Презентация к классному часу "Массовая культура"
презентация к уроку (7 класс) на тему
Использовать при подготовке к классному часу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Массовая культура" | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Периодизация истории культуры В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры: Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Средних веков (V—XIV вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.); Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв .);
Массовая культура культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
С редствах массовой коммуникации Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации , способных оказывать мощное влияние на аудиторию средства массовой информации (газеты, журналы, рацио , телевидение, интернет-блоги и т.д .) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.
основные составляющие массовой культуры информационная индустрия — пресса, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. индустрия досуга — фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.; система формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. тиражируемая мифология - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
о сновные признаки массовой культуры серийный характер предметов потребления; примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры; культ сильной личности, культ жизненного успеха.
характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: бегство от действительности; быстродоступность и быстрозабываемость ; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.
Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства.
три основных уровня массовой культуры Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя.Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура . Мид -культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом . Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют: индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей; массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, а также одинаковые стереотипы; средства массовой информации, сообщающие широким слоям населения текущую информацию, дающие ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей; систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующую политическую благонадежность основной массы населения; массовые политические движения и партии, использующиеся представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза; мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые дают простые объяснения всех современных проблем. Именно так появились мифы мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.; индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке; индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовую физкультуру, косметические фирмы и услуги; индустрию интеллектуального и эстетического досуга — «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVII! в. просветительскую тенденцию; рекламу, моду, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на веши , услуги, идеи; игровые комплексы, развивающие быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни; словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.
Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Литература Ильин А. Н. Субъектность внутри массовой культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 4 - Культурология. Костина А. В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 28-35. Костина А. В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 213-215. Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А., Луков М. В. Массовая культура и массовая беллетристика // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — ISSN 2218-9238.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу на тему: "Культура поведения в школе"
Эту презентацию можно использовать на классном часе в 5 классе по теме: "Правила поведения учащихся"...
Презентация к классному часу "Культура чаепития"
Презентация к классному часу "Культура чаепития"...
Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе
Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе...
Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура) Презентация к классному часу Тема презентации: «Первая точно датированная книга «Апостол» и ее создатели».
Презентация : «Первая на Руси точно датированная книга «Апостол» и ее создатели». предназначена для внеклассного мероприятия . Рассчитана для учащихся 7-8 классов. Цель работы: привлечь внимание ...
Презентация к классному часу "Борись за культуру речи"
Задания слайдов носят занимательный характер и предполагают выполнение их на интерактивной доске....
Презентация по Мировой художественной культуре "Особенности культуры России"
Презентация знакомит с особенностями русской культуры: одеждой (крестьянской, царской, боярской), национальной кухней, музыкальными инструментами, символами страны....
Презентация к классному часу "День славянской письменности и культуры"
Презентация к классному часу "День славянской письменности и культуры"...