Массовая культура
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА
Информационно-целевой блок
Ф.И.О преподавателя: Гумецов Таймураз Ростиславович
Класс 10 с/э Предмет: обществознание «19» января 2023 г.
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: «Массовая культура»
Методическая цель урока: продемонстрировать эффективность применения кейс-технологий в целях формирования у обучающихся навыков анализа и критического мышления;
Цель урока: создать условия для формирования представления о влиянии массовой культуры на современное общество;
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знать определение понятия «массовая культура»; перечислять черты массовой культуры и давать им характеристику; понимать условия и факторы возникновения массовой культуры; давать характеристику влияния СМИ на развитие массовой культуры; понимать положительные и отрицательные стороны влияния массовой культуры на общество;
Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь выделять главную мысль текста; уметь анализировать информацию; уметь сравнивать и классифицировать объекты; уметь приводить аргументы; уметь устанавливать причинно- следственные связи; построение логической цепи рассуждений; уметь делать выводы;
Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушают друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; способствовать развитию умения работать в группе; уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия; овладевать приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного
Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в группе; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неспешности учебной деятельности; воспитывать чувства само- и взаимоуважения; воспитывать уважительное отношение к разнообразию культур;
Инструментарий урока (технологии, методы работы, приемы): объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристическая беседа
Техническое оборудование: учебник, интерактивная доска, рабочие листы, электронный планшет
Используемые электронные образовательные ресурсы: презентация, интернет
Задание на самоподготовку: § 16, составить ПОПС формулу по высказыванию В.И. Ленина на стр. 172
Организационно-деятельностный блок
№ этапа урока, время | 1 этап - Организационный (2 мин) | ||
Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность суворовцев | Формируемые УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) |
Подготовиться к уроку, организовать взвод | Приветствует суворовцев, представляется, проверяет готовность учащихся к уроку. | Организуют свое рабочее место, приветствуют преподавателя | Регулятивные: Быстрое включение в деловой ритм |
№ этапа урока, время | 2 этап - Мотивационно-целевой этап (7 мин) | ||
Задачи этапа: Создать положительный настрой; выработка суворовцами на лично значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Просит посмотреть видеофрагмент социального опроса людей разных возрастов о дате Второй мировой войны Демонстрирует на экране вопрос Почему люди разных возрастов не знают ответ на такой важный вопрос? Каковы причины? Подводит суворовцев к проблемному вопросу урока: Массовая культура как общественное явление — это симптом вырождения общества или условие его здоровья? Сегодня мы будем говорить о массовой культуре и ее влиянии на общество Какие цели мы поставим перед собой? Проводит коррекцию и целей урока | Анализируют результаты опроса из видеофрагмента Рассуждают о возможных причинах Формулируют цели урока - выяснить, что такое массовая культура; - выявить черты массовой культуры; - рассмотреть условия и факторы возникновения массовой культуры; -дать оценку влияния СМИ на развитие массовой культуры; -выявить положительные и отрицательные стороны влияния массовой культуры на общество; Сравнивают свою поставленные цели и цели, озвученную преподавателем | Регулятивные: постановка цели, выдвижение версий Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, планируют цели и способы взаимодействия |
№ этапа урока, время | 3 этап - Открытие нового знания (29 мин) | ||
Задачи этапа | |||
Решение учебной задачи |
Кейс № 1 Обращает внимание суворовцев на планшеты и QR-коды на листах Просит найти заметки в интернете через QR-коды Задание: Проанализировать заметки и назвать черты массовой культуры о которых говорится в этих заметках (Приложения 1,2)
Кейс № 2 Дает задание на рабочих листах с пунктом 2 и раздаточным материалом (Приложение 2,3) Продолжает характеризовать массовую культуру с помощью слайда презентации Массовое общество породило его типичного представителя - человека массы, главного потребителя массовой культуры. Философы начала ХХ в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица». Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет с массовым человеком связывает кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами»)
Суворовцам даны фотографии, небольшие заметки (приложение 4), по которым они должны составить стенгазеты У одной группы рубрика «Массовая культура- симптом вырождения общества, у второй «Массовая культура условие здоровья современного общества» | Начинают работать с планшетами, выходят в сеть интернет. У каждой группы свои заметки (всего 2 группы по 5 человек) Каждая группа демонстрирует результат своей работы Объясняют свой выбор. Выполняют задание в группах Выделяют главное в контексте задания Находят нужную информацию Анализируют информацию Высказывают свое мнение Приводят примеры из жизни Выполняют творческое задание в группах Защищают свою позицию Параллельно другая группа может вступать в спор | Познавательные: выделяют главную мысль текста; анализируют информацию; сравнивают и классифицируют объекты; устанавливают причинно- следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; умение работать в группе; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
№ этапа урока, время | Этап 4 – Рефлексия (5 мин) | ||
Задачи этапа: Первичный контроль полученных знаний, способов действий | Проводит социальный опрос по проблемному вопросу урока среди суворовцев в программе Votum: Массовая культура как общественное явление — это симптом вырождения общества или условие его здоровья Показывает итоги голосования в процентах Есть среди вас такие кто поменял свое отношение к массовой культуре по ходу урока? | Отвечают на вопрос | Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
№ этапа урока, время | Этап 5- Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению (2 мин) | ||
Задачи этапа: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения задания | § 16, составить ПОПС формулу по высказыванию В.И. Ленина на стр. 172 | Записывают в дневник | Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность Личностные: ответственного относятся к своему обучению |
Дата заполнения: 17.01.2023 г. Подпись преподавателя_________________
Приложение 1
С тех пор как персонажи Marvel появились на большом экране, они наверняка попадались вам на глаза. Настоящая слава пришла к Marvel в эпоху золотого века комиксов (с 1938 по середину 1950-х годов). Однако многие из их известнейших и популярнейших персонажей были созданы позже, в 1960-х годах. Примечательно, что спустя почти полвека, когда Железный человек открыл кинематографическую вселенную Marvel, эти герои так же интересны для современного зрителя, как и в середине XX века. |
Информационный бюллетень «Stream N 'Destroy» опубликовал список рок-исполнителей, которые продали больше всего альбомов за всю историю по состоянию на 2022 год. Согласно данным списка, наибольшее количество рок-альбомов в истории продала группа «Led Zeppelin». С цифрой в 111 миллионов проданных альбомов музыканты LZ с гигантским отрывом заняли первое место. А вот второе место с 75-ю миллионами проданных пластинок вынуждены были поделить между собой AC/DC и «Pink Floyd». |
В произведениях массовой культуры часто повторяются сюжетные ходы. Так, в разных вариациях используется образ Золушки — бедной хорошей девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях (сирота, обманута любимым и т. п.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье) |
С кассовыми сборами в мировом прокате более 2,9 миллиарда долларов "Аватар" объявлен "самым кассовым" фильмом, но такие заявления обычно касаются только доходов от кинотеатров и не учитывают доходы от домашнего видео и телевидения, которые могут составлять значительную часть доходов фильма. После учета доходов от домашних развлечений не сразу становится ясно, какой фильм является самым успешным. "Титаник" заработал 1,2 миллиарда долларов от продаж и проката видео и DVD в дополнение к 2,2 миллиардам долларов, которые он собрал в кинотеатрах. |
В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. |
Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требуют интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. А одной из проблем целого поколения стало клиповое мышление. тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы. |
Приложение 2
Пункт: Что привело к появлению массовой культуры? (стр. 165 )
Ответьте на вопросы
1) в условиях какого типа общества и под влиянием каких процессов сформировалась
массовая культура?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) на ваш взгляд, было ли неизбежным появление массовой культуры?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) как вы думаете, как развитие СМИ отразилось на распространение массовой культуры в современном обществе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт: Что привело к появлению массовой культуры? (стр. 166 )
- Основные этапы становления массовой культуры
Этап | Факторы, которые оказались решающими на данном этапе |
- Как вы думаете, как социальные сети влияет на современных людей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Слышали вы когда-нибудь о проблеме клипового мышления? Какова опасность клипового мышления?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Материал для 1-ой группы
Выдержки из статьи Е.П. Семишова. В.С. Семина «СМИ в культурном процессе современности»
В современном культурном процессе СМИ оказывают мощное влияние на общественное сознание как субъект смыслепостроения, т.к. «пресса» -это не только совокупность периодической печати, но и общность журналистов, репортеров, редакторов. Формируя новые абстракции социального бытия, СМИ активно участвуют в развитии социокультурного пространства, актуализации смысложизненных позиций. СМИ формирует образы явлений действительности, транслирую их в пласт массовой культуры, что привело к резкому усилению типа «образа-знания». Вместе с этим СМИ тиражируют тип информации, обозначаемый как «образ-значение». Образ- значение требует готовых ответов, это доказывает возрастание потребления информации через интернет. Так формируются стереотипы. Чтобы быть востребованными, представители СМИ описывать события, прибегая к стереотипам, мифотворчеству, узнаваемым массовым сознанием. Часто СМИ не отражают реальность, а замещают ее. В этом замещении господствуют искусственно созданные представления и мнения «CD-дисковой», «DVD-дисковой» и «флэшковой» культурой»
Материал для 2-ой группы
Выдержки из статьи Викторова А.С.,Сверткова И.А. «Социальные сети и молодежь»
В современном мире «Интернет», как всеобъемлющая информационная система, образующая виртуальное пространство, рождает особую реальность, Интернет культуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком. Важнейшим элементом этой культуры является общение в социальных сетях. Социальные сети оказывают влияние не только на время препровождения молодежи, но и на процесс их социализации, их психику. Социальные сети заменили практически привычные нам институты социализации-семью, школу, друзей. Люди поддаются влиянию интернет-культуры. У них упрощается язык, лексический запас пополняется словами паразитами, допускаются грамматические ошибки. Воздействую на подсознательном уровне, социальная сеть зомбирует. Есть и положительные стороны. Благодаря социальным сетям, большие расстояния перестали быть помехой для коммуникации. Проще стало найти себе круг общения по интересам, реализовать себя.
Приложение 4
Заметка для 1-ой группы
«Шекспир» рок-н-ролла
Нобелевскую премию 2016 гола по литературе получил американский певец и поэт Боб Дилан: живой классик. Человек, давший этому самому рок-н-роллу невероятно новый язык. Он награжден с формулировкой «за создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции». Масштаб этого артиста и его влияние на современную культуру очевидны. Дилан –семикратный лауреат премии «Грэмми». Так же он обладатель премии «Оскар» и «Золотой глобус»
Цитаты:
«Никто не свободен. Даже птица привязана к небу»
«Если всю жизнь не рождаешься, значит, всю жизнь умираешь»
«Некоторые люди наслаждаются дождем, другие просто промокают»
Заметка для 2-ой группы
От простоты к примитивизму
Цитаты из песен
-Я шагаю по проспекту
По ночному городу
Я иду потому что,
У меня есть ноги
Я умею ходить
И поэтому иду. (Танцы минус-Город)
Одной рукой ты гладил мои волосы, другой топил на море корабли. (Ирина Аллегрова - Монолог).
- Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла (Нэнси - Отель).
- Я накрою твои глаза холодной кожей рук, под кожей рук дрожат глаза (Газманов- Закрой мои глаза)
Снегири- не гири (Иванушки- Снегири)
- А у неба нету дна
Как билетов нет в кино (Фабрика-Про любовь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...
Искусство XX-XXI в. Массовая культура. Основные направления
Презентация предназначена для уроков по всеобщей истории 9 класса под редакцией Н.В. Загладина...
Рабочая программа по курсу "Массовая культура".
Рабочая программа факультативного курса "Массовая культура" для 10-11 классов. Расчитана на два года....
Презентация к классному часу "Массовая культура"
Использовать при подготовке к классному часу...
Массовая культура
Данная презентация поможет провести урок в 10 классе по теме « Массовая культура».Учащиеся познакомятся с различными формами культуры. Презентация предполагает проведение групповой работы над «Народно...
Методологический конструкт изучения эффективности распространения патриотических ценностей в массовой культуре средствами PR
Приступая к рассмотрению методологического конструкта, скажем, что это теоретическая схема изучения и наблюдения за событиями в общественности, используя общенаучные и специальные методы познани...
Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии в трудах Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, К. Гирца.
Переосмысливая массовую культуру. Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии. Особенности “публичной сферы”. Труды Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Ф...