Методологический конструкт изучения эффективности распространения патриотических ценностей в массовой культуре средствами PR
статья по обж

Приступая к рассмотрению  методологического конструкта, скажем, что это теоретическая схема изучения и наблюдения за событиями в общественности, используя общенаучные и специальные методы познания объекта исследования и наблюдения. К ним относим следующие методы, как: анализ и синтез, классификация, исторический, логический, сравнительный, правовой и прочие.

Вопросы патриотических ценностей в массовой культуре современной российской молодёжи - одна из первых и актуальных для всего российского общества. Российская государственность, в ходе своей эволюции, претерпевала не раз смену ценностно-нравственных отношений, рушилась связь поколений, молодежь оказывалась в духовном вакууме. Но, через года, через трудности и потерь, любовь к Родине, преданность Отечеству всегда поднимали на ноги, вели на защиту и укреплению своего государства. Этому способствовало важнейшее духовное состояние личности каждого гражданина. Социальное неравенство в обществе возможно и способствуют деформации отношений к патриотическим ценностям, но ни в коем случае не размывают основной запас исторической памяти общества. Патриотические ценности никогда не обменивались на любые социальные блага. Они оказывают непосредственное влияние на духовно-нравственное воспитание общества. Но этот процесс у молодого поколения проходит в сложной ситуации. Проходит волна негативной информационной атаки разных коммерческих средств массовой информации. Они естественно играют отрицательно-негативную роль в проявлении молодежью таких чувств, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Методологический конструкт изучения эффективности распространения патриотических ценностей в массовой культуре средствами PR

Приступая к рассмотрению  методологического конструкта, скажем, что это теоретическая схема изучения и наблюдения за событиями в общественности, используя общенаучные и специальные методы познания объекта исследования и наблюдения. К ним относим следующие методы, как: анализ и синтез, классификация, исторический, логический, сравнительный, правовой и прочие. 

Вопросы патриотических ценностей в массовой культуре современной российской молодёжи - одна из первых и актуальных для всего российского общества. Российская государственность, в ходе своей эволюции, претерпевала не раз смену ценностно-нравственных отношений, рушилась связь поколений, молодежь оказывалась в духовном вакууме. Но, через года, через трудности и потерь, любовь к Родине, преданность Отечеству всегда поднимали на ноги, вели на защиту и укреплению своего государства. Этому способствовало важнейшее духовное состояние личности каждого гражданина. Социальное неравенство в обществе возможно и способствуют деформации отношений к патриотическим ценностям, но ни в коем случае не размывают основной запас исторической памяти общества. Патриотические ценности никогда не обменивались на любые социальные блага. Они оказывают непосредственное влияние на духовно-нравственное воспитание общества. Но этот процесс у молодого поколения проходит в сложной ситуации. Проходит волна негативной информационной атаки разных коммерческих средств массовой информации. Они естественно играют отрицательно-негативную роль в проявлении молодежью таких чувств, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине». Помимо этого, еще можно назвать следующую причину того, чем же ситуация осложнена. Дело в том, что в научной литературе, в государственных документах, разного рода публикациях и в обычном представлении у молодого поколения нет общепринятого единственного толкования понятия «патриотическое». Государственные нормативные документы, программы федерального, регионального и местного уровня патриотические ценности связывают в основном с военной подготовкой (патриотизм - готовность молодых людей к службе в армии), и, с другой стороны, с жизнедеятельностью культурных автономий и национальных меньшинств (здесь уже патриотизм и патриотические ценности имеют этническую самоидентификационную окраску). В результате актуальность проблемы распространения патриотических ценностей в массовой культуре средствами PR всегда сохраняется, чтобы не было путаницы в деятельности по вопросу формирования патриотизма.

Так сложилось, что в последние два десятилетия довольно быстрыми темпами наша страна меняла свое социально-экономическое состояние. Резкие изменения всегда даются сложно для восприятия. Адаптироваться к новым условиям не способствуют те морально-духовные принципы, на которых выросло большинство населения страны. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания такого явления, как любовь к Родине, следовательно, и обновления понятия патриотизм в соответствующем современном содержании. Процесс глобализации также имеет свое влияние на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотические ценности. Сегодня часто встречаются такие высказывания о том, что чувство патриотизма это прошлое в нашей истории, теперь пришло время выдвижения общечеловеческих приоритетов и отдать им предпочтение. Здесь, к сожалению, прослеживаются предпочтения конкретных государств и социальных слоев вместо общечеловеческих ценностей.

