Рабочая рограмма по ОПК для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Рабочая программа по ОПК для 5 класса на 2013-2014 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravoslavnoy_kultury_5_klass.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы Руководитель МО
____________(В.А.Щербинин) ____________(Т.М.Урапина)
«___»______________2013 г. «___»____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основ религиозных культур и светской этики
по модулю «Основы православной культуры»
5 класс
1 час в неделю, 34 часа
Борисова Елена Александровна учитель высшей категории
2013 г.
с. Абашево
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей школьников.
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование основ православной культуры в 5 классе.
№ п/п | Тема урока, раздела. | Основные понятия. | Формируемые УУД | ЭОР | Дата провед. |
1-3. | Тема: Религиозная культура в жизни человека. | Культура, духовность, религиозная культура, православие, православная культура, добро, историческая память, культурный человек, любовь к Родине, Отечество, отчий дом. | Регулятивные УУД: • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • Преобразовывать практическую задачу в познавательную; • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Презентация «Россия – мой отчий дом», | |
4-5. | Библия – книга на все времена. | Библия – великий литературный и исторический памятник культуры. Бог, мир, человек, человек как творение Господа. | Познавательные УУД: • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Презентация «Библия – памятник истории, литературы и культуры человечества» | |
6-7. | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | Библейские сюжеты как источник вдохновения в творчестве великих деятелей русской культуры. Библия, религиозное искусство, духовная поэзия, религиозная живопись, христианские праздники. | Коммуникативные УУД: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Видефильм «Русь». Презентация «Библейские сюжеты в творчестве россиян» | |
8. | Обобщение и систематизация знаний учащихся | Тесты по пройденным темам. | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
9-10. | Монастырь – центр христианской православной культуры. | Православные монастыри – центры культуры в древней Руси и ценнейшие памятники русской архитектуры и живописи. Христианская радость, христианские добродетели, монах, монастырь, устав, духовная красота, обет. | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. • Общее представление о моральных нормах поведения. | Презентация «Православные монастыри России – памятники истории, архитектуры и живописи». | |
11-12. | Язык христианской православной культуры. | Смысловая составляющая и символичность памятников христианской культуры. Христианские святыни, христианское искусство, символ, крест, нимб, голубь, рыба, красота, Воздвижение креста, жертвенная любовь. | Регулятивные УУД: • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • Преобразовывать практическую задачу в познавательную; • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Презентация «Символы христианства» | |
13-14. | Для чего построен и как устроен православный храм? «Храм - дом Бога на земле» | Русская храмовая архитектура – значимый пласт русской православной культуры. Литургия, таинства, базилика, крест, ротонда, алтарь, иконостас, престол, жертвенник, священнослужители. | Познавательные УУД: • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Презентация «Устройство православного храма», музыкальное пособие (диск). | |
15-16. | Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков. | Русская храмовая архитектура – значимый пласт русской православной культуры. | Познавательные УУД: • Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: • формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их. | Презентации: Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя в Москве. | |
17. | Обобщение и систематизация знаний учащихся. | Выполнение тренировочных тестов. | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
18-19. | О чём рассказывает православная икона? | Православная икона – святыня и объект культурного наследия наших православных предков. Икона, образ, первообраз, иконописный канон, пост, левкас, паволока, темпера | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. • Общее представление о моральных нормах поведения. Познавательные УУД: • Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. | Презентация «Православная икона»; презентация «А. Рублев и его творчество». | |
20-21. | Иконы великих православных праздников. | Основы иконографии православной церкви: иконы Божией Матери, написанные евангелистом Лукой. Иконы великих православных праздников. Отношение к иконам русских людей. | Познавательные УУД: • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Презентации: Икона Владимирской Божией Матери. Икона Казанской Божией Матери. Икона святого Георгия Победоносца. Покров «Преподобный Сергий Радонежский» | |
22-23. | Красивый мир церковнославянской азбуки. | Роль церковнославянской азбуки в истории и культуре русского народа. Равноапостольный, церковнославянский язык, кириллица, буквица, устав, просветители. | Познавательные УУД: • Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: • формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их. | Презентация «Буквица». | |
24-25. | Русская духовная музыка. | Молитва, Псалом, Царь Давид, Псалтырь, Стихира, Тропарь, Кондак, Икос, Славословие, Величание. | Регулятивные УУД: • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • Преобразовывать практическую задачу в познавательную; • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Музыкальное пособие (диск). | |
26. | Обобщение и систематизация знаний учащихся. | Карточки- задания для каждого ученика. | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
27. | Предыстория Крещения Руси от апостола Андрея Первозванного до «Фотиева» крещения. | Крещение, Князья Аскольд и Дир, Илия Пророк, патриарх Фотий, Риза, Ветхий Завет. | Познавательные УУД: • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | ||
28. | Предыстория Крещения Руси от святой княгини Ольги до святого князя Владимира Красное Солнышко. | Святая княгиня Ольга, Князь Святослав, Апостол | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. • Общее представление о моральных нормах поведения. | Презентация «Княгиня Ольга», «Святой Князь Владимир» | |
29-30. | Выбор веры для Руси князем Владимиром Красное Солнышко. | Язычество, Культ, Перун, Пантеон Богов, Добрыня Никитич, Святые мученики Феодор и Иоанн. | Познавательные УУД: • Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: • формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их. | Презентация «Крещение Руси». | |
31-32. | Русские святые. | Силы внутренней свободы ради защиты Веры и Отечества. Исторический экскурс: Куликовская битва (1380 г.). Пожар Москвы. Духовный смысл Бородинской битвы (1812 г.). Оборона Севастополя (1855 г., 1941 – 43 гг.) | Познавательные УУД: • Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: • формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их. | Презентация «Русские святые» | |
33. | Контрольная работа. | Контроль знаний за год. | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
34. | Обобщение и систематизация знаний учащихся. | Зачетный урок по защите проектов учащихся. | Личностные УУД: • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Презентации учащихся с проектами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая рограмма по ОБЖ
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V – IX к...
Рабочая рограмма по математике 7 кл. 2013 -2014уч.год
Комитет по образованию администрации Хабарского районаАлтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО...
Рабочая рограмма по русскому языку- 5класс
разработка учебной программы...
Рабочая рограмма 5-9 класс
Рабочая программа для 5-9 классов разработана к УМК В.П.Кузовлева...
Рабочая рограмма ФГОС 4 класс Rainbow English
данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая рограмма 2018-2019 5 класс Spotlight 5
Пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая рограмма по русскому языку 5 класс
Рабочая программа курса«Русский язык 5 класс» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой...