Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
- ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерство образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 ( с последующими изменениями);
- Примерной программы основы безопасности жизнедеятельности для основной школы;
- ООП ООО МОУ "Аладьинская школа";
- Федеральнй перечень уебников, рекомендуемх к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Базисный учебный план МОУ "Аладьинская школа";
Цели:
- воспитание у обучающихся чувства ответственности за линую безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
- формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде, при активном отдыхе в природных условиях.
Задачи:
- воспитывать ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды , к личному здоровью, личной безопасности;
- формировать у обучающихся модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- осваивать знания об оказании первой медицинской помощи.
Место предмета. Рабочая программа в 5 - 9 классах рассчитана 34 учебных часа ( 1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ, в том числе экскурсий - 1 ас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_obzh_5-_9_klass.docx | 97.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года (с последующими изменениями);
- Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы;
- ООП ООО МОУ «Аладьинская школа»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Базисный учебный план МОУ «Аладьинская школа» на 2015-2016 учебный год,
- Учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) для 5-9 класса под ред. Ю.Л.Воробьева – М: Просвещение , 2013.
Цели:
- воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
- формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
- формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде, при активном отдыхе в природных условиях.
Задачи:
-установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
-воспитывать ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, личной безопасности.
-формировать у обучающихся модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
-осваивать знания об оказании первой медицинской помощи.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа в 5-9 классах рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ, в том числе экскурсий – 1час.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
∙ обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
∙ оказание первой медицинской помощи;
∙ основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности – 53 часа.
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 49 часа.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации – 14 часа.
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни – 27 часа.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 27 часа.
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Тематический план 5 класс
№ | Наименование разделов | Кол.часов | В том числе на часы: | |
Контр.раб. | Практ.раб. | |||
1 | Личная безопасность в повседневной жизни. | 29 | 1 | |
2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 5 | 1 | |
3 | Всего: | 34 | 1 | 1 |
Ученик 5 класса научится:
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
Тематический план 6 класс
№ | Наименование разделов | Кол.часов | В том числе на часы: | |
Контр.раб. | Практ.раб. | |||
1 | Экстремальная ситуация в природе и первоочередное действия человека , попавшего в нее. | 3 | ||
2 | Пребывание человека в различных климатических условиях. | 3 | ||
3 | Способ выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. | 12 | 1 | |
4 | Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях. | 16 | 1 | |
5 | Всего : | 34 | 1 | 1 |
Ученик 6 класса научится:
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
Тематический план 7 класс
№ | Наименование разделов | Кол.часов | В том числе на часы: | |
Контр.раб. | Практ.раб. | |||
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека. | 20 | 1 | |
2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 | 1 | |
3 | Всего: | 34 | 1 | 1 |
Ученик 7 класса научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
Тематический план 8 класс
№ | Наименование разделов | Кол.часов | В том числе на часы: | |
Контр.раб. | Практ.раб. | |||
1 | Опасные и чрезвайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека | 21 | 1 | |
2 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. | 13 | 1 | |
3 | Всего: | 34 | 1 | 1 |
Ученик 8 класса научится:
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
Тематический план 9 класс
№ | Наименование разделов | Кол.часов | В том числе на часы: | |
Контр.раб. | Практ.раб. | |||
1 | Основы безопасности личности, общества и государства. | 21 | 1 | |
2 | Основы формирования здорового образа жизни. | 13 | 1 | |
3 | Всего: | 34 | 1 | 1 |
Выпускник 9 класса научиться:
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность ;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты освоения программы
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанна выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Формы и методы контроля
Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, антитеррористической безопасности.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде устных ответов, тестирования, практических работ. С целью выявления уровня освоения программы обучающимися в рамках комбинированных уроков проводятся тестирования, итоговая контрольная работа (тестирование) в конце учебного года. Аттестация обучающихся 5 – 9 классов проводится на основании текущих оценок.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, полученную на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
При оценивании тестовых работ:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Список используемой литературы
1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
2. Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2009.
3.Пономарев В. Дети и терроризм: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. – № 3. – С. 13-18.
4.Правила пожарной безопасности: тесты для проверки знаний учащихся / авт.-сост. Н. И. Колесник; ред. Н. А.Горохова, Н. В. Зырянова; - Екатеринбург: ИРРО, 2003. - 19 с.