В современной России в некоторых регионах, используя патриотические выражения, распространились националистические движения. Используя патриотическую терминологию, эти движения вовлекают в свои ряды незрелую молодежь. Национализм становится идеологией маргинальных групп – тех лиц, которые хотят вернуть свой давний социальный статус, вернуться на свою историческую родину. При таких условиях вопрос определения общего и особенного в идеологиях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма все острей и глубже.

Необходимость того, что нужно формировать и развивать патриотические ценности, указаны в принятых государственных программах и нацелены они на системную деятельность:

 1. "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";

2. "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы";

3. "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы";

4."Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

 Тема патриотической ценности является объектом изучения и рассмотрения многих научных предметов, как история, философия, политология, социология, культурология, педагогика. Проблемы патриотических взглядов описаны в трудах многих знаменитых мировых философов, что говорит о важности изучения и воспитания общественности в рамках этих ценностей. Среди них Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Фихте, Цицерон, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и другие.   В нашей отечественной философской мысли, вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как А. Пушкин, П. Чаадаев, Ф. Тютчев, Н. Карамзин, А. Хомяков, В. Соловьёв, Л. Толстой, Н. Данилевский, Г. Плеханов, И. Ильин, Н. Бердяев, В. Ленин.

Значительны успехи и советской науки в этой области. В эти годы проводились исследования, которые были посвящены природе патриотических ценностей. Изучались практические и теоретические соотношения во взаимосвязи с разными формами общественного сознания. И, как выше упоминалось, большое внимание отводилось изучению и освещению военной стороны патриотических ценностей. Общие суждения по этому вопросу находятся в научных трудах ученых Е. Ануфриева, А. Вырщикова, Б. Каверина, В. Ксенофонтова, В. Лутовинова, П. Петрия, В. Пусько, В. Ремарчука, В. Суставова, С. Тюшкевича, Р. Яновского и других.1 

Сегодня интерес к проблеме патриотической ценности возрос, что не нельзя не отметить с удовольствием. И это требует тщательного научного анализа понимания современных ценностных направлений патриотизма. Это направление должно прийти в массовую культуру с умными и честными людьми. Только просвещенный патриотизм будет приемлемым методологическим ходом воздействия на массовые сознания современных молодых людей.2 

 В.И. Лутовинов определил патриотизм с такой позиции. «Это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей

1 Бердяев Н.А. Русская идея. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2004

2 Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3 (57); Яновский Р. Г. О смысле созидающего служения человеку, народам России и отечеству. М.; Книга и бизнес, 2004

неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности. Они формируют ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служения Родине».1   Такой позицией патриотизм является значимой ценностью и составляющей массовой культуры. Справедливо сказать, что, сделав анализ философского осмысления сущности патриотизма, приходишь к выводу, что каждый ученый-философ высказывал конкретные идеи о содержании понятия «патриотизм», добавляя при этом свое личное к нему отношение.

Воспитание патриотических ценностей граждан РФ – это основополагающее направление политики государства. В государственных программах последних лет по выполнению комплекса мероприятий по правам, нормативам, организационно-методическим, исследовательским и межрегиональным направлениям обеспечивается совершенствование системы патриотического воспитания, и формирования активной жизненной позиции населения страны. Эти программы обеспечивают национальную безопасность РФ, и естественно, что требуют комплексного подхода к решению проблем. 

«Public relation - (PR)», являясь эффективной деятельностью, способствует управляющим организациям следить за общественным мнением, анализировать итоги наблюдения, создавать выводы и управлять ими. Все это главными целями деятельности PR-технологии для того, чтобы удовлетворить интересы общественности в целом. 

Работая над материалом, я проследила, как в нашем городе происходит вся система военно-патриотического воспитания. Основными направлениями PR-деятельности в этой системе являются:

- совершенствовать нормативно-правовую базу патриотического воспитания;

1 Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Евразийство: историко-культурное значение: материалы Международной конференции М.: ОМ - Экспресс, 2004

- организация обучения майкопчан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;

- организация массовой патриотической и военно-патриотической работы;

- укрепление материально-технической базы.

