Разработка урока по общеобразовательной дисциплине "Обществознание" по теме: Семья и брак как социальные институты
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)
Конспект урока по теме: Семья и брак как социальные институты
Цели:
1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные социальные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи
2. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важные теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии
3. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
Тип урока: изучение нового материала
Межпредметные связи: основы права, история
Средства обучения: учебник А.Г.Важенин Обществознание,
персональный компьютер, мультимедийное оборудование;
мультимедийная презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: Семья и брак как социальные институты | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья и брак как социальные институты
Цели:
1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные социальные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи;
2. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важные теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии;
3. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
Тип урока: изучение нового материала
Межпредметные связи: основы права, история
Средства обучения: учебник А.Г.Важенин Обществознание,
персональный компьютер, мультимедийное оборудование;
мультимедийная презентация
Ход урока:
1. Организационный момент: 1 – 2 мин.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку
Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация»
Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья», «брак», «родители», «дети».
А теперь попробуйте выстроить свои схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения.
2. Вступительное слово преподавателя.
Сообщение темы урока и разъяснение целей урока.
О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: Семья и брак как социальные институты
План
- Семья как социальный институт.
- Социальный институт брака.
- Традиционные семейные ценности.
- Тенденции развития семьи в современном мире.
- Государственная политика поддержки семьи.
3. Изучение нового материала.
- Семья как социальный институт.
В рамках нашей темы мы рассмотрим семью как социальный институт. Следовательно, речь должна идти не об отдельной человеческой общности, а о семье комплексе существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.
Рассмотрите схему
СЕМЬЯ как социальный институт – это комплекс |
социальных норм |
образцов поведения |
прав и обязанностей |
|
Основа – семейные роли (супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные) |
Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:
- Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
- Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
- Какого поведения от вас ждут?
- Какие правила нормы диктует вам общество?
Используя данные вопросы, охарактеризуйте семейные роли
- супружеские (жена, муж)
- родительские (мать, отец)
- детские (сын, дочь, сестра, брат)
- межпоколенные (дед, бабка, прадед, внучка, правнук и т.д.)
- внутрипоколенные (ст. сын, ст. дочь, мл. брат, мл. сестра и т.д.)
- Как вы думаете, когда возникли и как складывались нормы семейного поведения? (по ходу ответов учащихся заполняется таблица «Виды семей»)
- Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать?
(юридические – регламентированы законодательством,
культурные – регламентированы ценностными установками,
этические – регламентированы обычаями, традициями)
(по ходу ответов выстраивается схема)
Функции семьи
|
2. Социальный институт брака.
Итак, мы выяснили, что с возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер ( соц контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять гос органы. Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака.
На стр. 323 учебника дано определение института брака. Прочитайте его. Скажите
- Какую особенность брака как социального института подчеркивает данное определение
Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, что можно обойтись и без него. Все более популярен гражданский брак.
Определите свои позиции за и против. Аргументируйте ответ
- Традиционные семейные ценности.
Итак, какие семейные ценности могут укрепить брак
Попробуйте создать словарь семейных ценностей (верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание и т д)
- Тенденции развития семьи в современном мире.
В наши дни во всех странах семья переживает качественные изменения. Кто-то даже говорит о кризисе социального института брака и семьи. Какие же тенденции и проблемы наблюдаются в мире, в том числе и нашей стране?
Как вы думаете, какими причинами вызваны эти тенденции и проблемы?
- Государственная политика поддержки семьи.
Ситуацию в России некоторые социологи называют катастрофической. Данные статистики представлены на слайде.70% разводов приходится на молодые семьи. Десятки тысяч дел о лишении родительских прав. Проблема укрепления семьи стоит достаточно остро. Решать ее надо на уровне государства.
4. Контроль усвоения материала 5 – 7 мин.
задания представлены на слайде
- Домашнее задание параграф 4.5, ответить на вопросы, выполнить задание – составить идеальный портрет жены, мужа, родителя и ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семья и брак как социальные институты
На классном часе в 10 классе дается понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...
Урок обществознания по теме "Семья и брак"
Урок с презентационным сопровождением. Цель урока: определить социальные и правовые аспекты семьи и брака Задачи: - разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи); - выяснить условия ...
Разработка урока обществознания в 10 классе по теме Семья и брак
Урок обществознания с применением ЭОР...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"
Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе....
Разработка урока английского языка по теме:"Семья" 6 класс Комарова
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...
Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты
Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты"...
Презентация к уроку по теме: Семья и брак как социальные институты
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку по учебной дисциплине Обществознание по теме: Семья и брак как социальные институты. Презентация выполнена в программе Microsoft...