Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Батоцыренов Зоригто Батожаргалович
Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащихся старших классов»

Выполнил:

Преподаватель ОБЖ МОУ «Могойтуйская СОШ №2»  Забайкальского края, пгт Могойтуй

Батоцыренов Зоригто Батожаргалович

  

 Осознание проблем глобальной и национальной безопасности  касаются любого гражданина России. В последние годы очевидна тенденция катастрофического ухудшения жизни и здоровья населения. Эти проблемы изменились в новых условиях и обозначены в Концепции национальной безопасности России, Концепции духовно-нравственного, патриотического  воспитания, что опреде­лило необходимость изменения направленности общего образования по ОБЖ, поиску и применению новых педагогических технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Основная идея изменений – мероприятия  должны  воспитывать и развивать высоконравственного, ответственного, трудолюбивого патриота своей страны, способного преодолевать трудности опираясь на деятельностный, практико-ориентированный подход, мировоззренческие и идейные устои личности.

Ученика надо не только обогатить знаниями, а научить  жить самостоятельно, самоорганизованно, преодолевая трудности, ограничивая себя в определенных ситуациях. Возникает противоречие между  традиционным подходом  к преподаванию ОБЖ и возможностью повышения качества обучения через использование новых технологий; между требованиями программы по ОБЖ и недостаточной подготовленностью ученика к реальным трудностям в жизни.

В изучении ОБЖ необходимо использовать деятельностную парадигму, практико–ориентированный подход.

Каждый урок решает не только дидактические задачи – приобретение знаний и формирование умений, но и воспитательные – становление и развитие нравственных, мировоззренческих и идейных устоев личности ребенка. Но происходит это главным образом не столько через содержание   темы урока, тем более не через «словесные отступления», а через организацию ученической деятельности.

Процесс передачи знаний и норм поведения со стороны учителя и усвоение их со стороны учащихся нельзя рассматривать как конечный результат учебно-воспитательного процесса. Это только первый этап формирования духовного мира учащегося, после которого должен следовать второй этап – трансформация знаний в убеждения и ежедневное поведение. Но второй этап требует от учащихся постоянной работы над собой. Все победы в мире начинаются с победы над самим собой (Конфуций).

Чтобы воспитать мужественного человека, нужно поставить его в такие условия. (Макаренко)

Основной целью обучения ОБЖ в средней школе является формирование культуры безопасности личности, общества и государства, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь.       

      Главное для учащихся выработать четкие жизненные ориентиры исходя из основ здорового образа жизни. Для улучшения здоровья человеку необходимо приложить максимум усилий, способствующих формированию здорового образа жизни, которого нельзя достичь без морально-волевых качеств.

 Морально-волевая подготовка направлена на формирование личностных качеств самодисциплины, самоорганизации, самоконтроля и самосознания, умения преодолевать психологический барьер, закаливание мужества и воли. Главным результатом должно явиться умение самостоятельно преобразовывать полученные знания в ежедневное поведение, образ жизни, убеждения.

 Сущностью опыта является интеграция морально-волевой подготовки с прикладной физической подготовкой.

 Раздел «Морально-волевая подготовка» предусматривает новые средства обучения и новые условия образовательной деятельности. Теоретическая часть включает раздел «Афоризмы и изречения великих людей по формированию волевых качеств» и занимает 2 часа. Этот раздел включает мотивационную основу из сборника составленного автором. Практическая часть проходит в урочное и во внеурочное время.    

 В урочное время контроль по прикладной физической подготовке ведется в вводной части каждого урока. Учащиеся после 3-5 минутного строевого тренажа подтягиваются на перекладине (в тире оборудован рукоход, приспособленный для подтягивания от 18 до 21 человека одновременно). Результаты по сравнению с исходными повышаются в первый месяц от 0 до 4-8 раз, и от 6-7 раз до 14-16 раз. Девушки преодолевают разновысотный рукоход в тире длиной 6 метров. На начальном этапе девушки преодолевают 3 метра. Альтернатива по весовым показателям; у юношей – сгибание и разгибание рук в упоре лежа, у девушек поднимание туловища.

 Морально-волевая подготовка включает также и проведение утренней зарядки в весенне-осенний период в течение 10 дней, на которую учащиеся 10-11 классов собираются утром. Введена оценочная система посещаемости за 10 дней, не считая воскресенья. Проводится первенство школы по боксу среди 10 -11 классов. При наличии защитного шлема, боксерских перчаток, отсутствия медицинских противопоказаний. Главное – желание и способность выйти на ринг, преодолеть себя, преодолеть свой страх, трусость. 