5.Репин Ю. В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: учебное пособие. - Екатеринбург, 1995. – 105с.: ил. - (Семейная школа).
6. Учебно-методический комплект по ОБЖ (базовый уровень) для 5-9 класса под ред. Ю.Л.Воробьева – М. : Просвещение , 2013.
ЦОР и ЭОР
http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru/ — Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников
http://www.school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал
http://www.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование»
http://reshuege.ru - Каталог экзаменационных заданий с решениями
http://1september.ru – Сайт журнала 1 Сентября
http://yandex.ru/video - видеофильмы по обж
http://www.zavuch.ru/ - сайт для учителей
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ 5 класс
№ п.п. | Тема урока | Кол.час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Форма контроля | Дата | |
По плану | По факту | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Опасные и чрезвайные ситуации. Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Какие службы защищают людей. Опасности в городе и в сельской местности. Опасные ситуации в жилище . Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы . Затопление жилища. Разрушения зданий. Опасные вещества в быту. Опасные ситуации на дорогах. Безопас-ность в обществен-но и личном транспорте. Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Как убереься от опасностей на воде и водном и транспорте. Опасный лед. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Кримина-льные ситуации. Как защитить свой дом. Кримина-льные ситуации на улице и в других местах. Как защитить себя при угрозе террористи-ческого акта. Нарушение экологичес-кого равновесия. За чистый воздух ! Вода – формула жизни! Загрязнение почвы. Продукты под контролем. Безопасный компьютер. Что следует знать об оказании первой медицинс-кой помощи. Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни. Проектные задания : «План противопожарных мероприятий в школе и дома» Повторение тем. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ УП | Знать опасные и чрезвайные ситуации , правила поведения в этих условиях. Знать главные правила ОБЖ. Уметь выявлять и предвидеть опасность Знать какие службы защищают население и способы оповещения. Знать какие опасности могут быть в городе и в сельской местности. Знать перечень опасных ситуации в жилище и правила поведения. . Знать источники возгорания и последовательность действий при пожаре. Знать систему оповещения и рекомендации при эвакуации. Знать средства тушения пожаров и уметь пользоваться ими. Знать типы газов, причины утечки и первая помощь пострадавшему. Знать причины затопление жилища,как действовать. Знать причины разрушения зданий, как действовать. Знать опасные вещества, их типы, советы по безопасному применению. Знать какие бывают опасные ситуации на дорогах, знать пдд. Знать правила поведения в общественном и личном транспорте . Знать правила поведения в метро. Знать правила поведения на железнодорожном транспорте. Знать как убереься от опасностей на воде и водном и транспорте, правила поведения . Знать правила передвижения по льду. Знать аварийные ситуации на воздушном транспорте, действия при пожаре. Знать как защитить свой дом, меры предосторожности. Знать криминальные ситуации на улице, меры предосторожности. Уметь защитить себя при угрозе террористического акта, правила поведения. Знать об окружающей среде , экологические проблемы наших дней. Знать меры защиты при проживании в промышленном городе. Знать свойства воды и правила по ее использованию. Знать роль почвы в жизни человека. Знать правила при покупке продуктов питания. Знать правила работы за компьютером. Знать првила об оказании первой медицинской помощи. Знать понятия термические и химические ожоги и оказания первой помощи при поражении. Знать понятие здоровье,правильно соблюдать режим дня. Творческая работа. Подведение итогов. | Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Индивид Фронт . | 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 29.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 16.05 23.05 30.05 |
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ 6 класс
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ 7 класс
№ п.п. | Тема урока | Кол.час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Форма контроля | Дата | |
По плану | По факту | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Опасные ситуации и Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Понятие наводнения. Поражающие факторы и последствия наводнений. Классификация наводнений по причинам возникновения и масштабам. Мероприятия по защите и действия населения при угрозе и во время наводнений. Обобщение знаний по теме«Наводнения». Ураганы, бури, смерчи. Основные понятия и классифика-ция. Причины возникновения, поражаю-щие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей. Действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей. Обобщение знаний по теме «Ураганы, бури, смерчи». Понятие землетрясения, причины возникнове-ний, классификация. Основные характеристики, последствия. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Правила безопасного поведения во время землетрясения. Цунами, причины возникновения, последствия воздействия цунами. Меры по защите от цунами. Действия населения при угрозе цунами. Обвалы, оползни, сели, параметры и причины возникновения, поражающие факторы. Мероприятия по предупреждению и меры по снижению ущерба от них. Правила безопасного поведения при проявлении обвалов, оползней, селей. Обобщение знаний по теме «Обвалы, оползни, сели» Понятие лесных и торфяных пожаров, их классификация. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров. Предупреждение и борьба с ними. Тушение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них. Обобщение знаний по теме «Лесные и торфяные пожары». Виды ран, первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах. Психологическое здоровье и его значение в жизни человека. Темперамент. Характер. Чувства и эмоции. Основы безопасности поведения в толпе. Паника. Стресс. Влияние на здоровье. Основы саморегуля-ции. Мода. Токсикома-ния и наркомания. Обобщение знаний по теме : « Основы здорового образа жизни» Повторение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | КУ КУ КУ КУ УП и ОЗ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ УП и ОЗ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ УП и ОЗ КУ | Знать опасные ситуации , правила поведения в этих условиях. Знать структуру ЕГСП. Знать: об организации защиты населения от ЧС Знать классификации Знать: правила безопасного поведения при наводнении Подведение итогов по теме. Знать основные понятия и их классификацию.Иметь представление: о возможных
Знать: причины и правила
Подведение итогов по теме ураганы ,бури , смерчи. Знать понятие землетрясения, причины возникновений, классификация, характеристики, последствия. Знать правила безопасного поведения во время землетрясения , меры предосторожности. Знать понятие цунами , причины возникновения, последствия воздействия цунами , правила поведения , меры предосторожности. Знать понятия обвалы, оползни, сели, причины возникновения, поражающие факторы, сигнал предупреждения , меры по снижению ущерба от них. Знать правила безопасного поведения при проявлении обвалов, оползней, селей , меры по снижению опасности. Подведение итогов по теме обвалы, оползни, сели Знать понятия лесных и торфяных пожаров, их классификация. Знать: причины возникновения Уметь использовать Уметь: действовать при возникновении пожара в жилище и эвакуироваться из горящего здания, использовать подручные средства для ликвидации Знать виды ран, оказания первой помощи при ранениях. Уметь правильно накладывать повязки. Уметь оказывать первую помощь при переломах. Знать особенности здорового образа жизни и его значение в жизни человека. Знать понятие темперамент. Знать: об особенностях развития организма подростка и его характер. Знать понятия чувства и эмоции. Знать: правила безопасного поведения в толпе .Владеть навыками: поведения в местах большого скопления людей. Знать понятие стресс , его особенности и влияние на здоровье человека. Знать основы саморегуля-ции подростка и особенности его развития организма. Знать понятие моды и ее современном мире. Знать: о вредных привычках, их Подведение итогов по теме. Подведение итогов | Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Групп. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Групп. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Групп. Групп. | 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 31.10 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 05.03 12.03 19.03 26.03 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 |
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ 8 класс
№ п.п. | Тема урока | Кол.час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Форма контроля | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Понятия аварии, катастрофы, ЧС техно-генного характера, их классификация. Основные причины аварий и катастроф. Пожары. Взрывы. Причины и последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Обобщение знаний по теме «Пожары и взрывы». Правила и порядок поведения людей при угрозе и осуществлении тер акта. Химические вещества и опасные объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Возможные последствия при авариях на ХОО. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. Обобщение знаний по теме «Аварии с выбросом АХОВ». Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующее излучение. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и заражении местности. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий ГДА. Правила поведения при угрозе и во время ГДА. Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод. ПДК загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России. Проблемы состояния здоровья человека на современ-ном этапе. Теория рационального питания. Нетрадиционные методы оздоровле-ния. Закаливание. Массаж. Культура общения девушек и юношей. Вредные привычки и здоровье. Практичес-кий урок. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для велосипедистов. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для роллинга. Оказание медицинской помощи при механических травмах. Контрольная работа. Повторение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | КУ КУ КУ КУ КУ КУ УП и ОЗ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ УП и ОЗ КУ | Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности. Знать основные причины аварий и катастроф. Знать правила безопасного поведения при пожарах. Знать правила безопасного поведения при взрывах. Знать причины и последствия пожаров и взрывов. Знать меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Подведение итогов по теме «Пожары и взрывы». Знать правила и порядок поведения людей при угрозе и осуществлении. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Знать характеристику очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Знать правила поведения и действия населения при радиационных авариях и заражении местности. Знать гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Знать последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий ГДА. Знать правила поведения при угрозе и во время ГДА, меры предосторожности.. Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. Знать загрязнение атмосферы, почв, природных вод. ПДК загрязняющих веществ. Знать характеристику экологической обстановки в России , правила , меры предотвращения по их загрязнению . Знать проблемы состояния здоровья человека на современном этапе. Знать и уметь рационально питаться , соблюдать распорядок дня. Знать нетрадиционные методы оздоровления, уметь ими пользоваться. Уметь закаливаться. Уметь делать правильно массаж. Уметь культурно общаться между девушками и юношами. Знать вредные привычки , и их воздействие на организм человека. Творческая работа. Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения на улицах. Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения на дорогах. Уметь оказывать медицинскую помощь при механических травмах. Подведение итогов по курсу обж. Обобщение по темам. | Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Групп. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Индивид Групп. . | 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 29.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 16.05 23.05 30.05 |
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ 9 класс
№ п.п. | Тема урока | Кол.час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Форма контроля | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Россия в мировом сообществе и националь-ная безопас-ность. Националь-ные интересы России. Основные угрозы националь-ным интересам России и пути обеспечения ее безопасности. Организация обороны Российской Федерации Правовые основы государства и воинской обязанности граждан Обобщаю-щий урок (проект) МЧС России –федераль-ный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопас-ности. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Защитные сооружения Гражданской обороны Чрезвычайные ситуации мирного времени Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций Обобщающий урок ( проект) Терроризм и безопас-ность человека Международный терроризм и безопас-ность России Понятия о здоровье Табакокуре-ние и его вред Алкоголь и его вред
вред. Обобщаю-щий урок ( проект) Наркотики и х вред Рациональ-ное питание Основы подбора продуктов питания Советы как выбрать безопасные продукты Гигиена одежды Занятия физической культурой Туризм - как вид активного отдыха Обобщающий урок (проект) Рекоменда-ции специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях Правила оказания первой помощи Проектная деятель-ность | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ КУ | Знать страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Уметь работать с учебником, выделять главное. Знать степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Уметь анализировать и делать выводы. Знать влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Уметь работать с учебником, выделять главное. Знать формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Знать правовые основы государства и воинской обязанности граждан. Подведение итогов по главе : «Национальная безопасность России в современном мире». Знать федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций. Умение работать с учебником, выделять главное. Знать классификация Ч.С., (РСЧС), её структура и задачи; основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера. Знать законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности. Знать составную часть обороноспособности страны, уметь работать с учебником, выделять главное. Знать современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Знать основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера. Знать защитные сооружения Гражданской обороны основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время. Знать роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. Знать мониторинг и прогнозирование ЧС.Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС. Творческая работа У меть защититься чрезвычайных ситуаций , правила поведения. Знать международный терроризм и безопас-ность России. Знать понятия здоровье, оценивать здоровье человека по критериям. Знать о вреде табакокурения Умение анализировать и делать выводы. Знать о вреде алкоголя Умение анализировать и делать выводы. Знать о вреде наркотиков Умение анализировать и делать выводы. Творческая работа Знать опасность наркотиков для здоровья человека и окружающих. Знать принцип правильного ,нормального и полноценного питания человека. Знать основы подбора продуктов питания. Знать как выбрать безопасные продукты. Знать о бытовой и повседневной одежде, основные свойства одежды. Знать физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой. Творческая работа. Знать правила поведения при химических, радиационных и гидродинамических авариях. Уметь оказвать первую помощь пострадавшему. Подведение итогов. | Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Групп. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Индивид Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Индивид Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Фронт. Индивид Фронт. Фронт. Групп. . | 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 31.10 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 05.03 12.03 19.03 26.03 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе...
Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 9 класс
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы 9 классов. Программа составлена на основании Региональной учебной программы общеобр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Ф...
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса
В соответствии с учебным планом школы на учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю). Учебно -методический комплекс Основы безопасности жизнедеятельности. 11 к...