | 1. Будь осторожен с незнакомым человеком. | 1 | |
2. Что делать при появлении запаха газа. | 1 | |||
3. Кто они спасатели? | 1 | |||
4. Опасности на водоемах. | 1 | 1. Правила поведения на водоемах. | 1 | |
М – IIОсновы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Р – IIIОсновы здорового образа жизни. | 7. Охрана здоровья детей. | 4 | 1. Болезнь – что это такое? | 1 |
2. Травматизм. | 1 | |||
3. Как не заболеть при плохой погоде. | 1 | |||
4. Кровотечение. | 1 | |||
|
| 17 |
| 17 |
4 класс.
Модуль, раздел. |
Тема. | Часы. |
Вопросы. | Часы. |
М – IОсновы безопасности личности, общества и государства. Р – IОсновы комплексной безопасности.
| 1. Опасности на улице. | 9 | 1. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | 1 |
2. Виды транспорта. | 1 | |||
3. Влияние погоды и одежды пешехода на безопасность на дорогах и улицах. | 1 | |||
4. Предписывающие знаки. | 1 | |||
5. Знаки приоритета. | 1 | |||
6. Дорожная разметка. | 1 | |||
7. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 | |||
8. Когда ты становишься водителем. | 1 | |||
9. Какие знаки и каким образом они помогут тебе как водителю велосипеда. | 1 | |||
2. Опасности в условиях природы. | 2 | 1. Как себя вести с незнакомой чужой собакой, кошкой? | 1 | |
2. Уступи змее дорогу. | 1 | |||
3. Экст. и ЧС в городе | 1 | 1. Удар электрическим током и как его не допустить. | 1 | |
4. Опасности на водоемах. | 1 | 1. Безопасность на водоемах. | 1 | |
М – IIОсновы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Р – IIIОсновы здорового образа жизни. | 5. Охрана здоровья детей. | 4 | 1. Первая помощь при отравлении пищей или лекарствами. | 1 |
2. Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и дымом. | 1 | |||
3. Здоровый образ жизни – что это такое? | 1 | |||
4. Травматизм его предупреждение. | 1 | |||
|
| 17 |
| 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...
Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид
Рабочая программа разработанная на учебный год по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, с перспективным планированием....
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».
Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...