Ежегодно в городе Майкопе, и во всех населенных пунктах Республики Адыгея, в общеобразовательных учреждениях проводятся декады Памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, организовываются смотры уголков и музеев Боевой Славы, военно-спортивные игры и т. д. 

 Вся система PR-мероприятий, направленная на воспитание уровня патриотизма среди населения достаточно разнообразна. В ее основе, как я отметила выше, выступает военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

PR-мероприятия включают в себя: 

- праздничные мероприятия, приуроченные памятным событиям и датам истории России, на которые привлекаются представители общественных организаций и объединений, военнослужащие;

- военно-шефская работа;

- организация и проведение тематических месячников оборонно-массовой и спортивной работы, военно-спортивные соревнования; 

 - смотры-конкурсы уголков и музеев Боевой и Трудовой Славы, фестивали, спартакиады;

 - популяризация государственных символик;

 - взаимодействие общеобразовательных учреждений города, республики, учреждений высшего и среднего профессионального образования с республиканскими общественными организациями;

 - проведение мероприятий с войсковыми частями, расположенными на территории Республики Адыгея. Эти мероприятия отражаются в социальной, культурной и в военно-патриотических сферах: проводятся Дни призывника, встречи с допризывной молодежью, выезды в военные части для проведения военно-спортивных состязаний, для стрельбищ.

 Теоретическая подготовка допризывная молодежь проходит в современно оборудованных учебных кабинетах. А практические тактические сборы и в полевых условиях. На этих занятиях допризывной молодежью отрабатываются навыки и умения по подготовке к военной службе. Также знакомятся с боевым оружием и техникой, учатся преодолевать огневую, штурмовую полосы, посещают занятия по ведению тактики боя. Военный комиссариат совместно с управлениями образований республики организует и проводит различные PR-мероприятия. Это конкурс-смотр допризывной подготовки в школах; соревнования по стрельбе; соревнования по военно-прикладным видам спорта; военно-спортивная игра «Зарница»; встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. 

Инновационными PR-технологиями в последние годы в республике стали мероприятия по волонтерскому движению и РДШ – российское движение школьников. Российское движение школьников - общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, которая создана 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ №536. Это движение имеет целью совершенствование государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения. Это совсем молодая организация, но уже со своими положительными результатами. У РДШ свои устав и гимн, своя эмблема, цели и задачи. Цели имеют несколько направлений: личностное развитие, активная гражданская позиция, военно-патриотическое воспитание, информационно-медийное направление, которое помает молодому поколению определиться в будущем профессиональном выборе. PR-мероприятия включают такие формы работы, как фестивали, конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты, поддержка и продвижение детских коллективов, популяризация комплекса ГТО, работа спортивных секций в городах и сельских населенных пунктах, тематические образовательные программы, туристические слеты. Также поисковые работы, изучение истории и краеведения, воспитание культуры безопасности. Все эти цели и задачи воплощаются и таким видом деятельности, как волонтерство. Оно действует в рамках РДШ. Волонтерство, со своими направлениями, как экологическое, социальное, культурное, событийное, приобрело широкий размах среди школьников и студенчества. Отдельно отметим направление – волонтерство Победы, которое связанно с сохранением памяти о ВОВ, с участием в акциях и мероприятиях, посвященных ВОВ. Такое развитие военно-патриотического направления среди молодежи будет способствовать воспитанию поколения умных и смелых людей, готовых в любой момент встать на защиту своей Родины, имеющие устойчивые патриотические ценности.

PR-технологии в патриотическом воспитании через молодежные движения обеспечивают эффективное взаимодействие СМИ с государственными институтами и общества, выясняют перспективы движений, ведут группы в социальных сетях, создают различные информационные ролики и брошюры, анонсируют и освещают все события и мероприятия. Очевидно, что такая общественно-массовая работа с молодежью скажется положительным образом на воспитание и укрепление патриотических ценностей.

