Рабочая программа "История" СПО Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
рабочая программа по истории

Кошеленко Ирина Петровна

Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для  специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_spo_48_ch_ii_kurs.docx95.97 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа учебной дисциплины

«История»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

                                                     

г. Югорск, 2023


ОДОБРЕНА

методическим объединением

общеобразовательных дисциплин

Протокол №___

от « ___» _______ 2023 г.

Председатель

 ________________  /Горбунова Н.В./

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»  и результатов опроса работодателей

 

Заместитель  директора по учебной работе

_______________________ /Крицына И.А./  

Разработчик:

Кошеленко Ирина Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории БУ «Югорский политехнический колледж»                                                              


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  « ИСТОРИЯ»

7

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «История» составлена на основе:

  • рекомендаций по формированию рабочих программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ И.М.Реморенко (принятых и утвержденных на педагогическом совете Югорского политехнического колледжа от 25.11.2010 г.),

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

  • ФЗ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

-  Приказа Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778, официально опубликован 11.09.2020).

Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по данной общепрофессиональной дисциплине, входящей в гуманитарный и социально-экономический  учебный цикл.

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – интерактивные, ИКТ - технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).

При освоении программы учебной  дисциплины используются также  элементы следующих педагогических технологий: проблемного обучения, проектной, традиционной блочно-модульной  технологии обучения, технологии критического мышления.

Программа состоит из  6 разделов.

Раздел 1. Страны мира во второй половине XX –нач. XXI вв. (в данном разделе  рассматриваются   геополитические итоги Второй мировой войны, а также  особенности развития стран Запада, Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX – нач. XXI в.)

Раздел 2. Россия и ее место в мире  в к. XX –нач. XXI вв. ( в данном разделе рассматриваются особенности развития СССР в период перестройки, причины и последствия распада СССР, особенности развития РФ в 90-е гг., отношения между  РФ и странами постсоветского  пространства, роль России в системе международных отношений).

Раздел 3. Локальные, региональные, межгосударственные конфликты в конце XX – начале  XXI веков (в данном разделе рассматриваются локальные и международные конфликты в мире в конце XX – начале  XXI веков, участие России в международном противодействии терроризму).

Раздел 4. Международные организации и  их назначение. Экономическая и политическая интеграция в современном мире (в данном разделе рассматриваются основные функции современных международных организаций, роль России в экономической и политической интеграции в современном мире)

Раздел 5. Роль науки, культуры и религии в современном мире (в данном разделе рассматриваются поликультурные процессы,  роль науки, образования, религии в современном мире)

Раздел 6. Важнейшие законодательные акты мирового и регионального значения (в данном разделе рассматриваются содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового значения)

Процесс реализации рабочей программы «История» предполагает организацию различных форм учебных занятий: лекций, семинаров, диспутов, конференций и т.д.

В процессе реализации программы при изучении тем предусмотрено систематическое выполнение обучающимися заданий практической направленности (составление и заполнение таблиц, составление презентаций, работа с историческими источниками, нормативно-правовыми актами,  составление характеристики исторической личности, международных конфликтов и т.д.)

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

  1.  Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»,

 входящей в состав  укрупнённой группы профессий  13.00.00 Электро- и теплоэнергетика

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков

  (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и  государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Специалист по 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

    Специалист по 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»,

должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 3.1 Участвовать в  планировании работы персонала производственного отдела

ПК 3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей

Освоение содержания учебной дисциплины  обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов:

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,

в том числе в форме практической подготовки  10 часов;

самостоятельной работы обучающегося  0 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

Лекции

46

    в том числе в форме практической подготовки

10

лабораторные занятия

-

    в том числе в форме практической подготовки

-

практические занятия

-

    в том числе в форме практической подготовки

-

   контрольные работы

-

   курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Промежуточная аттестация в форме   дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование  тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (при наличии)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

   Введение. Современная политическая карта мира  и место на ней России.

Современная политическая карта мира  и место на ней России. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX - XXI веков. Классификация современных стран по различным критериям (уровню экономического развития, политическим режимам, формам правления  и т.д.) Политические лидеры современных государств.  

Политические отношения ведущих государств мира с Россией. Главные достижения человеческой цивилизации на рубеже веков. Глобализация мирового хозяйства. Место России в экономике ведущих стран мира.

2

1,2

Раздел 1.

Страны мира во второй половине XX –нач. XXI вв.

14

Тема 1.1

Послевоенное устройство мира. «Холодная война»

Содержание учебного материала

1.

Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Решения Потсдамской конференции.  Идея коллективной безопасности. Образование ООН.  Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания».  План Маршалла. Начало складывания биполярного мира.  Образование Организации Североатлантического договора (НАТО)  И Организации Варшавского договора (ОВД).  Корейская война.  Этапы, кризисы и итоги «холодной войны».

2

2,3

Тема 1.2

Развитие США в к. XX –нач. XXI вв.

Содержание учебного материала

1.

Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для  США.  Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики.  Курс США на глобализацию в современном мире. Особенности экономического и политического развития США в нач. XXI в. Операция «Буря в пустыне». Военная операция США в Афганистане «Несокрушимая свобода». Вторжение США в Ирак (2003-2011)и другие военные операции США в нач. XXI в. Отношение между Россией и США в нач. XXI в.

2

2,3

Тема 1.3

Развитие стран Западной Европы в к. XX – нач. XXI вв.

Содержание учебного материала

1.

Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для стран Запада. Основные направления социально-экономической политики  стран Запада во второй половине  XX –нач. XXI века. Продвижение по пути научно-технического прогресса. Переход к постиндустриальному обществу. Неоконсерваторы и либералы в нач. XXI в. Европейская интеграция. Европейский Союз. Отношения между Россией с странами Западной Европы в нач. XXI в.

2

2,3

ЛР14

Тема 1.4

Развитие стран Восточной Европы в к. XX –нач. XXI вв.

Содержание учебного материала

1.

ЛР14

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира.

Последствия краха тоталитарного социализма. Социально- экономическое развитие, рыночные реформы. Интеграция в «объединённую Европу». Современный уровень взаимоотношений России и стран Восточной Европы. 

2

2,3

Тема 1.5

Особенности развития стран Азии в к. XX –нач. XXI вв

Содержание учебного материала

1.

Экономическое     и     политическое положение   Японии   после   второй мировой войны.  «Японское экономическое чудо». Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация    японской внешней политики. Современный уровень взаимоотношений России и КНР.

Образование      Китайской народной     республики.  Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».     Особенности развития Китая во второй половине XX –нач. XXI в. Мероприятия современного китайского руководства по превращению страны  из региональной в глобальную державу.  Современный уровень взаимоотношений России и КНР.

  Особенности развития Индии во второй половине XX – нач. XXI в. Своеобразие процесса модернизации. Современный уровень взаимоотношений России и Индии.

2

2,3

Тема 1.6

Особенности развития стран Латинской Америки  в к. XX –нач. XXI вв.

Содержание учебного материала

1.

Латинская Америка после Второй мировой войны. Национал-реформизм. Первый путь  развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа). Революционные процессы. 

Второй путь развития  латиноамериканских стран: интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия). 

Диктаторские режимы в 1970-80-е годы. Продолжение политики модернизации в начале XXI века. Усиление левых сил в начале XXI века в странах Южной Америки. Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок - Южноамериканский Совет Обороны (ЮСО). Современный уровень взаимоотношений России и стран Латинской Америки.

2

2,3

Тема 1.7

Особенности развития стран Африки  в к. XX –нач. XXI вв.

Содержание учебного материала

1.

Деколонизация. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран. «Социалистический» и «капиталистический» пути развития. Поиск путей модернизации. Процессы демократизации в странах Африки, связанные с крахом мировой социалистической системы.  Проблема коррупции в современных африканских странах. Межэтнические конфликты. Особенности развития стран Африки в нач. XXI в.

 Роль африканского союза в поддержании мира и безопасности. «Новое партнерство для развития Африки». Борьба с бедностью и социальным неравенством, программа «Официальная помощь развитию». Проблема опасных болезней на африканском континенте. Политика России, направленная на установление взаимовыгодных экономических связей со странами Африки.

2

2,3

Раздел 2.    

Россия и ее место в мире  в к. XX –нач. XXI вв.

20

ЛР5

Тема 2.1

Практическая подготовка. Развитие СССР в период перестройки.

Содержание учебного материала

1.

ЛР5

Начало политических и экономических реформ в СССР. М. С. Горбачёв.  Начало перестройки. Задачи модернизации социалистического общества. Политика ускорения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике. Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и «перехода к рынку».

XIX Всесоюзная партийная конференция. Реформы политической системы. Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений.

2

2,3

Тема 2.2

Советская концепция «нового политического мышления».

Содержание учебного материала

1.

Понятие и сущность политики  «нового политического мышления».  Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация отношений с Китаем. Концепция создания «общеевропейского дома».  Поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами. Поиск партнерства с США. Разблокирование региональных конфликтов.  Геополитическое положение СССР в мире в период перестройки.

2

2,3

ЛР14

Тема 2.3

Распад СССР и его геополитические последствия

1.

ЛР14

Межнациональные конфликты. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР. Выборы первого Президента РСФСР. Августовский путч. ГКЧП. Распад СССР. Образование СНГ. Геополитические последствия распада СССР.

2

2,3

ЛР1,ЛР5

Тема 2.4

Экономическое и политическое развитие России в 1990 –е годы

Содержание учебного материала

1.

ЛР1,ЛР5

Переход России  к рыночным отношениям в нач.90-х гг.: реформы и их последствия. Дефолт 1998 г. Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г. «Шоковая терапия». Корректировка курса реформ. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Постепенный выход из финансового кризиса.  

Противоборство президента Б.Н Ельцина и Верховного Совета, принятие Конституции РФ 1993 г. Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г.  Отставка Б.Н.Ельцина. Политические процессы в РФ в 90-е гг. Новая структура политической власти в РФ. Обострение межнациональных конфликтов в РФ в 90-е гг. Военно-политический кризис в Чечне. Причины, участники и содержание вооруженного конфликта. Борьба с терроризмом. Политика России на Северном Кавказе

2

2,3

ЛР1

Тема 2.5

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990 –е  годы.

Содержание учебного материала

1.

ЛР1

Положение России в мире. Изменение расстановки сил на международной арене и места и роли России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Россия и Восток. Россия и СНГ. Результаты внешней политики в 1990-е годы. Расширение границ НАТО на Востоке. Отношения России и НАТО в 90-е гг. Участие международных организациях (ООН и т.д.) Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. активное участие России в европейских делах  в рамках Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Принятие России в Совет Европы. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Принятие России в АТЭС.

2

2,3

ЛР1,ЛР5

Тема 2.6

Политический курс современной России

Содержание учебного материала

1.

ЛР1,ЛР5

Политическое развитие России в нач. ХХI в. Курс президента В.В.Путина на консолидацию общества. Укрепление российской государственности. Реформа Совета Федерации. Закон «О национальных символах России». Президентство Д.А. Медведева.  Реформа правоохранительных органов.

Характеристика основных политических сил в современной России. Политические лидеры современной России. Правительство М.В. Мишустина. Современная политическая жизнь России, структура политической системы современной России. Зимние Олимпийские игры 1914 г. Референдум 2020 г. Внесение поправок в Конституцию РФ.

2

2,3

ЛР1, ЛР5

Тема 2.7

Экономические и социальные процессы в современной России. Интеграция России в мировую экономику.

Содержание учебного материала

1.

ЛР1,ЛР5

Программа национального развития РФ. Реализация национальных проектов:

«Человеческий капитал» («Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура»), «Комфортная среда для жизни» («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология»), «Экономический рост» («Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика»). Демографическая политика России, Поддержка семьи  Экономические процессы в современной России: успехи и противоречия: проблемы экономики России и ее регионов, их особенности. Роль сырьевых ресурсов в экономике России.  Интеграция России в мировую экономику.  Россия – своеобразное геоэкономическое пространство.   Перспективы экономического развития России в начале XXI века.

2

2,3

ЛР1,ЛР5

Тема 2.8

Россия и страны постсоветского пространства в к. XX –нач. XXI вв.

Содержание учебного материала

1.

ЛР1,ЛР5

Понятие постсоветского пространства.  СНГ  в системе международных отношений в начале XXI в. Интеграционные объединения с участием стран СНГ: ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП, союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ, ШОС. Перспективы развития постсоветского пространства. Участие России в международных организациях постсоветского пространства.

Конфликты на постсоветском пространстве (в Приднестровской Молдавской Республике, Абхазии и Южной Осетии, признание независимости).  Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Россия – Белоруссия (Экономическое и военное партнерство; Декларация о создании Союзного государства) Отношения России со странами ближнего зарубежья.

