РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. Региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классах в объеме 34 учебных часа (из расчета 1 ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21
Утверждаю Директор_______/______/ «______»_____2015г
М.П. | Согласовано «_____»_____2015г Зам.директора по УВР ________/________/ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей физической культуры и ОБЖ Протокол №___от «__»___2015г Руководитель МО __________/____________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Составлена на основе
комплексной программы для образовательных учреждений
«Основы безопасности жизнедеятельности для 1 – 11 классов »
под общей редакцией А.Т. Смирнова
«Просвещение» 2010 г.
Класс: 8
Программу составила
учитель: Ж.А. Павлова
Тольятти, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. Региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классах в объеме 34 учебных часа (из расчета 1 ч в неделю).
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций). Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Цель рабочей программы:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Задачи программы:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
- ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
- Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Содержание, объём, порядок изучения предмета в 8 классе
Pаздел-I Основы комплексной безопасности – 16 часов
Раздел 2 Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций- 7 часов
Раздел 3 Основы здорового образа жизни – 8 часов
Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи- 3 часа
Место предмета в базисном учебном плане.
Региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классах в объеме 34 учебных часа (из расчета 1 ч в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
- Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
- Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
- Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Прогнозируемые результаты изучения курса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
- Общее число часов в год: 34
- Число часов в неделю: 1
- Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 недели.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебно – тематическое планирование предметной линии «Основы безопасности» в 8 классе
№ п\п | Тема урока | Кол. Часов Тип урока/ Технология. | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты | |||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||||
Модуль – I Основы безопасности личности, общества и государства – 23 часа | |||||||||
Pаздел-I Основы комплексной безопасности – 16 часов | |||||||||
Тема 1. Пожарная безопасность – 3 часа | |||||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 час Изучение нового материала/ Технология изучение ситуационных задач | Знать и понимать значение огня в жизнедеятельности человека, причины возникновения пожаров, последствия пожаров; о мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в здании. Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище | Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. | Толерантное от-ношение друг к другу в процессе работы. | Рассматривают и анализируют представленную информацию. Работают в соответствии с планом. | ||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 час. Комбинированный./ Технология создание проблемной ситуации | Знать значение профилактики пожаров, основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Владеть навыками применения специальных средств пожаротушения. Уметь применять полученные знания для предотвращения пожара в жилище. | Проявлять ответственность за нарушение требований пожарной без-опасности.
Вырабатывать собственные навыки действий при пожаре. | Знать основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности, о защите населения РФ от пожаров, основных прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности | Умение составлять планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном | Выбирать правильный алгоритм безопасного поведения | ||
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 час. Комбинированныйтехнология тест | Знать правила ПБ, об основных причинах и после-дствиях пожара; свои права и обязанности в области пожарной безопасности; Уметь пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании; правильно действовать в случае пожара в доме; эвакуироваться из горящего здания; пользоваться | Развивать чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности | Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Рассматривают и анализируют представленную информацию. Работают в соответствии с планом | ||
Тема 2. Безопасность на дорогах – 3 часа | |||||||||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 час. Комбинированный технология Решение ситуационных задач | Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации; действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации; | Знать и повышать в области безопасности дорожного движения культуру. | Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 час. Комбинированный./ Технология Решение ситуационных задач | Организация дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. | Умение применять правила поведения на дорогах. | Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с текстом учебника | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
6 | Велосипедист — водитель транспортного средства | 1 час. Комбинированный/ Групповая, проблемно-диалогическая технология, исследовательская. | Ознакомление с ролью водителя ТС в обеспечении ДД, велосипедист-водитель ТС, обязанностями по безопасности велосипедиста. Изучить правила безопасного поведения велосипедиста на дороге | Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения водителем | Умение работать с учебником, выделять главное. | Умение воспринимать информацию на слух. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
Тема 3. Безопасность на водоемах – 3 часа | |||||||||
7. | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 час. Комбинированный/ технология Решение ситуационных задач | Сформировать убеждение в том, что вода не прощает тех, кто не соблюдает общие меры безопасности на воде. Систематизировать знания в области безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания. | Умение соблюдать правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. | Систематизировать знания о безопасности на воде. | Умение представлять и аргументировать свою точку зрения. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
8. | Безопасный отдых на водоемах | 1 час. Комбинированный/ Решение ситуационных задач | Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активного отдыха в природных условиях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время водных походов в условиях аварийной ситуации, возникшей во время водного пожара. | Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде | работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Представлять и аргументировать свою точку зрения. | Уметь работать в соответствии с планом. | ||
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 час. Комбинированный/ Технология контрольная работа. | Ознакомиться с правилами оказания первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду, с приемами самоспасения при провале в полынью и ознакомление с такими понятиями как «истинное и бледное утопление»; воспитывать чувства ответственности, взаимовыручки. | Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде | Знать общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде и способы транспортировки пострадавшего. | Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и чувство взаимовыручки. | Работая по плану сравнивать свои действия с целью | ||
