РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
рабочая программа по обществознанию
Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и разработана:- на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом изменений от 12 августа 2022 г. приказ №732, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 12 сентября 2022 г. №70034;
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2023 г. №797, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22 ноября 2023 г. №76057;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_e.docx | 114.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасский машиностроительный колледж»
(ГБПОУ РО «НМК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для специальности
13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Новочеркасск, 2024
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин Председатель _____________ А.Н. Кукса «___» __________ 2024 г. | СОГЛАСОВАНО И.о. заместителя директора по учебной работе __________ А.В. Егорова «___» _____________ 2024 г. | |
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией специальностей 13.02.07, 13.02.13 Председатель _____________ А.В. Глазков «___» __________ 2024 г. |
Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденной 1 июня 2024 г., и разработана:
- на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом изменений от 12 августа 2022 г. приказ №732, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 12 сентября 2022 г. №70034;
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2023 г. №797, зарегистрированным Министерством юстиции РФ 22 ноября 2023 г. №76057;
- с учетом федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №371, зарегистрированной Министерством юстиции РФ 12 июля 2022 г. №74228;
- на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины Обществознание, утвержденной ДПО ИРПО, протокол №14 от 30 ноября 2022 г.
Разработчик:
Елькина О.П. - преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «НМК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 18 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина ОДБ.04 Обществознание входит в общеобразовательный цикл и является базовой дисциплиной.
1.3. Результаты освоения дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание являются следующие
предметные результаты:
ПРб 1 сформированность знаний об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
- основах социальной динамики;
- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности;
- перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности;
- особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;
- роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений;
- социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;
- конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;
- системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации;
- правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
ПРб 2 умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства;
ПРб 3 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;
ПРб 4 владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;
ПРб 5 связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;
ПРб 6 владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
ПРб 7 владение умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;
ПРб 8 использование обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач;
ПРб 9 владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
ПРб 10 готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства;
ПРб 11 сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
ПРб 12 владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан.
Изучение учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностные результаты:
ЛР 1 – осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
ЛР 2 – готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
ЛР 3 – наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
ЛР 4 - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
метапредметные результаты:
МР 1 –освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
МР 2 – способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
МР 3 – овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Учебная дисциплина ОДБ.04 Обществознание способствует формированию следующих компетенций:
общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
профессиональные компетенции:
ПК 3.1. Осуществлять разработку и оформление текстовой и графической частей технической документации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего часов | 69 |
Самостоятельная работа | 0 |
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 69 |
в том числе: | |
аудиторные занятия | 69 |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия | 34 |
В том числе профессионально-ориентированное содержание (прикладной модуль) | 18 |
теоретическое обучение | 6 |
практическое обучение | 12 |
Консультации | 0 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Коды результатов, формированию которых способствует элемент программы | |||
Раздел 1. Человек в обществе | 10 | |||||
Тема 1.1 Общество и общественные отношения. Развитие общества | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 01. ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Входное тестирование. Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Практические занятия | ||||||
№ 1 | Исследовать перспективы развития специальности Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования). | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 2 | Исследовать противоречивый характер общественного прогресса и противоречивые последствия процесса глобализации. | |||||
Тема 1.2 Биосоциальная природа человека и его деятельность | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1.ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02. ОК 04 ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования). Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере электроэнергетики. | 1 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№3 | Анализ и систематизация информации по теме мировоззрение, его структура и типы мировоззрения. | |||||
Тема 1.3 Познавательная деятельность человека. Научное познание | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1.ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02. ОК 04 ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Практические занятия | ||||||
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования). | 1 | |||||
Раздел 2. Духовная культура | 6 | |||||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1 - ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 03, ОК 05 ОК 06 ПК. 3.2 | |||
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования). | ||||||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02, ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Практические занятия | ||||||
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
№ 4 | Семинар «Профессиональное образование в сфере электроэнергетики. Роль и значение непрерывности образования для техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования)». | 1 | ||||
Тема 2.3. Религия. Искусство | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02, ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Образ профессии техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования) в искусстве. | ||||||
Раздел 3. Экономическая жизнь общества | 16 | |||||
Тема 3.1 Экономика- основа жизнедеятельности общества | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3.- ПРб 7. ПРб 9 ПРб 11-ПРб 12 ОК 02, ОК 07 ПК. 3.2 | |||
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Особенности разделения труда и специализации в профессиональной деятельности техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования). | ||||||
Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты | Содержание учебного материала | 4 | ||||
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 - ПРб 12, ОК 01 ОК 03, ОК 09 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 5 | Анализ особенностей рыночного закона спроса и предложения | |||||
Тема 3.3 Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01-ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. | 2 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 6 | Семинар «Спрос на труд, его факторы и возможности профессиональной переподготовки техника (специальность Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования)». | |||||
