рабочая рограмма по ОБЖ
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_5_klass.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса МОУ «Гимназия №25» города Курска составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V – IX классах общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин).
Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и
здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа по 1 часу в неделю.
Основной формой изучения материала является урок. Закрепление полученных знаний, умений и навыков по темам программы осуществляется на практических занятиях.
Для оценки результатов обучения основам безопасности жизнедеятельности могут быть использованы различные формы текущего контроля знаний (опрос обучающихся, выполнение тестовых заданий, групповая работа), а также выполнение проверочных и контрольных работ.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. – М.:Дрофа, 2009-2011;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл. : Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа,2002;
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение, 2001;
- Электронный учебник по основам безопасности жизнедеятельности, разработанный УМЦ ГО и ЧС Курской области.
Содержание данной рабочей программы предусматривает формирование у обучающихся 5 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе обучающиеся должны
знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и
социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- правила безопасного поведения на воде;
- возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении),
причины их возникновения и правила поведения;
- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном
транспорте, и правила безопасного поведения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах
проживания;
- устройство и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
владеть навыками:
- в использовании первичных средств пожаротушения;
- в оказании помощи терпящим бедствие на воде;
- в использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания;
- в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударе.
Тематический план программы ОБЖ для 5 класса
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вводимые понятия | В т.ч. на практические занятия | Домашнее задание | |
По плану | Фактич. | ||||||
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 27 | 4 | |||||
1.1 | Особенности города как среды обитания человека | 1 | Раздел 1 глава 1, п.1.1 | ||||
1.2 | Службы безопасности города | 1 | Вызов служб безопасности города | п.1.2 | |||
1.3 | Дом, в котором мы живем | 1 | Возможные ЧС в жилище и их причины | Глава 2, п.2.1 | |||
1.4 | Пожары | 1 | Пожар, причины пожара, поражающие факторы пожара | п. 2.2 | |||
1.5 | Практическое занятие «Правила поведения при пожаре» | 1 | План эвакуации при пожаре, правила выхода из зданий | 1 | п. 2.2 | ||
1.6 | Практическое занятие «Средства тушения пожара» | 1 | Устройство огнетушителя | 1 | п. 2.2 | ||
1.7 | Затопление квартиры | 1 | Причины затопления и правила поведения | п. 2.3 | |||
1.8 | Электричество | 1 | Правила поведения при обращении с электроприборами и поражением электрическим током | п. 2.4, рисунок | |||
1.9 | Опасные вещества | 1 | Воздействие угарного и бытового газа на человека, правила поведения | п. 2.5 | |||
1.10 | Взрыв и обрушение дома | 1 | Причины обрушений и правила поведения | п. 2.6 | |||
1.11 | Если захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи) | 1 | Правила поведения при ЧС бытового характера | п. 2.7 | |||
1.12 | Опасные ситуации на улице | 2 | Правила поведения при гололеде,при попадании в толпу,при встрече с дикими или домашними животными | Глава 3 п. 3.1-3.3 | |||
1.13 | Современный транспорт-зона повышенной опасности | 1 | Причины транспортных аварий, виды современного транспорта | Глава 4, п. 4.1 | |||
1.14 | Общественный (городской) транспорт | 1 | Особенности проезда и поведения в общественном транспорте | п. 4.2 | |||
1.15 | Практическое занятие «Правила поведения на дорогах и тротуарах» | 1 | Правила дорожного движения | 1 | п. 4.2, рисунки | ||
1.16 | Железнодорожный транспорт | 1 | Опасности на ж/д транспорте и правила поведенияв вагоне и на ж/д вокзале | п. 4.3 | |||
1.17 | Авиационный транспорт | 1 | Причины ЧС на воздушном транспорте, правила поведения при взлёте, посадке и разгерметизации салона | п. 4.4 | |||
1.18 | Морской и речной транспорт | 1 | Водный транспорт, сигналы оповещения, действия в ситуации «Человек за бортом» | п. 4.5 | |||
1.19 | Психологические основы самозащиты | 1 | Правила психологического поведения при встрече с преступниками, признаки возможного преступления | Глава 5, п. 5.1 | |||
1.20 | Ситуации криминогенного характера в доме (квартире). Криминогенные ситуации в подъезде | 1 | Правила поведения при попытке кражи, взлома квартиры или дома. Правила безопасного поведения при нахождении в подъезде дома | п. 5.2, 5.3 | |||
