Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"
рабочая программа (обществознание , 10 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).
Массовая культура – важнейший феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийного изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.
Основная цель курса – помочь старшеклассникам.
- Осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности.
- Осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни.
- Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты.
В приобщении к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massovaya_kultura.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Массовая культура»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).
Массовая культура – важнейший феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийного изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.
Основная цель курса – помочь старшеклассникам.
- Осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности.
- Осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни.
- Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты.
- В приобщении к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.
Задачи курса:
- обобщать, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в результате изучения тем, разделов инвариантного курса, путем концентрации программного материала вокруг проблем, связанных с массовой культурой;
- ознакомить учащихся с широкой палитрой противоречивых, взаимоисключающих мнений, оценок, суждений, что требует от них проделать внутреннюю работу, сделать нравственный выбор, уяснить себе свои идеалы;
- подготовка учащихся к получению в дальнейшем профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям.
Программа курса «Массовая культура» состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике общих явлении и процессов в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры. Массовая культура показывается как продукт развития общества. Характеризуемся противоречивая связь массовой культуры с народной и элитарной. Рассматриваются исторические лапы становления массовой культуры, особенности ее развития в России. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в современном мире.
Во втором разделе «Основные направления и формы массовой культуры» рассматриваются конкретные проявления и продукты массовой культуры: массовая литератора, популярная музыка, реклама, мода, дизайн. Завершается курс темой, затрагивающей проблем потребительского поведения и потребительских стандартов в современном обществе.
Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей. Опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры.
Курс соответствует целям изучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин: критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективною взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- сформирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Программа обеспечена УМК:
1. Лазебникова А.Ю. Массовая культура. Программа курса. – М.: Русское слово, 2005.
2. Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.В., Захаров А.В. Массовая культура. Учебное пособие для 10 – 11 классов. – М.: Русское слово, 2005г.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Содержание курса.
Раздел I
Массовая культура как общественное явление
Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества
Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры.
Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе. Проблемы межкультурной коммуникации.
Тема 2. Культура как сфера жизни общества
Обособление сферы духовной культуры как подсистемы общества.
Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Модели государственного регулирования культуры.
Негосударственная поддержка развития культуры. Спонсорство и меценатство.
Тема 3. Культуры в культуре
Типология культуры: различные подходы. Народная культура, основные направления и жанры. Особенности элитарной культуры. Элитарное искусство начала XX в. Возникновение массовой культуры. Различные точки зрения на взаимодействие народной, элитарной и массовой культуры.
Субкультуры в основном культурном потоке. Критерии выделения субкультур. Контркультура как антитеза господствующей культуре. Антикультура и ее герои.
Тема 4. Массовое общество и «человек массы»
«Масса» как социологическое понятие. Становление и развитие массово! о общества, его характерные черты. Мыслители первой половины XX в. о «человеке массы» и причинах его появления. 11овые концепции массового общества.
Тема 5. Массовая культура современного общества
Этапы формирования. Характерные черты. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.
Тема 6. Массовая культура в России
Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей XIX начала XX в. Создание в СССР массового общества мобилизационного типа. Отличия советской массовой культуры от западной модели. Новые черты массовой культуры в советском обществе 60 80-х гг.. ХХв. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. «Промежуточная» культура, ее отличия от массовой культуры.
Тема 7. Массмедиа
Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМИ. Влияние СМИ на сознание и поведение людей: различные оценки. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных средств массовой информации.
Тема 8. Эра телевидения
Социальные и технологические предпосылки перехода к эре телевидения. Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Особенности телевосприятия. Государственное, общественно-государственное и частое телевещание. Развитие телевещания в нашей стране.
Раздел II
Основные направления и формы массовой культуры
Тема 9. Массовая литература как общественно-историческое явление
Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Особенности массовой литературы. Направления и жанры. Массовая литература в современном обществе, масштабы и характер влияния: различные оценки. Читательские предпочтения.
Тема 10. Массовая литература как чаек, литературного процесса
Неоднородность массовой литературы. Низкое и высокое в массовом литературном потоке. Жанрово-тематические особенности, стилистическое своеобразие. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество'?
Тема 11. Популярная музыка
Основные этапы в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. Музыка молодых.
Тема 12. Реклама в жизни современного общества
Предыстория рекламного дела. Возрастание роли рекламы в современном мире. Реклама как компонент маркетинга. Место рекламы в формировании представлений об идеальной модели потребления. Государственное регулирование рекламной деятельности.
Тема 13. Реклама и культура
Виртуальный мир рекламы. Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы.
Тема 14. Капризы моды
Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть'? Универсальность и демонстративность. изменчивость и постоянство моды. Высокая мода. Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.
Тема 15. Дизайн
Отношение «человек — вещь». Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: промышленный, графический, архитектурный, арт-дизайн. Стили в дизайне. Особенности стиля модерн, ("тиль арт-деко. Русский конструктивизм.
