Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Пальчинская Эльмира Халиловна

Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_11_kl._semya_i_brak.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ДЕТСКИЙ САД № 37» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Методическая разработка урока

по обществознанию в 11 классе на тему:

Семья и брак

Подготовила и провела:

учитель экономики и

обществознания

Пальчинская Э.Х.

2016/2017 учебный год

Урок : «Семья и брак».

Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.

Цели урока:

Образовательные:

- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

- выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи  в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;

- определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

Развивающие:

- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации;

- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

- продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;

- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Задачи: 

личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, гражданский брак, патриархальная семья.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, видеоролик, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя»,Всероссийская перепись населения .

Семья-это кристалл общества.

В.Гюго.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

- проверяется готовность учащихся к занятию;

-показ видеоролика;

-работа над темой урока; установить цели урока;

- учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока. (Число, кл.работа) (слайд 1)

II.       Изучение нового материала. (слайд 2)

План:

  1. Что такое семья?
  2. Функции семьи
  3. Этапы становления брачно – семейных отношений
  4. Основные черты патриархальной и современной семьи
  5. Кризис современной семьи
  6. Гражданский брак

  1. Что такое семья.

Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак? (слайд 3)

Брак-совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности в отношении друг друга, а их двоих – в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

Семья исследуется в 2-х аспектах: (слайд 4,5)

  1. Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  2. Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.

  Задание 1. (слайд 6)

Ниже приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт (ответ: 1,2,6,7) (ответ:3,4,5).

 1. Совместное проживание,

2.эмоциональная связь,
3. Заключение брачного контракта,
4.  первичная социализация детей,
5. юридические права супругов,
6. совместное ведение хозяйства,
7.взаимная моральная поддержка

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

  1. Функции семьи.

Задание 2: Определите основные функции семьи? Пользуясь текстом (учебник, с. 175-176), заполнить схему (слайд 7): 

Вывод: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.

Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

  1. Этапы становления брачно-семейных отношений.

Схема  (слайд 8): Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

1. патриархальная (традиционная)

2. демократическая (партнерская)

4. Основные черты патриархальной и современной семьи.

    Патриархальная семья.

Задание 3. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы.

Работа с источниками    Вопросы к документам:

-каковы основные черты патриархальной семьи?

-почему раньше возникает именно такой тип семьи?

  1. В германской «Песни о Нибелунгах»  героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
  2. Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».  «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

Основные черты патриархальной семьи(слайд 9)

  • Зависимость жены от мужа,
  • Подчинение младших воле старших.

Причины возникновения патриархальной семьи:

  • Естественное неравенство полов.
  • Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств. Мужчины заняли господствующее положение в политической жизни.

Современная семья.

Надо отметить, что семья и сейчас эволюционируют, причём иногда, некоторым кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот «аромат» большой семьи, в которой должны расти дети.

Задание 4: Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г., 2010 г.  (документ 2) и текст (документ 3) и сделайте вывод:

  • Какие тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране? (кризис - уменьшение количества зарегистрированных и рост количества незарегистрированных браков, рост количества разводов, увеличение количества детей, рождённых вне брака).
  • Каковы причины этого кризиса? (вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни, уменьшение числа детей, взаимное отчуждение членов семьи, ослабление воспитательного воздействия родителей на детей).

(слайды 10)

Задание 5  «Мозговой штурм»: работа в группах:

- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

После прослушивания ответов на доске появляется (слайд 11) «Рост социальной активности женщин»

Положительные последствия:

- экономическая самостоятельность;

- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

Отрицательные последствия:

- мало детей;

- ослабление внутрисемейных связей;

- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

Проблемный вопрос:  

- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

5.Кризис современной семьи.

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

Проблемные вопросы:

-  Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?

- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем (слайд 12):

- рост числа разводов;

- увеличение числа неполных семей;

- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

- взаимное отчуждение членов семьи;

- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

- увеличение числа «гражданских браков».

6. Гражданский брак.

Результаты социологического опроса: Гражданский брак: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание.

Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.

Сообщение учащегося

Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.

И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.

Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».

Выводы:

- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится  в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

- постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

III. Подведение итогов урока:

Закрепление:

  1. Определите функции семьи на основе репродукции картины В.С. Баюскин «За обедом». (По ходу названия  функций на доске крепим лепестки в виде цветка ромашки.) (слайд 13)

Вопрос классу: Как вы думаете, что это за цветок и что он означает?

Слово учителя:

Цветок ромашки в России является символом семьи. Белый цвет обозначает верность, преданность супругов, а желтый цвет- взаимопонимание, теплоту, семейное благополучие.

  1. Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» Пукирева.

     3.Учитель: Что же даёт семья современному человеку? 

Во- первых, нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе.

Во- вторых, упорядочена его интимная жизнь.

В- третьих, он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой стоит в вечности. Пусть он сам, когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать его род.

В- четвертых, в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями.

В- пятых,  в семье человек находит единомышленников, которые окажут ему психологическую помощь.

В- шестых, именно семья- наша опора в старости.

Будьте счастливы в семье!

       4. Взаимопроверка и выставление оценок. Рефлексия.  Закончите любое        предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке (слайд 14).

        Самое интересное на уроке было ………………..

        Мне понравилось ………………………………….

        Сегодня на уроке я так и не понял ……………….

        Меня заинтересовало ……………………………...

        Хотел бы узнать подробнее о ……………………..

        Мне не понравилось ……………………………….

        Я считаю, что сегодня мы ………………………….

Д/з:  (слайд 15)

  1. Параграф 16, работа с документом в учебнике на стр. 182-183.
  2. Подобрать пословицы о семье.
  3. Выбрать одно из предложенных высказываний и написать на его основе аргументированное эссе.

Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества. (Ф.Адлер.)

Один отец даст больше, чем сто учителей. (Д.Герберт)(тем, кто сдаёт ЕГЭ).

Приложения.

Основные черты патриархальной семьи. (Документ 1)

«Песнь о Нибелунгах» (Германия):

Героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

«Домострой» (Россия)

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрёт, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».

«Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

                                              Современная семья. (Документ 2)

                                             Всероссийская перепись населения

Население по состоянию в браке

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Численность населения

в том числе:

147,0 млн.

145,2 млн.

 

142,9 млн.

 

16 лет и более:

состоящие в браке

никогда не состоявшие вбраке

вдовые

разошедшиеся

111,0 млн.

72,4 млн.

17,8 млн.

12,2 млн.

7,9 млн.

118,7 млн.

67,9 млн.

24,9 млн.

13,5 млн.

11,2 млн.

119,7 млн.

66,5 млн.

24,0 млн.

13,8 млн.

11,6 млн.

моложе 16 лет:

состоящие в браке

в зарегистрированном браке

в незарегистрированном браке

3,7 тыс.

1,5 тыс.

2,2 тыс.

1,8 тыс.

0,7 тыс.

1,1 тыс.

                                                        Документ 3.

Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом, и в слаборазвитом мире, так же, как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные экономические отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.                         

                                                                                                                                                          Л.Туроу

1.В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях?

2.Каковы причины этого кризиса?

3.Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"

методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...