1.21 | Криминогенные ситуации на улице. Как избежать опасных домогательств и насилия. | 1 | Правила поведения в криминогенных ситуациях на улице или при встрече с незнакомыми людьми | п. 5.4, 5.5 | |||
1.22 | Если вы оказались заложником | 1 | Правила поведения при захвате террористами, признаки возможного похищения или террористического акта | п. 5.6 | |||
1.23 | Загрязнение воды | 1 | Экология, способы загрязнения мест проживания, правила безопасного экологическог поведения | Глава 6, п. 6.1 | |||
1.24 | Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы. | 1 | Причины и последствия загрязнения почвы и воздуха, правила безопасного поведения в таких районах | п. 6.2, 6.3 | |||
1.25 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие гражданские противогазы. | 1 | Респиратор, ватно-марлевая повязка, ГП-5 | Глава 7, п.7.1 | |||
1.26 | Практическое занятие «Правила пользования фильтрующим противогазом» | 1 | Правила ношения и надевания ГП-5 | 1 | п. 7.2, 7.3 | ||
Раздел 2. Основы медицинских знаний | 4 | 2 | |||||
2.1 | Различные виды ранений и их причины | 1 | Виды ран | Раздел 2, глава 1, п.1.1 | |||
2.2 | Практическое занятие «Первая медицинская помощь при ранениях» | 1 | Правила осмотра и обработки ран | 1 | п.1.2 | ||
2.3 | Общая характеристика кровотечений | 1 | Виды кровотечений,их особенности | п.1.3 | |||
2.4 | Практическое занятие «Первая помощь при кровотечениях» | 1 | Правила наложения давящей повязки | 1 | п. 1.4 | ||
Раздел 3. Основы здорового образа жизни | 3 | ||||||
3.1 | Движение и здоровье. | 1 | Понятие о движении, виды движений, влияние движения на здоровье человека,гиподинамия,гипердинамия | Раздел 3, глава 1 | |||
3.2 | Различные виды нарушений осанки и причины их возникновения. | 1 | Понятие об осанке,причинах изменения осанки,видах сколиоза,влияние компьютера на формирование осанки и зрение | Глава 2, глава 3 | |||
3.3 | Развитие и изменение организма. Физическое и нравственное взросление человека. | 1 | Особенности развития организма человека в детском и подростковом возрасте,правила ухода за организмом | Глава 4, глава 5 |
Содержание учебного материала
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных
и чрезвычайных ситуациях
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности. Система обеспечения безопасности города. Характеристики городского и сельского жилищ, особенности их жизнеобеспечения. Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире), многоэтажном здании. Правила поведения при возгорании одежды и электроприборов. Способы эвакуации из горящего здания. Правила поведения при возникновении пожара в транспорте (автобус, трамвай, троллейбус).
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении пользования ими. Действие опасных веществ на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Правила безопасного поведения на транспорте. Современный транспорт-зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус), железнодорожного, авиационного, водного.
Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях.
Правила профилактики и самозащиты от хулиганов. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Правила безопасного поведения заложников.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-5, детский противогаз ПДФ-Ш, ватно-марлевая повязка). Их использование.
Практические работы:
1. Правила поведения при пожаре;
2. Средства тушения пожаров;
3. Правила поведения на дорогах и тротуарах;
4. Правила пользования фильтрующим противогазом ГП-5.
Раздел 2. Основы медицинских знаний
Общая характеристика повреждений и их последствия для организма человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Характеристика различных видов кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).
Практические работы:
1. Первая медицинская помощь при ранениях;
2. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Движение. Гиподинамия и гипердинамия. Сколиоз, деформация позвоночника. Особенности развития организма в подростковый период.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.
Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.:АСТ: Астрель,2008-2010;
2. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П.
Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997;
3. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рограмма по ОПК для 5 класса
Рабочая программа по ОПК для 5 класса на 2013-2014 уч. год...
Рабочая рограмма по математике 7 кл. 2013 -2014уч.год
Комитет по образованию администрации Хабарского районаАлтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО...
Рабочая рограмма по русскому языку- 5класс
разработка учебной программы...
Рабочая рограмма 5-9 класс
Рабочая программа для 5-9 классов разработана к УМК В.П.Кузовлева...
Рабочая рограмма ФГОС 4 класс Rainbow English
данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая рограмма 2018-2019 5 класс Spotlight 5
Пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая рограмма по литературе
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику В.Я.Коровиной...