Тема 16. Индустрия развлечений
Превращение досуга в общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные развлекатели. Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. Звезды шоу-бизнеса. Законы рынка в шоу-бизнесе.
Тема 17. Культура потребления и потребление культуры
Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Символическое значение вещи. Сакральное и демонстративное поведение. Общество потребления. Торговые фирмы брэнды.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Основные понятия | Материал учебника | Дата | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Массовая культура как общественное явление | ||||||
1-3 | Культура в жизни человека и развитии общества | 3 | Культура, духовная культура, духовные ценности, культурные универсалии. | § 1 | ||
4-5 | Культура как сфера в жизни общества | 2 | Спонсорство, меценатство, патронаж, фандрейзинг. | § 2 | ||
6-8 | Культуры в культуре | 3 | Народная культура, элитарная культура, фольклор, культурный авангард, субкультура, контркультура. | § 3 | ||
9-10 | Массовое общество и человек «массы» | 2 | Масса, массовое общество, стандартизация, демассовизация. | § 4 | ||
11-13 | Массовая культура современного общества | 3 | Секуляризация культуры, бульварная пресса, духовное потребительство, коммерциализация культуры. | § 5 | ||
14-15 | Массовая культура в России | 2 | Традиционная культура, культурный синтез, промежуточная культура. | § 6 | ||
16-17 | Масс медиа | 2 | СМК, СМИ. | § 7 | ||
18-19 | Эра телевидения | 2 | Коммерческое телевидение, общественное телевидение. | § 8 | ||
Раздел 2. Основные направления и формы массовой культуры | ||||||
20-21 | Массовая литература как общественно-историческое явление | 2 | Массовая литература, литературный лубок, профессиональный писатель, рейтинг продаж. | § 9 | ||
22-23 | Массовая литература как часть литературного процесса | 2 | Беллетристика, сюжетная схема, паралитература. | § 10 | ||
24-25 | Популярная музыка | 2 | Инструментальная музыка, меломан, шлягер. | § 11 | ||
26-27 | Реклама в жизни современного общества | 2 | Коммуникация, презентация, социальный институт, знак. | § 12 | ||
28-29 | Реклама и культура | 2 | Мифологема, брэнд, целевая аудитория, имидж. | § 13 | ||
30 | Капризы моды | 1 | Социальная регуляция, демонстративное поведение. | § 14 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
31 | Дизайн | 1 | Прикладное искусство, эргономика, утилитаризм, техническая эстетика. | § 15 | ||
32-33 | Индустрия развлечения | 2 | Досуг, антрепренер, продюсер, шоу-бизнес. | § 16 | ||
34-35 | Культура потребления и потребление культуры | 2 | Потребность, потребление, блага, вещизм, престиж, эпатаж. | § 17 |
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения общество знания ни профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений:
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• основные социальные институты и процессы:
• различные подходы к исследованию проблем человека и общества:
• особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного по знания.
Уметь
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, инсти туты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном общест ве;
• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских. научных, правовых, политических, публицистических):
• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд): переводить ее из одной знаковой системы в другую;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия меж ду существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; со поставлять различные научные подходы: различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и вы воды;
• объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных соци альных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и ар гументы по определенным проблемам;
•оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление:
• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике:
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективного выполнения типичных социальных ролей: сознательного взаимодействия с социальными институтами
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах: выработки собственной граждан ской позиции,
• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, ле жащих в основе Конституции Российской Федерации;
• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений: критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений:
• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценно стями и социальным положением.
Литература
- Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М.. 1985.
- Бердяев Н.А. Судьба России. - М.- Харьков. 2000.
- Гуревич П.Г. Философия культуры. - М.. 1994. Гл.13.
- Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М. 1966.
- Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М. 1981.
- Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
- Кравцов Н.И.. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М. 1977
- Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. - М. 1970.
- Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М. 1985.
- Культурология. XX век. Словарь. - СПб.. 1998.
- Э.Мунье. Манифест персонализма. - М.. 1999.
- Народная культура в современных условиях. - 2000.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.. 1983
- Ортега-и-Гаесет. Избранные груды. - VI.. 1997.
- Ортега-и-Гассег. Эстетика. Философия культуры. -М. 1981.
- Путилов Б.И. Фольклор и народная кхльтура. - СПб.. 1994.
- Р\сские: Народная культура (история и современность). Г. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2000.
- Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М.. 1999.
- Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - VI.. 1986.
- Шестаков В.П. Мифология XX века. - М. 1988.
- Элитарное и массовое в русской художественной культуре. - М. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс
Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа по элективному курсу Мировая художественная культура для 5-7 класса
Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курсов «История» и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в о...
Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи». 11 класс.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимся знаний орфографических и пунктуацио...
Рабочая программа По элективному курсу «Как правильно говорить? Культура речи – культура поведения» 9 класс
Элективный курс по русскому языку 9 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _элективному курсу «Культура речи»
Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ в 8 классе отводится 34часа(1 час в неделю)....