    Государственный переворот на Украине 2014 г. и его последствия для русскоязычного населения Украины, позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР).

    Специальная военная операция (2022). Референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях и их воссоединение с Россией. Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их последствия для мировой торговли. Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам.

2

2,3

ЛР1,ЛР5

Тема 2.9

 Россия в системе современных международных отношений.  Россия и мировые интеграционные процессы. 

Содержание учебного материала

1.

ЛР1,ЛР5

Россия в системе международных отношений в начале XXI в. Обеспечение безопасности России в современных условиях. Деятельность РФ по укреплению мира. Ухудшение отношений России со странами Запада. Российско-американские отношения.  Россия и международные организации.  Российско-китайские отношения. Место России на международной арене в современном мире.  РФ и международная безопасность. России в развивающемся мире: альтернативные пути развития. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Сотрудничество в рамках АТЭС, АСЕАН, БРИКС Участие России в международном противодействии терроризму.

2

2,3

ЛР5

Тема 2.10

Практическая подготовка. Образование, наука и культура России в конце XX –начале XXI в.

Содержание учебного материала

1.

ЛР5

Развитие  образования  в современной России. Возрождение отечественной науки. Ж.Алферов, В.Л. Гинзбург, А.А. Абрикосов –лауреаты Нобелевской премии. Стратегия инновационного развития Российской Федерации. Инновационные  исследовательские центры. Роль религии в современной  мире и современной России. Проблемы поддержания межрелигиозного мира.  Культурная жизнь современной России. Сущность процесса вестернизации и его проявления в российской культуре. Проблемы развития современной российской культуры.  

Создание единого культурного пространства (Новая культурная инициатива для Европейского сообщества» (1988) и участие в ней России). Повышение роли СМИ. Индустрия развлечений. Музыка. Литература. Кино.театр. Визуальные искусства.

2

2,3

Раздел 3.

Локальные, региональные, межгосударственные конфликты в конце XX – начале  XXI веков

4

Тема 3.1

Локальные, региональные, межгосударственные конфликты в современном мире

Содержание учебного материала

1.

Сущность понятий: «международный конфликт», «региональный конфликт», «локальный конфликт». Причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в к. XX – нач.XXI вв.  Современные конфликты на Ближнем Востоке. Арабо-израильский конфликт. Региональные конфликты: Индия и Пакистан, Иран и Ирак. Балканский кризис. Операция «Решительная сила» против Югославии 1999 г. Военная операция США в Афганистане «Несокрушимая свобода». Вторжение США в Ирак (2003-2011). Гражданская война в Сирии. Операция «нерушимая скала».  

2

2,3

ЛР1

Тема 3.2

Проблема международного терроризма. Участие России в международном противодействии терроризму.

Содержание учебного материала

1

ЛР1

Международный терроризм как глобальная проблема современности. Координация международных усилий в борьбе с терроризмом.  Война в Сирии против террористических организаций.  Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.  Террористические организации. Пути решения проблемы международного терроризма. Роль России в борьбе с международным терроризмом. VI Московская конференция по международной безопасности.

2

2,3

Раздел 4.

Международные организации и  их назначение. Экономическая и политическая интеграция в современном мире.

2

Тема 4.1

Практическая подготовка. Международные организации и  их назначение. Экономическая и политическая интеграция в современном мире.

Содержание учебного материала

1.

Современные международные организации и сферы их деятельности. Общая характеристика международных организаций. Проблема политической интеграции в современном мире.

Роль и положение ООН в современном мире. Деятельность России в Совете безопасности ООН. Роль  и положение НАТО  в современном мире. Участие НАТО в военных конфликтах. Программа НАТО «Партнерство ради мира». Расширение НАТО на восток. История и правовые основы отношений Россия-НАТО. НАТО и бывшие республики СССР (Белоруссия, Украина, Грузия, Латвия, Литва, Эстония).

Европейская интеграция. Европейский Союз. Отношения Россия – Европейский Союз. Североамериканская интеграция (НАФТА). Отношения НАФТА с Россией. Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС). Россия в АТЭС,  АТР,  АСЕАН, БРИКС и др. интеграционных объединениях.  Тенденции и перспективы взаимоотношений России с международными организациями.