 Основные пути формирования патриотических ценностей и их укрепления в Российском обществе начинают складываться вначале через семью (продолжается всю жизнь), дошкольное и школьное образование, обучение в профессиональных средних и высших учебных заведениях, и продолжается в целом всем обществом, а для молодых ребят и армией. То есть это происходит с самого момента рождения и его несознательной жизнедеятельности и до полного формирования его личности.
Сегодня в облике студенчества видны черты нашего будущего, всего социального благополучия России, региона и города. В ходе опроса, которого я проводила среди студентов Адыгейского государственного университета, попыталась выяснить уровень гражданской активности и патриотических ценностей в нашей студенческо-молодежной среде. Проводилось анкетирование студентов по месту учёбы. В сборе информации посредством заполнения анкет принимало участи 55 человек. При проведении анализа результатов опроса, стало очевидным, что современное российское общество благоприятно влияет на процесс становления молодой личности в её гражданском статусе. На это влияют политическая среда, социальные институты, факторы и агенты социализации - семья, окружение сверстников, школа, учебное заведение, церковь, искусство, культура, а также все направления и действия средств массовой информации. 

Цель моего исследования - социально-философский анализ новых аспектов и тенденций, которые появились в содержании и понимании патриотических ценностей современной молодежи. Для реализации цели исследования поставлены некоторые задачи.

1. Анализ сущности и содержания патриотических ценностей как элемента массового сознания молодёжи. Изучить отличия ценностей патриотизма от национализма, рассмотреть патриотические ценности как потребности в становлении личности, общественности, обобщить истоки патриотических ценностей и найти их корни.

2. Изучить методику формирования патриотических ценностей молодёжи в российском обществе на различных этапах его развития. Выявить основы возникновения патриотических ценностей у российской молодежи, сделать выводы того, какую роль они сыграли в его дальнейшем росте. Определить проблему современного положения патриотических ценностей в России и найти необходимые и всевозможные пути выхода из кризисного положения, если таковые обнаружатся.

3. Исследовать сущность и особенность функционирования патриотических ценностей у российской молодёжи во взглядах о прошлой истории государства и о современности. Понять значение в воспитании патриотических ценностей у современного молодого поколения национальных, культурных, исторических, воинских традиции и символов.

Таблица 1.

«Какие качества обязательны для гражданина?»

(в % к числу опрошенных)

Быть законопослушным

58

Всегда уплачивать налоговые обязательства

18

Быть всегда бдительным  и готовым к борьбе с врагами своей страны

10

Быть толерантным человеком; всегда приходить на помощь нуждающимся

10

Иметь негативное отношение  к экстремистским и террористическим проявлениям,  противостоять  национализму и  фашизму

11

 Сопротивляться произвольным действиям  властных структур

8

Быть в курсе политических движений в стране; принимать посильное участие в политической жизни

2

Личные  интересы должны уступать  интересам  общественности и  государства

2

Судя по таблице, первое место студенты АГУ отдали исполнению законов, что говорит о достаточно высокой степени гражданской активности и ответственности. На становление гражданской культуры и активной позиции студентов оказывают влияние семьи и поведения сверстников, СМИ, образовательные учреждения, общественное мнение, интернет и интернет-сообщества. Необходимо больше развивать существующие молодёжные общественные организации, проводя больше мероприятий по PR-технологиям. Студенты также высказались о властных структурах разного уровня, о религии, о политических партий и движений. Студенты говорили также о влиянии бизнеса на массовую культуру. Незаконные действия также звучали. В нашем ВУЗе пристальное внимание к патриотическому воспитанию, потому и ответы были примерно ожидаемы.

Таблица 2.

«Что означает быть патриотом России?»

(в % к числу опрошенных)

Когда человек  уважает, изучает   и знает  исторический путь России

50

Гордиться своей Родиной и любить ее  

75

Когда проявляется   уважительное и чуткое отношение  к ветеранам войн  и труда,  ко всем пожилым людям

30

Самопожертвование  во имя  интересов страны

23

Быть в ответе  за происходящие действия и различные ситуаций  внутри государства

30

Участвовать  в жизни общества, в  политические  движения  страны

21

Отдать свой воинский долг Родине – проходить  службу в ВС РФ

6

Быть верующим человеком

5

Беречь имущества государства

12

Добросовестное отношение к   своей работе

12


 Отметим, что студенты выразили свое понимание патриотизма как объемный термин, проявляемый в любви к своей родине, стране, народу; в необходимости и желании быть привязанным к родным местам рождения и жительства. Большинство респондентов горды за Россию, проявляют чувство ответственности за то, что происходит в стране, уважительно относиться к ветеранам, пожилым. Также видят свой патриотизм в участии в общественно-политической жизни страны и добросовестном отношении и качественном выполнении своего дела, иметь свои религиозные взгляды.

Таблица 3.

