Семья как основополагающий фактор успешной социализации дошкольника.
методическая разработка по теме

 

 

Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и социализации личности учащегося. В настоящее время, успешная социализация ребёнка, в частности, дошкольника, предполагает готовность ребёнка самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро развивающегося мира и жизни общества в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья как основополагающий фактор успешной социализации учащегося.

Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и социализации личности учащегося. В настоящее время, успешная социализация ребёнка, в частности, дошкольника, предполагает готовность ребёнка самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро развивающегося мира и жизни общества в целом. 

В России социализация личности – далеко не завершённый процесс. Мы живём в условиях постоянно меняющегося социального окружения, наш социальный статус тоже имеет свойство изменяться, мы испытваем на себе последствия перемен в обществе, его настроени, как позитивного, так и негативного характера, и вследствие всех этих необратимых процессов жизнедеятельности человек постепенно всё больше и больше участвует, вместе с обществом, в социализации этого общества. Все эти процессы неизменно приводят к тому, что человек, в течении всей своей жизни, неоднократно меняет свою социальную роль. Это же относится и к ребёнку.


Ранняя стадия социализации ребёнка – это дошкольная стадия – является тем базисным институтом, в котором главную роль надстройки играет семья.

В период дальнейшего развития ребёнка и его непосредственной образовательной деятельности  количество  институтов социализации увеличивается и институт семьи в какой-то степени начинает утрачивать главенствующие позиции в иерархии социализации ребёнка.  Всё большее влияние начинает занимать школа, класс, личность и авторитет классного руководителя, что является также неваловажным в развитии социализации дошкольника, а также, друзья и одноклассники, которые тоже оказывают на ребёнка огромное влияние, как позитивное, так порой и негативное. Но, самой главной, нерушимой и основополагающей стадией бесспорно является стадия ранней социализации и роль семьи как главного фактора её успешного прохождения.

Для полноценного развития дошкольника, как нравственно-личностного, психо-эмоционального, так и физического развития - ребёнок с самого момента рождения постоянно должен находиться в непрерывном контакте и взаимодействии с внешним миром и социальным окружением, но, следует подчеркнуть тот факт, что это должна быть только такая культурно-нравственная среда, которая может и готова обеспечить ребёнку полноценное, комплексное и адекватное развитие. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная и постоянная социальная деятельность ребёнка ещё не возможна в прицнипе, ребенок уже способен воспринимать и быстро приспосабливаться к условиям жизнедеятельности и к людям, его окружающим

Следует отметить тот факт, что ранняя социализация ребёнка в семье имеет решающее значение и для дальнейшего взаимоотношения в семье между родителями. Семейная гармония и взаимопонимание между супругами  напрямую влияет на восприятие детьми их семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей, где образцом будут семейные отношениея отца и матери. Семья имеет свойство либо создать личность либо, разрушить её. Только семья структурирует и регулирует возможности достижения самореализации ребёнка и способствует появлению его «я».

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых, а также - принятие роли и её исполнение или - подражание. Принятие определённой роли или модели поведения – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в семью, дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это те действия, которые непосредственно связанны с реальным поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя (она же – самая главная) социализация осуществляется в семье, где ребёнок усваивает эти модели поведения и обучается большинству важнейших ролей. 
И так, самую первую информацию об окружающем мире ребёнок получает только в семье, где именно отец и мать и являются превыми, кто поставит ребёнка на путь социализации в обществе и тот факт, на сколько она будет успешной, зависит только от них самих, от их чуткости, терпения, грамотности, нравственности и образованности.



Зам.директора по УВР Начальной школы – детского сада №64 ОАО «РЖД» Кудрин Д.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классовМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащих...

Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания де...

Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка

Выступление на МО классных руководителей 2018-2019 уч.года...

Мышление - основополагающий фактор успешного обучения в школе

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию мыслительных операций младших школьников...