Разработка урока по общеобразовательной дисциплине "Обществознание" по теме: Семья и брак как социальные институты
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

Конспект урока по теме: Семья и брак как социальные институты

Цели:

1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные социальные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи

2. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важные теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии

3. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Тип урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: основы права, история

Средства обучения: учебник А.Г.Важенин Обществознание,

персональный компьютер, мультимедийное оборудование;

мультимедийная презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Семья и брак как социальные институты

Цели:

1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные социальные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи;

2. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важные теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии;

3. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Тип урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: основы права, история

Средства обучения: учебник А.Г.Важенин Обществознание,

персональный компьютер, мультимедийное оборудование;

мультимедийная презентация

Ход урока:

1. Организационный момент: 1 – 2 мин.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку

Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация»

Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети».

А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.

2Вступительное слово преподавателя.

Сообщение темы урока и разъяснение целей урока.

О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: Семья и брак как социальные институты

План

  1. Семья как социальный институт.
  2. Социальный институт брака.
  3. Традиционные семейные ценности.
  4. Тенденции развития семьи в современном мире.
  5. Государственная политика поддержки семьи.

3. Изучение нового материала.

  1. Семья как социальный институт.

В рамках нашей темы мы рассмотрим семью как социальный институт. Следовательно, речь должна идти не об отдельной человеческой общности, а о семье комплексе существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.

Рассмотрите схему

СЕМЬЯ как социальный институт – это комплекс

социальных норм

образцов поведения

прав и обязанностей

        

  1. Регулируют отношения между супругами, родителями и детьми
  2. Воздействуют со стороны общества на семейные отношения

Основа – семейные роли (супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные)


 
Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

  1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
  2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
  3.   Какого поведения от вас ждут?
  4. Какие правила нормы диктует вам общество?

                 

Используя данные вопросы, охарактеризуйте семейные роли

- супружеские (жена, муж)

- родительские (мать, отец)

- детские (сын, дочь, сестра, брат)

- межпоколенные (дед, бабка, прадед, внучка, правнук и т.д.)

- внутрипоколенные (ст. сын, ст. дочь, мл. брат, мл. сестра и т.д.)

  1. Как вы думаете, когда возникли и как складывались нормы семейного поведения? (по ходу ответов учащихся заполняется таблица «Виды семей»)
  2. Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать?

(юридические – регламентированы законодательством,

культурные – регламентированы ценностными установками,

этические – регламентированы обычаями, традициями)

(по ходу ответов выстраивается схема)

Функции семьи

  1. репродуктивная  
  2. социальная – формирование индивида как личности
  3. экономическая – общее хозяйство помощь поддержка
  4. защитная – физическая психологическая экономическая
  5. статусная –
  6. эмоциональная – доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка любовь

2. Социальный институт брака.

Итак, мы выяснили, что с возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер ( соц контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять гос органы.  Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака.

На стр. 323 учебника дано определение института брака. Прочитайте его. Скажите

- Какую особенность брака как социального института подчеркивает данное определение

Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, что можно обойтись и без него. Все более популярен гражданский брак. 

Определите свои позиции за и против. Аргументируйте ответ

  1. Традиционные семейные ценности.

Итак, какие семейные ценности могут укрепить брак

Попробуйте создать словарь семейных ценностей (верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание и т д)

  1. Тенденции развития семьи в современном мире.

В наши дни во всех странах семья переживает качественные изменения. Кто-то даже говорит о кризисе социального института брака и семьи. Какие же тенденции и проблемы наблюдаются в мире, в том числе и нашей стране?

Как вы думаете, какими причинами вызваны эти тенденции и проблемы?

  1. Государственная политика поддержки семьи.

Ситуацию в России некоторые социологи называют катастрофической. Данные статистики представлены на слайде.70% разводов приходится на молодые семьи. Десятки тысяч дел о лишении родительских прав. Проблема укрепления семьи стоит достаточно остро. Решать ее надо на уровне государства.

4. Контроль усвоения материала 5 – 7 мин.

задания представлены на слайде

  1. Домашнее задание параграф 4.5, ответить на вопросы, выполнить задание – составить идеальный портрет жены, мужа, родителя и ребенка

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семья и брак как социальные институты

На классном часе в 10 классе дается понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...

Урок обществознания по теме "Семья и брак"

Урок с презентационным сопровождением. Цель урока: определить социальные и правовые аспекты семьи и брака Задачи: - разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи); - выяснить условия ...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"

Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе....

Разработка урока английского языка по теме:"Семья" 6 класс Комарова

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...

Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты

Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты"...

Презентация к уроку по теме: Семья и брак как социальные институты

Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку по учебной дисциплине Обществознание по теме: Семья и брак как социальные институты. Презентация выполнена в программе Microsoft...