Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему : "Семья и брак"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Материал рекомендован для проведения открытого урока на уроках обществознания в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_11_kl._semya_i_brak.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ДЕТСКИЙ САД № 37» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методическая разработка урока
по обществознанию в 11 классе на тему:
Семья и брак
Подготовила и провела:
учитель экономики и
обществознания
Пальчинская Э.Х.
2016/2017 учебный год
Урок : «Семья и брак».
Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.
Цели урока:
Образовательные:
- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
- выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;
- определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.
Развивающие:
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации;
- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;
- продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;
- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;
-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.
Задачи:
личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак, гражданский брак, патриархальная семья.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, видеоролик, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя»,Всероссийская перепись населения .
Семья-это кристалл общества.
В.Гюго.
Ход урока.
- Организационный момент:
- проверяется готовность учащихся к занятию;
-показ видеоролика;
-работа над темой урока; установить цели урока;
- учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока. (Число, кл.работа) (слайд 1)
II. Изучение нового материала. (слайд 2)
План:
- Что такое семья?
- Функции семьи
- Этапы становления брачно – семейных отношений
- Основные черты патриархальной и современной семьи
- Кризис современной семьи
- Гражданский брак
- Что такое семья.
Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.
Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.
Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак? (слайд 3)
Брак-совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности в отношении друг друга, а их двоих – в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.
Семья исследуется в 2-х аспектах: (слайд 4,5)
- Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
- Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
Задание 1. (слайд 6)
Ниже приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт (ответ: 1,2,6,7) (ответ:3,4,5).
1. Совместное проживание,
2.эмоциональная связь,
3. Заключение брачного контракта,
4. первичная социализация детей,
5. юридические права супругов,
6. совместное ведение хозяйства,
7.взаимная моральная поддержка
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
- Функции семьи.
Задание 2: Определите основные функции семьи? Пользуясь текстом (учебник, с. 175-176), заполнить схему (слайд 7):
Вывод: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.
Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
- Этапы становления брачно-семейных отношений.
Схема (слайд 8): Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):
1. патриархальная (традиционная)
2. демократическая (партнерская)
4. Основные черты патриархальной и современной семьи.
Патриархальная семья.
Задание 3. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы.
Работа с источниками Вопросы к документам:
-каковы основные черты патриархальной семьи?
-почему раньше возникает именно такой тип семьи?
- В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
- Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Основные черты патриархальной семьи(слайд 9)
- Зависимость жены от мужа,
- Подчинение младших воле старших.
Причины возникновения патриархальной семьи:
- Естественное неравенство полов.
- Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств. Мужчины заняли господствующее положение в политической жизни.
Современная семья.
Надо отметить, что семья и сейчас эволюционируют, причём иногда, некоторым кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот «аромат» большой семьи, в которой должны расти дети.
Задание 4: Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г., 2010 г. (документ 2) и текст (документ 3) и сделайте вывод:
- Какие тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране? (кризис - уменьшение количества зарегистрированных и рост количества незарегистрированных браков, рост количества разводов, увеличение количества детей, рождённых вне брака).
- Каковы причины этого кризиса? (вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни, уменьшение числа детей, взаимное отчуждение членов семьи, ослабление воспитательного воздействия родителей на детей).
(слайды 10)
Задание 5 «Мозговой штурм»: работа в группах:
- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;
- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.
После прослушивания ответов на доске появляется (слайд 11) «Рост социальной активности женщин»
Положительные последствия:
- экономическая самостоятельность;
- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;
- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);
- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.
Отрицательные последствия:
- мало детей;
- ослабление внутрисемейных связей;
- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;
- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.
Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?
5.Кризис современной семьи.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.
Проблемные вопросы:
- Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?
- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?
Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем (слайд 12):
- рост числа разводов;
- увеличение числа неполных семей;
- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
- взаимное отчуждение членов семьи;
- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
- увеличение числа «гражданских браков».
6. Гражданский брак.
Результаты социологического опроса: Гражданский брак: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание.
Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?
Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.
Сообщение учащегося
Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.
И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.
Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.
Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».
Выводы:
- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.
- постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
III. Подведение итогов урока:
Закрепление:
- Определите функции семьи на основе репродукции картины В.С. Баюскин «За обедом». (По ходу названия функций на доске крепим лепестки в виде цветка ромашки.) (слайд 13)
Вопрос классу: Как вы думаете, что это за цветок и что он означает?
Слово учителя:
Цветок ромашки в России является символом семьи. Белый цвет обозначает верность, преданность супругов, а желтый цвет- взаимопонимание, теплоту, семейное благополучие.
- Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» Пукирева.
3.Учитель: Что же даёт семья современному человеку?
Во- первых, нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе.
Во- вторых, упорядочена его интимная жизнь.
В- третьих, он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой стоит в вечности. Пусть он сам, когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать его род.
В- четвертых, в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями.
В- пятых, в семье человек находит единомышленников, которые окажут ему психологическую помощь.
В- шестых, именно семья- наша опора в старости.
Будьте счастливы в семье!
4. Взаимопроверка и выставление оценок. Рефлексия. Закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке (слайд 14).
∙ Самое интересное на уроке было ………………..
∙ Мне понравилось ………………………………….
∙ Сегодня на уроке я так и не понял ……………….
∙ Меня заинтересовало ……………………………...
∙ Хотел бы узнать подробнее о ……………………..
∙ Мне не понравилось ……………………………….
∙ Я считаю, что сегодня мы ………………………….
Д/з: (слайд 15)
- Параграф 16, работа с документом в учебнике на стр. 182-183.
- Подобрать пословицы о семье.
- Выбрать одно из предложенных высказываний и написать на его основе аргументированное эссе.
Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества. (Ф.Адлер.)
Один отец даст больше, чем сто учителей. (Д.Герберт)(тем, кто сдаёт ЕГЭ).
Приложения.
Основные черты патриархальной семьи. (Документ 1)
«Песнь о Нибелунгах» (Германия):
Героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
«Домострой» (Россия)
«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрёт, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».
«Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Современная семья. (Документ 2)
Всероссийская перепись населения
Население по состоянию в браке | 1989 г. | 2002 г. | 2010 г. |
Численность населения в том числе: | 147,0 млн. | 145,2 млн.
| 142,9 млн.
|
16 лет и более: состоящие в браке никогда не состоявшие вбраке вдовые разошедшиеся | 111,0 млн. 72,4 млн. 17,8 млн. 12,2 млн. 7,9 млн. | 118,7 млн. 67,9 млн. 24,9 млн. 13,5 млн. 11,2 млн. | 119,7 млн. 66,5 млн. 24,0 млн. 13,8 млн. 11,6 млн. |
моложе 16 лет: состоящие в браке в зарегистрированном браке в незарегистрированном браке | 3,7 тыс. 1,5 тыс. 2,2 тыс. | 1,8 тыс. 0,7 тыс. 1,1 тыс. |
Документ 3.
Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом, и в слаборазвитом мире, так же, как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные экономические отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л.Туроу
1.В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях?
2.Каковы причины этого кризиса?
3.Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)
Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"
"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"
Данная тема является ключевой в курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
Урок по обществознанию...
методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"
методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...
методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"
методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...
методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам"
методическая разработка урока по обществознанию 7 класс по теме "Что значит жить по правилам" приемлемо к применению в малокомплектной школе...