Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
рабочая программа по обж (8 класс)
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.
Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Ларьякская СШ» на 2022-2023 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dlya_zpr_obzh_2022-2023.docx | 62.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП ООО для учащихся с ЗПР | ||||
Российская Федерация Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Ларьякская средняя школа» | ||||
Рассмотрено на заседании методического совета Председатель Т.М.Ерохина Протокол от 30.08.2022 № 1 | Согласовано: зам.директора по УР Л.В.Прочаковская | Утверждено: Приказ от 31.08.2022 № 103 | ||
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год | ||||
Составители: | Шульдешов И.И. | |||
с. Ларьяк,2022 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8-х классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 января 2020 г. № 6 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утверждённой на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.»;
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.
Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Ларьякская СШ» на 2022-2023 учебный год.
Программа учитывает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может не узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с особыми возможностями здоровья наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся таких классов характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов для детей с особыми возможностями здоровья характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Методы и формы, через которые будет реализована программа:
- обучение на интересе, на успехе, на доверии;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- диалогические методики;
- комментированные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения тематики программы.
2. Общая характеристика курса.
Особенность курса — в его практической направленности. Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются представления учащихся 7—9 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социального характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации, касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.
3. Место курса в учебном плане.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8 классе из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
· ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
·ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан
к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской
и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы
и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится
8 класс
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
Основы комплексной безопасности (23 ч)
Пожарная безопасность (3 ч)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.
Безопасность на дорогах (3 ч)
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.
Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения. Велосипедист – водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста.
Безопасность на водоемах (3 ч)
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них. Оказание помощи, терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность (2 ч)
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно-опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно-опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)
Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов.
Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения.
Эвакуация населения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
Основы здорового образа жизни (8 ч)
Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)
Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором.
Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.
Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.
Тематическое планирование,8 класс
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени |
Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) | ||
Раздел I . Основы комплексной безопасности (16 ч) | ||
1. Пожарная безопасность (3 ч) | ||
1 |
| 1 |
2 | 1.2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | 1 |
3 | 1.3 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | 1 |
2. Безопасность на дорогах (3 ч) | ||
4 |
| 1 |
5 |
| 1 |
6 | 2.3 Велосипедист — водитель транспортного средства | 1 |
3. Безопасность на водоёмах (3 ч) | ||
7 | 3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 1 |
8 | 3.2. Безопасный отдых на водоёмах. | 1 |
9 | 3.3 Оказание помощи, терпящим бедствие на воде | 1 |
4. Экология и безопасность (2 ч) | ||
10 | 4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 1 |
11 | 4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 |
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) | ||
12 | 5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 |
13 | 5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 1 |
14 | 5.3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 |
15 | 5.4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1 |
16 | 5.5 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 |
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | ||
6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) | ||
17 | 6.1. Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 |
18 | 6.2. Обеспечение химической защиты населения. | 1 |
19 | 6.3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 1 |
20 | 6.4. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 |
7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) | ||
21 | 7.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 |
22 |
| 1 |
23 | 7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) | ||
Раздел IV. Основы здорового образа жизни (7 ч) | ||
8. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч) | ||
24 | 8.1. Здоровье как основная ценность человека. | 1 |
25 | 8.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. | 1 |
26 | 8.3. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. | 1 |
27 | 8.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 |
28 | 8.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 |
29 | 8.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 |
30 | 8.7 Профилактика вредных привычек. | |
31 | 8.8 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | 1 |
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) | ||
9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) | ||
32 | 9.1. Первая помощь пострадавшим и её значение. | 1 |
33 | 9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. | 1 |
34 | 9.3. Первая помощь при травмах.9.4. Первая помощь при утоплении | 1 |
ИТОГО: | 34 |
8. Формы контроля и оценка достижения
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух- трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четы- рех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
9. Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Литература:
Учебники:
ОБЖ : 8 – кл. : учеб. Для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов ,Б.О Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2018. – 255 с.
Календарно-тематическое планирование, 8 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Коррекция | Количество часов | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание |
Раздел 1. Обеспечение комплексной безопасности | |||||||
Пожарная безопасность (3 часа) | |||||||
1 | 06.09 | 1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности | |||
2 | 13.09 | 1 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | ||||
3 | 20.09 | 1 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре | ||||
Безопасность на дорогах (3 часа) | |||||||
4 | 27.09 | 1 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. | |||
5 | 04.10 | 1 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | ||||
6 | 11.10 | 1 | Велосипедист-водитель транспортного средства | ||||
Безопасность на водоёмах (3 часа) | |||||||
7 | 18.10 | 1 | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | |||
8 | 25.10 | 1 | Безопасный отдых на водоемах | ||||
9 | 08.11 | 1 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | ||||
Экология и безопасность (2 часа) | |||||||
10 | 15.11 | 1 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | |||
11 | 22.11 | 1 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | ||||
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия | |||||||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (5 часов) | |||||||
12 | 29.11 | 1 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного | |||
13 | 06.12 | 1 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | ||||
13.12 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | ||||||
14 | |||||||
15 | 20.12 | 1 | Пожары на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия | ||||
16 | 27.12 | 1 | Аварий на гидротехнических сооружениях | ||||
Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций (4 часа) | |||||||
17 | 10.01 | 1 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера | |||
18 | 17.01 | 1 | Обеспечение химической защиты населения. | ||||
19 | 24.01 | 1 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | ||||
20 | 31.01 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | |||||
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) | |||||||
21 | 07.02 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера | ||||
22 | 14.02 | Эвакуация населения. | |||||
23 | 21.02 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | |||||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||||||
Основы здорового образа жизни (8 часов) | |||||||
24 | 28.02 | 1 | Здоровье как основная ценность человека. | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | |||
25 | 07.03 | 1 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность | ||||
26 | 14.03 | 1 | Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества | ||||
27 | 21.03 | 1 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | ||||
28 | 04.04 | 1 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | ||||
29 | 11.04 | 1 | Вредные привычки и их влияние на здоровье Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | ||||
30 | 18.04 | Профилактика вредных привычек. | |||||
31 | 25.04 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | |||||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа) | |||||||
32 | 02.05 | 1 | Первая помощь при неотложных состояниях | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | |||
33 | 09.05 | 1 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия) | ||||
34 | 16.05
| 1 | Первая помощь при травмах (практические занятия) Первая помощь при утоплении (практические занятия) |
Учебно-методический комплекс:
1. Рабочие программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М. Просвещение, 2018
2.Учебники:
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа «составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -9 клас-сы», под редакцией Б. М. Неменского «Изо...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 7-9 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ для 7-9 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 11 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11-х классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря ...