Технологическая карта урока
план-конспект урока по обществознанию
Общество как сложная динамическая система
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_2.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор:
ПРЕДМЕТ: Обществознание
Тема:*Общество как сложная динамическая система | Тип:* Изучение нового материала | ||
Цель:* Продолжить формирование четкого представления об обществе как сложноорганизованной и саморазвивающейся системе | |||
Планируемые результаты* | |||
Предметные: должны: знать, что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова; взаимосвязь общества и природы; элементы и подсистемы общества; основные сферы общественной жизни и их элементы; в чем выражается специфика общественных явлений; в чем заключается особенность человеческой деятельности; связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения; какие отношения можно считать общественными | Метапредметные: познавательные - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы; давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство», «общество», «страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни России и иностранных государств, духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; регулятивные - составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; коммуникативные - составлять план действий; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы | Личностные: осознание необходимости ответственного отношения к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
Формы организации учебной деятельности:* Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. | |||
Методы, приемы организации учебной деятельности:* Проблемно-задачный подход. Диалогическое взаимодействие | |||
Межпредметные связи: история, биология, МХК, право, философия, экономика | |||
Ресурсы урока:* Видео, презентация «Что такое общество». | |||
Учебно-методический комплекс: Учебник «Обществознание» 10класс. Базовый уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой. Москва. «Просвещение» 2016. | |||
Опорные понятия, термины: Общество в широком и узком смысле, сферы общества, типы общества, система, элемент, динамическая саморазвивающаяся система, подсистемы | |||
Ход урока* | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | ||
Мотивационно-целевой | |||
Проверяет готовность учащихся к уроку. Организует диалог с учащимися по вопросам: назовите все, что известно об обществе, какова цель общества? | Отвечают на вопросы. Анализируют высказывания: Называют тему урока и самостоятельно составляют план урока. Записывают план. | ||
Проектировочный | |||
Организует диалог с учащимися - Что такое общество? - Какие сферы общества вы знаете? - Назовите классификацию обществ. | Отвечают на вопросы. Самостоятельно дают определения понятий. Объясняют свою точку зрения. | ||
Процессуальный | |||
Поясняет задания по ходу презентации, ученики должны в рабочей тетради составить схему: общество в узком и широком смысле Организует дискуссию по характеристике сфер общества и ступеням развития общества. | Выполняют задания в рабочей тетради по ходу просмотра слайдов. Изучают информацию, составляют схему и заполняют таблицу. Линии сравнения выделяют самостоятельно. Слушают учителя, работают в группах. Количество групп обучающихся соответствует числу наук, изучающих общество (7-8). Отвечают на вопросы | ||
Рефлексивно-оценочный | |||
Выберите правильный ответ. Тестовые задания Подводит итоги. Обобщает полученные знания Разъясняет, уточняет содержание домашнего задания | Ученики выполняют тестовые задания | ||
Дополнительный материал: Дополнительный материал Науки об обществе. Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, поэтому в категорию социальных наук, наук об обществе включается целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин. Философия, Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблемам основное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества. Философия дает самые глубокие знания об обществе, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории. Популярная в XX в. марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изучала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений. В центре внимания при этом находилась структура хозяйства. Социологическая школа (Р. Михельс (1876-1936), В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ. Школа «Анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов. Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных явлений, знаков и отношений. Представители «философии жизни» (В. Дильтей (1833-1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода. Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844-1904), Р. Челлен (1864-1922), X. Макиндер (1861-1947)) привязывали изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту. Антропология. Антропология (дословно «наука о человеке»), как правило, исследует архаические общества, стремясь найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества и т. н. «примитивные» народы, или «дикари», живут по сей день в тех же социальных условиях, что и человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные» общества, можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», стадии. Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов. Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные» общества, но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития. Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов. Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление. Это научное направление появилось в середине XIX в. (О. Конт (1798-1857), Ф. Теннис (1855-1936), Э. Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с позиции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение. Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий. Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества. Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает лучше понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к распространению практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов. Экономика. Изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в изучении общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки. Столь же большое значение экономическому фактору в истории придают и обществоведы либеральной школы (Ф. фон Хайек (1899-1992), К. Поппер (1902-1994)), интерпретирующие историю общественного развития как диалектический процесс освобождения автономного индивидуума как экономического субъекта от инстанций, ограничивающих экономические свободы (государство, религия, мораль и т. д.). Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. Охватывает все вышеописанные научные дисциплины, помогающие понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность этих подходов позволяет понять, что такое общество, каково его основное содержание, как оно развивается в каждом конкретном случае. | |||
Домашнее задание:*п.1, словарь. Работают с текстом документа (с. 16-17), отвечают на вопросы | |||
Дополнительное творческое домашнее задание: |