2

2,3

Раздел 5.

Роль науки, культуры и религии в современном мире

2

ЛР14

Тема 5.1

Практическая подготовка. Развитие науки, образования, роль религии в современном мире.

Мировая духовная культура на рубеже XX-XXI  веков.

Содержание учебного материала

1.

ЛР14

Научно-технический прогресс в современном мире. Достижения современной науки и техники.  Сущность понятий «промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция

Развитие образования в современном мире. Создание единого образовательного пространства (Лиссабонская декларация, Сорбоннская декларация, Болонская Декларация и «болонский процесс»).  Проблемы поддержания межрелигиозного мира.  . Поликультурные процессы в современном мире. Диалог культур.  Влияние массовой культуры на общественные процессы. Проблема сохранения национальных и религиозных традиций в процессе глобализации. Формирование «общеевропейской» культуры. Общественно-философская мысль и политическая идеология. Новые явления в литературе и искусстве.

2

2,3

Раздел 6.

Важнейшие законодательные акты мирового и регионального значения

2

ЛР14

Тема 6.1

Практическая подготовка. Важнейшие законодательные акты мирового и регионального значения.

Содержание учебного материала

1.

ЛР14

Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового значения. Отражение защиты прав человека в международных документах. Устав ООН. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах и др.  Международное гуманитарное право. Международная система защиты прав человека. Развитие права в современной России. Взаимоотношения международного и национального права. Развитие права в современной России

2

2,3

К.т. №1

Дифференцированный зачет

2

2,3

Итого

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия  учебного кабинета истории

 Оборудование учебного кабинета:  

 - рабочие места для обучающихся и преподавателя, шкафы, стенды

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

- Аудиторная доска с магнитной поверхностью

- Комплект инструментов для работы у доски

- Компьютер с программным обеспечением «Экзаменатор»;

Технические средства

- Мультимедийная домка

- Проектор

- Компьютер с возможностью подключения к Internet.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.  История (для всех специальностей СПО). Учебник – М.: Академия, 2018 -256 с.

2. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история  1945 - нач.XXI в. Учебник. 11 класс, базовый уровень  - М.: Просвещение, 2023 – 272 с.

3. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 1945-нач.XXI в. Учебник. 11 класс, базовый уровень - М.: Просвещение, 2023 – 448 с.

Дополнительные источники:

4. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Москва: Юрайт, 2020. -299 с.

5. Капустянский В.Д. Работа с историческими источниками. Учебное пособие. – Ростов - на- Дону.: Феникс, 2019.-350 с.

6. Касьянов В. В. История: учебное пособие для СПО. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с.

7.  Хрестоматия по истории России под руководством Орлова А.С., Георгиева В.А. Учебное пособие. – Москва: Проспект, 2023.-592 с.

  Интернет-ресурсы:

8.  Библиотека Гумер [Электронный ресурс]: -  https://www.gumer.info/

9. Библиотека Исторического факультета МГУ [Электронный ресурс]: -  

 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html

10. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]: - http://www.bibliotekar.ru/ 

11. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: - https://ru.wikipedia.org/wiki

12. Военная литература: собрание текстов [Электронный ресурс]: - http://militera.lib.ru/

13.Всемирная история в лицах [Электронный ресурс]: -   http://rulers.narod.ru/

14. Геосинхрония: атлас всемирной истории [Электронный ресурс]: -  http://www.hrono.ru/proekty/ostu/index.php

15. Интернет-издательство «Библиотека»: Электронные издания произведений и биографических и критических материалов [Электронный ресурс]: -  http://magister.msk.ru/library/library.htm

16. История России и СССР: онлайн-видео [Электронный ресурс]: -  https://intellect-video.com/russian-history/

     17.Международные документы по правам человека [Электронный ресурс]: -  

      https://hro.org/

18. Портал федеральных органов государственной власти РФ.  Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти [Электронный ресурс]: -   http://www.gov.ru/

19. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации

    [Интернет-ресурс] https://edu.gov.ru/

                3.3. Содержание учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

Размещение на ЮПК ДО

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности

1

электронный

размещен

2.

Рабочая программа учебной дисциплины «История»

1

электронный

бумажный

размещен

3.

Комплект для итоговой аттестации

2

электронный

бумажный

4.

Методические рекомендации

по организации  самостоятельной

работы по учебной  дисциплине «История» по программе  подготовки специалистов среднего звена

1

электронный

бумажный

размещены

5.

Учебные презентации

40

электронный

размещены

6.

Видео учебно-информационные материалы

40

электронный

размещены

7.

Тесты  

40

электронный

бумажный

размещены

8.

Комплект  обзорных лекций по учебной дисциплине

30

электронный

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических заданий,  тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения  учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

Текущий контроль:

Тестирование

Устный опрос

  Промежуточный контроль:

Дифференцированный зачет

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков

  (XX и XXI вв.);

-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных кон

  фликтов в конце XX – начале XXI в.;

-основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)

  политического и экономического развития ведущих государств и регионов

  мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

-о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и  государственных традиций;

-содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций, личностных результатов, в соответствии с программой воспитания

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

Определение терминов и понятий, соответствующих контексту

Выбор и применение эффективных  методов и способов решения поставленных задач.

Текущий контроль

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Эффективность поиска и использования необходимой информации из различных источников

Извлечение ключевых фрагментов и основного содержания из всего массива информации.

Дифференцированный зачет

      Текущий контроль

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Владение навыками саморазвития, умение самостоятельно осуществлять творческую деятельность

Демонстрация интереса к инновациям  

Выстраивание траектории профессионального и личностного развития,

осознанное планирование повышения квалификации

Осуществление самообразования, использование современной научной и профессиональной терминологии, участие в  олимпиадах, конкурсах, выставках, науно-практических конференциях

Экспертная оценка портфолио обучающихся, участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Эффективно взаимодействует с обучающимися и преподавателями в процессе обучения, применяет способы бесконфликтного общения

Готовность брать ответственность за результат команды

Экспертное наблюдение и оценка результатов формирования поведенческих навыков в ходе обучения, в ходе работы в группе.

ОК 5.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять документацию на государственном языке Российской Федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста

Дифференцированный зачет

Текущий контроль

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Проявление интереса к изучению российской истории

Знание основных событий российской истории

Участие в мероприятиях патриотической направленности,  олимпиадах, конкурсах и фестивалях по истории

Дифференцированный зачет

Текущий контроль

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Демонстрация навыков использования информационно- коммуникационных технологий при выполнении различных заданий по учебной дисциплине

Анализ и оценка информации на основе применения информационных  технологий, использование информационно телекоммуникационной сети «Интернет» для реализации учебной деятельности

Дифференцированный зачет на сайте дистанционного обучения

Текущий контроль

ПК 3.1 Участвовать в  планировании работы персонала производственного отдела

Планирование различных видов деятельности (игровой, учебной и т.д.)

Правильное определение целей, задач, содержания, методов и средств руководства определенного вида деятельности

Наблюдение и оценка достижений обучающихся при осуществлении различных видов деятельности: игровой, учебной, самостоятельной, внеаудиторной и т.д.

ПК 3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей

Правильное определение целей, задач, содержания, методов и средств деятельности коллектива

Оценка результатов различных видов деятельности

Наблюдение и оценка достижений обучающихся при анализе деятельности студентов группы

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Проявление чувства гордости за страну, народ, его историю.

Демонстрация готовности встать на защиту Отечества

Участие в мероприятиях патриотической направленности

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе устного опроса, самостоятельной работы

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

Проявление чувства гордости за страну, народ, его историю.

Участие в мероприятиях патриотической направленности

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе устного опроса, самостоятельной работы

ЛР 14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Демонстрация интереса к будущей профессии

Демонстрация конструктивное взаимодействие в учебном коллективе.

Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа.

Демонстрация профессионально значимых качеств.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе эвристической беседы, участии в диспутах,  решении ситуационных заданий, работы в коллективе, участия в конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины: Физическая культура для специальности:13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2016

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: -13.02.11  – «Техническая эксплуатация и обслуживание э...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03(б) Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03(б) Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Реко...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Рекоме...

Сборник заданий внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Сборник заданий внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.03  Иностранный язык по специальности  13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханич...

Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)...

КОС по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

КОС по дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)...

Методические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для учащихся технического профиля специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Методические рекомендации по выполнению практических работ  по дисциплине составлены в соотвествии с рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»...