«С чем связано у Вас понятие — Родина?» Моя Родина это …

(в % к числу опрошенных)

Российская  Федерация

50

Там, где я живу

8

Там, где я родился и рос

17

Природная красота и богатство родного  края

4

Все, что связано с моим народом, с моей национальностью

15

Там,  где мои родные люди

3

Место, которое я люблю

2

Я ничего не связываю с этим словом.

2

Одна вторая часть опрошенного количества студентов гордо заявили, что их Родина — Россия. Другая половина, что это их малая Родина. Неудивительно, что в нашем многонациональном городе понятие Родины связали с обычаями, традициями, языком и культурой своего народа. К большому сожалению, нам встретились те, у кого это понятие. Очень важно, что молодежь понятия Родина и Отечество связывает с Россией. Отечество потому, что здесь испокон веков жили и трудились отцы и деды. Родина – мать, она кормит, поит нас, растит, защищая и оберегая от всего ого, что может причинить нам страдания.

Таблица 4.

«Должны ли все юноши, годные к воинской службе

проходить срочную службу?»

(в % к числу опрошенных)

Обязан, если здоровье позволяет

24

Это ступень взросления мужчин

22

Да, кому – то надо защищать  рубежи страны

12

Да, ведь  армия  многому учит и воспитывает

4

Не обязательно.   Сейчас техника заменяет многих людей

16

Нет, это — подрывание психики

16

Нет, я не хочу униженным и оскорбленным дедовщиной

5

Нет, . Это лишение свободы

2

 

Студенты реально смотрят на то, что воинская служба - долг каждого, и считают школой жизни, но в армию очень редко идут охотно. У них много аргументов против службы. Положительные ответы в пользу воинской службы имеют возможность повышения привлекательности имиджа этой государственной организации.

Таблица 5.

«Что, по Вашему мнению, может обеспечить

успешное развитие России?»

(в % к числу опрошенных)

Объединение людей  и совместное решение  проблем   демократичными  методами

33

Стране нужен настоящий, добросовестный и преданный делу государства, лидер

45

Содействовать во всем этому лидеру, помочь  вывести страну из кризиса

22

Студенты - один из многочисленных молодых отрядов, которые находятся на переходной стадии, и переживают важный этап социализации, процесса освоения внешних и внутренних норм и ценностей. Студенчество особая категория в социуме, переходящая к тому социальному состоянию, когда знания превращаются в капитал. 

Проводя  данные опросы,  сделала вывод, что во время сложных и нестабильных общественных ситуаций, студенты за порядок и покой в обществе, за мир и надежность, ставят общественные отношения выше ценности «демократии». Успешный путь развития и наведения порядка в стране наиболее активная трактовка, поддержанная почти половиной респондентов. Это говорит о том, на протяжении многих лет в городе, и в целом в республике, сформировался достаточно большой опыт работы PR-технологии. Праздничные патриотические мероприятия, общественные добровольные движения, публикации в различных информационных изданиях, реклама, акции по охране и защите природы - все оказывают влияние на патриотическую направленность и воспитание современной молодежи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

Методологические аспекты повышения эффективности инновационного процесса обучения от школы к ВУЗу

Материалы доклада выполненного на международной научно-практической конференции "Инновационные технологии в науки и образовании 2016", г. Ростов-на-Дону, с. Дивноморское 11-17 сентября 2016 г....

«Методико-методологическое обеспечение изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в общеобразовательной школе»

Начну с того, что выбрала я эту тем не случайно. Она неразрывно связана с моей профессиональной деятельностью. После окончания бакалавриата я начала работать учителем истории и культуры Санкт-Петербур...

Формирование нравственно-патриотических ценностей средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы руководителя школьного комплексно-краеведческого музея по формированию нравствено-патриотических ценностей...

Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии в трудах Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Фуко, К. Гирца.

Переосмысливая массовую культуру. Исследования массовой культуры и изучения истории, антропологии и социологии. Особенности “публичной сферы”. Труды Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Р. Барта, М. Ф...

Изучение эффективности использования антибактериальных и антисептических средств для рук

В последнее время спрос на антибактериальные и антисептические средства для очищения рук в аптеках и супермаркетах возросла. Люди приобретают эти средства, иногда не смотря на их состав и эффективност...

Выступление «Эффективность музейной педагогики в формировании патриотических ценностей у старшеклассников

Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у шк...