Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.
статья на тему

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konfer.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Главным результатом школьного образования является социально – адаптированный ученик, который обладает различными компетенциями, такими как коммуникативная, социальная, информационная и другие. В качестве главного результата образования НРК Государственного образовательного стандарта Свердловской области определяет достижение социальной компетентности обучающегося.

Последние исследования нашей школы показали низкий уровень данной компетентности. Одной из задач школы является развитие социальной компетентности. Поэтому мной была выбрана следующая тема:

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Цель моей работы: выявление условий формирования социальной компетентности у учащихся.

Задачи:

  1. Выделить сущностные характеристики и сформулировать на их основе определение социальной компетентности.
  2. Определить пути формирования социальной компетентности учащихся как фактора успешной социализации личности.

Социально-экономические перемены в стране и мире сегодня однозначно меняют характер общественной жизни человека. Связанные с этим преобразования в обществе в значительной степени опираются на использование образования как инструмента социализации личности. Сегодня перед образованием поставлена задача - не просто вооружить молодых людей знаниями, умениями и навыками по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Социальная компетентность очень важна в современном обществе. Она играет особую роль в формировании жизненного пути человека. Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чём свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время, как в России, так и за рубежом.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено, что «…общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». 

Социальная компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности, а это: способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях.

Формирование социальной компетентности может рассматриваться как психологический аспект укрепления психического здоровья подрастающего поколения.

Опыт социального взаимодействия у ребенка складывается с первых шагов его жизни. Сначала он слит  с матерью, затем разрывает единство с ней и постигает круг семейных отношений. Позднее, в дошкольном детстве, выходит за круг семьи и приобретает опыт взаимодействия с другими людьми. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется теперь тем, насколько успешно он справляется с общественными требованиями. Именно в этот период начинает активно формироваться мотивационная деятельность, которая напрямую связана с ситуацией успеха.

Мотивация успеха является позитивной для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личную активность.

Формирование социальных компетентностей может быть достигнуто не только во внеурочное время, но и на уроке. Это возможно при наличии следующих условий:

Групповая учебная работа. Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.  Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для учащихся чувство эмоционального благополучия в социуме.  Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Групповая работа в образовательном процессе максимально способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию социальной компетентности, а именно развитию таких показателей, как ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация учения и эмпатия по отношению к партнёру, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия, что, безусловно, является фактором успешной социализации личности.

Организация проектной деятельности. Воспитание дисциплины проектной деятельности формирует также умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Ответственность является основой для развития социальной компетентности. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проектной деятельности. Кроме этого, учащиеся, не имеющие успех в учебной деятельности, могут реализовать себя в выполнении как индивидуального, так и коллективного проектов, а значит, оказаться в ситуации успеха, что, несомненно, приведет к повышению учебной активности и успешности.

3. Социальная компетентность - это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства: 

  • мотивация учебной деятельности;
  • создание ситуации успеха;
  • создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;
  • организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель»;
  • организация самоанализа собственной деятельности.

Субъект-субъектные отношения являются формой организации жизни на уроке и реализуются через диалоговое обучение, дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

Задача современного учителя - использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума и предметного общения. Например:

  • участие в ученических конференциях – классных, школьных, муниципальных, областных и региональных;
  • организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентации творческих и самостоятельных работ (групповых и индивидуальных);
  • реализация проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков;
  • проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;
  • участие в районных, городских, областных олимпиадах

 Сегодня социальное образование должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и самореализации человека как субъекта деятельности.

В качестве необходимого условия достижения определённого уровня социальной компетентности личности является социальная адаптация (активное включение в социальную среду).

Фактором успешной социализации личности является формирование социальной компетентности учащихся не только во внеурочное время, но и на уроке.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

В статье описана работа по формированию социальной компетентности у школьников с нарушением слуха на уроках трудового обучения и во внеурочное время...

Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве

Аннотация:Данная статья посвящена опыту реализации сетевого проекта «Содружество» по взаимодействию между общеобразовательной организацией и учреждениями культуры, дополнительного об...

Формирование социальной компетентности как фактора успешной социализации личности.

Социальная компетентность как основополагающий фактор в развитии обучающихся в ОВЗ...

Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.

Социально-позитивная деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченн...

Формирование устной речи, как фактор успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе....

«Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учрежден...