Тема 4. Экология и безопасность – 2 часа | |||||||||
10. | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 час. Комбинированный/ Групповая, проблемно-диалогическая технология, исследовательская. | Познакомиться с влиянием на жизнедеятельность человека биосферы и мероприятиями по защите здоровья людей. Объяснить причины, в результате которых в природе возникает экологическое равновесие. Ознакомиться с понятиями экология и экологическая система. Сформировать убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области эко-логической безопасности. | Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Работать в соответствии с планом. Представлять и аргументировать свою точку зрения. Делать вывод и записывать в тетрадь результатов своей работы. | ||
11. | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Сформировать у учащихся устойчивое убеждение в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье. Раскрыть сущность и особенности экологической культуры; сформировать понятия "мутагены" "свободные радикалы"; дать представление о положительном влиянии витаминов на организм. | Развивать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке. | Работать с текстом и таблицей учебника. | Умение воспринимать информацию на слух. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 5 часов | |||||||||
12. | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 час. Комбинированный технология Решение ситуационных задач | Провести классификацию ЧС техногенного характера и познакомить с рекомендациями специалистов по безопасности. Разъяснить учащимся понятия аварии и ЧС техногенного характера. | Моделировать выполнение планов поведения при возникновении конкретной ЧС. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
13. | Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия | 1 час. Комбинированный. Технология Тестирование | Познакомиться с авариями, в результате которых выбрасываются радиоактивные вещества. Ознакомиться с природой, единицами измерения и биологическими эффектами ионизирующего излучения, с источниками естественной радиоактивности, с радиационно-опасными объектами и происходящими радиационными авариями на них, с последствиями радиационных аварий. | Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Умение приводить примеры крупных радиационных аварий. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
14. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Ознакомиться с авариями, в результате которых выбрасывается в атмосферу большое количество СДЯВ, с аварийно химически опасными веществами и их крупнейшими потребителями. Знать классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека, как подразделяются аварии и как определить степень опасности. | Умение представлять и аргументировать свою точку зрения. | Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в ЧС. | ||
15. | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 час. Комбинированный./ Технология создание проблемной ситуации | Изучить причины, классификацию, условия возникновения, возможные последствия пожаров и взрывов на объектах экономики. | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; устранять причины взрывов и пожаров в жилых зданиях. | Оформлять результаты работы в рабочей тетради; | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
16. | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 час. Комбинированный/ Групповая, проблемно-диалогическая технология, исследовательская. | Познакомиться с гидродинамическими авариями и катастрофами. Запомнить понятие о гидродинамической аварии. Изучить основные причины, вызывающие гидродинамические аварии. | Уметь предвидеть потенциальные опасности правильно действовать в случае их наступления | Оформлять результаты работы в рабочей тетради; Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Уметь распределять роли при выполнении работы в парах -уметь договариваться друг с другом | Работая по плану сравнивать свои действия с целью | ||
Раздел 2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 7 часов | |||||||||
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения – 4 часа | |||||||||
17. | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Познакомиться со способами защиты населения в ЧС. Изучить основные поражающие факторы при авариях; рассмотреть основные способы защиты, с характеристикой поражения людей при авариях на АЭС, с действиями при радиоактивных авариях. Познакомиться как проводится йодопрофилактика. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Знать и понимать неизбежность развития ядерной энергетики, политику радиационной безопасности, о радиационной защите населения, правила безопасного поведения при авариях на радиационно-опасных объектах; способы оповещения населения. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в ЧС. | ||
18. | Обеспечение химической защиты населения | 1 час. Комбинированный Решение ситуационных задач технология | Познакомиться со способами защиты населения в ЧС, с основными правилами поведения при химических авариях, осуществление эвакуации из зоны распространения химических веществ. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | ||
19. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Познакомиться со способами защиты населения в ЧС, с правилами безопасного поведения при аварий на взрывопожароопасных объектах | Умение называть причины перерастания возгорания в пожар. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в ЧС. | ||
20. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Познакомиться со способами защиты населения в ЧС. Знать основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Знакомиться с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | ||
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 3 часа | |||||||||
21. | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Познакомиться с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, со способами и порядком оповещения населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | Уметь предвидеть опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Знакомиться с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС. | Уметь договариваться друг с другом | Умение применять теоретически знания на практике. | ||
22. | Эвакуация населения | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Знать меру экстренной за-щиты населения от поражающих факторов ЧС – эвакуацию, об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации. Уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Умение анализировать и делать выводы. | Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
23. | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 час. Комбинированный/ Групповая, проблемно-диалогическая технология, исследовательская. | Познакомиться с основными мероприятиями по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Уметь договариваться друг с другом Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. – 11 часов | |||||||||
Раздел 3 Основы здорового образа жизни – 8 часов | |||||||||
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие – 8 часов | |||||||||
24. | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 час. Комбинированный технология Решение ситуационных задач | Ввести понятия здоровья и здорового образа жизни, выделить основные составляющие индивидуального здоровья и ЗОЖ, познакомить с критериями здоровья. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Умение работать с дополнительной литературой | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
25. | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Выявить уровень знаний учащихся об основах здорового образа жизни, о здоровье как основной ценности человека. Сформировать понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
26. | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Познакомиться с общей характеристикой репродуктивного здоровья, с основными критериями, определяющими репродуктивное здоровье. Сформировать представление об основных элементах образа жизни человека, оказывающих влияние на формирование его духовного, физического и социального благополучия, а также убеждение в том, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Находить информацию о водорослях в научно-популярной литературе. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | ||
27. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Знать и иметь целостное представление о том, что здоровый образ жизни-это индивидуальная система поведения человека. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. Иметь представление о закаливании, как о положительном факторе ЗОЖ. Уметь проводить закаливающие процедуры. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | находить информацию о лишайниках в научно-популярной литературе. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | ||
28. | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Знать основные неинфекционные заболевания, причины возникновения, влияние на здоровье человека. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Высказывают своё мнение. Способствовать развитию активной жизненной позиции, творческих способностей, логического мышления, познавательного интереса. | находить информацию в научно-популярной литературе. | Представляют и аргументируют свою точку зрения. | Делают вывод и записи в тетрадь результатов своей работы. | ||
29. | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Знать, что вредные привычки приравниваются к серьезным заболеваниям, трудно поддающимся лечению. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. | Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | ||
30. | Профилактика вредных привычек | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Знать нормативно-правовую базу по профилактике наркомании, выработать установку о категоричном отказе от наркотиков. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Рассматривают и анализируют представленную информацию. Работают в соответствии с планом. | ||
31. | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 час. Комбинированный./ Информационно-коммуникативная технология | Знать, что здоровый образ жизни – залог безопасного человека в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Анализировать собственные поступки, их влияние на личное благополучие. | Рассматривать и анализировать представленную информацию. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение работать с учебником, выделять главное. | ||
Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 3 часа | |||||||||
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях – 3 часа | |||||||||
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 час. Комбинированный/ Групповая, проблемно-диалогическая технология, исследовательская. | Знать правила оказания ПМП и средствами, которые могут быть использованы при этом. Уметь принимать решения и грамотно действовать, использовать полученные знания во время оказания доврачебной помощи пострадавшему. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Уметь договариваться друг с другом Уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | ||
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами | 1 час. Комбинированный/ технология, Устный опрос Практическая работа | Познакомить со средствами оказания ПМП при отравлении АХОВ. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи. | Ценностное отношение к своему здоровью | Умение работать с учебником, выделять главное. | Толерантное отношение друг к другу в процессе работы в группах. | Выбор способов деятельности | ||
34 | Первая медицинская помощь при травмах и утоплении | 1 час. Комбинированный/ технология, Контрольная работа | Познакомить со средствами оказания ПМП при травмах. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи. | Воспитание ценностного отношения к своему здоровью | Умения действовать при утоплении. Овладевать способами оказания помощи утопающему путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. | Задавать вопросы на понимание и обобщение | Умение применять теоретически знания на практике. | ||
ИТОГО: 354часа |
Контроль и система оценивания
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
- Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
- Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
- Основы безопасности: сб.заданий для проведения экзаменов в 9 кл. /(А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; научн. руководитель
- Г.С. Ковалёва; под ред. А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2006-2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справочник /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.
- Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся : 5-9 кл. /А.Л.Рыбин, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.:Просвещение, 2008.
- Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учашихся. 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
- Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл./ А.Л.Рыбин, М.В. маслов; под ред. А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008.
- Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.
- Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.
Литература.
Нормативно-правовые документы РФ.
Конституция РФ (последняя редакция).
Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература.
- Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
- Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
- Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
- Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
- Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
- Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
- Гражданская защита. Энциклопедия. в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
- Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
- Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.
- Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.
- Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.
- Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
- Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.
- Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
- МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
- Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
- Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов
Рабочая программа учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:ФГОС основного общего образования, утвержденно...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса
В соответствии с учебным планом школы на учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю). Учебно -методический комплекс Основы безопасности жизнедеятельности. 11 к...