Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Козлова Любовь Ивановна

Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.11kl_semya_i_brak_kak_sots_inst.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 11 классе .

Тема: Семья и брак как социальные институты.

   Цели урока:    

  1. Образовательная:

Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначения института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи.

  1. Развивающая:

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задачи, участвовать в дискуссии.

  1. Воспитательная:

Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

    Тип урока:  урок-исследование.

          План урока.

  1. Семья и брак как социальные институты.
  2. Традиционные семейные ценности.
  3. Тенденции развития семьи в современном мире.
  4. Государственная поддержка семьи.

    Основные понятия:

    семья, брак, ценности семьи, проблемы кризиса современной семьи.

   Актуальность темы урока:

Обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

  Практическая значимость урока

Определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Ход урока.

   Мотивация.

               3 ситуации ( слайд 2).

  Организационный момент. Объявление темы и цели урока, плана урока ( слайды 3,4)

  Работа по 1-му пункту плана.

  Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей между супругами, родителями и детьми и воздействуют  со стороны общества на семейные отношения( слайд 5)

  Основа – семейные роли (супружеские, родительские, детские).

  Брак – дано определение ( слайд 6).

  Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

   Работа в  группах. (слайд 7), 

   Используя данные вопросы, охарактеризуйте семейные роли (карточки)

    Первая группа – супружеские (жена и муж).

   Вторая группа – родительские (мать и отец).

   Третья группа – детские (сын, дочь, сестра, брат).

  Отметить: 1. Семейные роли и нормы ориентированы на удовлетворение важных

                        социальных  потребностей.                                         

                        2. Общество нуждается в семье.

                        3. Регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.

    В России признается законным брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, можно вполне обойтись без него. Все более популярными становятся так называемые гражданские браки ( слайд 8 ,1,2,3вопросы )

       Задание группам:

  Определите свою позицию по данной проблеме:

 «Гражданский брак»: «за» и «против», аргументируйте ее ( слайд 8 ,4 вопрос), слайд 9).

           Работа по второму вопросу( слайд 10).

   Вопрос группам:  Какие семейные ценности могут укрепить брак?

  Попробуем создать словарь семейных ценностей (верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание, трудолюбие, чувство ответственности, порядочность).

   Отметить, что существуют расхождения в ценностях между поколениями:

в оценке правил морали, важности отдельных качеств личности.

        Работа по третьему вопросу.

   Учитель: Определим самые острые проблемы семейных отношений в мире и современной России( слайд 11).

  Два подхода к кризису семьи( слайд 12 (см. учебник стр. 109)

  Рост социальной активности женщин в современном обществе  (положительные последствия) (слайд 13); отрицательные последствия( слайд 14.)

         Работа по четвертому вопросу.

Учитель: Государство заинтересованно в укрепление семьи как социального института. С этой целью правительство России  принимает специальные меры.

        

          Домашнее задание:

  Написать сочинение – эссе:

  «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжения, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости»

В.А. Сухомлинский

«Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»                                                                                   А. Шопенгауэр

   Современная семья: кризис или поиск счастья?

    Дополнительное задание: составьте условия брачного договора.

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Семя. Внешнее и внутреннее строение"

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: "СЕМЯ. Внешнее и внутреннее строение"...

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

Конспект урока по учебнику Кравченко А.И....

Проверочная работа по обществознанию 6 класса по теме "Семья.Семейное хозяйство"

Работа  проводится  после изучения  темы  "Семья.Семейное  хозяйство".Работа   составлена  на  основе   учебника  Л.Н.  Боголюбова...

Презентация по обществознанию 6 класс по теме "Семья"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Семья". Изучение темы предположительно можно поделить на 2 урока....

Тест по обществознанию 5 класс по теме "Семья"

Практикум  по теме "Семья" в форме теста поможет выявить уровень знаний по данной теме...