       В духовно-нравственном воспитании, в формировании лучших человеческих качеств большую роль играет интеграция с предметами гуманитарного цикла. В своей работе использую  афоризмы и изречения великих людей, которые донесли до нас тысячелетние понятия добра и зла.

 К примеру,

  «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления»    Филипс;

«Больше людей становятся хорошими от упражнений, чем от природы»  Демокрит.

       Опыт показывает, что многие учащиеся используют полученные знания и умения на уроках ОБЖ в дальнейшем: в своей учебе, службе в рядах Вооруженных Сил, работе и повседневной жизни.

Формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью,формирование личностных качеств самодисциплины, самоорганизации, самоконтроля и самосознания, умения преодолевать психологический барьер, закаливание мужества и воли. Главным результатом должно явиться умение самостоятельно преобразовывать полученные знания в ежедневное поведение, образ жизни, убеждения.

Физическое, духовное  благополучие, социальная адаптация– вот что  является результатом морально-волевой подготовки.

       Обновление методики преподавания ОБЖ через внедрение раздела «Морально-волевая подготовка» предусматривает  новые средства обучения и новые условия образовательной деятельности. Раздел делится на теоретическую и практическую часть, преимущество проявляется в практико-ориентированном, деятельностном подходе, в реальном формировании волевых качеств и здорового образа жизни. Внеурочная форма практической части сопровождается не только оздоравливающим эффектом, но и положительным психоэмоциональным фоном.Новизна заключается в том, что в весьмаограниченных рамках урочного времени организуется укрепление духовного здоровья учащихся. Содержание упражнений выстроено как индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Разработанный мною курс  изучения ОБЖ   выстроен так, что в итоге получаем портрет достойного гражданина, патриота России, духовно здоровой личности безопасного типа поведения, соблюдающего культуру Безопасности  личности, общества, государства.

Морально-волевая подготовка.

«Афоризмы и изречения великих людей по формированию волевых качеств»

1. Человек формируется не с помощью услышанного и сказанного, а трудом и деятельностью. ( А. Эйнштейн)

2. Трудности порождают в человеке способности для их преодоления. (Филипс)

3. Больше людей становятся хорошими от упражнений, чем от природы.   (Демокрит)

4. Характер есть совершенно воспитанная воля.  (Эмерсон)

5. Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу. (У. Теккерей)                                                                     

6. Тот, кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя, как говорит Гете, кто же напротив хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. (Гегель)

7. Люди упорные возвышенны, тот кто наделен только храбростью, всего лишь порывист; кто наделен только доблестью, всего лишь горяч; кто наделен только мужеством, всего лишь славен, и только тот велик, кто упорно добивается истины. Почти вся тайна великой души заключается в слове «настойчивость». Настойчивость для мужества то же, что колесо для рычага – это беспрерывное обновление точки опоры. (Гюго)

8. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.     (Л. Толстой)

9. О нравственных качествах нужно судить не по отдельным усилиям, а по его повседневной жизни. (Паскаль)

10. Воспитай волю – это броня сохраняющая разум.  (А. Кунанбаев)

11. Мы мало дорожим тем, что нам легко достается, ценность всего мы определяем размерами наших затрат.

12. Самая великая победа – победить себя.  (Платон)

13. Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.  (Конфуций)

14. Воля – иммунитет против лени.  (А. Смирнов)

15. Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.  (Сенека Старший)

16. Любовь к отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к отечеству. (Ш. Монтескье)

17. Воспитание есть усвоение хороших привычек. (Платон)

18. Мужество – это не только шар подьема, но и парашют падения. (Бернс)

19. Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. (Гюго)

20. Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие. (Гезлит)

 21. Ленивые всегда  бывают людьми посредственными. (Вольтер)

22. Рано ложиться и рано вставать – вот что делает человека здоровым, богатым и умным.  (Б. Франклин) 

23. Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. (Гельвеций)

24. Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни. (Ибн Сина)

25. Нелегко одержать победу над теми, кто сражается будучи готовым умереть. (Лукон)

26. Как нет рыбы без костей, так нет людей без недостатков.  (Лютер)

27. Каждый день или через день заставляй себя делать то, чего ты не любишь, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не застал тебя врасплох.  (Джеймс)           

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основополагающий фактор успешной социализации дошкольника.

Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и...

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания де...

Участие в экологических акциях как фактор успешной социализации учащихся

Из опыта работы экологического объединения "Природа и мы" подросткового клуба "Лира" МКУДО "Центр внешкольной работы"...

Статья. Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.

Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся....