Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
материал
Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.01_russkiy_yazyk.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «КОЛЛЕДЖ НЕФТЕХИМИИ И НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
ИМЕНИ Н.В.ЛЕМАЕВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык
по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
г.Нижнекамск, 2020
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК русского и татарского языков Председатель: _______Н.Б. Шульгина Протокол № ______ « ____ »__________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ____________Г.Х. Ямалиева « ____ »__________ 2020 г. |
Составитель: Н.Б. Шульгина, преподаватель ГАПОУ «Колледж нефтехимии и нефтепереработки им. Н.В Лемаева».
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана на основе:
- Требований ФГОС среднего общего образования.
- Примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, 2015.
3. Учебного плана ППССЗ по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 14 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа используется при освоении общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык является частью ППССЗ для среднего профессионального образования и входит в общеобразовательный цикл. Общеобразовательные учебные дисциплины. Общие.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Формируемые элементы общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки | 90 |
Самостоятельная работа | - |
Всего учебных занятий | 78 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 32 |
практические работы | 46 |
Консультации | 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 2 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 10 | ||
Тема 1.1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | 2 |
Тема 1.2 | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Функциональные стили речи и их особенности. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. | |||
Тема 1.3 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | 3 |
Практическое занятие: Текст как произведение речи. Анализ структуры текста. Освоение видов переработки текста. | |||
Тема 1.4 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). | 2 | 3 |
Практическое занятие: Функционально-смысловые типы речи. | |||
Тема 1.5 | Лингвостилистический анализ текста. | 2 | 3 |
Практическое занятие: Лингвостилистический анализ текста. | |||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 10 | ||
Тема 2.1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 2 | 3 |
Тема 2.2 | Правописание безударных гласных в корнях слов. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Правописание безударных гласных в корнях слов. | |||
Тема 2.3 | Правописание согласных в корнях слов. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Правописание согласных в корнях слов. | |||
Тема 2.4 | Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц. | 2 | 2 |
Тема 2.5 | Употребление Ъ и Ь. | 2 | 2 |
Раздел 3. Лексикология и фразеология | 8 | ||
Тема 3.1. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 2 | 3 |
Практическое занятие: Слово в лексической системе языка. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. | |||
Тема 3.2 | Лексика с точки зрения её происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы) и употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 | 3 |
Практическое занятие: Лексика с точки зрения её происхождения и употребления. | |||
Тема 3.3 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | 2 | 3 |
Практическое занятие: Фразеологизмы. | |||
Тема 3.4 | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | |
Практическое занятие: Лексические нормы. | 2 | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 6 | ||
Тема 4.1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. | |||
Тема 4.2 | Правописание приставок на -З/-С, ПРЕ- и ПРИ-. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Правописание приставок на -З/-С, ПРЕ- и ПРИ-. | |||
Тема 4.3 | Правописание сложных слов. | 2 | 2 |
Раздел 5. Морфология и орфография | 20 | ||
Тема 5.1 | Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | 2 |
Тема 5.2 | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | 2 |
Тема 5.3 | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | 2 |
Тема 5.4 | Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 2 | 2 |
Тема 5.5 | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | 2 |
Тема 5.6 | Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. | 2 | 2 |
Тема 5.7 | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 2 | 2 |
Тема 5.8 | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Предлог как часть речи. Правописание предлогов. | |||
Тема 5.9 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Союз как часть речи. Правописание союзов. | |||
Тема 5.10 | Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Частица как часть речи. Правописание частиц. Междометия и звукоподражательные слова. | |||
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | 20 | 2 | |
Тема 6.1 | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. | 2 | |
Практическое занятие: Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. | |||
Тема 6.2 | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Простое предложение. Наблюдение над существенными признаками простого предложения. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение. Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | |||
Тема 6.3 | Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Второстепенные члены предложения. | |||
Тема 6.4 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | |||
Тема 6.5 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. | 2 | 2 |
Тема 6.6 | Вводные слова, междометия и обращения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Вводные слова, междометия и обращения. | |||
Тема 6.7 | Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Сложносочинённое предложение. | |||
Тема 6.8 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Сложноподчиненное предложение. Наблюдение над существенными признаками сложного предложения. Упражнения по синтаксической синонимии: предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. | |||
Тема 6.9 | Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | |
Тема 6.10 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | 2 |
Практическое занятие: Способы передачи чужой речи. | |||
Контроль знаний и умений. | Контрольная работа. | 2 | 2 |
Всего: | 78 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
- наглядные пособия: плакаты, таблицы;
- комплект учебно-методической документации;
- учебные дидактические материалы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и плазменная панель;
- презентации по всем разделам курса.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В. В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.]; под ред. Н. А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия», 2019. – 496 с.
Дополнительные источники:
1. Русский язык. Теория: Учебник / Климовская Г.И., – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017. - 259 с.
Интернет-ресурсы:
Форма доступа:
www. ruscorpora. ru
www. russkiyjazik. ru
www. etymolog. ruslang. ru
www. spravka. gramota. ru
www. slovari. ru/dictsearch
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota
www. gramota. ru
www. gramma. ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, диктантов, выполнения обучающимися самостоятельных работ, контрольных работ, творческих заданий, защиты индивидуальных проектов.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
личностные: | |
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; − понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; − формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; − способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; | Текущий контроль в форме тестирования, оценки практических работ, самостоятельных работ, контрольных работ, творческих заданий, диктантов, защиты индивидуальных проектов. Промежуточная аттестация – экзамен. |
метапредметные: | |
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; − владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; − применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; − овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; − умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; | Текущий контроль в форме тестирования, оценки практических работ, самостоятельных работ, контрольных работ, творческих заданий, диктантов, защиты индивидуальных проектов. Промежуточная аттестация – экзамен. |
предметные: | |
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; −− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; − сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Текущий контроль в форме тестирования, оценки практических работ, самостоятельных работ, контрольных работ, творческих заданий, диктантов, защиты индивидуальных проектов. Промежуточная аттестация – экзамен. |
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | - Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; - составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; - приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; - вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); - преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи | - Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; - вычитывать разные виды информации; - характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; - выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; - характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; - составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; - анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; - подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; - оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; - исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; - анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; - различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); - подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | - Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; - строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; - проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; - извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология | - Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; - объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; - познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография | - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; - проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; - извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; - опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; - извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; - использовать этимологическую справку для объяснения право- писания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; - проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; - извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; - определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; - проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; - составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Синтаксис и пунктуация | - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); - комментировать ответы товарищей; - извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; - составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; - проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; - определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; - производить синонимическую замену синтаксических конструкций; - составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; - пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; - составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины: Физическая культура для специальности:13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание э...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03(б) Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03(б) Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Реко...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Рекоме...
Сборник заданий внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Сборник заданий внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханич...
КОС по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
КОС по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)...
Методические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для учащихся технического профиля специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине составлены в соотвествии с рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»...
Рабочая программа "История" СПО Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание элект...