Тема 3.4 Предприятие в экономике | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 03 ПК. 3.2 | |||
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 7 | Семинар «Предпринимательская деятельность в сфере электроэнергетики. Основы менеджмента и маркетинга». | |||||
Тема 3.5 Экономика и государство | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 09 | |||
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации | 2 | |||||
Тема 3.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 09, ПК. 3.2 | |||
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в сфере электроэнергетики. Собственное производство как средство устойчивого развития государства | ||||||
Раздел 4. Социальная сфера | 6 | |||||
Тема 4.1 Социальная структура общества. Положение личности в обществе | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 05 ПК. 3.2 | |||
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 8 | Семинар «Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста» | |||||
Тема 4.2 Семья в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
№9 | Исследовать особенности семьи как важнейшего социального института | |||||
Тема 4.3. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№10 | Семинар «Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». | |||||
Раздел 5. Политическая сфера | 8 | |||||
Тема 5.1 Политика и власть. Политическая система | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 11 | Семинар «Субъекты государственной власти в Российской Федерации» | |||||
Тема 5.2 Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 05, ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||||
Практические занятия | ||||||
№12 | Исследовать роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
№13 | Исследовать роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации. | |||||
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации | 23 | |||||
Тема 6.1 Право в системе социальных норм | Содержание учебного материала | 2 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 01, ОК 05 ОК 09, ПК. 3.2 | |||
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
№14 | Семинар «Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности специалиста». | |||||
Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02, ОК 06 ОК 07, ПК. 3.2 | |||
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 1 | |||||
Практические занятия | ||||||
№15 | Исследовать профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени. | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 16 | Исследовать Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации | 2 | ||||
Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений | Содержание учебного материала | 8 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02, ОК 05 ОК 06, ПК. 3.2 | |||
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое Регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№ 17 | Семинар «Семейный кодекс РФ: порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое Регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.» | |||||
№ 18 | Исследовать особенности трудовых и гражданских правоотношений несовершеннолетних граждан. | 2 | ||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |||||
Практические занятия | ||||||
№ 19 | Анализ и обсуждение положений Коллективного договора. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенности регулирования трудовых отношений в сфере электроэнергетики. | |||||
Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство | Содержание учебного материала | 4 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02 ОК 06 ОК 09 | |||
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№20 | Исследовать особенности уголовной и административной ответственности несовершеннолетних | |||||
Тема 6.5 Основы процессуального права | Содержание учебного материала | 5 | ПРб 1, ПРб 3 - ПРб 7, ПРб 9 ПРб 11, ПРб 12 ОК 02, ОК 05 ОК 09 | |||
Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
№21 | Исследовать порядок рассмотрения гражданских споров, основных принципов гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство. | |||||
3 | Итоговое занятие. Выполнение заданий дифференцированного зачета. | 1 | ||||
ВСЕГО: | 69 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин», в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебные столы - 14
- стулья-28
- письменный стол преподавателя-1
- доска для мела-1
- Стол компьютерный-1
- Стол-1
- Стул-2
- Комплект визуализации информации и вывода данных.
- Стенд изучения великого наследия
Технические средства обучения:
- Комплект визуализации информации и вывода данных, доступ к сети Интернет -1
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 319 с.
- Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 334 с.
- Обществознание: учебник для СПО / Б.И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И., Федорова. – 2-е изд., перераб и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 410 с.
Дополнительные источники:
- Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с.
- Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
- Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений СПО. – Москва, Инфра-М, Альфа-М. – 2018. – 384 с.
- Как писать хорошее эссе? Рекомендации Т.Е. Ворожейкиной. /education/students/essay/good_essay.php
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2018.
Интернет-ресурсы:
- http://www.portalus.ru/ - Научная библиотека Порталус: книги, учебники статьи.
- http://www.humanities.edu.ru/ - Социально-гуманитарное и политологическое образование: книги, учебники, статьи.
- http://www.garant.ru/ - Информационно-правовой портал: тексты Конституции РФ кодексы РФ, законы, правовые документы.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Образовательные результаты (ПР) | Методы контроля и оценки результатов обучения |
ПРб 1 сформированность знаний об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; - основах социальной динамики; - особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; - перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; - особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; - роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; - социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; - конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; - системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; - правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 2 умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 3 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 4 владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; | |
ПРб 5 связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - оценка выполнения практических работ - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 6 владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; | |
ПРб 7 владение умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 8 использование обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 9 владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 10 готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования. - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 11 сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования - оценка результатов терминологического диктанта - - оценка выполнения практических работ № 1 - № 21. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 12 владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины: Физическая культура для специальности:13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание э...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03(б) Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03(б) Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Реко...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Рекоме...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 «Иностранный язык» по специальности 130211 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 «Иностранный язык» по специальности 130211 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по...
Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)...
Рабочая программа "История" СПО Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание элект...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 03 ИСТОРИЯ для специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Программа учебной дисциплины ОДБ. 03 История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханическог...